Практика реализации курса «Семьеведение» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата в рамках парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой.
статья
Основная цель статьи - поделиться с педагогами опытом работы с детьми и родителями в группе компенсирующей направленности в рамках реализации парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой "Семьеведение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка. Автор: Воспитатель Андриянова Светлана Владимировна. |
Практика реализации курса «Семьеведение» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата в рамках парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой.
Семья – это источник, дающий силу для духовного развития, который помогает ребёнку адаптироваться в обществе, найти себе место в жизни.
Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка с ОВЗ, продолжается в группах компенсирующей направленности образовательных учреждений. Этот процесс осуществляется посредством целенаправленных воспитательных усилий семьи и образовательных учреждений при активном избирательном отношении ребёнка к ценностям своего окружения и самостоятельном воспроизведении социальных связей.
Практика и проведенный опрос показали, что родители ребенка с нарушением опорно – двигательного аппарата встают перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами в воспитании детей, которые объясняются ограниченными возможностями здоровья ребенка (психического, физического). Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс пусть незначительный.
В этом плане нас заинтересовала парциальная образовательная программа, т.к. содержание и положения, которые легли в основу организации воспитания по данной программе, позволяют выстроить системную развивающую работу с данной категорией детей и дать желаемый эффект развития.
Целью нашей работы по теме: «Мои мама и папа» (члены семьи, их обязанности, взаимоотношения в семье) является: благоприятное вхождение ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений не только о себе, но и о своей семье.
Основные задачи реализации данного раздела:
- Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание, доброе отношение к членам семьи.
- Уточнить представления о близких ребенка (мать, отец, братья и т.п.), об устройстве семьи, о роли матери, отца и детей в ней.
- Побуждать детей к разговору о близких.
Работая над данной темой мы учитывали принцип ,сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей .
В нашей группе были созданы условия развивающей предметно - пространственной среды, которая пополнилась семейными фотографиями детей и деятельности их родителей, принесёнными детьми на время из дома.
Обучение дошкольников с НОДА нашей группы осуществляется не только в ходе непосредственно образовательной деятельности: Рассматривание картины «Семья». «Как мы заботимся друг о друге»; «Мой папа, моя мама»; но и в разных видах совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности детей.
Во время бесед «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу) ,« Мои Папа и Мама», «Праздники в моей семье», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи» , рассказ педагога о своей маме , воспитывалась любовь к близким людям, открытое выражение чувств по отношению к ним. Эмоциональный отклик у детей вызвала Сюжетно-ролевая игра « Мама, папа ,я счастливая семья» в решение которой активно включились не только воспитанники, но и их родители ,изготавливая атрибуты к игре.
Работая над темой «Мои мама и папа» мы использовали такую нетрадиционную технологию – как «Су-Джок терапия», была составлена картотека игр: « Моя семья», «Доброта», «Мальчик-пальчик». «Наши мамы», с целью общего укрепления организма, для развития речи детей, для развития мелкой моторики пальцев рук, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме, «дорожку здоровья» «Шагаю к милой мамочке», и « Мама ,папа ,я -дружная семья» во время гимнастики пробуждения и другие.
Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, поэтому в свою работу мы включили психогимнастику «Маме улыбаемся», «Дружная семья».
Планируя продуктивную деятельность детей ,мы также делали акцент на развитие интереса к деятельности членов семьи, воспитывали любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи. Аппликация «Закладка для папы», лепка «Сюрприз для…»,рисование « Бусы для мамы», «Фартук для любимой мамочки» ,Конструирование «Подарок к празднику для папы». А какие сюжеты придумывают дошкольники! Вот где простор для детской фантазии. С помощью цветных карандашей и обычного листа бумаги с изображением цифры дети придумывают целые сюжеты: например, «Мама в салоне красоты», «Мой папа капитан». Такие творческие задания способствуют формированию у дошкольников собственных замыслов, а самое главное, помогают их реализовывать.
Речевое развитие один из главных компонентов в воспитании и обучения воспитанников нашей группы. Коррекция дефектов речевого развития пронизывает весь образовательный процесс. Овладение при этом различными сторонами речевой действительности (словарным запасом, грамматическим строем, элементами связной речи, коммуникативной и планирующей речью) происходит частично в ходе различных видов детской деятельности. Составление описательных рассказов по картине «Моя семья», Словесная игра: «С кем ты живешь?» «Назови по имени», устные рассказы из личного опыта о своих семьях. Общение на темы: «Какие у меня мама и папа дома», «Моя любимая мама», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия мамы и папы». Составление мнемотаблиц «Как я помогаю своей маме».
В реализации проекта Тема: «Мои мама и папа» (члены семьи, их обязанности, взаимоотношения в семье) успешно используем информационно- коммуникативные технологии .Разработали цикл мультимедийных презентаций «Как мама нас любит?», «Семья», «Моя мама самая хорошая».
Одним из важнейших условий нашей работы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса мы признаем семью, как жизненно необходимую среду дошкольника с НОДА, определяющую путь развития его личности. Поэтому в нашей группе работа с родителями осуществляется в следующих интерактивных формах: «круглые столы», День открытых дверей "Маму с папой берегу!» Неделя семейных зеркал "Как мы похожи" тренинги «У каждого мама своя», дискуссии, практические занятия-консультации, фотовыставка «Мамочку и папочку сильно я люблю, на мамочку и папочку похожим быть хочу» ,индивидуальные беседы и разговоры, тестирование и анкетирование родителей (законных представителей), проведение совместных мероприятий педагогов с детьми и родителями (законными представителями).
В реализации проекта на тему: «Мои мама и папа» (члены семьи, их обязанности, взаимоотношения в семье) нам помогло Методическое пособие работы с дошкольниками по курсу «Семьеведение , под редакцией Е. Ф. Купецковой.
Источники:
- «Семьеведение» Комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Методическое пособие. Под редакцией Е. Ф. Купецковой. © ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2018
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014.
- Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»
формировать у детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...
Рабочая программа по разделу: «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 раз в две недели (всего 18 час
При составлении рабочей программы по разделу «Лепка» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» адап...

Адаптированная основная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Цель реализации Программы: развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуаль...

Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе «Социокультурные истоки»
Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе«Социокультурные истоки»...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарат "Чудо дерево"
Основная общеобразовательная программа ДОУ примерная программа для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата с учётом Программы Н. В. Симоновой «Программа воспитания и...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...