ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
рабочая программа (младшая группа)
«Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
(Б.М. Неменского)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО ТЕМЕ:
«Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления
с окружающим миром»
«Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
(Б.М. Неменского)
Актуальность темы.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.
Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с окружающим миром – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром решает следующие воспитательно-образовательные задачи: формирование первой и элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе.
Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о живой природе, знания о предметном мире, знания о труде взрослых. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.
Поэтому знакомство с окружающим миром и решает свои воспитательно-образовательные задачи на каждом этапе дошкольного воспитания.
Хотелось бы отметить, что ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Задачи:
1. Создание предметно – развивающей среды для художественного творчества детей дошкольного возраста.
2. Изучение теоретических основ формирования художественно-эстетического воспитания ребенка в процессе изобразительной деятельности.
3. Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества.
4. Внедрение современных технологий и методик.
5. Совершенствование форм и методов работы по художественно-эстетическому воспитанию младших дошкольников.
6. Проявление своего творческого потенциала.
7. Распространение опыта работы на семинарах, методических объединениях, в сети Интернет.
Форма самообразования: индивидуальная
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
• Изучения методической литературы и интернет ресурсов по теме
• Посещение педсоветов, семинаров, конференций
• Самоанализ и самооценка ООД в своей группе
• Проведение открытых мероприятий
Практический выход: выставка детских работ
Форма отчета по проделанной работе: выступление на итоговом педсовете, презентация по теме.
Работа начата 03.09.2018 года
Предполагается закончить 30.05.2019 года
Перспективный план самообразования.
1 этап: организационно – ознакомительный.
- подборка и изучение литературы;
- формулирование целей и задач;
- определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения организованной образовательной деятельности.
СЕНТЯБРЬ | 1.Составление плана работы. 2.Подобрать список методической литературы по теме. 3. Составление плана работы с детьми и родителями. 4.Пополнить предметно-развивающую среду, связанную с художественно-эстетическим развитием детей. 5. Консультация для родителей: «Развиваем творчество в домашних условиях». |
ОКТЯБРЬ | 1.Изучить пособие: С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», на основе методического материала разработать картотеку прогулок по временам года для младших дошкольников. 3.Оформить картотеку наблюдений на прогулке. 4.Консультация для родителей «Прогулка с младшими дошкольниками». 5. Составить цикл бесед с детьми: «Что меня окружает».
|
НОЯБРЬ | 1.Разработать картотеку игр и занимательные упражнения для детей младшего дошкольного возраста для развития художественно-эстетических способностей. 2.Разработать игры и занимательные упражнения для родителей. 3.Подобрать иллюстрации, методические пособия, сюжетные картинки, репродукции картин художников, альбомы на осеннюю и зимнюю тематику. 4. Составить цикл бесед с детьми: «Мой дом», «Мой детский сад», «Мои самые родные». 5. Освоить нетрадиционные техники рисования бумагой. 8.Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования, рисуем дома»
|
ДЕКАБРЬ | 1. Изучить пособие: Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» 2. Разработать картотеку дидактических игр при знакомстве с окружающим миром. 3. Пополнить предметно-развивающую среду, связанную с художественно-эстетическим развитием детей. 4. Освоить нетрадиционные техники рисования природным материалом. 5. Подготовить консультацию для родителей: «Развитие творческих способностей у ребенка» |
ЯНВАРЬ | 1. 1.Изучить пособие: Алешина Н.В. « Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» 2.Как продолжать знакомить дошкольников с окружающей действительностью (изучение статей) 3.Составить цикл бесед о природе, о животных. 4.Подобрать иллюстрации для бесед с воспитанниками. 5. Изготовить папку-передвижку для родителей: «Подручные материалы для творчества в домашних условиях» 6. Подобрать музыкальные произведения для прослушивания на тему: «Что меня окружает» 7.Консультация для родителей «Игрушки, необходимые для ознакомления с окружающим миром» |
ФЕВРАЛЬ | 1.Разработать картотеку потешек, пословиц и поговорок на весеннюю тематику. 2.Подобрать художественную литературу на весеннюю тематику: первая капель, птицы прилетели, о животных… 3. Изучение новинок методической литературы по теме. 4. Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности» |
МАРТ | 1.Освоить нетрадиционные техники рисования бросовым материалом. 2. Создание картотеки пальчиковой гимнастики для использования в организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию 3.Пополнить папку иллюстрациями, альбомами в соответствии с годовым планом ДОУ 4. Просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки». |
АПРЕЛЬ | 1. Изучение цикла статей «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности». 2. Консультация для родителей: «Какую музыку нужно слушать детям» 3.Совместно с родителями изготовить нетрадиционные шумовые музыкальные инструменты 4.Пополнить предметно-развивающую среду в музыкальном уголке |
МАЙ | 1. Разработать перспективное планирование игр, наблюдений, практических упражнений на летний период. 2. Изучение новинок методической литературы по теме самообразования. 3. Провести диагностику детей по теме «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с окружающим миром вторая младшая группа Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: уточнение представлений детей о сезонных изменениях в жизни леса зимой...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с окружающим миром. Тема: "Путешествие в зимний лес".
Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в жизни леса зимой....
Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» за 2018-2019 учебный годhttps://cloud.mail.ru/public/SofN/Go8mjtWBq
Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» за 2018-2019 учебный год....
Программа ДПОУ по развитию художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста "Разноцветная палитра" на 2019-2020 учебный год
Приказ № 397 от 02.09.2019 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2019 - 2020 учебный год"Приказ № 388 от 03.09.2018 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2018 - 2019 учебн...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...