"Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Городецкой росписью"
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме
Мною было разработана совместной работы с детьми и родителями по ознакомлению с Городецкой росписью(начиная со средней группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система совместной работы ср.гр. | 25.17 КБ |
Совместная деятельность ребенка с родителями дома ср.гр. | 50.5 КБ |
Совместная работа с родителями ср.гр. | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Система планирования совместной деятельности по эстетическому развитию детей в процессе освоения Городецкой росписи (на примере средней группы)
Данная работа осуществлялась в процессе 3 этапов.
1 этап «Путешествие в Волшебный Городец», имел целью развитие интереса к народному искусству (на примере Городца) и обогащение представлений о данном промысле.
Содержание этапа:
- развитие интереса к народному искусству (на примере Городца);
- обогащение представлений: о народном искусстве, Городце (историческое создание, символы, образы, основные элементы, цветовое решение, композиции);
- развитие эстетического восприятия в процессе рассматривания предметов народных промыслов;
- стимулирование желания коллекционировать предметы народных мастеров (совместно с родителями).
Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:
1.Беседах, направленных на формирование, обогащение представлений о народном искусстве Городце. Были подобраны следующие темы: «В гостях у мастеров», «В гости к Городцу».
Методические рекомендации: знакомить детей с промыслами народных мастеров в форме театрализации.
2. Чтение художественной литературы. Были подобраны следующие произведения: чтение русских народных сказок, частушек и потешек, чтение и заучивание стихотворении о Городце .
Методические рекомендации: в процессе чтения художественной литературы обращается внимание на историю, символов и предлагается детям зарисовать символы Городца.
3. Оформление мини-музея «Сказочный сундучок» ДОУ с привлечением детей.
Методические рекомендации: предметы народных промыслов вносятся в группу детского сада; вместе с детьми осуществляется из рассматривание, обсуждение формы организации выставки »Как лучше расставить, чтобы всем было хорошо видно?», «Какой фон лучше взять, чтобы красиво были представлены фотографии и узоры Городца: вносить для оформления, и, рассматривая рассказать о своих работах, как они их выполняли (интервью).
4. Просмотр видеоряда (электронной презентации, в которой представлены разнообразные предметы Городца, узоров) с объектами Городца.
Методические рекомендации: в процессе рассматривания, обратить внимание детей на образы городецкой росписи (цветовое решение, узоры). Предлагается зарисовать фрагменты декора, найти по представленному силуэту предмет на слайде.
5. Рекомендуется посещение родителям с детьми Этнографического музея с листом-планом на тему «Путешествие в Волшебный Городец».
Методические рекомендации: в процессе экскурсии предлагается задания:
- разгадать загадки о Городце;
- на листе изображены узоры народных промыслов, нужно выбрать Городецкую роспись и раскрасить ее;
- помочь Марьи-искустнице найти свой дом;
- на листе изображены разные предметы народных мастеров и их нужно распределить по группам (мебель, инструменты и т.п.);
- из изображенных узоров нужно выбрать элементы Городецкой росписи, обвести и раскрасить.
К концу этапа: произойдет развитие интереса дошкольников к народному искусству, и в частности к Городцу; развитие художественного восприятия в процессе рассматривания данных предметов; обогащение и уточнение представлений детей о Городецкой росписи; совершенствование технических умений в процессе создание простых изображений по мотивам Городецкой росписи; проявиться желание участвовать в оформлении выставок для родителей.
2 этап «Новые путешествия в Городец», имел целью развитие художественное восприятия и декоративной деятельности у детей 4-5 лет.
Содержание этапа:
- развитие эстетического восприятия и эстетических способностей (выделение цветового решения, композиции, симметрические особенности, образы и т.д.);
- развитие умений создавать изображения по мотивам Городецкой росписи (узоры Городца, композиции на круглой, прямоугольной, квадратной формах) и эстетических способностей (чувства формы, цвета, гармонии и т.п.);
- обогащение, конкретизация и систематизация представлений детей о узорах (купавки, бутоны, розаны, листья, кустики, ромашки; элементы: подмалёвка, тенёвка, оживка, дуги, капельки, спиральки, штриховка, точка, скобочка);
- освоение разных изобразительных техник;
- стимулирование эстетических эмоций и формирование основ оценок в процессе восприятия предметов народных промыслов.
Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:
- Серии занятий «Волшебный Городец»:
- Занятие, направленное на рассматривание Городецких узоров «Здравствуй, Волшебный Городец!»;
- 4 занятия на составление узоров на полосе «Веселые ромашки», «Красивые розаны», «Волшебные бутоны», «Листочки».
- 2 занятия, направлены на составления узоров на квадрате «Красивый платочек», на круге «Волшебная тарелочка».
- Работа в рабочих листах (задания): «Дорисуй узор», «Распиши доску», «Укрась поднос», «Раскрась петушка», «Укрась лошадку», «Подари украшенную вазу».
- Дидактические игры (на композицию):
Цель: развитие практических умений, создавая узоры.
- Игра «Выложи узор из геометрических форм»
Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.
Ход игры: Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).
- Игра «Цветные капельки»
Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи (дымковской, Городецкой и хохломской).
Ход игры: Перед детьми выставлены дымковские, Городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в дымковскую, Городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).
- Игра «Обведи элемент»
Цель: учить детей элементам Городецкой росписи, технике исполнения городецких элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными на них элементами Городецкой росписи, кисть.
Ход игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошину.
- Игра «Обведи и раскрась»
Цель: продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства (Городца); выбирать форму и расписывать ее; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Материал: различные контурные силуэты городецких изделий.
Ход игры: предложить детям выбрать любой силуэт и расписать его.
- Игра «Парные картинки»
Цель: знакомить детей с городецкими изделиями; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Материал: картинки с изображением Городецкой росписи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать к каждой картинке такую же, назвать вид росписи.
- Игра «Найди пару»
Цель: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.
Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Городец.
Ход игры: воспитатель предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.
- Игра «Декоративное домино»
Цель: закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.
Материал: 28 карточек с изображением элементов различных росписей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.
- Игра «Собери целое»
Цель: научить детей ориентироваться в различных видах росписи; развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук; закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.
Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.
- Игра «Найди цветочку свое место»
Цель: учить детей составлять композиции в форме доски, круга и квадрата узор, состоящий только из цветочков.
Ход игры: Ребенку предлагается набор цветочков разных цветов, размеров разных промыслов. Нужно выбрать элементы (цветы) Городецкой росписи и выложить узор на форме доски, круга и квадрата.
- Игра «Собери в одно целое»
Цель: научить детей ориентироваться в городецкой росписи; развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук; закрепить знания детей об истории Городца.
Материал: плоскостные силуэты изделий Городца, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия, соблюдая композицию промысла (а потом вариант: кто быстрее).
- Посещение мини-музея. Экскурсии на тему: «Путешествие в Городец» (с участием детей старшей группы). Экскурсия в музей детского сада «Веселый Городец». Игра-экскурсия, дети проводят экскурсию.
- Составление рассказов о предметах народных мастеров (альбом).
Методические рекомендации: детям предлагается самим рассказать о предметах народных мастеров, а взрослый записывает, и вместе оформляют альбом «Наш Волшебный Городец!»
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи.
Методические рекомендации:
Чтобы осуществить эту работу, был введен игровой персонаж (Марья-искустница), которая мотивировала все задания и активизировала детскую деятельность.
К концу этапа: у детей будет выявлен более высокий уровень художественного восприятия; умений создавать изображения по мотивам Городецкой росписи (узоры Городца, композиции на круглой, прямоугольной, квадратной формах); проявился интерес детей к разным изобразительным техникам; произойдёт обогащение, конкретизация и систематизация представлений детей об узорах (купавки, бутоны, розаны, листья, кустики, ромашки; элементы: подмалёвка, тенёвка, оживка, дуги, капельки, спиральки, штриховка, точка, скобочка).
Целью 3 этапа являлось развитие самостоятельности и творчества в процессе создания образов по мотивам Городецкой росписи, стимулирующее эстетическое отношение к окружающему миру.
Содержание этапа:
- создание ситуаций для проявления творчества, самостоятельности в процессе эстетической деятельности (отклика на проявления прекрасного, оценок);
- уточнение представлений о Городецкой росписи;
- стимулировать ценностные отношения (согласно возрасту);
- объединить детей и родителей коллективной эстетическо-творческой деятельностью.
Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:
- «Праздник волшебного рисунка» (викторина)
- Развлечение «Веселая ярмарка»
- Сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров». Детям, предлагается вспомнить какие предметы народных мастеров они видели в музеи и нарисовать (изготовить) сувениры для магазина (используя городецкую роспись). Потом дети будут продавать сувениры, покупатель называет предмет и что нарисовано на нем.
- Образные ситуации «Секрет выразительности». Детям дается пустые бутылочки пластнасовые (или баночки из под майонеза сделать кашпо для цветов) и дается задание превратить эту бутылочку (баночку) в красивую вазу для цветов (украсить бутылочку (баночку) узорами Городецкой – дается детям бумагу, чтобы обернуть бутылочку или баночку, хорошо закрепляется и дети украшают узором Городца на бумаге).
Методические рекомендации: изготовить с детьми картинки с городецкой росписью и украсить предметы городецкой росписью для оснащения в уголке изодеятельности.
- Изготовление газеты о Городце.
Методические рекомендации: предлагается детям с родителями придумать свою страничку, которая будет расположена на общей большой газете о Городце.
- Мастерская красивых предметов.
Методические рекомендации: дети как мастера украшают различные предметы, бутылочки, стаканчики и т.д. Дети рассматривают «каталог» узоров «Волшебство Городца» и обсуждают узоры, основные элементы и композиции. Детям предлагается раскрасить узорами городецкой росписи объекты (мебель, рамы окон – изготовлены на стенде). Предлагается заполнить узорами закладки, шарфики, платочки, окантовку сарафанов и т.д. Детям предлагается изготовить узоры, основные элементы и композиции Городца для штор, чехлов на стулья, гирлянды, скатерти и обсудить их. Предлагается детям дорисовать, изобразить не хватающие элементы коня, птицы (хвост, грива, ноги, украшения предметов).
- Консультации для родителей на темы: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Влияние народных промыслов («Городца») на эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
- Оформить стенд для родителей, папки-передвижки;
Методические рекомендации: изготовить совместно с родителями работы с городецкой росписью для выставки; привлекать родителей участвовать в праздниках и развлечениях со своими детьми.
К концу этапа: произойдет создание ситуаций для проявления творчества и самостоятельности детей; появиться уточнение представлений и яркий интерес к Городецкой росписи; развитие умений создавать коллективные работы (объединение детей и родителей коллективной творческой деятельностью).
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность с ребенком дома
№ п/п | Дата | Тема | Задачи | Задания |
1 | Ноябрь | «Укрась доску» (цветными карандашами, красками) |
| Детям совместно с родителями дается лист в форме «доски»: одна половина доски для ребенка (он там выполняет «ромашку» по середине, а в углах «бутоны» цветными карандашами), вторая половина взрослому (взрослый учиться у своего ребенка, как и где нужно рисовать цветы цветными карандашами). Другой лист в форме «доски» тоже так же, но красками. |
2 | Декабрь | «Цветочная гирлянда» |
| Все раскрасить вместе с взрослым соответствующими цветами («ромашка» - красным, «бутон» - синим) и дорисовать листочки. Все украсить «оживкой». |
3 | Февраль | «Красивые фазаны» |
| Дается лист в форме квадрата и нужно один «фазан» раскрасить ребенку, а другом «фазан» взрослому (ребенок учит взрослого, как правильно их нужно расписывать) |
4 | Март | «Волшебство розана» |
| Одну сторону цветка «розана» раскрашивает ребенок, а другую сторону взрослый, так же как ребенок. |
5 | Апрель | «Пасхальные яйца» |
| Ребенку и взрослому даются по 2 листа в форме «пасхальных яиц», нужно расписать разными элементами городецкой росписью( «ромашка», «бутон», «розан», «листья», «фазан»), но не повторять элементы. |
6 | Май | Газета на тему «Путешествие в Волшебный Городец» |
| Предлагается детям с родителями придумать свою страничку, которая будет расположена на общей большой газете о Городце. |
Предварительный просмотр:
Совместная работа с родителями по эстетическому развитию детей средней группы с освоением Городецкой росписи.
№ п/п | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1 | Мониторинг детей | Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов («Городец») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей «Правила рисование краской и карандашом» | Информация для родителей «Творчество и воображение», «Ступеньки к творчеству» | День открытых дверей на «Неделе Здоровья» на тему «Красивый платочек» | Информация для родителей на тему «Волшебство простого карандаша» | Консультация для родителей «Так ли важно рисование в жизни ребенка?» | Информация для родителей на тему «Цветные карандаши и фломастеры – наши друзья» | Мониторинг детей |
2 | Информация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» | Выставка детских работ Оформление мини-музея «Сказочный сундучок» ДОУ с привлечением детей и родителей. | Выставка детских работ | Рекомендации родителям: Работа в рабочих тетрадях «Волшебный Городец» | Рекомендуется посещение родителям с детьми Этнографического музея с листом-планом на тему «Путешествие в Волшебный Городец». | Рекомендации родителям: закрепление стихотворений и потешек о Городце» | Выставка детских работ | Рекомендации родителям: Закрепление дома элементов Городецкой росписи и использование рабочих тетрадей | Подбор материала для бедующей газеты на тему «Путешествие в Волшебный Городец» |
3 | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ |
Совместная работа с родителями по эстетическому развитию детей старшей группы с освоением Городецкой росписи.
№ п/п | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1 | Мониторинг детей | Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов («Городец») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей «Правила рисование краской и карандашом» | Информация для родителей «Зарождение народных художественных промыслов» | День открытых дверей на «Неделе Здоровья» на тему «Волшебные тарелочки» | Информация для родителей на тему «Семейство фазанов» | Консультация для родителей «Игрушка: мир детства и мир взрослых» | День открытых дверей на тему «Волшебная композиция» (цветочная композиция с мотивом «птица») | Мониторинг детей |
2 | Информация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» | Выставка детских работ | Рекомендации родителям: Закрепление дома основных элементов «Городца» | Рекомендации родителям: Закрепление дома элементов «ромашки», «бутонов» Городецкой росписи | Рекомендации родителям: Закрепление дома составление цветочной композиции по мотивам Городца | Рекомендации родителям: Закрепление дома прорисовка «Городецкого фазана» | Рекомендации родителям: Закрепление дома элемента «розан» Городецкой росписи | Рекомендации родителям: Закрепление дома элементов Городецкой росписи | Рекомендация: посещение родителям с детьми Этнографического музея на тему «Путешествие в Волшебный Городец». |
3 | Оформление мини-музея «Сказочный сундучок» ДОУ с привлечением детей и родителей. | Информация для родителей на тему «Цветные карандаши и фломастеры – наши друзья» | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Совместное выполнение коллажа на тему «Путешествие в Волшебный Городец» |
4 | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Укрась доску» (цветными карандашами, красками) | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Цветочная гирлянда» | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Красивые фазаны» | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Волшебство розана» | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Пасхальные яйца» |
Совместная работа с родителями по эстетическому развитию детей подготовительной группы с освоением Городецкой росписи.
№ п/п | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1 | Мониторинг детей | Доклад на родительском собрании: «Игрушка: мир детства и мир взрослых» | Консультация для родителей «Зарождение народных художественных промыслов» | Информация для родителей «Городецкая роспись. Технология Городецкой росписи» | День открытых дверей на «Неделе Здоровья» на тему «Волшебство сказочных птиц» | Консультация для родителей «Давай те порисуем!» | День открытых дверей на тему «Роспись досок Городцом» | Информация для родителей на тему «Цветные карандаши и фломастеры – наши друзья» | Мониторинг детей |
2 | Оформление мини-музея «Сказочный сундучок» ДОУ с привлечением детей и родителей. | Выставка детских работ | Рекомендации родителям: Закрепление дома основных элементов «Городца» | Рекомендации родителям: Закрепление дома элементов «ромашки», «розана», «бутонов» Городецкой росписи | Рекомендации родителям: Закрепление дома прорисовка «Городецкого фазана» | Рекомендации родителям: Закрепление дома прорисовки «коня» по мотивам Городца | Рекомендации родителям: Закрепление дома прорисовки «коня» по мотивам Городца | Рекомендации родителям: Закрепление дома элемента «роза» Городецкой росписи | Рекомендация: посещение родителям с детьми Этнографического музея с листом-планом на тему «Путешествие в Волшебный Городец». |
3 | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Прописи элементов» | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Выставка детских работ | Изготовление совместно с родителями странички газеты «Путешествие в Волшебный Городец» | |
4 | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Укрась доску» (цветными карандашами, красками) | Совместное выполнение задания с ребенком дома «Волшебное яблочко» | Совместное выполнение задания с ребенком дома:
| Совместное выполнение задания с ребенком дома:
| Совместное выполнение задания с ребенком дома:
| Совместное выполнение задания с ребенком дома:
| Совместное выполнение задания с ребенком дома:
| Совместное выполнение задания с ребенком дома:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом.
Проект...
Проект "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом"
Содержание проектной деятельности...
Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....
Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»
Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...
Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
laquo;Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и б...
Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».
Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...