Формирование изобразительных навыков у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий .Конспекты занятий.
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) по теме
Материал предназначен для творческих воспитателей ясельных групп. Прилагаются конспекты занятий по рисованию, с использованием нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование изобразительных навыков у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий
В период с 2 до 3 лет собственно изобразительная деятельность обособляется, выделяется из предметно-орудийной и приобретает некоторые черты игровой деятельности. Пока ребёнок открывал назначение изобразительного материала и опробовал его – эта деятельность относилась к предметно-орудийной. Но как только ребёнок с помощью взрослых открыл её изобразительный смысл, и появились первые ассоциации, а затем и замыслы, она как игра, стала деятельностью активного отражения окружающего и выражения своего отношения к нему. Ведущий тип отношения к миру – ориентировка на предметы, реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении.
Очень важно в этот период, с одной стороны, не упустить сенситивный период для развития операционально-технической стороны деятельности (малыш ориентирован на предметный мир), с другой – смысл этих действий должен быть понятен малышу, они должны быть востребованы им. Это возможно, если действия ребёнка подчинены замыслу, связаны с известными и интересными для него предметами, явлениями, которые конкретизируются в близкой, понятной привлекательной тематике изображения, интересной методике занятий.
Задачи на этот период:
- Радоваться и удивляться вместе с ребенком, сделанным открытиям, обыгрывать его рисунок, поощрять к повторению изображения, созданию новых.
- Продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями.
- Воспитывать интерес собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что волнует его, радует.
- Помочь малышу освоить недоступные для него способы изображения в рисовании; знакомить со свойствами материалов (краски, фломастер, карандаш, мелки и т.д.).
Это важная задача, и решать её надо сейчас. Пока малыш раскован и смел и пока ему интересен материал и способы действия с ним, рисует все, что хочет и как хочет.
Работая с детьми 3 года жизни, были поставлены следующие задачи по изобразительной деятельности:
- Развивать у детей раннего возраста интерес к рисованию;
- Приблизить к созданию выразительного образа в рисунке;
- Научить работать разными материалами и осваивать различные приёмы рисования;
- Сформулировать эмоциональную отзывчивость на явления окружающей жизни.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
НА ТРАВЕ
Цель: учить держать карандаш и закрепить зелёный цвет. Вызвать эмоциональный отклик.
Материал: карандаш зелёного цвета, рисунки различных животных.
Ход занятия:
Карандаш нарисовал своих друзей – зверюшек.
Узнаешь ли ты их?
(Взрослый даёт характеристику каждому из нарисованных персонажей и запевает песенку.)
Голосистый петушок – Ку-ка-ре-ку
(проговорить вместе).
Вторит весело щенок – Гав-Гав.
Черный кот мяукает – Мяу-Мяу.
Поросёнок хрюкает – Хрю-Хрю.
Скажи, где могли собраться вместе все эти зверюшки? Может быть, на полянке с зелёной травкой?
Дорисуй:
Помоги Карандашу дорисовать зелёную травку на картинках.
(Взрослый показывает, как лучше держать карандаш: между большим, указательными средним пальцами. Это у ребёнка получится не сразу.)
Посмотри, отдельные линии и штрихи напоминают травинки. Они могут быть различной длины и толщины. Теперь друзьям Карандаша есть, где погулять.
ЛУЧИКИ
Цель: учить правильно, держать фломастер и восковой мелок, проводить прямые линии различными материалами, сравнивать толщину и яркость полосок.
Материал: восковые мелки и фломастеры жёлтого цвета.
Ход занятия:
И зверюшки, и цветочки, и маленькие детишки любят, когда тепло. А это тепло даёт нам солнышко. Оно согревает нас своими лучиками.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
(Н. Забила)
(Взрослый вместе с ребёнком хлопает в ладоши.)
Дорисуй:
Сначала желтым или оранжевым мелком обведи на рисунке круг. Круг – это солнышко, от которого в разные стороны отходят лучики. Они могут быть разной толщины и длины. Проведи прямые линии желтым мелком. Желтый цвет – солнечный, тёплый, радостный. Посмотри, линии от мелков получились яркими и чёткими. Теперь нарисуй такие же линии фломастером. Видишь, они получаются тонкими и яркими.
(После выполнения работы спросите у ребёнка, что ему больше понравилось – рисовать мелками или фломастерами. Почему?)
ВОЛНЫ
Цель: продолжить учить детей правильно держать восковой мелок. Во время рисования. Во время рисования создать радостное настроение.
Материал: восковой мелок синего цвета, игрушечный кораблик.
Ход занятия: Кораблик плывёт по волнам. Повтори вместе со мной слова «вол-на», «вол-ну-ет-ся», «вол-нис-та-я».
Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой.
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
(С.Маршак)
(Взрослый показывает ребёнку игрушечный кораблик.) Рассмотри его: какого он цвета, есть ли труба, парус.
Дорисуй: Посмотри на картинку. Проведи пальчиком волнистую линию там, где должны быть нарисованы волны. Выбери подходящий цвет для волны. Может быть, синий? Прямая линия – спокойная поверхность воды. Волнистая изображает волны. Нарисуй их мелком.
БАРАШЕК
Цель: учить рисовать ватной палочкой, методом точка, держать палочку как кисточку. Заполнить цветными пятнами весь силуэт барашка.
Материал: ватные палочки, гуашь серая.
Ход занятия: Какое животное нарисовал для тебя Карандаш? На нем кудрявая шерсть. У него круглые рожки и зовут его... Правильно, барашком.
Даже самым жарким летом
В шубу теплую одет он
И до зимней до поры
Изнывает от жары.
Не грозись, баран, рогами,
А спокойно ты постой –
Поделись-ка, милый с нами
Шерстью пышной и густой.
(В. Лившиц)
(Взрослый показывает, как обмакнуть кончик ватной палочки в гуашь и тычками рисовать шубку барашку).
Дорисуй: возьми ватную палочку и нарисуй нашему барашку густую кудрявую шерсть.
ПАРОВОЗИК
Цель: учить рисовать прямые линии гуашью и синей пастелью дорисовывать дым, растирать его пальчиком. Вызвать интерес к рисованию.
Материал: гуашь чёрного цвета, кисточка, пастель синего цвета.
Ход занятия: на этой картинке Карандаш нарисовал паровозик с двумя вагончиками. Он отправляется в путешествие. Поехали! Ту-ту. Чух-чух-чух. Крутятся быстрые колёса. Только вот беда – Карандаш так спешил поскорее закончить работу, что забыл завершить рисунок. Как ты думаешь, чего нам не хватает? Конечно, рельсов для паровозика, чтобы он мог ехать.
Дорисуй: сначала кисточкой проведи прямую линию внизу под колёсами. Посмотри – получились рельсы. Теперь паровозик Карандаша может по ним ехать. А потом синей пастелью дорисуй дым из трубы и разотри её пальчиком.
ОРЕШКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ
Цель: учить рисовать фломастером круги разных размеров и закрашивать восковым мелком. Закрепить черный, желтый цвета, формировать бережное отношение к выполняемой работе.
Материал: черный фломастер, восковые мелки, желтого цвета.
Ход занятия: Карандаш нарисовал маленькую пушистую белочку. Она живёт в лесу и умеет прыгать с ветки на ветку. Больше сего белочка любит есть вкусные орешки. Посмотри, она уже держит один орешек в лапках. Он небольшой и круглый.
(Взрослый показывает, как нарисовать орешки. Контур рисуется фломастером черного цвета, внутри орешек закрашивается желтым мелком.) Орешки получаются разного размера и цвета.
Дорисуй: посмотри, сколько орешков собрала наша белочка! Попробуй их раскрасить. Сначала нарисуй фломастером контур, а потом раскрась мелком середину.
ВИНОГРАД
Цель: учить детей обмакивать пальчик в гуашь, а потом прикладывать его по очереди к каждой ягодке винограда. Закрепить зелёный цвет и название фруктов.
Материал: гуашь зелёного цвета, гроздь винограда.
Ход занятия: посмотри, как красив спелый виноград!
Виноград висит на ветке.
Как красиво, посмотри!
Виноградинки-конфетки,
В каждой солнышко внутри.
(Н. Дубровская)
(Взрослый вместе с ребёнком рассматривает гроздь винограда, обращая при этом внимание ребёнка на форму и цвет ягодок на то, как плотно они прижаты друг к другу.)
Дорисуй: обмакни пальчик в гуашь, а потом прикладывай его по очереди к каждой ягодке винограда. Листочки тоже можешь закрасить пальчиком.
ДОМИК ДЛЯ ИГРУШЕК
Цель: продолжать учить рисовать прямые линии карандашами, оставляя следы на бумаге. Закрепить цвета синий, зелёный, желтый. Закрепить формы квадрат, треугольник.
Материал: цветные карандаши: синий, зелёный, желтый.
Ход занятия:
Мы построили просторный
Четырехэтажный дом.
И для всех своих игрушек
Место в доме мы найдем.
В доме окна есть и двери,
Крыша крашенная есть...
Здесь поселятся игрушки.
Хорошо им будет здесь.
(А. Бродский)
Рассмотрим внимательно этот домик. Скажи, какие у него окна? Сколько этажей? Какой формы крыша? Есть ли труба? Из чего он может быть сделан? (Кирпичи, дерево.) какие игрушки могли бы в нём поселиться?
Дорисуй: вспомни, с помощью, каких линий ты помогал Карандашу заканчивать его рисунки. Что можно ими нарисовать: солнышко, лучики, травку, облака, дорогу? Посмотри, как мало лучиков у вашего солнышка! Дорисуй их!
(Проговаривая названия линий, взрослый одновременно с ребёнком дорисовывает картину.)
ДОЖДИК
Цель: познакомить с новой техникой – рисование сырым картофелем, оставляя следы на листе бумаги. Во время рисования создать у детей радостное настроение.
Материал: гуашь синего цвета, сырой картофель.
Ход занятия: небо высоко-высоко. А на нем облака белоснежные, да тучи дождевые, которые роняют на землю капельки для дождика.
Дождик пройдёт, землю польёт, травка взойдет и цветок расцветёт.
Кап-кап,
Тук-тук –
Дождик по дорожке.
Ловят дети
Капли эти,
Выставив ладошки.
(К. Бойко)
Сколько капелек поймали дети? Раз, два, три, четыре, пять – будем дождик рисовать.
Дорисуй: нарисовать дождевые капельки тебе помогут палочки. А рисовать мы с тобой будем гуашевыми красками. Каждая краска – новый цвет, который живёт в баночке.
Выберем цвет для дождика. Пусть это будет синяя краска. (Взрослый помогает ребёнку обмакнуть картофельную палочку в блюдечко, с синей гуашью.) А теперь перенеси краску на картинку, примакивая по всему листу палочкой и «оставляя следы от дождя».
СЛЕДЫ КОТЁНКА
Цель: учить примакивать пальчиками, сложенными щепоткой. Закрепить основные части тела котёнка, развивать сенсорику.
Материал: гуашь синего цвета, игрушечный котёнок.
Ход занятия: какой это котёнок – пушистый, мягкий, маленький? Какого он цвета? Какие у него ушки, хвостик и лапки?
(взрослый вместе с ребёнком рассматривает мягкую игрушку – котёнка.)
У котёнка лапки-подушечки, где могут прятаться коготки. И настоящий котёнок может ими поцарапать. А как он быстро бегает! Не успели оглянуться как...
Намочил котёнок лапки –
Он пошёл гулять босой.
Не нашел себе он тапки
И скорей бежит домой.
(Н. Дубровская)
Котёнок убегает, а его следы остаются.
Дорисуй: опусти все пальчики правой руки в блюдце с синей краской. А теперь попробуй оставлять следы от лапок котёнка, сложив пальцы щепоткой.
ЯБЛОНЬКА
Цель: учить растирать гуашевую краску, не выходя за контур. Закрепить зелёный, красный, жёлтый цвета, название фрукта.
Материал: гуашь зелёного, красного, жёлтого цветов. Настоящие яблоки или же их цветные изображения.
Ход занятия: посмотри, какими разными по цвету могут быть яблоки: жёлтые, красные, зелёные. А вот этот маленький хвостик помогал яблоку держаться на веточке.
(Взрослый с ребёнком рассматривают яблоки.)
Яблочки на веточках сочные висят,
Яркими цветами радуют ребят.
Все поспели к осени, соком налились.
Ты укрась их красками, только не ленись!
(Н. Дубровская)
Дорисуй: сначала нужно обвести каждое яблочко на рисунке пальчиком. Какое оно круглое! Выбери цвета для яблочка: жёлтый, красный, зелёный. Какой тебе нравится больше всего?
Закрась каждое яблоко выбранным цветом, растирая краску указательным пальчиком.
ПТИЧКА
Цель: учить получать изображение при помощи примакивания ладошки к листу бумаги. Закрепить знание основных цветов.
Материал: гуашь синего, красного, жёлтого цветов.
Ход занятия: (гуляя с ребёнком, взрослый обращает его внимание на птиц: воробушка, ворону, голубя.) Посмотри, какие они быстрые, ловкие! Каждая имеет сой голос. Воробей – чирик-чирик, голубь – гули-гули, ворона – кар-кар. (Взрослый повторяет «птичьи слова» вместе с ребёнком.)
А ведь наши ладошки тоже немного похожи на крылышки птиц.
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
(Народное)
Кашка масляненькая,
Бражка сладенькая,
Бабушка добренькая.
Шу, полетели!
На головку сели,
Сели – посидели,
Прочь улетели.
(Взрослый хлопает ладошками ребёнка в лад словам, а при словах «Шу, полетели!» поднимает руки ребёнка к его голове.)
Дорисуй: опусти правую ладошку в желтую краску, приложи её к правому крылышку птички. Левую ладошку опусти в синюю гуашь и приложи к левому крылышку. Перышки на туловище птички дорисуй указательным пальчиком, обмакивая его в красную краску
ПЕТУШОК
Цель: познакомить с новой техникой – рисование губной помадой и одновременное проведение трёх полосок тремя пальчиками.
Материал: гуашь зелёного и жёлтого цвета, губная помада, различные изображения петушка.
Ход занятия:
Петушок, Петушок.
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь?
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
(Народное)
(Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть разные изображения петушка: картинку, фотографию, обращая его внимание на гребешок, бородушку, головушку.)
А теперь попробуй приложить к рисунку свою ладонь. Посмотри, большой палец превращается в туловище, остальные – в хвостик. А может быть, пальчики помогут нам нарисовать петушка?
Дорисуй: нарисуй гребешок, бородушку и лапки. Вытри пальчик и опусти его в желтую гуашь. Теперь дорисуй головушку и пёрышки. Указательный, средний и безымянный пальчики обмакни в желтую, зелёную, красную гуашь и одновременно приложи их к хвосту. А теперь попробуй дорисовать зелёным цветом травку, так же примакивая её пальчиком.
РЫБКА
Цель: учить детей колпачком от фломастера методом тычка, держать колпачок как кисточку, заполнять цветными пятнами весь силуэт рыбки. Закрепить цвета – желтый, красный.
Материал: гуашь красного и жёлтого цвета.
Ход занятия: посмотри, какую рыбку нарисовал для тебя Карандаш.
Где же,
Маленькие рыбки,
Ваши
Маленькие лапки?
Муль-муль-муль,
Зачем рыбешки,
Прятать маленькие ножки?
Буль-буль-буль,
Ни ног, ни рук
Нам не нужно,
Милый друг.
Лучше хвост и плавники,
Чем две ноги
И две руки.
(Э. Нийт)
Дорисуй: посмотри, на спине и животе у рыбки – плавники. Опусти указательный пальчик в красную гуашь и дорисуй кончиком пальца плавники, хвостик, и ротик у рыбки. Возьми колпачок от фломастера, обмакни в жёлтую краску и, примакивая, дорисуй чешуйки.
ТЕМА: «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Цель: Вызывать у детей желание изображать образные явления природы – солнечные зайчики. Закрепит название цвета – краска белая. Правильно держать кисточку и пользоваться краской. Во время рисования вызывать интерес к рисованию и создать эмоциональное состояние.
Материал: Зайчик белого цвета, бумага голубого цвета на каждого ребёнка, рисование тычком.
Ход занятия: внести зеркало в яркий солнечный день. И навести луч на стену, потолок, одежду детей, малыши ловит его. Во время игры читать стихотворение:
«Скачут побегайчики
Солнечные зайчики.
Мы зовём их.
Не идут.
Были тут, и нет их тут.
Прыг, прыг по углам
Были там
И нет их там.
Где же зайчики – ушли
Вы нигде их не нашли?»
Навести зайчика на мольберт с голубой бумагой, и обвести его контур замкнутой линией.
«Поймали зайчика!» И дальше провести игру с зайкой. Затем навести зайчика на листочки бумаги детей. И предложить нарисовать им зайчиков на своих листах. Во время рисования детей читать стихотворение. Дети могут нарисовать замкнутый круг и пятном. Во время рисования закреплять с детьми цвет зайчика, белый. После того как дети нарисуют зайчиков, разложить рисунки на столе и полюбоваться тем, как они нарисовали. Затем зайка благодарит, какие красивые зайчики дети нарисовали.
В конце занятия провести игру заинька-зайка.
ТЕМА: «ЛИСТОПАД, ЛИСТОПАД В НАШЕМ САДУ ЛИСТОПАД»
Цель: продолжать учить детей правильно держать кисточку, пользоваться краской, примакивать всем ворсом. Закрепить цвет: желтый, красный. Формировать эмоциональное отношение к ярким цветовым пятнам.
Материал: кукла Таня, корзина с листочками, листы с изображением деревьев.
Ход занятия: звучит спокойная музыка, входить кукла Таня с корзинкой в руке, посмотрите, что в корзинке (листочки).
Какого цвета? (желтого, красного). Давайте поиграем с листочками. Кукла Таня разбрасывает листочки, и дети их собирают.
«Мы в саду гуляли листья собирали
Листики, листики красные, желтые листики».
Какого цвета листики? (красного, желтого). Покажите листики желтого цвета. Подбросили листочки.
«Падают, падают листья в нашем саду листопад
Красные, желтые листья по ветру льются, летят».
А теперь нарисуем листья, как они падают с дерева на дорожку. Показываю, как надо правильно держать кисть, делать примакивание и обращаю внимание на цвет. Какого цвета листочки?
Затем предлагаю детям рисовать самостоятельно, напоминаю, как надо правильно держать кисть, примакивать.
Кукла Таня спрашивает, что ребёнок рисует, какого цвета, напоминаю, что листья падают сверху вниз на дорожку.
По окончании работы любуемся вместе с Таней разноцветной дорожкой.
ТЕМА: «ДОЖДИК»
Цель: вызвать у детей желание изображать явления природы – дождь. Продолжать учить правильно, держать фломастер и закрепить название синего цвета. Учить рисовать капельки дождя сверху вниз. Воспитывать интерес к рисованию, желание рисовать, вызывать эмоциональный отклик.
Материал: фломастер синего цвета, листы с аппликацией тучек на каждого ребёнка.
Ход занятия: внести картинку «Идет дождь». Посмотрите что идет? (Дождик). Капли дождя изображаю на металлофоне и предлагаю детям продолжать «кап-кап».
Появилась тучка, нарисуем дождик, показываю, как нужно рисовать дождик. Обращаю внимание на умение правильно держать фломастер и рисование коротких штрихов. Сопровождаю рисование дождя чтением стихотворения.
«Дождик, дождик кап, да кап мокрые дорожки
Побежим скорей домой мы промочили ножки».
Упражнение в воздухе.
Появилось много тучек и предлагаю детям нарисовать дождик, обращаю внимание детей на то, что дождик капает сверху вниз, напоминаю, что фломастер надо держать тремя пальцами и сидеть прямо во время рисования, читаю стихотворение.
«Дождик, дождик кап, да кап ты не капай долго так
Мы по лужицам бежим громко, весело кричим».
В конце занятия предлагаю посмотреть на рисунки. Посмотрите, какой сильный дождь идёт из тучек.
«Дождик, дождик полно лить
Малых детушек мочить». Игра «Солнышко и дождик».
«ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ КОШКИ»
Рисование коллективное
Цель: вызвать у детей желание рисовать рядом. Во время рисования создать у детей радостное настроение. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, пользоваться фломастером и тычками.
Материал: нарядная Кошка, корзина с конфетами, воздушные шары без ленточек, нарисованная корзина, кисть, фломастер, краска желтая и красная.
Ход занятия: дети заходят в группу и видят нарядную Кошку. Обращаю внимание на кошку, рассматриваем у кошки на шее желтый бант, спрашиваем, почему она такая нарядная. Кошка говорит, что у неё День рожденья. Предлагаю ей подарить подарки. Шарфик полосатый, воздушные шары без веревочек и корзину с конфетами. Рассматриваем подарки – красный шарф и желтые полоски. Читаю стих:
«Подарили Кошке
Шарфик полосатый
Будет Кошечка ходить
Новый шарфик наш носить».
Затем дарим шарики без веревочек, они разлетаются. Читаю стих:
«Шарики воздушные
Ветерку послушные».
Предлагаю детям привязать к красным шарам желтую веревочку. Затем дарим корзинку с конфетами. В ней лежат круглые большие конфеты желтые, красные и зелёные. Рассмотреть какие конфеты круглые, обвести пальчиком в воздухе какие они круглые. Спросить какого цвета красного или желтого.
Всем подаркам Кошка обрадовалась. Любуется ими. Читаю стих:
«Всем подаркам Кошка рада
С них она не сводит взгляда
Да зачем же тут гадать
Надо их нарисовать».
Предлагаю детям подойти к столам и посмотреть, что там лежит. Рассматриваем, что в корзине ничего нет. Воздушные шарики без веревочек, шарфик без полосок. Кошка очень огорчилась. Вместе с детьми успокаиваем Кошку. И предлагаю нарисовать.
Во время рисования Кошка хвалит детей, как они держат кисточку, фломастер. Спрашивает у детей, что они рисуют. Хвалит. По окончании рисования провести пляску «Танцевать становись. Вместе с Кошкой». После Кошка угощает детей конфетами и уходит. Дети отправляются на прогулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...
Презентация на тему "Нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста"
В данной презентации показаны нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков, которую мы проводим в нашем МАДОУ...
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества.
в материале говорится о использовании устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков....
Цикл игр-занятий по формированию изобразительных навыков у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности
Игры-занятия по формированию изобразительных навыков способствуют активизации речи, приобретению детьми сенсорного и сенсорно–моторного опыта, а также пробуждают творческую активность малышей в ...
Мастер – класс «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
Всем известно, что для детей раннего возраста очень полезны игры и занятия, с помощью которых мы развиваем мелкую моторику руки.Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное, и дл...
Проект «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства - наибо...
Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи у детей раннего возраста, с использованием игровых технологий.
Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи, с использованием игровых технологий. Первая младшая группа....