Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом.
проект по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности - познавательно - речевой;
- по содержанию – педагогический;
- по контингенту участников – родители, дети средней группы, учитель - логопед, воспитатель;
- по времени – краткосрочный
(с 01.06.12г. по 30.06.12г.)
Актуальность проблемы.
Природа - это неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
В возрасте 4 - 5 лет ребёнок начинает активно общаться с людьми, познавать мир природы, явлений, вещей, отношений, проявляет особенно активный интерес к природе живой и неживой: животным, растениям, сезонным и суточным изменениям.
Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому педагоги детского сада и родители должны серьёзно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, взрослым следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
Работа с родителями в летний период обладает определённой спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в отпуск: кто – то проведёт солнечное лето за городом, на даче. А кто – то останется в городе. Информация о том, как развивать ребёнка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию.
Вслушиваясь в речь 4-5 - летних детей, посещающих наш детский сад, видно насколько недостаточны их познания о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.
Наш детский сад новый и работает всего полгода. Дети, поступившие к нам, ранее не были организованы. В процессе анкетирования выяснилось, что в большинстве случаев не все родители знают возрастные особенности развития речи своих детей и мало уделяют внимания их речевому развитию. Многие родители часто не задумываются над этим вопросом. Непонимание важности развития речи детей, недостаточная компетентность – основные причины создавшейся ситуации.
В связи с этим возникла необходимость создания и реализации данного проекта.
Концептуальная часть.
Цель: Обогащение речи ребёнка в процессе познания природы, формирование интереса к явлениям природы.
Задачи проекта:
- формировать интерес дошкольников к природе;
- расширить и углубить знания детей о природе;
- расширить и активизировать словарь детей с опорой на активное познание детьми природы;
- способствовать мотивации к исследовательской деятельности;
- формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте;
- наметить основные направления по развитию связной речи детей в процессе совместной работы воспитателя, учителя – логопеда и родителей;
Исходя из цели и поставленных задач, была сформулирована гипотеза: развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой в летний период будет значительно успешнее и эффективнее в результате системного, целенаправленного педагогического воздействия и совместной работы логопеда, воспитателей и родителей.
Предполагаемый результат.
Проект будет способствовать:
- обогащению и расширению представлений у детей о природе летом;
- значительному улучшению показателей развития речи по основным критериям (активизация словарного запаса детей, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение).
- заинтересованности родителей в общении с ребенком для его успешного речевого развития;
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в развитии речи детей.
Предмет проектирования:
Развивающее речевое взаимодействие детей, педагогов и родителей при ознакомлении с окружающей природой, способствующее речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Формы и методы работы с детьми:
- сотрудничество ребёнка со взрослыми в развивающих занятиях;
- развивающие прогулки и экскурсии;
- проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней;
- познавательно – исследовательская деятельность;
- наблюдение за объектами живой и неживой природы;
- песочная терапия;
- игровая деятельность;
- логопедическая ритмика;
- сюжетно - ролевая игра;
- чтение книг и просмотр видеофильма о природе летом;
- самостоятельная детская деятельность.
Формы и методы работы с педагогами:
- консультация «Методы работы по обучению детей сочинению сказок с использованием природного материала»;
- рекомендации педагогам по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с природой;
- семинар – практикум «Оборудование для игр с ветром, песком, водой»;
- картотека дидактических игр и упражнений с природным материалом – песком.
- организация целевых прогулок и экскурсий совместно с родителями;
- организация исследовательско – экспериментальной работы с детьми.
Формы и методы работы с родителями:
- Диагностика (анкетирование входящее и заключительное)
- Беседы с родителями об актуальности данной проблемы.
- Экскурсия к реке (с группой детей).
- Домашнее задание: экскурсия в лес (парк) со своим ребёнком в свободное время.
- Просветительская работа:
- консультация «Досуг с ребёнком на природе»,
- оформление буклетов «Игры с детьми на отдыхе в летний период»;
- оформление папки – передвижки «Секреты безопасного отпуска»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом"
Содержание проектной деятельности...
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»...
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»
laquo;Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»...
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»
Мы предполагаем, что, проведя ряд занятий по обучению рассказыванию, расширится словарный запас, дети смогут составлять простые рассказы,описывать игрушки и картины,связно высказывать свои мысли, стро...
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ
В статье раскрывается актуальность возможности развития образной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными сказками....
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...