ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
методическая разработка (рисование, старшая группа) по теме
В этом разделе показан пример применения проектной технологии в ДОУ на занятиях по изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proektnoy_tehnologii_v_izobrazitelnoy_deyatelnosti.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проектной технологии в изобразительной деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
Таким образом, необходимость формирования у дошкольников первичных навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества.
Паспорт проекта
«Милой мамочки портрет»
Цель проекта:
Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи, развивать у детей творческие способности.
Задачи:
- Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях.
- Учить понимать “язык изобразительного искусства”.
- Формировать умение давать эмоционально-личностную оценку произведению.
- Совершенствовать технические навыки изображения человека.
- Формировать умение понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой
Адресация:
Проект реализуется в рамках раздела программы «Детство» художественно-творческая деятельность
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.
Возраст участников: 6-7 лет
Время реализации проекта: февраль-март 2008 года
Аннотация к проекту.
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому прежде всего детям предлагается нарисовать портрет близкого человека – мамы. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные переживания, связанные с образом матери, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.
Схема реализации проекта
Разделы программы | Виды детско-взрослой деятельности |
Игровая деятельность | Организация сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери», дидактических игр «Фоторобот», «Найди ошибку в портрете» , «Угадай настроение» |
Социальное –нравственное воспитание | Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед «Легко ли быть мамой», «Любимые занятия нашей семьи» Оформление фотовыставки «Вместе с мамой» Утренник, посвященный Дню 8 марта. |
Речевое развитие | Рассказывание детей по теме «Моя мама» Рассказывание по картине «Подарки маме к празднику 8 марта» |
Познавательное развитие | Познавательные занятия по изобразительной деятельности «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства» |
Художественная литература | Знакомство детей с пословицами и поговорками о матери. Чтение стихов: Э.Мошковская «Я маму свою обидел», В. Берестов «Праздник мам», Г.Демыкина «Мама», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» и др. Чтение рассказов: Б.Емельянов «Мамины руки», «Мамино горе» и др. |
Изобразительная деятельность | Изготовление подарков и открыток мамам к празднику, Рисование портрета мамы |
Музыка | Разучивание детьми песен о маме. |
Этапы работы над проектом.
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагога |
Подготовитель ный этап | 1. Составляют рассказы о своей маме 2. В самостоятельной творческой деятельности создают портреты мам | 1.Читает рассказы и стихи о маме в преддверии праздника 8 марта 2. Оформляет выставку работ |
Формулирова ние проблемы | 2. Осознают и личностно воспринимают проблему 3. Принимают задачи проекта | 2. Формулирует проблему. Проблема: мамы не узнали себя на портретах, созданных в самостоятельной творческой деятельности. Цель: нарисовать портрет мамы к празднику 8 марта 3. Формулирует задачи: -узнать что такое портрет -выбрать изобразительные материалы -определить последовательность изображения |
Систематиза ция информации о портретной живописи | Диалоговые беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства» | Проводит беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства» |
Практическая деятельность детей | 1. Выбирают изобразительные материалы 2. Совместно составляют схему последовательности изображения погрудного портрета 3. Экспериментирование с красками в поисках цвета кожи человека 4. Рисование по подгруппам с соблюдением выбранной последовательности | 1. Предоставляет различные изобразительные материалы 2. Оказывает практическую помощь (по необходимости) 3. Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность 4. Организует подгрупповую работу |
Оформление | Оформляют рамки для портрета мамы | Помогает в оформлении выставки работ |
Презентация | 1.Договариваются о защите проекта, разучивают стихи, песню. 2. Представляют продукт деятельности | Принимает участие в защите проекта |
Системная «паутинка» по проекту «Милой мамочки портрет»
Приложение № 1
Конспект занятия по изобразительной деятельности
в подготовительной группе.
Тема: Фоторобот
Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.
Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот»
Ход занятия.
1. Игровая мотивация.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной,
Очень любит он мечтать,
Сочинять и рисовать,
Только ничего не знает
Этот маленький …
Дети: …Незнайка.
Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.
Колокольчик, позвони!
В страну искусства позови!
(Дети проходят в студию)
Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?
Д: ответы детей.
Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?
Д: -Пейзажи.
Н: -Верно!
В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?
Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.
В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?
Д: ответы детей.
В: - Где надо расположить картину, которую сняли?
Д: -Среди натюрмортов.
В: -Почему вы так думаете?
Д: ответы детей.
В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?
Д: - Нет.
В: - А это что за группа картин?
Д: -Портреты.
В: -Что такое портрет?
Д: ответы детей
2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки».
Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике.
В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?
Д: -У Незнайки было разное настроение.
В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?
Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое.
3. Физминутка.
Незнайка стать художником мечтал,
Поэтому он всюду рисовал.
Ручкой на листе вот так (показ)
Кистью на холсте вот так (показ)
Карандашиком на парте
И мелками на асфальте.
Сапогами на снегу,
Коньками он чертил на льду.
На песочке прутиком,
На дощечке гвоздиком.
В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения)
Д: - брови; губы; уши; нос…
4. Дидактическая игра «Фоторобот» ( пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)
Цель: обучение последовательному описанию лица человека.
В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?
Д: -Губы и брови
В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.
Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица.
5. Итог занятия
Приложение № 2
Беседы по ознакомлению детей с искусством.
Тема: «О чем рассказывает портрет»
Программное содержание: расширить и закрепить представления детей о портрете как жанре живописи, познакомить с его видами. Учить детей внимательно рассматривать изображение и сравнивать с действительностью, находить главные детали портрета. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ, умение общаться по поводу увиденного. Помогать составлять устный рассказ от имени изображаемого, будить фантазию.
Тема: «Настроение человека в искусстве»
Программное содержание: дать представление о значении настроения человека, изображенного на портрете. Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение, отражающееся на лицах людей в жизни и на картине.
Тема: «Колорит в портрете»
Программное содержание: обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в портрете, обратив внимание на то, что
художник с помощью цвета может показать настроение картины, отношение к изображаемому.
Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и её звучанию по настроению.
Тема: «Образ матери в произведениях искусства»
Программное содержание: познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях живописи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектных технологий в ДОУ
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной забото...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...
Презентация опыта работы "Проектная технология с использованием ИК-технологии на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста"
Творческий проект "Новогодняя сказка" направлен на создание условий для развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность с использованием ИКТ на занятиях...
«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...