ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
рабочая программа (младшая группа)

 «Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

(Б.М. Неменского)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПО ТЕМЕ:

«Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления

 с окружающим миром»

 «Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

(Б.М. Неменского)

Актуальность темы.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.

Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с окружающим миром – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.

В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром решает следующие воспитательно-образовательные задачи: формирование первой и элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе.

Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о живой природе, знания  о предметном мире, знания о труде взрослых. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.

Поэтому знакомство с окружающим миром и решает свои воспитательно-образовательные задачи на каждом этапе дошкольного воспитания.

Хотелось бы отметить, что ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Задачи:

        1. Создание предметно – развивающей среды для художественного  творчества детей дошкольного возраста.

2. Изучение теоретических основ формирования художественно-эстетического воспитания ребенка в процессе изобразительной деятельности.

3. Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества.

4. Внедрение современных технологий и методик.

        5. Совершенствование  форм и методов работы  по художественно-эстетическому воспитанию младших дошкольников.

6. Проявление своего творческого потенциала.

7. Распространение опыта работы на семинарах, методических объединениях, в сети Интернет.

 Форма самообразования: индивидуальная

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

• Изучения методической литературы и интернет ресурсов по теме

• Посещение педсоветов, семинаров, конференций

• Самоанализ и самооценка ООД в своей группе

• Проведение открытых мероприятий

Практический выход: выставка детских работ

Форма отчета по проделанной работе: выступление на итоговом педсовете, презентация по теме.

Работа начата 03.09.2018 года

Предполагается закончить 30.05.2019 года

 

Перспективный план самообразования.

1 этап:  организационно – ознакомительный.

- подборка и изучение литературы;

- формулирование целей и задач;

- определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения организованной образовательной деятельности.

СЕНТЯБРЬ

1.Составление плана работы.

2.Подобрать список методической литературы по теме.

3. Составление плана работы с детьми и родителями.

4.Пополнить предметно-развивающую среду, связанную с художественно-эстетическим развитием детей.

5. Консультация для родителей:

«Развиваем творчество в домашних условиях».

ОКТЯБРЬ

1.Изучить пособие: С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», на основе методического материала разработать картотеку прогулок по временам года для младших дошкольников.

3.Оформить картотеку наблюдений на прогулке.

4.Консультация для родителей «Прогулка с младшими дошкольниками».

5. Составить цикл бесед с детьми: «Что меня окружает».

 

НОЯБРЬ

1.Разработать картотеку игр и занимательные упражнения для детей  младшего дошкольного возраста для развития художественно-эстетических способностей.

2.Разработать игры и занимательные упражнения для родителей.

3.Подобрать иллюстрации, методические пособия, сюжетные картинки, репродукции картин художников, альбомы на осеннюю и зимнюю тематику.

4. Составить цикл бесед с детьми: «Мой дом», «Мой детский сад», «Мои самые родные».

5. Освоить нетрадиционные техники рисования бумагой.

8.Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования, рисуем дома»

 

ДЕКАБРЬ

1. Изучить пособие:  Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования»

2. Разработать картотеку дидактических игр при знакомстве с окружающим миром.

3. Пополнить предметно-развивающую среду, связанную с художественно-эстетическим развитием детей.

4. Освоить нетрадиционные техники рисования природным материалом.

5. Подготовить консультацию для родителей: «Развитие творческих способностей у ребенка»

ЯНВАРЬ

1. 1.Изучить пособие: Алешина Н.В. « Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»

2.Как продолжать знакомить дошкольников с окружающей действительностью (изучение статей)

3.Составить цикл бесед о природе, о животных.

4.Подобрать иллюстрации для бесед с воспитанниками.

5. Изготовить папку-передвижку для родителей: «Подручные материалы для творчества в домашних условиях»

6. Подобрать музыкальные произведения для прослушивания на тему: «Что меня окружает»

7.Консультация для родителей «Игрушки, необходимые для ознакомления  с окружающим миром»

ФЕВРАЛЬ

1.Разработать картотеку потешек, пословиц и поговорок на весеннюю тематику.

2.Подобрать художественную литературу на весеннюю тематику: первая капель, птицы прилетели, о животных…

3. Изучение новинок методической литературы по теме.

4. Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности»

МАРТ

1.Освоить нетрадиционные техники рисования бросовым материалом.

2. Создание картотеки пальчиковой гимнастики для использования в организованной деятельности  по художественно-эстетическому развитию

3.Пополнить папку  иллюстрациями, альбомами в соответствии с годовым планом ДОУ

4. Просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки».

АПРЕЛЬ

1. Изучение цикла статей «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

2. Консультация для родителей: «Какую музыку нужно слушать детям»

3.Совместно с родителями  изготовить нетрадиционные шумовые музыкальные инструменты

4.Пополнить предметно-развивающую среду в музыкальном уголке

МАЙ

1. Разработать перспективное планирование игр, наблюдений, практических упражнений на летний период.

2. Изучение новинок методической литературы по теме самообразования.

3. Провести диагностику детей по теме «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления

 с окружающим миром»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» за 2018-2019 учебный годhttps://cloud.mail.ru/public/SofN/Go8mjtWBq

Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста  посредством ознакомления  с окружающим  миром» за 2018-2019 учебный год....

Программа ДПОУ по развитию художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста "Разноцветная палитра" на 2019-2020 учебный год

Приказ № 397 от 02.09.2019 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2019 - 2020 учебный год"Приказ № 388 от 03.09.2018 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2018 - 2019 учебн...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...