Музыкальные занятия для подготовительной группы на тему: «Звучащие картины добра и зла в музыке», "Непобедимая и легендарная" , "Живопись по мокрому", "Сказочный лабиринт", "Сказка в музыке и живописи" и другие...
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Сафаулина Ольга

Конспекты нетрадиционных занятий для воспитателей и музыкального руководителя.  Дан подробный самоанализ к одному из занятий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Звучащие картины добра и зла в музыке»

(подготовительная группа)

       

   

Цель:

Комплексное освоение искусства, как средство гармоничного развития личности ребенка.

Программное содержание:

1.Учить воспринимать музыкальное произведение и формировать умение использовать

   средства выразительности разных видов искусства для  создания положительных и

   отрицательных образов.

2.Развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, тембровый,

   звуковысотный и динамический слух, творческие способности.

3.Воспитывать интерес к классической музыке, внимание, самостоятельность и

   доброжелательность к окружающим.

                                   План и хронометраж занятия:

1.Мотивационно - ориентировочная часть.                                3 минут

 - вхождение в контакт,

 - рефлексия,

 - проблемная ситуация.

2.Исполнительный этап.                                                        20 минут

 - установление связей между отношениями,

 - построение модели,

 - создание композиции,

 - применение модели и композиции в конкретной ситуации.

3.Рефлексивно - оценочный этап.                                                   5 минут

 - итоги работы в группах,

 - самооценка и оценка педагога

Оборудование, методические материалы к занятию:

1. Фортепиано.

2. Магнитофон с а/у кассетами, записи симфонической музыки.

3. Макет терема с портретами композиторов - классиков:

    М.П. Мусоргского, С.С.Прокофьева, И.Стравинского

    и рисунками детей положительных и отрицательных сказочных героев.

4. Незаконченный рисунок  Жар - птицы для создания композиции.

5. Раскрашенные перья Жар - птицы для завершения композиции и форма получения

    поощрения за правильный ответ.

Методическая литература:

   1. Н.А. Бергер «Современная концепция и методика обучения музыке»,

      «Каро», Санкт – Петербург, 2004 г.

   2. И. Рубинштейн «Здравствуй, сказка»,

       «Музыка», Москва, 1990 г.

   3. О. Радынова «Слушаем музыку»,

       «Просвещение», Москва, 1990 г.

   4. Т.А. Рокитянская «Воспитание звуком»,

       «Академия развития», Ярославль 2006 г.

   5. О.К. Разумовская «Русские композиторы»,

       «Айрис – Пресс», Москва, 2007 г.

   6.  Л.В. Золина «Музыка с применением информационных технологий»,

       «Глобус», Москва 2008 г.

   7. О.Н. Зотова «Активизация процесса песенно – инструментального творчества»,

        НИРО, Нижний Новгород, 1993 г.

   8.  Л. Комиссаров, Э.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании

        дошкольников», «Просвещение», Москва, 1986 г.

   9. Н. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

        инструментах», «Просвещение», Москва, 1990 г.

 10. Э.П. Костина «Камертон» программа музыкального образования

      «Просвещение», Москва, 2006 г.

11. Э.П. Костина «Я люблю музыку»,

     «Талам», Нижний Новгород 2005 г.

12. О.А. Куревина «Синтез искусств»,

     «Линка – Пресс», Москва 2003 г.

13. Т.Ю. Кравченко «Композиторы и музыканты»,

     «Астрель Ермак», Москва 2004 г.

 14. Н.А. Царева «Уроки Госпожи Мелодии»,

       Москва, «Росмэн» 2002 год.

 15. Е. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству»,

       «Аквариум», Москва, 1997 г.                                                                              

                 

Музыкальный репертуар:

Никитин С. «Сказка по лесу идет».

Прокофьев С.С. фрагмент из балета «Золушка»

Савельев Б. «Живут волшебники на свете».

Стравинский И. фрагменты из балета «Жар – птица».

Приложение:

Графическое изображение модели терема.

Образец незаконченного изображения Жар – птицы.

Ход занятия:

 

(Звучит музыка П.И.Чайковского)

Муз. рук.    Прозвучал фрагмент из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и, вы легко,

                    как искрящиеся снежинки залетели к нам, даря причудливый, сказочный

                    танец. Добро пожаловать, друзья, в наш терем расписной.

                    Здесь ожидает встреча вас со сказкой и мечтой.

(на мольберте - модель терема)

          «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...» так

          начинаются все волшебные сказки

                   А как начинаются музыкальные сказки?

Дети.           С музыкального вступления.

Муз. рук.    Пусть музыкальным вступлением к нашей сегодняшней встрече будет песня

Исполнение песни: «Сказка по лесу идёт» С. Никитина

Восп.          Звенят колокольцами песни – сказки таинственные мелодии.

                    Какие созвучия, какие краски – совсем небывалые вроде бы.

                    Травой они шуршат под ногою, звездой в озёрах качаются,

                То вдруг обернутся Бабой Ягою, а то вдруг – спящей красавицей.

Муз. рук.    Именно о добре и зле в музыке мне хочется поговорить сегодня с вами.

                Я приглашаю вас посетить выставку необычных картин - звучащих,

                    музыкальных. Чтобы их лучше понять, подумаем:

                       - Что в своем творчестве для выражения мысли использует художник?

Дети.           Кисти, краски...                                                                                                

Восп.           Цвета теплой гаммы (показ) в произведениях живописи рисуют радость,

                     добро, свет, благополучие. Как вы думаете, ребята, какими красками

                     художник нарисует холод, зло, страх, тьму?      

Дети.           Художник использует краски холодной цветовой гаммы (называют цвета).

Муз. рук.     Если бы вы были художниками, какими красками вы нарисовали бы маму,

                      папу, друга, свое настроение…(ответы ребят)

Восп.            Каким может быть настроение человека?

(ответы детей сопровождаются мимическими упражнениями лиц)

          Как мы можем увидеть, глядя на человека, какое у него настроение?

Дети.            На лице – улыбка, слёзы, гнев, страх и т.п.

Муз. рук.     Улыбка, тоже может быть разной. Едет Иванушка - дурачок на печи, и мы

                     улыбаемся доброй улыбкой. Обидел хулиган малыша и смеётся, а смех у него

                     злой.

Восп.            Если художнику нужны кисти и краски, что же требуется для создания

                      красочной картины писателям, поэтам?

Дети.            Слова.

Муз. рук.     А что необходимо композитору, музыканту?

Дети.            Нотная грамота, знание музыкального языка, умение играть на инструментах.

Муз. рук.      Подобно краскам,  передающим цветовое богатство окружающего мира,

                      в произведениях живописи, его настроение;  такие средства музыкальной

                      выразительности как динамика, тембр, ритм так же передают многоликость

                      мира, его образы и эмоциональное состояние.  

Муз. рук.      Живут волшебники на свете, случаются чудеса. И подтверждение этому –

                       песня  композитора Б.Савельева. Давайте украсим ее звучание тембрами      

                       ваших голосов.                                                                                                              

Исполнение песни: «Живут волшебники на свете» муз. Б. Савельева.

Муз. рук.        А сейчас, в роли Феи музыки при помощи волшебной палочки  я превращу

                      всех  вас в художников, поэтов, музыкантов и композиторов                                                         («превращение»).

                  Поудобней,  располагаетесь в трех творческих мастерских. Перед вами –

                        незаконченный образ сказочной птицы. Вспомните! В сказке сияние и блеск

                        пера Жар - птицы помогло Ивану выстоять в смертельном бою. За каждый

                        правильный  ответ вы получает перо для своей Жар - птицы и, в результате

                        нашей с вами работы, мы увидим, какая мастерская оказалась талантливее,  

                        и чья птица будет ярче ослеплять своей сказочной красотой. Итак, загадка:

Восп.                    «Я на балу никогда не бывала. Чистила, мыла, варила и пряла

                           Когда же случилось  попасть мне на бал, то голову принц от любви потерял,

                           А я башмачок потеряла тогда же кто я такая? Кто тут подскажет?»

 Муз. рук.       Кто может описать характер Золушки?      

 Восп.             Какие краски живописи могут нарисовать её портрет?

 Муз. рук.       Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили  про

                        Золушку? Какой характер мелодии подойдёт нашей героине?  

                        Какие инструменты  смогут украсить её звучание?                      

(ответы ребят сопровождаются показом рисунка Золушки в окне «терема»

Муз. рук.       А вот какие выразительные интонации использовал композитор

                       С.С.Прокофьев в своём знаменитом балете, рисуя музыкальный портрет

                       заботливой и доброй Золушки.

Слушание фрагмента из балета «Золушка» С.С. Прокофьева

(в «тереме» – портрет С.С. Прокофьева)

Восп.             Следующая загадка:

                   «Стоит в лесу избушка, а в ней живёт старушка,

            Горбатая и злая, зубастая, плохая.

                    Если в лес ты пойдёшь в глушь дремучую,

                      Сразу к ней ты попадёшь в печку жгучую»

Дети.            Баба Яга.        

Муз. рук.           Задание прежнее: подобрать краски, слова, характеризующие музыку и

                           музыкальные инструменты для озвучивания этого персонажа.

(ответы ребят по группам  сопровождается показом рисунка Бабы Яги)

Муз. рук.           Послушаем, как с помощью музыкальных красок нарисовал Бабу Ягу  

                           М. П. Мусоргский

(открываем портрет М.П. Мусоргского)

Слушание: «Баба Яга» муз. М.П. Мусоргского

Муз. рук.           Громкую, порывистую, стремительную, страшную  музыку для раскрытия    

                      образа Бабы Яги нарисовал композитор. Пусть зло на проделки хитро, но всё

                      ж побеждает…

Дети.                  Добро.

Восп.                  Перед вами портрет сказочного героя. Посмотрите, какой грустный гном

                            изображён на рисунке. Ему, наверное, очень страшно и одиноко.

Муз. рук.            Я предлагаю послушать два музыкальных отрывка, и подумать, какой из них

                            лучше подойдёт к настроению героя.

Слушание: «Гном» М.П. Мусоргского,

«Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта

Муз. рук.      Молодцы,  правильно догадались. Первый музыкальный отрывок больше

                      подходит к передаче настроения гнома. Его грусть от одиночества слышится

  в музыке М.П. Мусоргского. Что может улучшить его настроение? Конечно,

  наша игра в оркестре.

Исполнение: «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта (фрагмент)

Восп.                   Есть замечательный мультфильм, где персонаж произносит чудесные слова.

Муз. рук.             Предлагаю ребятам самим отгадать по музыкальному вступлению, о каком

                             герое идёт речь, и что за слова он говорил?

Звучит вступление к песне: «Если добрый ты»

Дети.                     Кот Леопольд говорил: «Ребята, давайте жить дружно»  

Муз. рук.              Хотите разучить танец «Если добрый ты»

Разучивание танца с пением: «Если добрый ты» муз. Савельева

Муз. рук.              Продолжим работу в наших творческих мастерских.

                        Одному из самых фантастических и красочных образов - Жар-птице

                        Посвятил свой балет И.Стравинский. Жар-птица и сама неслыханно

                        прекрасна, ее оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками,

                        буквально ослепляет. Но пейзаж, в котором она появляется - безмолвное,

                        причудливое Кощеево царство, нарисованное как будто неземными

                        «потусторонними» красками.

  (беседа сопровождается показом рисунков и портрета И.Стравинского)

   Добро и зло. Оно всегда рядом с нами. Но не всегда мы их различаем и  

   узнаем. Предлагаю послушать два фрагмента из балета И.Стравинского

   «Жар-птица»: «Пляс Жар-птицы» и «Поганый пляс Кощеева царства»  и  

   самостоятельно  определить сказочные образы.

Слушание фрагментов из балета «Жар-птица» И.Стравинского.

(ответы детей)

Муз. рук.       Иногда в музыке встречаются пародии. Разве «Поганый пляс Кощеева

                       царства» не пародия на танец? Злобные, жуткие завывания слышим мы

                       вместо танца, но ведь слуги Кощеева царства и есть воплощение зла.          

                       «Скачет черный всадник на черном коне, наступила ночь в Кощеевом

                       царстве… Скачет белый всадник, и побежден Кощей, разрушено его темное

                       царство. Как маленькие языки пламени, звучат короткие напевы. Весь  

                       оркестр передает трепет и блеск огня. Но этот - совсем не обжигает, он

                       светит, играет, зажигает огонь внутри нас.

Восп.              «Сладких яблок аромат заманил Жар-птицу в сад.

                     Перья светятся огнем, и светло в ночи, как днем».

Мух. рук.     И, правда, светлее стало в нашем зале от ваших сказочных птиц. С заданиями

                       все успешно справились, молодцы. Кто из вас хочет нарисовать этот

                       сказочный образ в движениях?

Повторное слушание фрагмента из балета И.Стравинского «Пляс Жар-птицы»

(во второй части танца появляется с танцем Жар – птица)

Муз. рук.      Сегодня мы с вами как добрые волшебники смогли прикоснуться к сказке

                          своей волшебной палочкой музыканта, художника, поэта, композитора.

                      Пусть доброе, радостное выражение ваших лиц, улыбки и интерес к

                      окружающему нас миру останутся надолго.

Восп.            «В твоих глазах горит огонь», - так иногда говорят взрослые о людях добрых,

                     творческих, интересных в общении. Этот огонь совсем не обжигает, он

                     заставляет радоваться окружающих, улучшает настроение и заставляет

                      творить добро.

Муз. рук.      Тепло и заботу в душе сбереги, с добрых героев пример ты бери.

                      Сам для других ты волшебником будь. Детство уйдет, ты его не забудь.

 

Песни к занятию

«Сказка по лесу идёт»:

  1. Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть с нами рядышком живёт.

Припев:

Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый  злого  победил.

Чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил (2 раза)

     2.  Ах, за мной и за тобой сказки бегают гурьбой,

          Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

          В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит.

          Сказка – умница и прелесть, - ей повсюду путь открыт.

          Припев.

«Живут волшебники на свете»

  1. Живут волшебники на свете, они приходят в гости к нам.

Их в гости ждут с восторгом дети, и знают всех по именам.

Припев: А где-то рядом сказки бродят, когда звучат их голоса.

            Волшебники приходят, приходят и уходят, но остаются чудеса (2раза)

  1. Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря.

У них улыбки озорные и люди любят их не зря.

Припев.

     

Самоанализ занятия:

 1.На данном занятии обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений по теме: «Музыка в семье искусств», происходит закрепление и развитие приобретенных умений и навыков.

            Замысел и содержание занятия основаны на знании детьми интересных фактов биографии и музыкального творчества М.И.Глинки, П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского. Имя И.Стравинского знакомо учащимся по прослушанным ранее фрагменту из балета «Петрушка».

           Специфика данного занятия состоит в том, чтобы в занимательной форме, систематизировать понятия о добре и зле в классической музыке.

Музыкальными средствами для этого послужат знакомые фрагменты опер-сказок русских классиков и восприятие нового для детей произведения Игоря Стравинского - балета «Жар - Птица».

 2. К числу особенностей старшего дошкольного возраста относится повышенная утомляемость. Поэтому, создавая драматургию занятия, я включила разнообразные формы музыкальной деятельности и использование эффективных методов работы. Стремилась к тому, чтобы предложенный информационный материал вызывал интерес, затрагивал струны детской души, приводил к  появлению «обратной» связи.

3.На занятии были хорошо продуманы пути решения поставленных задач в комплексе и взаимосвязи. Стержневой задачей являлось осознание детьми главного назначения музыки: уравновешивании организма со средой; умение воспринимать произведения искусства и общаться его выразительными средствами с другими людьми. Дети не только определяли достоинства музыкально - художественных сочинений, но и находили новые черты и качества в самих себе.

4.Выбранная структура занятия способствовала решению поставленных задач обучения, развития и воспитания. Рациональным, результативным и активизирующим внимание и включение ребят в работу, было нахождение места для каждого вида музыкальной деятельности и этапа занятия

     - закрепление ранее изученного;

     - изучение нового материала;

     - создание проблемной, игровой ситуации;

     - работа в творческих «мастерских».

     В зависимости от ритма занятия, подбирались темп и динамика речи; продумывалось  распределение времени на каждый вид музыкальной деятельности.

                                                                                                                 

5.Внимание детей акцентировалось:

а) на выявление в классических произведениях положительных и отрицательных образов «добра» и «зла» через связь музыкального содержания с другими видами искусства.

б) на создание композиции и художественного контекста, предполагающего обращение к жизненным ситуациям и обеспечивающего связь музыки с жизнью.

6.Для наиболее полного раскрытия нового учебного материала на занятии  использовались:

а)  фронтальная деятельность, в которой одновременно участвовала вся группа:

 - «посещение выставки» звучащих картин;

 -  исполнение песен;

 - слушание музыкальных произведений и художественно - поэтических  текстов;

 - анализ произведений искусства.

Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого - успех и неудача всей группы. Музыкальные способности проявляются в совместной деятельности с музыкальным руководителем, воспитателем и сверстниками.

б)  самостоятельная работа в группах – «творческих мастерских».

Проводится как средство самообучения, самореализации и самовыражения

- отгадывание загадки;

- поиск средств выразительности для создания музыкального образа;

- подбор поэтического материала для составления словесного портрета положительных и

  отрицательных героев;

- выбор слов, характеризующих мелодию, соответствующую данному герою;

- предложение тембров музыкальных инструментов для раскрытия образа.

 в)  моделирование и художественное оформление благоприятствовали созданию нетрадиционных игровых ситуаций поискового характера. На занятии они обеспечивали сюрпризность и воспринимались как увлекательное зрелище.

      Использование разных форм и средств педагогического воздействия, на мой взгляд, повлияло и на индивидуальное развитие каждого ребенка опосредованно через весь коллектив группы. Данное занятие подтверждает необходимость дифференцированного подхода к детям.

 

7. На занятии использовано применение общепедагогических методов, которые в музыкальном воспитании имеют свою специфику и разделяются:

I. По источникам знания:

1).Широко распространенные, словесные методы, на данном занятии применялись не только для передачи необходимой информации, но и в целях образно-психологического настроя, направленного на духовное общение ребенка с искусством.

2).Наглядно - слуховой и наглядно-выразительный:

-метод наблюдения за музыкой (а не обучение ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать;

-метод демонстрации произведений разных видов искусства.

3).Художественно-практические методы:

В каждом виде музыкальной деятельности ребята осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им проявить себя в самостоятельной, творческой деятельности. Применяя приемы, специальные для каждого вида деятельности, педагог помогает детям приобретать опыт, осваивать различные виды исполнительства (пение, слушание, ритмические движения).

II. По характеру познавательной деятельности:

1).Объяснительно-иллюстративный.

2).Метод музыкального обобщения, предполагает становление у ребят системы знаний, развития осознанного отношения к музыкальному искусству.

3).Метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному, направлен на формирование у детей целостного представления о музыке.

4).Метод эмоциональной драматургии (или эмоционального воздействия) активизирует отношение детей к музыке, способствует созданию увлеченности и интереса к разным видам искусства (музыке, литературе, живописи).

5).Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на формирование творческой личности ребенка, развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

        6).Эвристический метод включает в себя создание воспитанниками собственных образовательных продуктов, повышает мотивацию занятия, побуждает детей к высказываниям, рассуждениям, сопоставлениям, доказательствам.

        7).Метод сравнения:

- речевой и музыкальной интонаций, их выразительных возможностей;

- выявление сходства и различия музыкального материала.                

        8).Исследовательский метод подводит ребят к самостоятельному решению поставленных проблем.

          9).Метод создания композиции предполагает включение в процесс творчества, детей любого уровня развития музыкальности. Дается возможность подобрать для каждого воспитанника вид деятельности, который бы отвечал детским  желаниям и интересам.

        10).Метод создания художественного контекста обеспечивает:

- наличие межпредметных связей;

- обращение к жизненным ситуациям;

- связь музыки с жизнью;

- перекодирование содержания музыки в другой вид искусства.

        11).Метод «спирали»: слушая хорошо знакомые произведения, по-новому определяем его достоинства, затем находим новые черты в сочинении и новые качества в самих себе, приходим к приятным открытиям.

 

III. По формированию личностных качеств детей (сознание, поведение, чувства).

1).Метод сопереживания, тактичная поддержка эстетических впечатлений.

Если сознательной деятельности на занятии предшествовал эмоционально - чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства, откроется как сокровищница духовных содержаний. Каждый ребенок сможет найти аналоги в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу; на данном занятии - испытывая сопричастность к творчеству сверстников.

2).Метод эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного  в окружающем мире.

3).Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, проявлений художественного вкуса.

9.Хочется подчеркнуть разумное использование музыкального зала для создания условий для творческой музыкальной деятельности ребят.

Мольберт приобрёл вид макета терема с открывающимися ставнями. В окнах помещены:

- портреты композиторов, музыкальные фрагменты сочинений которых изучались и анализировались на данном занятии;

- рисунки детей сказочных персонажей, причем, положительным героям соответствуют краски теплых тонов, отрицательным - мрачные краски и оттенки холодных тонов;

- столы размещались так, чтобы место вокруг них было свободным, ребята могли удобно разместиться для работы в трех группах, каждой, из которых предлагался завершить образ Жар - птицы с помощью правильных ответов.

10. Музыкальный руководитель и воспитатель полноправно участвуют в процессе становления творческой личности и достигает этого благодаря созданию положительной психологической атмосферы на занятии. Их доброжелательность в ходе опроса не разъединяет, а объединяет их с детьми. Превращает любую музыкальную деятельность в совместное «восхождение на гору». Важен на занятии и оптимизм. Самые высокие художественные истины, не согретые живым оптимистическим чувством, оставляют ребят равнодушными. Сочувствие, удивление, восхищение, радость, здоровое возмущение, справедливое негодование - все это краски оптимистического тона. Увлеченность музыкальной деятельностью выражалась в положительных эмоциях: хорошем настроении, заинтересованности в активных музыкальных и творческих проявлениях воспитанников.  Приветливость, как черта характера сохраняла музыкальному руководителю и детям резервы душевных сил, обеспечивала доброжелательность в тоне, поведении, взгляде. Все это приводило к высокой работоспособности, активности ребят в течение всего занятия. Рациональное использование времени, умелое чередование разных видов музыкальной деятельности на занятии обеспечивало предупреждение перегрузки детей.

11. Поставленные задачи программного содержания занятия реализованы полностью.

                                                                                                                               

                                                                                                                                   



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

(развитие речи, математика, изо, музыка, физкультура)

Тема: «Непобедимая и легендарная»

Восп. Русский боец – всем образец. Это добрый и сильный, выносливый и храбрый воин

          Огромное количество сочинений посвятили художники, писатели и композиторы

          богатырской удали и силе нашего народа.  

(показ репродукции Васнецова «Три богатыря»)

         - Кого изобразил художник на картине? (ответ детей)

          Былинные богатыри стали символом всех защитников нашего Отечества.

          Сколько раз нападали на нашу страну враги со всех сторон. Хотели поживиться

          богатством наших лесов и рек, а людей превратить в рабов. Во все времена

          удивлялись и восхищались, духу и силе русского народа, которого ни один враг

          не смог победить. Могучая поступь гордых и сильных людей слышится в музыке.

Слушание: «Богатырская наша сила»

         - Как вы думаете, есть ли богатыри среди нас?

          - Кого мы называем защитником?

         - Где можно проявить свою силу, ловкость?

Девочки. 1. Мы под вашею защитой вполне спокойно можем жить,

                  Пока крепки ваши мускулы, нам будет нечего тужить.

              2. Поэтому, друзья, давайте, от всей души, без лишних слов,

                От всех невзгод нас защищайте, но только, чур, без синяков!

Восп. Теперь, когда рядом такие защитники, не страшно и в путешествие отправиться.

         Я приглашаю всех в путь, по страницам знаний, а поможет нам в этом цветик –

           Семицветик. Помните волшебные слова? Скажем все вместе заклинание:

        «Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг,

          Возвращайся, сделав круг. Как коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели!

Первый лепесток – математика.

        Задание: я показываю цифру, а вы вспоминайте пословицу, где есть эта цифра:

 1 – один в поле – не воин; один ум – хорошо, а два лучше;

 7 – семеро одного не ждут.

Задание: в каких сказках живёт цифра 3?

«Три толстяка», «Три поросёнка», «Три медведя»…

Задание: 1.2.3.4.5. Начинаем мы играть.

     Будем дружно мы считать и друг другу помогать.

(воспитатель показывает цифры, дети строят круги по 4, по 5, по 7человек)

                  «Лети, лети, лепесток, через запад, на восток…»

Второй лепесток – музыка.

Исполнение песни: «Три танкиста».

Третий лепесток – развитие речи.

Дети. Солнце Родины любимой озаряет всё вокруг

         И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук.

         Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись.

         Пролетая в синей дали к обелискам опустись.

         Чтобы взрывы не закрыли небо чёрной пеленой,

         Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.

Четвёртый лепесток – физкультура

Восп. По плечу победа смелым, ждёт того большой успех.

         Кто не дрогнув, если нужно, вступит в бой один за всех.

Соревнования: «Попади в цель»

«Шуточный конкурс силачей» (пронести лист на ладошке – уберечь от ветра)

Пятый лепесток – рисование голубя.

Шестой лепесток – творчество.

Звучит: «Богатырская наша сила»

(мальчики выполняют физкультурные  упражнения с гантелями, девочки – с мячами)

           



Предварительный просмотр:

          Сюжетное занятие

                (в старшей, подготовительной группе)

           Тема: «В гости сказки к нам пришли»

                                Программное содержание:

         1.Учить понимать страшный, угрожающий и таинственный

            характер музыкальных произведений и выразительно

            передавать в движениях образы сказочных жителей

            классической музыки.

         2.Развивать вокально-хоровые навыки слаженного пения

            и умения петь по одному.

         3.Воспитывать внимание, интерес к классической музыке.

                                    Ход занятия:

М.Р.  Дорогие мальчики, дорогие девочки! Сегодня я могу исполнить

          три ваших  заветных желания. Они обязательно исполняются, если я скажу

          три волшебных слова.  

В-ль.  Ребята очень любят сказки, можно сделать так, чтобы герои сказок

           сами явились к нам в детский сад?

М.Р.   Бим! Бам! Бом!

Слушание « Гном» М.П. Мусоргский

(фрагмент сопровождается показом иллюстрации)

В-ль.  Посмотрите, какой грустный гном изображен на рисунке.

           Ему, наверное, очень страшно и одиноко среди гоблинов и эльфов

           в пещере горного короля?

Слушание фрагмента «В пещере горного короля» Э.Григ.

Проводится этюд игра «Гоблины и эльфы» Л.В. Бетховен.

М.Р.  Но, как обычно, в сказке происходят чудеса. И гном не останется

          одиноким на нашем занятии, мы пригласим его в другую сказку.

          (Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »)

           -Какие три чуда удивили коробейников?          

Слушание (сопровождается  с показом рисунков)

 «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова.

М.Р.  Я, наверное, не ошибусь, если угадаю ваше второе желание.

          Пригласить сюда самую страшную, но одну из самых любимых героинь

          русских волшебных сказок. Бим – бам - бом!

Слушание « Баба Яга» П.И. Чайковский.

         - Узнали произведение? (ответ ребят).

            А вот она и сама прилетела, не хотите с ней станцевать?

Исполняется « Пляска Бабы Яги и детей»

(эстрадно-танцевальные движения – творчество детей)

М.Р.   Пора нашей бабуле - Ягуле снова в сказку отправляться, и в этом ей  

           поможет музыка М.Мусоргского.

                                                                                                                1.

Слушание «Баба Яга» М. Мусоргского

 (показ иллюстраций).                                                                                                                                                          

М.Р.   Попробуйте отгадать по описанию героиню нашей следующей сказки.

В-ль.   Бесстрашная, одна отправляется в лес, заботливая, внимательная, вежливая  

            (несет пирожки и горшочек масла больной бабушке.)

            Добрая, вежливая (поздоровалась при встрече с волком)

            и, наконец, мама подарила ей на день рождения красную шапочку.

(показ иллюстраций)

М.Р.    Красная шапочка приглашает нас танцевать и просит подпевать её  

            задорную песенку.  

Исполняется «Песня-танец Красной шапочки»

В-ль.   Давайте вспомним, ребята, похожий случай, когда на нашем пути

            встретился нам серый волк.

М.Р.     А вот и ваше последнее желание угадала. Знаю, что вы хотите

              исполнить хороводную песню «На мосточке»

                             ( назначает на роли)

                              Исполняется хоровод «На мосточке» муз. Филлипенко.

М.Р.     А закончит наше необычное занятие встречи со сказочными героями    

             новая игра.

Проводится дидактическая игра «Три медведя».

                                                                                                                2.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

Тема: «Живопись по мокрому»

Восп. Придумано кем-то просто и мудро, - при встрече здороваться: «Доброе утро!»

         Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам.

         Посмотрите, ребята, сколько добрых, улыбчивых глаз смотрят на вас,

         давайте улыбнёмся в ответ и поздороваемся с нашими гостями.

                 Перед вами необычная полянка, цветы на ней – это ваше настроение.

           Всем нам очень интересно, какое настроение у вас сейчас.

(дети с хорошим настроением раскрывают лепестки цветка,

дети с плохим настроением – оставляют цветок не распущенным)

         Расцвела всеми красками наша полянка. Я очень рада, что настроение у вас

           радостное, солнечное, весеннее. Приглашаю вас посетить выставку картин

           великих русских художников: А. Саврасова, В. Тропинина, И. Шишкина,

         И. Левитана. Какие жанры живописи мы с вами знаем, отгадайте загадки:

        1. Если видишь на картине чашку кофе на столе, или морс в большом графине,

            Или розу в хрустале, или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

              Или все предметы сразу, значит, это НАТЮРМОРТ.

        Ребята, есть на выставке натюрморт? Кто нам покажет эту картину?

(дети показывают картину с помощью указки,

воспитатель называет название репродукции картины и художника)

        2. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,

            Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, лётчик или балерина,

            Или Колька, твой сосед, обязательно картина называется ПОРТРЕТ.

         Кто из вас покажет портрет?

(показ, название картины, художника)

3. Если видишь, на картине нарисована река, или ель и белый иней

            Или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш,

            обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ.

           Наши гости принесли нам в подарок новые картины, к каким жанрам живописи

           мы их отнесём? (дети определяют жанры, раскладывают по жанрам)

         Молодцы, со всеми заданиями справились. Настала пора занять места в нашей

           художественной мастерской.

(дети занимают места за столами)

 Восп. Сегодня я познакомлю вас с новым жанром живописи: это живопись по

            мокрому листу бумаги. Рисовать мы с вами будем морской пейзаж. А вы знаете,

            ребята, обитателей моря? Вспомним их названия? А в этом нам помогут рисунки

            и загадки:

         1. Для неё волна – качели, и плывёт она без цели,

             Ни откуда, никуда, вся прозрачна, как вода (медуза)

           2. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

             Но не светит и не греет, потому что не умеет (морская звезда)

         3. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

             Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбёшкой пляшет.

             Назови его, дружок, рыбок друг…(морской конёк)

(показ морских фигур)

            Нужно срочно поиграть, чуд морских всем показать!

Игра: «Морские обитатели»:

          «Это море или нет? Кто мне точный даст ответ?

            И тюлени, и моржи, и лягушки, и ужи,

    Быстро здесь проплыл конёк – морской игривый Горбунок,

              Сколько рыбок золотых,  сколько звёздочек морских

            Водоросли живые, медузы озорные. Приготовься и смотри –

            Морская фигура на месте замри!»

(играем 2 - 3 раза)

 Восп. Итак, что же это за живопись по мокрому? Главным инструментом в рисовании

            станет губка, и с её помощью краски будут вести себя не совсем обычно: они

            будут расплываться, сливаться, создавая затейливые морские фигуры.

Показ способов рисования с объяснениями:

           Смоченной губкой приготовим лист к рисованию. Движения руки лёгкие,

            быстрые, как  морские волны. Затем наносится краска, рисуя волшебные

            переливы, отблески сказочных морских существ. Не забудьте нарисовать,

            главную обитательницу сказочного моря – золотую рыбку. Пусть музыка к опере -

            сказке «Садко» Н.А. Римского – Корсакова поможет вам подобрать правильно

            краски для создания морского царства.

Дети рисуют под музыку: «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы  Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

Восп.  Какое сказочное морское царство у нас получилось, а вот и сам царь Морской

            пожаловал рассмотреть всех своих обитателей. Понравились тебе рисунки ребят?

Царь.  Да, это настоящее морское государство: сколько рыбок золотых, разных чуд

            морских: есть и звёзды, и медузы. Все они плавно передвигаются среди зелёных

          водорослей. Трезубцем ударю об пол: раз, два, три, морское царство моё оживи!

Дети исполняют причудливые движения под музыку: «Шествие чуд морских» из оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова.

Царь.  Трезубцем ударю об пол: раз, два, три, морское царство на месте замри!

Восп.  Молодцы, ребята, все хорошо сегодня занимались, давайте вернёмся к нашей

          цветочной полянке. Настроение у вас по – прежнему, радостное или чей-то цветок

            хочет закрыть свои лепестки? Я очень рада. Наше необычное занятие закончено.

        



Предварительный просмотр:

Комплексное

 тематическое

                занятие.

Тема: Сказка в живописи и в музыке.

                  Программное содержание:

  1. Учить различать выразительные и

       изобразительные особенности музыки,

       понимать настроение конкретного музыкального образа.

  1. Развивать тембровый, звуковысотный звук,

     эстетическое восприятие классической музыки.

  1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям,

     внимание и самостоятельность.

М.р.  Сегодня я приглашаю вас в гости сказкам, которые можно видеть, услышать

          и представить. Занятие наше начинает музыкальная пьеса С.Прокофьева,

          которая так и называется «Сказочка» давайте послушаем её.

Слушание «Сказочка»  С.Прокофьева

(муз - слуховой  анализ)

М.р.  Встретилась Муза – покровительница искусств с писателем, художником

          и композитором и велела нарисовать им сказку.

В.      Как вы думаете, что нужно для этого художнику:

(кисти, краски, бумагу)

         Сел художник за работу. Стал героев сказочных вспоминать и портреты

         их рисовать. Писатель взял бумагу и ручку, чтобы  с помощью слов сочинить

         и записать новую волшебную сказку. А композитор взял специальную

         нотную бумагу и с помощью  нот – маленьких чёрных точек, кружков и

         палочек  стал записывать музыкальные звуки, из которых рождалась

         сказочная музыка.

Слушание «Нянина сказка»

П.И.Чайковский.

(музыкальный – слуховой анализ.)

В.            Перед вами, ребята, работы художника  Васнецова:

               «Три богатыря»,  «Царевна – Лебедь», «Ковёр – самолёт».

               Есть здесь и рисунки школьников. Посмотрите, как нарисовали они

         Царевну – Лебедь, а вот и ваша знакомая Баба Яга.

         Правда, похожа? А сколько книг со сказками  сочинили писатели и поэты!

 М.р. А сейчас я вам предлагаю отгадать музыкальные загадки.

          Сейчас прозвучат три отрывка из музыкальных  произведений  

         Н.А Римского – Корсакова и П.И.Чайковского.

         Попробуйте подобрать картинку или рисунок к каждому произведению.

(Музыкальный – слуховой анализ всех фрагментов)

Слушание: «Три чуда» Н.А.Римский - Корсаков,

        «Баба Яга» П.И.Чайковский.

                                                                                                                    1.

М.р.  Музыка нам сможет рассказать обо всём на свете, надо только научиться  

         её слушать. Своими музыкальными звуками музыка обогащает  

         любое стихотворение, превращая его в песню; любую картину или простой

         рисунок и заставляет его звучать.

В.     Сегодня мы увидели сказку не только на картинах художников, но и  услышали

         её в музыкальных сочинениях композиторов.                        

         А сможем ли мы, слушая музыку нарисовать её с помощью  моих

         волшебных фломастеров?  Если хорошенько присмотреться к ним,

         то  можно заметить, что характеры у них как и у муз. произведений совсем разные.

         Чёрный фломастер – сердитый, угрожающий,              

         Зелёный – спокойный добрый,            

          Красный любит праздники, а желтый – просто очень весёлый.        

          Фломастеры любили рисовать, поэтому дружили с альбомом.        

          Они часто рисовали вместе забавные рисунки, но главное – фломастеры

          любили слушать и рисовать музыку.

М.р.   Мы с вами сегодня послушали много разной музыки страшной и доброй;

           громкой, торжественной и игривый, загадочной.

          Я предлагаю   вам ещё послушать пьесу и, с помощью фломастеров

          нарисовать: какая, по настроению музыка.

Слушание, анализ: «Белка» Н.А.Римский -  Корсаков.

                                     Рисование.

                                                                                                                2.



Предварительный просмотр:

Занятие для старшей группы

 в форме интеллектуальной игры  «Сказочный лабиринт»

Программное содержание:

  1. Учить детей ориентироваться на листе бумаги: проводить непрерывные, пунктирные, прямые и изогнутые линии в разных направлениях, создавая сказочный образ лабиринта.
  2. Развивать логическое и образное мышление, речь, память.
  3. Воспитывать интерес к сказкам,  дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.

Ход занятия:

Восп.  Я в сафьяновых сапожках, шёлком, бархатом шурша,

          По тропинкам, по дорожкам к вам друзья иду, спеша.

          И хотя  меня Премудрой все зовут в родном краю,

          Очень вас прошу, ребята, просьбу выполнить мою.

          В царстве мрачном у Кощея томятся в плену царевны.

          Злой Кощей грозит им смертью ужасной.

          Есть среди вас настоящие друзья сказок?

Дети.   Да.

Восп.   Поможем одолеть злодея и освободить пленниц?

Дети.   Поможем.

Восп.   Посмотрите, ребята, перед нами чудо – карта, лабиринт, по которому мы должны

            найти дорогу в царство Кощея. Посмотрите, сколько на нашем пути препятствий:

            бурная река, проливной дождь, глубокая яма, пустыня, невиданные звери. Вы не

             испугаетесь трудностей?

Дети.   Нет!

Восп.   Будьте внимательны, запоминайте дорогу.

Восп.   Сначала дорога пойдёт ровно, гладко, линия будет непрерывная,

 (Воспитатель с помощью  жестов, показывает прямые, изогнутые, прерывистые линии. Дети повторяют их движениями руки в воздухе.)

  покажем голосом: «А-а-а» В каком направлении движется линия?

Дети. Снизу – вверх.

Восп. Следите за моей рукой, как меняется направление линии?

Дети. Слева – направо.

Восп. Прерывается ли моя дорожка?

Дети. Нет, линия непрерывная.

Восп. Молодцы, вы запомнили дорогу. Возьмите фломастеры, свои карты – лабиринты и

           отправляемся в путь до реки.

(Дети рисуют непрерывные линии до первого препятствия, воспитатель вызывает рисовать одного из детей к доске)

Восп. Молодцы, быстро дошли до первого препятствия. Нас встретила бурная река      

                                                    (звуки бурной реки)

Как нам её перейти? Подскажите, какие линии помогут нам нарисовать мостик?

Дети. Непрерывные дуги.

Восп. Молодцы, продолжайте путь. Стройте мостики на своей карте, а я построю на

          своей.

(Дети рисуют линии, останавливаются у следующего препятствия)

           Пройду, посмотрю, все ли вы справились с первым препятствием. Молодцы,      

 

          продолжаем путь дальше, до следующего препятствия.

Восп. Остановились. Положите фломастеры. Снова преграда на пути. Грозный Кощей

           посылает нам навстречу холодный ветер (звуки ветра)

          Слышите его злобные завывания? Все тропинки, все дорожки перепутал злой

          Кощей. Но клубочки распутать нам не трудно, правда, ребята? Мы и сами такой

          клубочек можем смотать. Выходите друг за другом и начнём закручивать

(Дети «сматывают клубочек»- физкультминутка)

Восп. Замечательный клубочек смотали. Возвращайтесь к своим лабиринтам.

Восп. Покажите рукой, как будет закручиваться дорожка?                                                      

(показ детей жестами способа действия, 2-3 детей спрашивает индивидуально)

          А теперь попробуйте нарисовать такой клубочек в своих лабиринтах, а  Ванечка

          нарисует клубочек ещё и на доске.

Восп. Что же, и это препятствие мы с вами дружно преодолели.

           Торопится дорожка дальше, то снизу вверх, то слева направо движется наш

           помощник – фломастер. Осторожно, на пути огромная яма. Не забудьте вовремя

           приготовить переход. В лабиринте нарисуем лесенку, и  ещё одно препятствие

           будет позади.

(вызывается для показа очередной ребёнок, воспитатель обходит остальных детей)

 Вот и с этим препятствием мы с вами справились. Снова дорожка становится

 гладкой, ровной. Линии не прерываются, то справа налево, то слева направо бежит

 наша дорожка.

(показ указкой направлений, рисует на доске очередной ребёнок)

Восп.  Всё ближе и ближе мы к царству Кощея. Ребята, на пути, пустыня. Как здесь

            мрачно, пусто, всё живое погибло без воды, под палящем зноем.  

            Как нам природе помочь?

Дети.  Нужен дождь.

Восп.  Конечно, давайте вспомним закличку про дождик:

           «Дождик, дождик, сильно лей! Ты водицы не жалей!

           Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи! Хлеба каравай, целый день поливай!»

(Звуки дождя)

           Кап-кап-кап, льётся дождик. Как вы думаете, ребята, какими линиями можно

           изобразить дождь?

Дети.  Прерывистыми.

Восп.  Правильно. Такие линии называют пунктирными.

(дети повторяют название хором, затем 2-3 индивидуально)

Восп.  Как можно пропеть их голосом?

Дети:   Кап, кап, кап.

Восп.  Попробуем пропеть и простучать  пальчиком по столу: «Кап – кап – кап». Рисуем

            линии с прерыванием, как будто выстукиваем ритм дождя. Настенька нарисует

            такие линии на большой карте.

(звуки дождя, показ ребёнком на доске)

Восп.  Одолели и это препятствие, и снова ровная дорожка из непрерывных линий.  Всё

            труднее испытания посылает нам злой Кощей. На пути звери невиданные,

            сверкают своими глазами, лязгают зубами.

Восп.  Нарисуем такой  высокий забор, чтобы ни один зверь не смог пролезть через

            заграждение (слышится звериный рёв, постепенно он стихает).                        

            Линии непрерывные, но как они  должны быть нарисованы?

Дети.   Рука идёт то вверх, то вниз, чтобы получились острые зубцы.

Восп.   Покажите, как вы их будете рисовать.  

(показ детей жестами в воздухе способа действия),

Восп.   Стройте заборчик на своих картах, а Полина у доски.

(ребёнок рисует «заборчик», воспитатель рисует следующий отрезок прямой, проверяет работы детей)

Восп.  Закончили, все справились с заданием. Снова ровная дорожка, но очень скользкая.

            И, хотя нам надо поторопиться, старайтесь не поскользнуться на пути.

 (Звучит «Поганый пляс Кощеева царства» из балета И.Стравинского, воспитатель открывает «окно» с портретом Кощея, вокруг него за тёмными листами бумаги - портреты сказочных женских персонажей)

Восп.   Вот мы и на месте.  Слышите эту страшную, музыку? Это злой Кощей пляску

            дикую устроил. Над пленницами своими потешается. Кого же прячет Кощей

             в своих мрачных застенках? Перед нами сундук, может он поможет разгадать эту

             тайну?     (Воспитатель открывает сундук)

Восп.   Сколько разных предметов здесь. Кому они принадлежат?  (достаёт веретено)

   В свой чудесный день рожденья  эта  милая царевна, что умом наделена и красой

   одарена, крепким, долгим сном уснула от укола веретена.

Дети.    Спящая красавица.                                                                                        

(Воспитатель открывает портрет Спящей красавицы, достаёт стрелу)

Восп.   Как вы думаете, ребята, что за царевну нашли в сказке при помощи этой стрелы?

Дети.   Царевна – лягушка.

(Воспитатель открывает портрет Царевны – лягушки, достаёт хрустальную туфельку)

Восп.   Как только приблизится вечер, чтоб час долгожданный настал,

             Кому, в золочёной карете поехать на сказочный бал?

Дети.   Золушке.

(Воспитатель  открывает портрет Золушки)

Восп.    Вот ещё одна сказочная героиня освобождена от плена злого Кощея.

             Посмотрите, из какой сказки эта маленькая горошина?

Дети.    «Принцесса на горошине» (показ портрета)

Восп.   Молодцы, быстро вспомнили эту сказку, сняли колдовские чары и с маленькой

             принцессы (открывает портрет)

Восп.    Кто же томится в последней темнице?

   «Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть.

            Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает…

            Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»

Дети.     Царевна – Лебедь.

(воспитатель открывает портрет Царевны),

Восп.     А вот и смерть Кощея на дне сундука, на конце иглы.

(Воспитатель ломает иглу пополам под шумовые звуки, снимает портрет Кощея)

            Спасибо вам, мои друзья, вместе мы преодолели все преграды сказочного

              лабиринта, сняли колдовские заклятья.  Вот сколько сказочных путей и дорог мы

              с вами исходили.

(Воспитатель обращает внимание детей на их лабиринты)

              Дружба и любовь к сказкам помогли разрушить тёмное царство Кощея.

              Спасены все красавицы – царевны. В благодарность за это я хочу предложить  

              игру «Колечко»

   (Воспитатель отдаёт кольцо с руки ребятам, проводится игра «Колечко»)

              Закончить нашу сегодняшнюю сказку я предлагаю вам песней «В сказках –

              чудеса»

Исполняется куплет песни: «В сказках – чудеса»:

    В сказках всё бывает, в сказках – чудеса: спящая царевна, девица – краса,

    Золушки и принцы, ведьмы, короли. Чудо совершится, если веришь ты.

    Золушка принцессой стала неспроста, туфелька хрустальная счастье принесла,

     Потому что миром правит доброта, людям помогает светлая мечта.

                                                                                                                       

                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

Сюжетное физкультурное занятие

Тема: «На острове»

(подготовительная группа)

Программное содержание:

1. Совершенствовать уровень развития координированной устойчивости: умения

    сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве; способность выполнения

    интеграционных движений.

2. Развивать основные двигательные качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, выработать осознанное отношение к

    физкультурным занятиям как к проверке натренированности своей мускулатуры.

                                                Оборудование:

  • 2 толстые верёвки или канаты, длиной 3 – 4 м
  • 10 кеглей
  • 10-12 обручей
  • 2 надувных резиновых круга
  • гимнастические палки
  • 2 скамейки высотой -  см, длиной -  м
  • 2 удочки, «рыбки», котелок
  • 2 каната длиной 1,5- 2 м – «удавы»

Ход занятия:

Физ.рук.        Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

                  Сегодня я приглашаю вас совершить морской поход, навстречу трудностям и

приключениям. Ведь нельзя же стать настоящим моряком, сидя на берегу? Я принимаю командование эскадрой на себя. Вы согласны быть моей командой? (Да) Наш корабль отправится в плавание, чтобы подучить личный состав. Экипаж, слушай мою команду! Личному составу привести себя в порядок! (дети надевают бескозырки)

(в роли капитана): Экипаж, равняйсь, смирно, направо! Торжественным маршем шагом

                                марш!

Капитан.        Полный вперёд!

(Звучит «Марш славянки» муз. Агапкина)

(ходьба по залу в колонне по одному по периметру зала, «змейкой», по диагонали; перестроения: ходьба парами, тройками; в колонне по одному)

Капитан.    Внимание! Впереди опасность, это рифы. Мы плывём прямо на них! Стоп,

                машина! Лево руля!

(На полу разложены канаты, которые образуют извилистые кривые с петлями внутри. Рифы – это кегли, которые расставляют по ходу движения с двух сторон каната).

Капитан.        Необходимо обойти опасное место с наименьшими потерями, надо обогнуть

                    рифы, иначе если корабль сядет на них, - конец пути, может быть пробоина в

                    судне. Лоцману придётся потрудиться, провести команду строго по курсу,

прямо по толстым канатам, выполняя все сложные повороты, не задев при

этом ни одного рифа, иначе – беда. Приступить к выполнению! Будьте

внимательны, чтобы не оказаться за бортом!

Игра: «Обойти рифы»

Капитан.    Опасность миновала! Ребята, как выдумаете, какое самое-самое главное

          качество настоящего моряка? (Умение дружить, взаимопомощь) Морская

        дружба такая же крепкая, как морской узел. Я предлагаю потренироваться

        в завязывании и развязывании морских узлов. Для этого вам необходимо

        разделиться на две команды и сделать два круга. Распутывать ваши узлы

          будут помощники капитана.

Игра: «Морские узлы»

Капитан (смотрит в бинокль): Мы у цели. Вижу землю. Прямо по курсу – остров

                    Надежды, причалить к берегу! Шлюпки на воду!

Соревнования: «Шлюпочные заплывы»

(Шлюпки – надувные резиновые круги. По 2-3 матроса занимают места в шлюпках. Садятся внутри круга и, отталкиваясь руками и ногами, на максимальной скорости передвигаются к противоположной стороне зала)

Капитан.        Экипаж, слушай мою команду! Необходимо в разведывательных целях

осмотреть весь остров. Думаю, придётся исследовать каждую лужу на его

поверхности - тропический ливень оставил их немало.

Соревнование: «Прыжки по лужам»

(10-12 обручей раскладывают на полу в два ряда попарно, друг от друга на расстоянии прыжка, таким образом, получаются две «мокрые трассы» для эстафетной гонки)

Капитан.        Итак, разведка острова завершена. Ничего подозрительного обнаружено не

было.

Пират (дразнится)    Ничего подозрительного не обнаружено. Ха! Приплыли? Узнали?

Капитан. Узнали, как не узнать? Давно ты, старый плут Билли ждёшь на этом острове

      свой парус спасения?

Пират.    Съешь меня пиранья! Три тысячи каракатиц в печёнку! Откуда ты знаешь моё

                имя? Неужели это ты, капитан? Я помню тебя совсем юным. Но зачем вы

                явились на мой остров? Современные дети такие неженки: ни рыбки не

                поймать, ни костра разложить, ни еды приготовить…ничего не умеют! Я

                соглашусь терпеть ваше присутствие на острове, при одном условии, что вы

                сильные и выносливые.

Капитан. Экипаж, слушай мою команду, пора размяться: к сбору хвороста

      приготовились, начали!

Выполнение комплекса гимнастических упражнений с палками.

(В заключение разминки - складывают из палок костёр)

Пират.     Капитан, как это у них ловко получается?

Капитан. Во время движений, ребята тренируют мышцы.

Пират.     Я тоже хочу быть сильным, спортивным, как ребята с твоего корабля.

                Что нужно для этого делать? Как определить свою силу?

Капитан. Ребята, расскажите бедняге Биллу как определить силу мышц?

Дети.              Метая мяч на дальность, можно узнать, насколько сильны мышцы рук.

              Прыгая и бегая, можно узнать, насколько сильны мышцы ног.

Пират.    Ой, как хотелось бы убедиться, что вы, занимаясь физкультурой в детском саду,

      смогли укрепить свои мышцы. Костёр вы развели хороший, но котелок-то

      пустой. Предлагаю наловить рыбы для ухи, готовы?

Капитан. Морякам любое дело по плечу, правда, ребята?

Игровая эстафета: «Свари уху»

(ребята по одной ловят рыбок в голубом обруче, бегут по скамейке-мостику, складывая их в котелок)

Пират.     Какая наваристая получается уха, на её запах выползли из чащи острова удавы,

      берегитесь, детки!

Капитан. Наши ребята храбрые и, в отличие от тебя, Билли, очень добрые. Сейчас они

                накормят удавов и даже попробуют измерить их рост с помощью прыжков.

              Вот, полюбуйся!

Игра-упражнение: «Измерь удава»

(дети поочерёдно прыгают вдоль удава – каната, побеждает, сделавший наименьшее количество прыжков)

Капитан. Тем, кто выполнил упражнение и измерил длину удава, предлагаю поваляться

                на песочке, послушать звуки джунглей, вдохнуть ароматы ананасов и

                мандаринов.

Пират.    Молодцы, моряки. Признаю, что все вы ловкие и смелые. Даже удавов

                приручили!

Капитан. А вам, ребята, что понравилось в нашем путешествии больше всего?

(Дети перечисляют все выполненные на занятии задания: завязывать и развязывать морские узлы, разводить костёр, ловить рыбу, обходить рифы, прыгать по лужам, плавать в шлюпках, измерять длину удава)

Капитан. Наше путешествие подходит к концу. Весь экипаж корабля, будущие моряки с

      честью выдержали все испытания. И самые достойные из них получают якорёк.

Пират.    А у меня для всех на этой пальме самые спелые бананы

      уродились. Я за ней целый год ухаживал! Угощайтесь.

      (грустно): желаю вам попутного ветра и семь футов под килем.

Капитан. Спасибо, Билли, но разве ты не хочешь вернуться с нами на Большую землю:

              заняться физкультурой, спортом или ещё каким полезным делом?

Пират.    Я бы с радостью, а вы меня возьмёте?

Капитан. Что скажет команда?

Дети.       Возьмём.

Капитан. Скуку – за борт, пусть флагом корабля будет улыбка. Наш корабль

                 возвращается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»

Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...

музыкальное занятие в подготовительной группе по теме: "Город Настроения"

конспект музыкального занятия  в подготовительной группе по теме: "Город настроения"...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе на тему: «Мой родной край»

Данное занятие поможет формированию у детей через средства музыки умения и желания сохранять природу....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: ««В картинах И.И. Шишкина – природа, её могучая краса!»»

Тема: «В картинах И. И. Шишкина – природа, её могучая краса!»Цель:  развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства,   эстетическог...