«Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

Чижикова Марина Германовна

Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_integrirovannykh_zanyatiy.doc109.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 40 комбинированного вида

 Колпинского района

Санкт-Петербурга 

Цикл интегрированных занятий

«Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП)

разработала:  

воспитатель 1 квалификационной категории

М.Г. Чижикова

Литература: Г.Новицкая «Тишина», А.Толстой «Осень», Э.Машковская «Дело к осени», Н.Некрасов «Заунывный ветер гонит..». А.Пушкин «Унылая пора…», В.Мирович «Все деревья облетели»; «Приметы осени», загадки

Задачи: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей

Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией свои чувства и впечатления.

Совершенствовать умения детей в различных техниках. Закрепить знания о сезоне; воспитывать эстетическое восприятие природы.


Произведения художников – пейзажистов: В.Серова «Октябрь», Иллюстрации об осени,     И.Левитан «Золотая осень»

Музыкальное оформление: А.Вивальди альбом «Времена года» (концерт «Осень»)

Наблюдения в природе: В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. Деревья постепенно теряют свой пышный  яркий убор, ветки их обнажаются.

Позднюю осень называют «серебряной», летят на мерзлую землю серебряные звездочки снежинок, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Нетрадиционные техники рисования:

«Осень, обсыпается весь наш бедный сад» - ладошками и пальчиками.

«Дождливый октябрь» - монотипия пейзажная.

«Унылая пора…» - печать по трафарету.

«Дождь» - паролон

Материалы к занятию: краски: акварель, гуашь, баночки с водой, тряпочки, салфетки, палитра, печатки, кисти жесткие (для клея)

Игры: «Покажи без слов», «Подскажи словечко», «Раньше-позже»

Упражнение – разминка: «Кисточку возьмем вот так…»

Оживи картинку: «Если б я был деревом»

Литература: А.Плещеев «Осень наступила», Е.Трутнев « Ходит-бродит осень», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», В.Мирович «Все деревья облетели», И.Бунин «Листопад», Г.Новицкая «Летний сад», З.Федоровская «Осень на опушке..», А.Майков «Пейзаж»,, «Осень», Е.Благинина «»Осень», «Осень-художница»,  

Задачи:

Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе

 Вызывать у детей чувства радости от осеннего многоцветия опавшей листвы, яркости и красоты деревьев, кустарников.

Развивать эстетическое восприятие, предлагая детям рассматривать и любоваться собранными листьями. Закреплять умения аккуратно раскрашивать рисунки краской.

Формировать образные представления детей через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Закреплять знания детей о художественных………..

Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные  и временные связи.

Произведения художников – пейзажистов: И.Левитан «Золотая осень», «Вечерний звон», В.Поленов «Золотая осень», Н.Моторин «Осень»

Рассматривание иллюстраций к книгам «Лесные хоромы»,»Четыре времени года», «Праздник леса»

Музыкальное оформление: А.Вивальди «Времена года» (концерт «Осень»)

Наблюдения в природе: за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятие «листопад», «золотая осень». . Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом небе золотятся верхушки берез, лип  осин. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром.

.

Нетрадиционные техники рисования:

«Осеннее дерево» - оттиски из листьев

«Рябинушка» - печатки, ватные палочки

«Ветка с ягодами» - рисование пальчиками, печатки

Материалы к занятию:

Дид. Игры «Живые лепестки», «Найди листок к дереву», «Собери букет», «Волшебные краски», «Радуга»

Игры: «Волшебные краски», «Радуга», «Найди листок к дереву», «Найди листок, как на дереве», «Лети листок, ко мне в кузовок», «Найди дерево по описанию». «Чудесный мешочек»

Физминутка: «Мы осенние листочки»

 

Литература: С.Есенин «Белая береза», Ф.Тютчев «Чародейкою- зимой», А.Пушкин «Идет волшебница-зима», И.Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка»,  В.Орлов «Зимний лес», В.Фетисов «Зимние краски»; «Вы узнаете зиму?», «Зима», «Заколдованный дворец», «Крылатые снежинки», «Сказка на стекле», С.Маршак «Январь», М.Садовский «Снегопад»

Задачи:

Продолжать знакомить с зимними явлениями в природе.

Познакомить с новыми понятиями: «метель», «вьюга», «снегопад»

Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения

Знакомить с техникой рисования пальчиками;

закрепить знание цветов;

Учить составлять композицию

Учить сочетать цвета светлых и темных тонов, используя для рисования бело-сине-черную гамму.

Произведения художников – пейзажистов: С.Никеев «Иней», И.Суриков «Первый снег», Д.Александров «Зимняя сказка», И.Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», Ю.Ракин «Зима», Шишкин «Зима», Поленов «Московский дворик»

Музыкальное оформление: Р.Шуман «Зимой», Д.Шостакович «Лирический вальс», П.Чайковский «Январь» («Времена года»)

Наблюдения в природе: Дни еще короче, солнце выглядывает редко из-за туч и греет слабо. День за днем – снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивает все кругом белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится прозрачным, похожим на белый резной терем. показать разные по характеру лиственный деревья, на необычные формы стволов, за падающим снегом, деревьями в инее Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.

Нетрадиционные техники рисования:

«На деревья на лужок выпал беленький снежок» - пальчиками

«Зимний вечер» - кляксография, набрызг

«Белая береза за моим окном» - пальчиками, жесткой кистью

    Материалы к занятию: тонированные темно-синим цветом листы бумаги с изображением ствола дерева, белая гуашь, палитра, жесткая кисточка, баночка с водой, поролон,  

Игра: «Волшебные краски», «Опиши, я отгадаю»

«Я – дерево» (ребята пластикой собственного тела изображают образ того или иного дерева), «Что изменилось»

«Подбери словечко»

Литература: А.Фет «Весна». И.Бунин «После половодья», «Оттепель»; «Синий день», «Капель», А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», Г.Ладонщиков «Отшумела злая вьюга»

Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства.

Учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

Развивать образность речи, творческое воображение.

Учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

Произведения художников – пейзажистов: И.Левитан «Весна – большая вода», А.Саврасов «Грачи прилетели», К.Юон «Мартовское солнце», Е.Зверьков «Весна. Последний снег», С.Герасимов «Лед прошел», В.Баляницкий-Бируля «Весенний пейзаж»

Музыкальное оформление: П.Чайковский «Подснежники» (апрель)  (из альбома «Времена года»), Г.Свиридов «Дождик»

Наблюдения в природе: рассматривая образ весны , мы учим сопоставлять изображение пробуждающейся весенней природы – робких лучей мартовского солнышка, первых проталин.

Нетрадиционные техники рисования

«Большая вода» -  монотипия пейзажная,

«Прилет птиц» - валик, отпечатки рук., печатки

Материалы к занятию: краски (желтая, белая, серая, зеленая), кисти, баночка с водой, салфетки, палитра, кисти, печатки, паролон

Игры:«Звуки леса» (фонетическая зарядка)

Литература: Ф.Тютчев «Еще в ролях белеет снег», Е.Благинина «Солнышко красно», И.Токмакова «Ручей». Е.Баратынский «Весна, весна», С.Маршак «Апрель», «Капель», «Солнечный зайчик», «Весной», «Радуга»

Задачи: научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыке, изобразительном искусстве.

Формировать умения  детей передавать в рисунке картины весенней природы, радостное настроение, связанное с приходом весны.

Закреплять умения передавать цвета и их оттенки, смешивая краски разного цвета с белилами.

Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы.

Развивать творческое восприятие.

Закреплять технические навыки и умения, развивать творчество и воображение.

Произведения художников – пейзажистов

Музыкальное оформление: А.Вивальди «Времена года» (Весна); Э.Григ «Ручеек»; А.Аренский «Лесной ручей»; П.Чайковский (Март - «Песня жаворонка», апрель -  «Подснежники», май – «Белые ночи», Моцарт «Менуэт», С.Прокофьев «Дождь и радуга»,

Наблюдения в природе: Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталинки.

На деревьях и кустах набухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах и на полянках раскрываются весенние цветы. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы

Нетрадиционные техники рисования:

«Весеннее солнышко» - ладошками, мыльные пузыри,

«Весенний ручеек» - пальчиками

«Береза весной» - шпатель, метод тычка, скомканная бумага

Материалы к занятию: краски, белила, палитра, кисти, стаканчики с водой, салфетки,  бумага для рисования

Игра: «Что изменилось»

Физминутка «Грачи прилетели»

 

(Образ русской березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском творчестве)

(В разные времена года)

Литература: А.Прокофьев «Березка», С.Есенин «Белая береза», Я.Годин «Березка», С.Есенин «С добрым утром!»

П.Воронько «Березка», Е.Благинина «А вы, березы тонкие…»

Задачи: Формировать образные представления детей через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Формировать умение использовать для создания рисунка различные материалы.

Развивать умение  передавать в рисунке характерные особенности природы, используя определенную цветовую гамму, передающую ее настроение.

Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, серый), используя эти цвета при создании радостных или печальных картин









Прежде чем приступить к работе, надо определить состояние природы, подумать о настроении, которое вы хотите передать в рисунке.

Произведения художников – пейзажистов: И.Левита «Березовая роща», «Березовая аллея ночью», «Березовая аллея днем», «Большая вода», Л.Рылов «Березовый шум», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь», А.Куинджи «Березовая роща», Е.Волков «Октябрь», С.Никереев  «Иней»,  А.Саврасов «Грачи прилетели»

Музыкальное оформление: П.Чайковский «Времена года», «Во поле береза стояла» Р.Н.Песня в обр. Н, Корсакова, «Ах ты береза» Народная мелодия «Во поле береза стояла»

Наблюдения в природе

Нетрадиционные техники рисования:

Пальчиками

Ладошкой

Оттиск печатками

Монотипия пейзажная

Кляксография с трубочкой «Береза ноябрьским вечером»

Оттиск поролоном «Осенний пейзаж»

Тычок жесткой полусухой кистью или мятой бумагой

Печать по трафарету «Осенняя березовая ветка»

Отпечатки листьев и оттиск пенопластом « Ветка березы с сережками»

Рисование мелом

Раздельный мазок «Береза милая подруга»

Рисование ватными палочками

Рисование картонными штампиками.

Материалы к занятию: Белая гуашь, кисти, краски: акварель, гуашь, ватные палочки, трафареты, мелки, засушенные листья, пенопласт, поролон

Игры: «Волшебные краски», «Подбери словечки», «Что изменилось», «Пейзаж», «Перспектива»

Физминутка: «Это деревья в лесу»

Литература: Т.Пушкарева «Кто раскрашивает небо?»

Задачи: Формировать умение  эмоционально откликаться на цвет, правильно смешивать краски, составляя новые цвета и оттенки.

 Упражнять в получении цветов холодных оттенков.

Развивать творческую активность.

Формировать образные представления детей через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Произведения художников – пейзажистов: А.Рылов «Закат», Ф.Васильев «Перед дождем», И.Шишкин «Полдень», «Рожь» (облака светлые, легкие, словно белый пух), И.Левитан, Н.Рерих «Небесный бой» (облака темные, тяжелые), В.Ван-Гог «Красные виноградинки» (солнечные лучи, словно расплескались по всему небу, А.Герасимов «После дождя», В.Подляский «Май. Облачко»

Музыкальное оформление: «Облака» муз…. , Э.Григ «Утро» соч. №46, Л.Бетховен «Шестая симфония» (часть «Гроза») П.Чайковский «Май» («Времена года»)

Нетрадиционные техники:

 по - сырому,

«Белогривые лошадки» - пальчиками, поролоном, пенопласт, мыльные пузыри

Наблюдения: В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представит, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.

Весной солнце светит ярко, ослепительно, небо ярко-синее, на нем белые закругленные облака – кучевые.



Литература: Е.Серова «Колокольчик», «Одуванчик», В.Товарков «Незабудка», А.Майков «Голубенький чистый…», А.Толстой «Колокольчики мои», З.Александрова «Букет», Е.Благинина «Огонек», «Травы», «День рождения», «Тучи», «Скатерть-самобранка»; «Я рисую букет»

Задачи: Вызывать у детей эмоционально -положительное отношение к ярким  краскам цветов

Учить передавать врисунке части растения.

Учить детей сравнивать растения по цвету, форме

Учить передавать сочетания цветов, характерных для растений

Развивать чувство цвета, умение красиво подбирать краски.

Закреплять нетрадиционные приемы рисования, умение красиво располагать изображение на листе.

Развивать эстетическое восприятие.

Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения

Произведения художников: И.Грабарь «Хризантемы», А.Головин «Цветы», В.Куприн «Осенний букет», И.Репин «Осенний букет», В.Ван-Гог «Подсолнухи», А.Иванов «Ветка», М.Сарьян «Осенние цветы», П.Кончаловский «Сирень в корзине», Д.Налбандян «Сирень», Левитан «Одуванчики», Кончаловский «Сирень белая и розовая»

Музыкальное оформление: П.Чайковский «Щелкунчик» («Танец цветов»)

Наблюдения: Стоят солнечные жаркие денечки. Земля прогрета и напоена влагой теплых дождей. В лугах, полях и лесах наливаются соком травы, распускаются яркие цветы Рассматривание цветов в сквере, на участке детского сада, в парке, на полянке. Уточнение знаний формы, цвета растений.

Нетрадиционные техники»:

«Подсолнухи» - пальцами

«Одуванчики» - белый мел на цветном фоне; восковые мелки и акварель; клубочками; печатание печатками; печатание коробками

Игры: «Найди пару», «Волшебный цветок»,»Отбери и назови цветы, которые знаешь»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл интегрированных занятий «Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»

Знакомя детей с сезонными изменениями в природе, можно использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления «музыкальными красками». Чтобы почувств...

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Презентация "Мажор и минор в музыке, изобразительном искусстве, поэзии"

Интегрированное занятие в подготовительной группе...

Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

™Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания.™Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2. эмоц...