Практика реализации курса «Семьеведение» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата в рамках парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой.
статья

Андриянова Светлана Владимировна

Основная цель статьи - поделиться с педагогами опытом работы с детьми и родителями в группе компенсирующей направленности в рамках реализации парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой "Семьеведение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_npk_penza.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждения детский сад

компенсирующего вида

№ 37 города Кузнецка.

Автор:

Воспитатель Андриянова Светлана Владимировна.

                               

Практика реализации курса «Семьеведение» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата  в рамках парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой.

     

  Семья – это источник, дающий силу для духовного развития, который помогает ребёнку адаптироваться в обществе, найти себе место в жизни.

  Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка с ОВЗ, продолжается в  группах компенсирующей направленности образовательных  учреждений. Этот процесс осуществляется посредством целенаправленных воспитательных усилий семьи и образовательных учреждений при активном избирательном отношении ребёнка к ценностям своего окружения и самостоятельном воспроизведении социальных связей.

  Практика  и проведенный опрос показали, что родители  ребенка с нарушением опорно – двигательного аппарата встают перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами в воспитании детей, которые объясняются ограниченными возможностями здоровья ребенка (психического, физического). Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс пусть незначительный.

     В этом плане нас заинтересовала парциальная образовательная программа, т.к. содержание и положения, которые легли  в основу организации воспитания  по данной программе, позволяют выстроить системную развивающую работу с данной категорией детей и дать желаемый эффект развития.

    Целью нашей работы  по теме: «Мои мама и папа» (члены семьи, их обязанности, взаимоотношения в семье) является:  благоприятное вхождение ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений  не только о себе, но и о своей семье.

   Основные задачи реализации  данного раздела:

 - Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание,  доброе отношение к членам семьи.

  - Уточнить представления о близких ребенка (мать, отец, братья и т.п.), об устройстве   семьи, о роли матери, отца и детей в ней.

  - Побуждать детей к разговору о близких.

   Работая над данной темой мы учитывали принцип ,сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей .

      В нашей группе были созданы  условия развивающей предметно - пространственной среды, которая  пополнилась  семейными фотографиями детей и  деятельности их родителей, принесёнными детьми на время из дома.

      Обучение дошкольников с НОДА нашей группы  осуществляется не только в ходе непосредственно образовательной деятельности: Рассматривание картины «Семья». «Как мы заботимся друг о друге»; «Мой папа, моя мама»; но и в разных видах совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности детей.

Во время бесед  «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу) ,« Мои Папа и Мама», «Праздники в моей семье», «В нашей  семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи» , рассказ педагога о своей маме , воспитывалась  любовь к близким людям, открытое выражение чувств по отношению к ним.   Эмоциональный отклик у детей вызвала Сюжетно-ролевая игра « Мама, папа ,я счастливая семья» в решение которой активно включились не только воспитанники, но и их родители ,изготавливая  атрибуты к игре.

    Работая над темой  «Мои мама и папа» мы  использовали такую нетрадиционную технологию – как «Су-Джок терапия», была составлена картотека игр: « Моя семья», «Доброта», «Мальчик-пальчик». «Наши мамы», с целью общего укрепления организма, для развития речи детей, для развития мелкой моторики пальцев рук, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме, «дорожку здоровья» «Шагаю к милой мамочке», и « Мама ,папа ,я -дружная семья» во время гимнастики пробуждения и другие.

    Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, поэтому в свою работу мы включили психогимнастику «Маме улыбаемся», «Дружная семья».

    Планируя продуктивную деятельность детей ,мы также делали акцент  на развитие интереса к деятельности членов семьи, воспитывали любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи. Аппликация «Закладка для папы», лепка «Сюрприз для…»,рисование « Бусы для мамы», «Фартук для любимой мамочки» ,Конструирование «Подарок к празднику для папы». А какие сюжеты придумывают дошкольники! Вот где простор для детской фантазии. С помощью цветных карандашей и обычного листа бумаги с изображением цифры дети придумывают целые сюжеты: например, «Мама в  салоне красоты», «Мой папа капитан». Такие творческие задания способствуют формированию у дошкольников собственных замыслов, а самое главное, помогают их реализовывать.

    Речевое развитие один из главных компонентов в воспитании и обучения воспитанников  нашей группы. Коррекция дефектов речевого развития пронизывает весь образовательный процесс. Овладение при этом различными сторонами речевой действительности (словарным запасом, грамматическим строем, элементами связной речи, коммуникативной и планирующей речью) происходит частично в ходе различных видов детской деятельности. Составление описательных рассказов по картине «Моя семья», Словесная игра: «С кем ты живешь?» «Назови по имени», устные рассказы  из личного опыта о своих семьях. Общение на темы: «Какие у меня мама и папа дома», «Моя любимая мама», «В нашей  семье все трудятся», «Любимые занятия мамы и папы». Составление мнемотаблиц «Как я помогаю своей маме».

В реализации проекта Тема: «Мои мама и папа» (члены семьи, их обязанности, взаимоотношения в семье) успешно используем информационно- коммуникативные технологии .Разработали цикл мультимедийных презентаций «Как мама нас любит?», «Семья», «Моя мама самая хорошая».

Одним из важнейших условий нашей работы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса мы признаем  семью, как жизненно необходимую среду дошкольника с НОДА, определяющую путь развития его личности. Поэтому в нашей группе работа с родителями осуществляется в следующих интерактивных формах: «круглые столы», День открытых дверей "Маму с папой берегу!» Неделя семейных зеркал  "Как мы похожи"  тренинги «У каждого мама своя», дискуссии, практические занятия-консультации, фотовыставка «Мамочку и папочку сильно я люблю, на мамочку и папочку похожим быть хочу» ,индивидуальные беседы и разговоры, тестирование и анкетирование родителей (законных представителей), проведение совместных мероприятий педагогов с детьми и родителями (законными представителями).

В реализации проекта на тему: «Мои мама и папа» (члены семьи, их обязанности, взаимоотношения в семье) нам  помогло Методическое пособие  работы с дошкольниками по курсу  «Семьеведение , под редакцией   Е. Ф. Купецковой.

Источники:

  1. «Семьеведение» Комплексно-тематическое планирование  воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Методическое пособие. Под редакцией Е. Ф. Купецковой. © ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2018
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014.
  3. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»

формировать у  детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...

Рабочая программа по разделу: «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 раз в две недели (всего 18 час

При составлении рабочей программы по разделу «Лепка» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» адап...

Адаптированная основная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Цель реализации Программы:  развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуаль...

Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе «Социокультурные истоки»

Конспект  занятия группы компенсирующей направленности для детей  с  нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет  по программе«Социокультурные истоки»...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарат "Чудо дерево"

Основная общеобразовательная программа  ДОУ примерная программа для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата с учётом  Программы Н. В. Симоновой «Программа воспитания и...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...