Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
консультация на тему
Актуальность
В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается такая образовательная область, как художественно-эстетическое развитие, которая «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается такая образовательная область, как художественно-эстетическое развитие, которая «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
3 2 Актуальность Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Условием и средством нравственно-эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная.
4 3 Основные понятия Искусство – это одна из форм духовной культуры человека, имеющая целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
5 4 Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, зрелищные искусства можно объединить в группу художественных средств, которые способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
6 На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Особое значение приобретает приобщение дошкольников к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры, постоянное использование в системе художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного искусства. В воспитательном процессе изобразительная наглядность традиционно оценивается как одно из действенных средств, призванных позитивно повлиять на развитие детей, на формирование их нравственно-эстетических взглядов.
7 13 Язык изобразительного искусства многообразен. С младшего дошкольного возраста надо формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) затем обратить внимание детей на средства образной выразительности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события. 8
9 При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком и неунывающим веселым солдатом, и озорной девчонкой… Способность поставить себя на место другого, испытать радость, удивление, или огорчение порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Благодаря знакомству с портретом ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания об известных деятелях науки и искусства, о сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
10 Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности и т.п.) способны выразить пейзажи и натюрморты. Они передают красоту природы, эстетические представления о ее красоте, возникшие у художника. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов.
11 Вывод: В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.
12 17 Список литературы 1. Об образовании в РФ: [ федер . закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2012] // Собрание законодательства РФ. – 2012. - №53 (ч.1). – ст. 7598. 2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155] // Российская газета. – 2013. - 25 ноября. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=985 4. Воспитание и обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца, Т.А Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – 560 с. 5. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. – 416 с. 6. Никитич, Л.А. Эстетика: учебник для вузов / Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с. 7. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М: Просвещение, 1985. – 207 с.
Спасибо за внимание. 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-89540-1420198074.jpg)
Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...
Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность
Как развивать личность ребенка в процессе лепки, рисования, аппликации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522282-1415627354.jpg)
Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на формирование творческой личности
Данную статью можно использовать как материал для консультации педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-616825-1427820290.jpg)
Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании творческой личности
В презентаци раскрыты: цель, специфика, принципы, виды и некоторые примеры сюжетно-ролевых игр....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/23/picture-540369-1708699486.jpg)
Выступление на педсовете "Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества"
Механизм нравственного воспитания:...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-503019-1413823245.jpg)
Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру
Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...