Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_garmonii_s_muzami.docx | 50.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Парциальная образовательная
программа для дошкольников
«В гармонии с музами»
(интегрированный курс занятий
синтеза музыки и живописи)
Автор:Колесник Елена Николаевна.
Санкт-Петербург
2007г.
Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус...
Ощущения и чувства — тот первый инструмент, с которым ребенок приходит в этот мир. Именно чувства учат нас думать. И если ребенок чувствует — значит знает.
Как же не потерять этот инструмент?
Природа ребенка и природа искусства родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Введение ребенка в мир искусства должно проходить адекватными природе искусства средствами. Но в педагогике искусства сохраняется по-прежнему информативный подход, предпочтение отдается развитию интеллектуальной сферы, формированию знаний, умений и навыков, то есть уделяется особое внимание на рациональное знание, без опоры на «чувственное сознание», на мотивационно -эмоциональную сферу.
Остается невостребованным основное, то, без чего искусство быть не может, что определяет искусство как игру — чувственное отражение мира.
Цель программы «В гармонии с музами» — создание условий для развития эмоционально — чувственной сферы ребенка высокими средствами искусства. Сохранение и развитие чувственного аппарата маленького ребенка, впоследствии позволить ему воспринимать окружающий мир во всем богатстве его проявления.
В программе определены следующие задачи:
1. Развитие эстетической восприимчивости, которую можно
определить как внутреннюю готовность к восприятию искусства
и усвоению знаний о нем.
2. Развитие ассоциативного мышления, способности к построению
ассоциативных аналогий между образами действительности и
звуковыми, пластическими, художественными образами
запечатленными в произведениях искусства.
3. Знакомство со средствами художественной выразительности
различных видов искусства; формирование отношения к звуку,
цвету, линии, форме как к игровому материалу.
4. Реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в
материале по законам искусства, формирование способностей и
потребности в личной активной творческой деятельности.
Программа рассчитана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Занятия рекомендуется проводить два раза в месяц.
Содержавие курса разделено на этапы:
I этап — «Музыкальные знакомства»
Развитие представлений о системе взаимодействия различных
видов искусства, о возможных взаимосвязях их выразительных
средств.
II этап — «Из царства зрения — в царство слуха»
Развитие умений «узнавать» окружающую действительность (одно
и тоже ее явление или. проявление «судьбы» человека и т.д.) в
различных но жанру, форме и содержанию произведениях разных
видов искусства.
III этап — «В мире театра»
Воплощение «теоретического» опыта детей на практике в
конкретном творческом процессе — постановке спектакля.
Театр — это синтетический вид искусства, соединяющий в себе
различные сферы художественной деятельности.
Разрабатывая программу, основное внимание уделялось не только
содержанию, но и тому, как, каким способом, наиболее
естественным для ребенка, ввести его в таинственный мир,
именуемый нами взрослыми «Искусством».
Основными принципами, заложенными в основу
программы являются:
1. Игровой принцип введения в художественный материал. Этот
принцип вытекает из игровой природы познавательной
деятельности ребенка, с одной стороны, и игровой сути искусства
- с другой.
Важно, чтобы краски, звуки пришли к ребенку как увлекательный
игровой материал.
2. Принцип соизмерения преподносимого ребенку материала,
«созданного» культурой, с качеством и характером пережитых
или переживаемых им эмоций. Сила воздействия искусства на
психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень
велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в
искусстве, соприкасается с опытом ребенка.
3. Принцип многообразии – использования в работе с маленькими
детьми произведений искусства разных стилей и разных эпох.
Позволит детям почувствовать многообразие впечатлений о мире,
представит разнообразие средств их высказывания, создает
предпосылки для более глубокого постижения произведений
искусств в дальнейшем.
4. Принцип расширения вытекает из структурного подхода к
процессу освоения художественного произведения. Педагог ведет
ребенка от более простого к более сложному, не нарушая при
этом целостности пространства искусства. Как более мелкие
элементы в природе встроены в более крупные, образуя при этом
единое целое, так более простые понятия являются составными
элементами более сложных.
Развивающий метод введения ребенка в мир искусства
основан на интеграции различных видов искусства, их
взаимодополняемости, способности к синтезу. На занятиях
музыкальное пространство, мелодия, обретая новую жизнь в цвете и
линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги
начинают дышать и звучать музыкой. Музыка помогает ребенку
сориентироваться в мире своих эмоций и, усилив их, порой
способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и
оформляются в процессе рисования в конкретный образ. Ребенок не
формально работает с цветом и линией, он ищет средства для
наиболее адекватной передачи своих чувств. Так рождается
«цветовое» и «графическое» моделирование музыки,
изобразительное воплощение музыкальных образов, создаваемых
ребенком в плоскостных и объемных композициях разными
техниками. Этот образ закрепляется в памяти ребенка, обогащая его
чувственно-эмоциональный опыт.
Интеграция произведений разных видов искусства предполагает
принципиально иной подход в методах работы с художественным
материалом.
На занятиях широко используются:
1. Метод поиска ассоциаций — способность ассоциативно
соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать
посредством воображения их новые связи. Педагог
«разыгрывает» фантазию ребенка с помощью вопросов—
«провокаторов»: «На что это похоже?», «Кто или что может быть
такого цвета?», «Кого можно нарисовать такой линией?».
2. Метод контрастного сопоставления — сравнение признаков двух и
более объектов по контрасту («тяжело-легко», «тихо-громко»,
«быстро- медленно»).
3. Метод подобия — поиск подобия признаков двух или более
объектов. Дети находят общность предметов по цвету, характеру
формы, звучания, фактуры материала и т.д.
4. Метод нахождения аналогий.— педагог предлагает найти общее между
линией в графике и линией в музыке, между настроением цвета и
настроением звука и т.д. Выстраивая аналогии между различными
видами искусства, ребенок постигает их общность и взаимосвязь.
5. Метод одушевления неживого — наделение абстрактных
элементов художественного языка признаками конкретного,
живого действующего персонажа. При таком подходе неживая
природа становится для ребенка эмоционально значимой.
Каждое занятие строится по принципу познания ребенком
материала от ощущения через эмоцию к ассоциации и анализу, а
затем — к творчеству: прочувствовать — представить — сотворить.
Например, знакомя ребенка с произведением искусства, мы
помогаем проникнуть внутрь созданной художником картины,
ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха,
мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как
они звучат, поговорить с героями картины. Мы вместе исследуем
эмоциональное состояние героев и характер пространства картины.
Исследовав произведение таким образом, предлагаем ребенку
создать свою композицию по поводу данного произведения. При
таком подходе ребенок не иллюстрирует чужой опыт, а рисует,
говорит о своих переживаниях, страхах. Только в такой
последовательности полученные знания становятся для ребенка
эмоционально значимыми и приобретают для него реальную
ценность.
Созданию на занятиях ситуации творческого поиска во многом
снособствуют совместные формы работы:
1. Музыкальные путешествия с использованием рабочих тетрадей;
2. Восприятие произведения искусства (рассматривание
репродукций,слайдов с музыкальным сопровождением);
3. Применение методических игр и игровых форм деятельности
детей;
4. Пластический показ музыкального образа;
5. Театрализация — подготовка детского кукольного спектакля.
Детям нравится играть «в театр». Они в живой, творческой
атмосфере перевоплощений учатся петь, декламировать, играть на ритмических инструментах, с удовольствием составляют афиши, распространяют пригласительные билеты, рисуют декорации, эскизы костюмов. Главное не в том, как дети исполняют спектакль, а чему они научаться в процессе его постановки. Важен не столько результат, сколько сам процесс подготовки спектакля, основанный на развивающем, мотивирующем отношении детей к этому процессу.
Необходимо помнить и о таких видах совместной деятельности, как коллективное посещение культурно- просветительных учреждений (театров, художественных выставок, музеев и т.д.). Эта работа прививает детям необходимые навыки общения с искусством в конкретных условиях.
Включение музейно-педагогического компонента в систему занятий по приобщению ребенка к миру музыки, театра, представляет детям материал для впечатлений, переживаний, способствует эмоциональному развитию
Таким образом, программа «В гармонии с музами» объединенная едиными целями и задачами художественно -эстетического воспитания,- это не совокупность разрозненных занятий по развитию художественного творчества, а организованный план приобщения дошкольников к художественной культуре на основе определенной логики художественно-образного освоения окружающего мира. Программа помогает расширить границы зстетического воспитания, открывая перед маленьким человеком огромный мир ценностей культуры, воспитывает потребность жить в «художественной реальности» с дошкольного возраста.
Сравнения и параллели:
Музыка Живопись
7 нот 7 цветов радуги
Настроение – лады Настроение – оттенки
Мажорный и минорный Теплая и холодная гамма
Высота и длительность Штрих, мазок
Сдвиг по регистрам Изменение размера и светлоты
Мелодия Линия, контур
Темп музыки Скорость двжения и трансформациии
визуальных образов
Динамика музыки Изменение яркости
Гармонический строй Светотеневой строй
Тембровое развитие Цветное развитие рисунка
Импровизация Наброски
Подбор по слуху Рисунок с натуры
Дидактические игры и методические пособия к программе
«В гармонии с музами»:
l. «Царство королевы Музыки»
2. «Волшебные инструменты»
3. «Музыка цвета»
4. «Музыка линий»
5. «Музыка и композиция»
б. «Радужные нотки»
7. «Музыка и образ»
8. «Музыка и ритме»
9. «Цветные Лады»
10. «Разноцветные звуки»
11. «Музыкальные темпы»
12. «Цветовое «Крещендо».
ПЛАН — ПРОГРАММА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
«Синтез музыки и живописи»
Старшая группа
1. «Музыкальные знакомства»
Цель: ввести детей в мир музыки, показать взаимосвязь музыки и цвета.
Занятия:
1. «Приглашение королевы Музыки».
2. «Царство «светлых» и «темных» звуков.
3. «Стражник Метроном»
4. «Радужные нотки»
5. «Принцесса Минор и принц Мажор»
б. «Волшебные инструменты»
7. «Сказочное путешествие в замок королевы Музыки» — обобщающие занятие блока.
Занятия данного блока позволяют и игровой, увлекательной форме, в виде путешествия
на бал к королеве Музыки, познакомить детей с музыкальными понятиями: ритм, высокие
и низкие звуки, мажорный и минорный лад, гамма и ноты, а также их цветовым
выражением.
Дети получают представление о различных музыкальных инструментах, учатся
различать их по тембру звучания и закрашивать силуэты в соответствии с выбранным
цветом. Учатся различать жанры музыкальных произведений: марш, песня, танец, а также
из разновидности (танец — это вальс, полька, русская пляска и т.д.)
На занятиях использовались сказочные кукольные персонажи и дидактический
материал: «Королевство Музыки», «Радужные нотки», «Волшебные инструменты». Дети
выполняют индивидуальную работу в творческой тетради после каждого занятия.
П. «Нарисуем музыку»
Цель: познакомить детей со средствами выразительности живописного произведения в
синтезе с музыкой, показать гармонию слияния этих искусств и их воздействие на эмоции
детей.
Занатия:
1. «Музыка цвета»
2. «Музыка линий»
3. «Музыка и образ»
4. «Ритм и музыка»
5. «Ритм и пластика движений человека»
б. «Рнтм и пластика движений животных»
7. «Музыка и композиция»
8. «Путешествия двух клоунов» — обобщающее занятие блока.
На занятиях данного блока дети имеют возможность цветом, линией, ритмическим
рисунком, художественным образом выразить характер музыкального произведения. Дети
учатся пластически передавать характер движений человека (идет, бредет, вышагивает,
скользит и т.д.), воспроизводить характерные черты и походку зверей в такт музыки.
На занятиях используются следующие музыкальные дидактические игры: «Определи
по ритму», «Музыка и цвет», «Говорим цветом», «Музыка и линии», «Ритм, музыка и
пластика движения животных» «Характер движений человека». Дети также выполняют
индивицуальные задания в творческой тетради после каждого занятия данного блока.
ПЛАН — ПРОГРАММА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
«Синтез музыки и живописи»
Подготовительнвя группа
1. «Музыка картин»
Цель: раскрыть знания детей о жанрах живописи при помощи музыкальных произведений, показать, что музыка способна помочь нам понять различные настроения, передаваемые художником, а также xаpaктep живописного полотна.
Занятия:
1. «Встреча трёх друзей»
2 «Образ неба в живописи и музыке»
3. «Образ моря в живописи и музыке»
4. «Музыка и характер человека»
5. «Звучащий портрет»
6. «Музыкальный натюрморт»
На занятиях детям предлагается определить настроение, выраженное в произведении искусства, раскрыть замысел aвтора, т.е, прочувствовать его отношение к своим героям. Сопоставляя между собой различные произведения, у детей рождаются художественно -образные ассоциации, которые помогают целостному восприятию, осмыслению «не случайности» средств художественной выразительности, использованных автором.
На занятиях используются следующий дидактический материал: «Музыка и характер человека», «Образы моря в музыке и живописи», «Образы природы в стихах, музыке и живописи».
П. «В мире театра»
Цель: познакомить детей с разнообразием зрелищных искусств (драматический театр,
кукольный театр, цирк), с основными театральными профессиями (авгор, художник,
режиссёр, композитор, актёр). Показать, что театр — это синтетический вид искусства,
соединяющий в себе различные сферы художественной деятельности.
Занятия:
1. «Там, где живёт сказка»
2. «В ожидании чуда»
3. «О театральных масках»
4. «Образ театрального героя»
5, «За кулисами театра»
б «Приглашаем на премьеру»
На занятиях, в процессе подготовки к игре в спектакле, дети осваивают драматургию,
танеп, совместно с воспитателями и руководителем изостудии изготавливают эскизы,
декораций, костюмов, кукольных персонажей, слушают и подбирают музыку, через
театральные игры-упражнения вживаются в представляемый образ героя.
Ш. «Зримая музыка»
Цель: расширить музыкальный кругозор детей по жанрам музыки: симфоническая музыка
опера, балет; дать представления о классификации музыкальных инструментов,
познакомить с творчеством различных композиторов.
Занятия:
1. «Искусство чудное — балет».
2 «Чарующне мелодию»
3. «Приглашаем в оркестр»
4. «Музыкальные страницы»
На занятиях дети знакомятся с более сложными классическими произведениями,
такими как балет П.И. Чайковского «Щелкунчию», «Лебединое озеро»; оперы Н.А Римского — Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», передают свои
ощущения и впечатления от музыкальных образов изобразительными средствами в своих
рисунках.
Список литературы:
Баженова Л.М. «Комплексное использование искусства в эстетическом воспитании» — М., 1984.
Басина Н., Суслова О. «С кисточкой и музыкой в ладошке» — М., 1997 год.
Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. «Дети рисуют музыку».— Казань 2000 год.
Ванслов В.В. «Изобразительное искусство и музыка». — Л.
Художник РСФСР, 1983 год.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». — М.: Просвещение 1991 год.
Галеев Б.М. «Содружество чувств и синтез искусств» - М., Знание 1982 год
Галеев Б.М. «Светомузыка в системе искусств» - Казань, 1991 г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» - М., 1989
Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».— Я., «Академия развития». 1997 год.
Неменский Б.М. «Мудросгь красоты: О проблеме эстетического воспитания».- М., Просвещение, 1987 год.
Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства». Интегративный курс для младшего школьного возраста. — М., 1997 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".
Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....
Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи.
Выступление на МО педагогов города из опыта работы по теме:"Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи"....
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе на тему "Весна в музыке и живописи"
Целью данного итегрированного занятия (музыкальное и изо-деятельность) является развитие у детей эмоционально-художественного восприятия, формирование элементарных представлений о видах искусства, поб...
Музыкальные занятия для подготовительной группы на тему: «Звучащие картины добра и зла в музыке», "Непобедимая и легендарная" , "Живопись по мокрому", "Сказочный лабиринт", "Сказка в музыке и живописи" и другие...
Конспекты нетрадиционных занятий для воспитателей и музыкального руководителя. Дан подробный самоанализ к одному из занятий....
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)
«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...
Конспект интегрированного занятия по синтезу искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей группы №10 Тема: «Царство цветов»
Конспект интегрированного занятия по синтезу искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей группы №10Тема: «Царство цветов»...
Практика реализации курса «Семьеведение» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата в рамках парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой.
Основная цель статьи - поделиться с педагогами опытом работы с детьми и родителями в группе компенсирующей направленности в рамках реализации парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой &qu...