Проект «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».
проект по рисованию (младшая группа)
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства - наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Предлагаемый проект направлен на использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Он разработан с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 63.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Городской конкурс методических разработок «Лучшие практики по организации работы с детьми раннего возраста».
Номинация «Современные образовательные технологии в развитии ребенка раннего возраста».
Проект «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».
Выполнили:
Друзь Надежда Ивановна
Рецлав Надежда Викторовна
Кокшарова Валентина Валерьевна
г. Сыктывкар, 2023г.
Пояснительная записка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства - наиболее доступный вид познания мира ребенком. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, о том, что художественно - деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, что актуально во время адаптации детей раннего возраста. А поскольку художественно - творческая деятельность является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно - развития - реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении.
Предлагаемый проект направлен на использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Он разработан с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей раннего дошкольного возраста.
Актуальность данного проекта заключается еще в том, что развитие моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать - одна из важнейших задач по нетрадиционному рисованию, обрывной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика.
Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей раннего возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание НОД предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.
Инновационным является то, что при использовании нетрадиционных техник у детей не только развиваются практические навыки в различных видах художественной деятельности, но и формируется положительный эмоциональный фон, что способствует легкой адаптации детей к детскому саду.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепки, с художественными материалами для поддержки познавательно – исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
-Развивать сенсорные способности, чувство цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином и т.д.
-Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- Воспитывать чувство радости при восприятии созданных работ.
-Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе, творческую активность.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.
Режим деятельности:
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 10 минут. Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Тип проекта: творческий, практический.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (Октябрь – май).
Участники проекта: дети раннего возраста, родители, педагоги.
Принципы реализации проекта:
- Принцип систематичности и последовательности: «простого к сложному», где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями.
- Принцип воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
- Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
Ожидаемые результаты.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом;
- Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники;
- Развитие мелкой моторики рук, воображения, зрительно – двигательной координации.
-Развитие сенсорных способностей, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином и т.д.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе;
-
Методическое обеспечение.
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, проговаривание последовательности работы, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет, поощрение);
– наглядные (рассматривание картин, схем, образцов, рисунков);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);
- практические (игровые приемы (появление персонажей); пальчиковая гимнастика упражнения, игры с пальчиками, исследование свойств бумаги, красок, возможностей других материалов);
Материально-техническая база:
Групповое помещение
Мольберт
Фланелеграф
Магнитная доска
Магнитофон
Гипотеза: творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительно – организационный
- изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме. Подбор программно- методического обеспечения, наглядно – демонстрационного, раздаточного материала;
- стартовая диагностика уровня развития творческих способностей детей;
- анкетирование родителей по вопросам творческого развития детей;
- разработка календарно- тематического плана.
2.Основной:
- создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
- проведение непосредственно – образовательной деятельности по данному проекту.
- участие в различных проектах, конкурсах.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы проекта, рекомендуются использование конспектов по изобразительной деятельности (Приложение № 2) и техник изо деятельности (Приложение № 1).
3.Заключительный.
- диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами;
- проведение выставок детских работ, участие в конкурсах;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов;
- анкетирование педагогов и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в детском саду.
Календарно – тематическое планирование
Месяц | НОД | Программное содержание |
Сентябрь | 1. «Цыплята на лугу (рисование пальчиками). | Познакомить с техникой рисования пальчиками, показать приемы получения точек. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость. |
2. «Цветы на полянке» (рисование пальчиками). | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Развивать чувство ритма. Развивать эстетическое восприятие. | |
3. «Осенняя берёзка» (аппликация из листьев берёзы). | Учить делать аппликацию из листьев. Вызывать у детей интерес к действиям с листочками. Закрепить умение пользоваться кисточкой и клеем. Развивать эстетическое восприятие. | |
4. «Веселые мухоморы» (работа с пластилином). | Учить отщипывать пластилин от большого куска, равномерно наносить на поверхность формы. | |
Октябрь | 1. «Осенний лес» (оттиски печаткам картофеля).
| Познакомить детей с техникой печатания печаткой из картофеля. Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности. Развивать чувство композиции. |
2. «Ягоды и яблочки» (оттиск пробкой. Печаткой из картофеля). | Познакомить с техникой печатанья пробкой. Учить рисовать ягоды и яблоки, используя контраст размера и цвета. | |
3. «Овощи на тарелочке» (лепка из соленого теста). | Познакомить с пластическим материалом – соленое тесто. Учить отламывать кусочки теста от большого куска, раскатывать комочки между ладонями прямыми движениями ладоней. Учить соединять вылепленные формы в один сюжет. Воспитывать аккуратность. | |
4. «Любимая чашка» (работа с соленым тестом). | Продолжать учить работать с соленным тестом - отщипывать от большого куска и ритмично заполнять контур. | |
Ноябрь | 1. «Первый снег» (рисование ватной палочкой). | Учить наносить ритмично и равномерно точки ватной палочкой, учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
2. «Украсим рукавички (рисование ватными палочками) | Учить рисовать ватной палочкой точки, создавая орнамент. Учить украшать предмет по мотивам сказки «Рукавичка». Учить различать цвета. Воспитывать чувство сострадания. | |
3. Ёжики (лепка из соленого теста) | Продолжать знакомить с пластическим материалом – соленое тесто. Учить раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней, вставлять иголки из семян подсолнечника. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность. | |
4. «Подарок маме» (лепка из теста). | Учить скатывать комок круговыми движениями, сплющивать его двумя ладонями. Наносить оттиск предметом. Развивать моторику рук. | |
Декабрь | 1. «Зайка» (рисование поролоновой губкой) | Помочь освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Воспитывать интерес к рисованию при помощи игровых приемов и устного народного творчества. Развивать творческое воображение. |
2. «Праздничная ёлка» (рисование палочками и пальчиками). | Продолжать учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность формы. Предоставить выбор техники рисования. Воспитывать аккуратность, поощрять инициативу. | |
| 3. «С новым годом, Колобок» (аппликация). | Учить приему наклеивания кусочков бумаги на готовую основу. Побуждать эмоционально откликаться на сказку. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения. |
4. «В лесу родилась ёлочка (аппликация на втулочках). | Приобщать к искусству аппликации. Учить раскладывать на бумажном силуэте приготовленные воспитателем фигуры и наклеивать их. Формировать интерес к этому виду деятельности. Воспитывать аккуратность. | |
Январь | 1. «Как на горке снег…» (обрывание). | Учить разрывать мягкую бумагу на кусочки. Наклеивать их в соответствии с замыслом. Развивать воображение и мелкую моторику. |
2. «Лесные ёлочки (аппликация из салфеток). | Учить наносить готовые комочки на поверхность трафарета. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность. | |
3. «Снежинка» (выбор материалов). | Создать условия для экспериментирования с художественными техниками (ватные палочки, оттиск пробками). Воспитывать самостоятельность и инициативность. | |
Февраль | 1. "Пушистый котенок" (рисование жесткой полусухой кистью) | Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить делать тычки внутри контура. Воспитывать у детей любовь к животным. |
2. «Ёжик, ёжик - чудачёк» (рисование жёсткой полусухой кистью). | Продолжать учить наносить тычки равномерно на поверхность внутри контура. Воспитывать аккуратность, эстетические эмоции. | |
3. «Поздравляем папу (рисование пальчиками). | Продолжать знакомить с новой техникой рисования: рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. | |
4. «Печенье» (лепка из теста). | Формировать умение раскатывать тесто, познакомить с вариантами оформления лепных изделий. (протыкание зубочисткой, посыпание маком). | |
Март | 1. «Любимым мамам» (аппликация из салфеток) | Учить раскатывать кусочки салфеток круговыми движениями ладоней и наклеивать их на готовую основу. Учить создавать в аппликации декоративные композиции. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
2. «Украшение платочков, фартучков» (рисование ватной палочкой). | Продолжать учить наносить ритмично тычки ватной палочкой или пальчиком на выбранную форму. Учить дополнять изображение деталями. | |
3. «Пасха» (лепка на киндер яйце). | Вызывать интерес к лепке. Познакомить с праздником Пасхи. Учить отламывать маленькие комочки пластилина, раскатывать их между пальчиками круговыми движениями и присоединять к игрушке. Развивать мелкую моторику. | |
4. «Цыплёнок» (рисование жёсткой полусухой кистью). | Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить наносить тычки на силуэт из бумаги. | |
Апрель | 1. «Калачи» (Лепка из теста с использованием крупы). | Продолжать знакомить с пластическим материалом – соленое тесто. Учить раскатывать комочек теста круговыми движениями, сплющивать комочек, украшать крупой. Воспитывать аккуратность. |
2. «Солнышко» (рисование ладошкой). | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить окунать ладошку в краску и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | |
3. «Весна пришла» (рисование ладошкой). | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать чувство композиции. | |
4. «Сосульки» (рисование ватной палочкой). | Продолжать учить наносить ватной палочкой ритмичный рисунок, изображая капель. Развивать чувство цвета и ритма. | |
Май | 1. «Первые цветы» (лепка с использованием ватных палочек) | Учить раскатывать кусочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов округлой формы, закреплять пластилин на готовую основу, украшать ватными палочками. Учить аккуратно пользоваться материалами. Развивать воображение, творчество. |
2. «Рыбки в аквариуме» (коллективная работа. Оттиск картофелем). | Упражнять в технике печатания печатками. Закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции. | |
3. Одуванчики (Аппликация из ватных дисков). | Познакомить с аппликацией из ватных дисков. Учить выкладывать на листе бумаги готовые детали, составляя изображение. Формировать интерес к этому виду деятельности. Воспитывать аккуратность. | |
4. «Травка» (рисование ладошкой). | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закреплять умение заполнять всю поверхность листа. Учить дополнять изображение аппликацией (жучки). |
Работа с родителями:
- Консультация «Знакомство родителей с нетрадиционными техниками изо деятельности, привлечение их к совместному с детьми творчеству.
- Пополнение уголков изобразительной деятельности нетрадиционными материалами (ватные палочки, пробочки, ватные диски, втулки и т. д.).
- Оформление уголка для родителей по данной теме. Оформление выставок детских работ.
-Участие родителей в образовательной деятельности: посещение занятий, совместное творчество дома.
Диагностику овладения детьми изобразительной деятельности проводится с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- анализ продуктов детской деятельности;
-выявление уровня творческого развития.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно – творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности.
Заключение:
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения их творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность, развивает моторику и координацию рук.
Детей привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление детей с нетрадиционными техниками позволяет повысить интерес к изобразительной деятельности.
Список литературы:
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2010, 80 с.
- Дудко У.А. «Рисуй со мной» парциальная программа художественно – эстетического развития детей раннего возраста (с 1 до 3 лет). СПб. : «Издательство «Детство – пресс», 2018, 80 с.
- Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирования, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120 с.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» М., Мозаика –синтез, 2007г.- 55 с.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности. М.: ИД «Цветной мир», 2014,144 с.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: ИД «Цветной мир»,2013, 144 с.
- Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. М.: «Айрис – пресс, 2014, 128 с.
Приложение 1.
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Рисование ватными палочками: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит тычки или линии на бумаге. При работе палочка в воду не опускается. При необходимости изменить цвет, меняем палочку. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Тестопластика. Особенности работы:
Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. широко используется оттиск предметами. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить. Вылепленное изделие сушится.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Обрывание бумаги: Способ получения изображения: на изображенный контур рисунка наносится клей. Ребенок рвет бумагу и прикладывает к поверхности. Заполняется весь контур. После работы ручки вытираются салфетками.
Приложение № 2.
«Цыплята на лугу» (рисование пальчиками)
Программное содержание:
Учить рисовать точки пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.
Материал: ватман, гуашь желтого цвета, фломастеры, игрушка-цыпленок, курочка.
Ход НОД:
Дети с воспитателем встали в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Давайте ребята поприветствуем наше солнышко!
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить
Малых деток веселить.
Воспитатель: Ребятки, а какого цвета солнышко у нас? А кто из домашних животных бывает желтеньким? Подумайте, какие домашние животные живут на птичьем дворе? Не догадались? Тогда я вам помогу, отгадайте мою загадку, и вы все поймете.
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня …(цыплёнок)
Воспитатель: Вот молодцы отгадали вы мою загадку. А кто это к нам пришел?
Дети: Цыпленок
Воспитатель: Какой наш цыпленок?
Дети: пушистый, жёлтенький, маленький, мягкий.
Воспитатель: Молодцы! А кто мама у цыпленка?
Дети: Курочка
Воспитатель: Давайте позовем курочку (дети зовут «Курочка иди к нам»)
Вот и курочка пришла. А как курочка зовет своих цыплят?
Дети: Ко – ко – ко!
Воспитатель: Зачем курочка зовет своих цыпляток, для чего? (беспокоится, заботится) Курочка – мама внимательная, заботливая, добрая и ласковая, как все мамы! А хотите поиграть в цыплят? Тогда покажите мне свои ручки, вот, сколько ручек много, повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика: «Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок.
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)
Воспитатель: а теперь ребята давайте пройдем и сядем на свои места (Дети усаживаются за столы. На доске ватман с изображенной лужайкой).
Воспитатель: Детки, садитесь удобно, прямо держа спинку, ножки спрячьте под стол. Посмотрите, какой зеленый лужок перед вами. Только курочка что-то гуляет с одним цыпленком и грустит. Говорит, что разбежались ее цыплятки кто – куда. Волнуется, переживает за деток. Поможем курочке, найдем ее деток, нарисуем цыпляток.
Я вас научу, как можно нарисовать пушистого цыпленка для мамы – курицы. Вам нужно набрать гуашь на кончик пальца и прижать его на листочек бумаги, получится туловище цыпленка, еще раз набрать гуашь на кончик пальца и прижать его на листочек бумаги близко к первому кружочку. Это голова у цыпленка. Затем фломастером нарисуем клювик, глазки и лапки.
Работа детей.
Воспитатель: Смотрите, курочка повеселела! Сколько цыпляток гуляет на лугу с мамой – курицей! Да какие славные! Круглые, пушистенькие, желтенькие! А курочка как рада, что ее детки собрались! Она говорит вам «Спасибо!».
«Осенняя берёзка» (аппликация из листьев березы)
Программное содержание: Учить делать аппликацию из листьев. Вызывать у детей интерес к действиям с листочками. Закрепить умение пользоваться кисточкой и клеем. Развивать эстетическое восприятие.
Материал: Альбомные листы с изображением дерева-березы, засушенные листья деревьев, клеевые кисточки, клей, кукла Осень.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребятишки-
Девчонки и мальчишки.
Приветствую вас от души, дорогие малыши!
В этот осенний яркий день
Всем здороваться не лень.
Воспитатель: Вот и пришла долгожданная осень, со своими подарками-грибами, ягодами, разноцветными листьями. И к нам Красавица-Осень заглянула в гости. (Внести куклу Осень)
Осень: Я в гости к нам пришла и листочки принесла. А вы знаете, с какого дерева эти листики? (Ребята рассматривают листочки)
Правильно с берёзы (показ иллюстрации с берёзой). Любит наш народ березоньку за её красоту. Береза красива в любое время года, а узнать берёзу можно по её белому стволу.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо, (Дети машут листьями, изображая дуновение ветра).
Закачалось деревцо. (Дети покачивают листочками).
Ветер дует тише, тише, тише, (Дети садятся на корточки).
Дерево растет все выше, выше, выше. (Дети кладут листья на пол и встают на ноги).
Воспитатель: Ребята, злой ветер унес с нашей березки все листья, и теперь она стала голой, ненарядной. Давайте мы с вами вернем листочки березке.
Сейчас мы наклеим наши желтые листочки на голые березки и изобразим листопад. Напоминаю, что кисточку надо держать возле железки, большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. Посмотрите, как нужно набирать клей на кисточку, намазывать листочек кисточкой тонким слоем, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Выполнение коллективной работы.
Воспитатель: Осень, посмотри какие красивые берёзки у нас получилась, как в твоем осеннем лесу.
Осень: Вы ребята молодцы!
Постарались от души
И работы хороши!
А теперь все на прощание,
Скажем дружно - до свидания!
«Осенний лес» (оттиски печатками картофеля)
Программное содержание: Познакомить детей с техникой печатания печаткой из картофеля. Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности. Развивать чувство композиции.
Материал: Печатки из картофеля в виде листочков, мисочки с вложенными в них тонкими кусочками поролона, пропитанными желтой гуашью, листы бумаги с изображением деревьев, игрушка-Зайка, картины с изображением осеннего леса.
Ход занятия:
В гости приходит грустный зайка.
Воспитатель: Зайка, почему ты плачешь,
Зайка: Лисичка и медведь рассказали, что сейчас самое красивое время года, и все деревья в лесу стоят волшебные, а я забыл как оно называется и в лесу я давно не был.
Воспитатель: Зайка, не переживай, ребятки тебе напомнят какое сейчас время года и все расскажут.
Зайка: Ох, как же это наверно красиво. Я никогда не видел такого.
Воспитатель: Тогда мы с детками приглашаем тебя на прогулку в осенний лес.
Ребята с зайчиком ходят по группе (Осеннему лесу), рассматривают картины с изображением осенних деревьев. Зайчик радуется прогулке.
Зайка: Так не хочется уходить, здесь так красиво.
Воспитатель: Ребята, как же быть? Нужно зайчику на память сделать красивые фотографии, чтобы он ими любовался дома. Только мы с собой в лес не прихватили кисточки, но зато у нас есть печатки и гуашь.
Для того, чтобы получилась красивая фотография нужно взять печатку из картофеля, опустить один кончик в гуашь и прижать к листочку с изображением дерева в нескольких местах, потом еще опустить печатку в гуашь и опять прижать к дереву.
Выполнение работы.
Зайка: Какая замечательная прогулка в осенний лес у нас получилась. Ребята, спасибо вам огромное за прогулку и за фотографии. Я их повешу на стену и буду любоваться.
Воспитатель и дети прощаются с зайкой.
«Овощи на тарелочке» (лепка из соленого теста)
Программное содержание: Познакомить с пластическим материалом – соленое тесто. Учить отламывать кусочки теста от большого куска, раскатывать комочки между ладонями прямыми движениями ладоней. Учить соединять вылепленные формы в один сюжет. Воспитывать аккуратность.
Материал: Соленое тесто, дощечки для лепки, гуашь, игрушка-Заяц, овощи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ой ребятки я что-то слышу, а вы слышите кто-то плачет.
Да это же зайчик. Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Зайчик: Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются)
Зубки у меня болят,
Глазки плохо видят,
Ножки у меня не ходят,
Силушки уходят.
Воспитатель: Да ты наверно витамины не ел и зарядку не делал.
Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель: Витамины делают наш организм крепким и здоровым. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на грядках. Много витаминов содержится в овощах. Давайте напомним зайчику какие овощи вы знаете. (Дети рассматривают овощи)
Воспитатель: Молодцы, всё зайке рассказали.
А теперь давайте поиграем:
В огород пойдем (шаги на месте),
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем (наклоны)
И картошки накопаем (копают).
Срежем мы кочан капусты (режут)
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают большой круг руками),
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Воспитатель: Молодцы, отдохнули и можем продолжать наше занятие. Ребятки, а как вы думаете, какой овощ больше всего любит зайчик?
(морковь)
Воспитатель: Давайте тогда мы с вами для зайчика и его друзей слепим морковки. Какого цвета морковь, а какой формы? Лепить мы будем из теста
Нужно отломать кусочек теста от большого куска, раскатать между ладонями прямыми движениями.
Выполнение работы.
Воспитатель: Умнички. Сколько морковки у нас с вами получилось. Сейчас сложим их на большую тарелочку, подождем пока тесто застынет, а потом раскрасим краской и отдадим зайчику.
Зайка: Спасибо вам ребятки.
«Украсим рукавички» (Рисование ватными палочками)
Программное содержание: Учить рисовать ватной палочкой прямые линии и точки, создавая орнамент. Учить украшать предмет по мотивам сказки «Рукавичка». Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать чувство сострадания
Материал: Ватные палочки, гуашь, вырезанные трафареты рукавичек, вязаная рукавичка.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, что это? (Показывает вязаную рукавичку).
Воспитатель. Правильно, рукавичка. А чья она? Ребята может кто-то из вас потерял?
Наша варежка осталась
Без хозяйки. Вот беда!
Заблудилась, потерялась,
А вокруг неё зима.
Что же делать рукавице?
Нету ручки той родной,
Что согреет всю тряпицу
Своим маленьким теплом.
Плачет наша рукавичка,
Мёрзнет, лёжа на снегу,
И мечтает, что хозяйка
Прибежит за ней в пургу.
Воспитатель. Может - это рукавичка деда из сказки? Помните, потерял он свою рукавичку, а когда нашёл, то в ней жили уже звери. Вы помните, какие звери там жили и как называлась сказка?
Воспитатель. Ребята, дедушка забрал свою рукавичку, и звери остались зимой без домика. Как мы можем им помочь?
Воспитатель. Да, правильно, мы можем нарисовать им домики. У меня есть вот такая рукавичка. Какого она цвета?
Воспитатель. Да, белого. Но как мы можем ее украсить?
Воспитатель. Ребята, мы можем украсить наши рукавички ватными палочками. Но прежде чем мы приступим я предлагаю нашим пальчикам поиграть.
Физ. минутка
Маша варежку надела: Гладим правую кисть с обеих сторон
- Ой, куда я пальчик дела? Загибаем большой палец
Нету пальчика, пропал! Поворачиваем ладонь, осматриваем
со всех сторон
В свой домишко не попал. –
Маша варежку сняла: Проводим левой рукой по правой от
от себя
- поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь. Кисть с выпрямленными пальцами
показываем с обеих сторон
Здравствуй, пальчик, как живешь? Пожимаем большой
палец
Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним, как нужно рисовать этим способом. Берём палочку и обмакиваем её в краску, но не всю палочку, а только кончик. А затем прикладывайте ее к нашей рукавичке. Рисуйте аккуратно, набирайте достаточно краски на палочку, чтобы рукавички были яркими.
Выполнение работы.
Воспитатель. Вот какие красивые рукавички у нас получились. Теперь у каждого зверя будет домик.
«Ёжики» (лепка из соленого теста)
Программное содержание: Продолжать знакомить с пластическим материалом – соленое тесто. Учить раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней, вставлять иголки из семян подсолнечника. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Соленое тесто, семечки подсолнуха, дощечки для лепки, игрушка-Ежик.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришел необычный гость. А чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку:
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Воспитатель: Правильно, Ёжик. Давайте рассмотрим Ёжика. На что он похож? Верно на шарик. Только не простой шарик, а с иголками. Как вы думаете. Для чего нужны ежику иголки?
Дети: Ёжик защищается от врагов.
Воспитатель: Правильно, его иголки очень остры, они помогают ежику спасаться от врагов — волков, лисиц. А что еще есть у нашего ежика?
Дети: Глазки, носик, ушки.
Воспитатель:
Еж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из иголок сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одежёнка,
Чтоб не трогали ёжонка.
Воспитатель: Ребята посмотрите, наш Ёжик загрустил. Он что - то хочет мне сказать по секрету. И, знаете, что он мне сказал? У него в лесу совсем нет друзей. Давайте мы сделаем ежиков из теста. Берем комок теста, раскатываем шар и превращаем его в яичко. Спереди уже, сзади - шире, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку. А для того чтобы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Оформляем колючую шубку ёжика — втыкаем в спинку «иголки», семена подсолнуха. Чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику.
Физ. минутка
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке
(ходьба на месте)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим),
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(прыгают как зайчики)
Выполнение работы.
Воспитатель. Какие замечательные ежики у вас получились. Сейчас наш Ёжик пойдет и познакомиться с ними.
Воспитатель с ежиком подходит к каждому ребенку, хвалит его.
«Зайка» (рисование поролоновой губкой)
Программное содержание: Помочь освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Воспитывать интерес к рисованию при помощи игровых приемов и устного народного творчества. Развивать творческое воображение.
Материал: бумажные шаблоны с изображением зайчика, белая гуашь, поролоновые тампоны, игрушка Лисичка, Зайчик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ладошек.
С добрым утром, глазки! (Пальчиками поглаживают глаза)
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши)
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! (Поглаживают руки по очереди)
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! (Поглаживание коленок)
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)
Мы проснулись!
Воспитатель: Ребятки, а к нам пришел гость, угадайте, кто это?
«Белая шубка,
Длинные ушки,
Прыгает ловко,
Любит морковку»
Воспитатель: Правильно, Зайка. Давайте позовем зайчика к нам.
Дети и воспитатель: Зайка-попрыгайка, иди к нам!
(из-за ширмы появляется Зайчик)
Зайчик: Здравствуйте, дети! Вы ведь знаете, кто я такой?
Воспитатель: Вот какой красивый зайчик.
Пушистая шубка,
Маленький хвостик,
На головке длинные ушки,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Воспитатель: Дети, а что Зайчик умеет делать?
Дети: Бегать быстро, прыгать, любит морковку.
Давайте поиграем с Зайкой, пусть он согреется.
Проводится подвижная игра «По лесной лужайке».
По лесной лужайке разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки - побегайки!
Сели зайчики в кружок, роют зайки корешок,
Вот какие зайки, зайки - побегайки!
Вот бежит лисичка, рыжая лисичка
Ищет, где же зайки, зайки - побегайки!
По лесной лужайке разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки - побегайки.
Воспитатель: Ох и быстрые вы, ребятки! Никого не сумела догнать Лиса! Молодцы! А вот Зайка наш почему-то задрожал.
Зайка: Это я лисички испугался. Сегодня со мной пришли мои друзья – маленькие зайчата, а вдруг лисичка их сможет поймать.
Воспитатель: Ребятки, а давайте поможем нашим Зайкам спрятаться от хитрой лисы!
(Дети подходят к столам, где лежат листы с нарисованным контуром Зайки)
Воспитатель: Сейчас мы закрасим зайчиков белой краской. А так как зимой снег тоже белый, лисичка не найдет заек. Рисовать будем вот этим тампоном. Обмокните тампон в гуашь и закрасьте зайчика внутри контура.
Выполнение работы.
Воспитатель: Ах, какие молодцы! Никого не видно. Хорошо спрятались зайчики от лисички.
Зайчик: Спасибо вам, ребята, что помогли спрятать от лисы моих друзей.
«С новым годом, Колобок!» (аппликация обрыванием бумаги)
Программное содержание: Учить приему наклеивания кусочков бумаги на готовую основу. Побуждать эмоционально откликаться на сказку. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
Материал: вырезанный из бумаги силуэт Колобка, кисточки, клей, тряпочки, цветная желтая бумага, фигурки из кукольного театра «Колобок», «Волшебный сундучок».
Ход занятия:
Воспитатель: Детки, посмотрите на наш «Волшебный сундучок» со сказками. Кто же в нем сегодня спрятался? (Достает из него кукол: деда, бабку, Колобка)
Воспитатель: Угадайте что за сказка спряталась в сундучке? Кто еще из героев этой сказки спрятался в сундучке. (Достает зайку, волка, мишку, лису). Воспитатель: Хотите еще раз посмотреть сказку «Колобок». (Показ кукольного театра)
Воспитатель: Ребятки, вам жалко колобка? Давайте мы с вами сделаем новых колобков и пригласим их на наш праздник Новый год. Делать их мы будем из кусочков бумаги желтого цвета. Сначала вам нужно намазать кружочек кисточкой с клеем тонким слоем, а затем разместить на основе кусочки желтой бумаги и плотно прижать тряпочкой.
Выполнение работы.
Воспитатель: Какой у вас получился замечательный Колобок? Круглый, желтый, веселый. Вот обрадуются дед и бабка, когда непослушный колобок вернется к ним. А пока мы пригласим наших Колобков на праздник Новый год, посадим их рядом с елочками.
«В лесу родилась елочка» (аппликация на втулочках)
Программное содержание: Приобщать к искусству аппликации. Учить раскладывать на бумажном трафарете приготовленные воспитателем фигуры и наклеивать их. Формировать интерес к этому виду деятельности. Воспитывать аккуратность.
Материал: втулочки от бумаги, вырезанный силуэт елочки, нарезанные из цветной бумаги кружочки, кисточки, клей, тряпочки, клеенки, игрушка-Белочка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел? К нам из леса прискакала Белочка, только она немножко грустная. А знаете почему? (Ответы детей) Скоро Новый год, а детки - бельчата никогда не видели новогоднюю елочку. В лесу много растет елочек, но нарядных там нет. Давайте поможем Белочке, Нарядим елочки и подарим бельчатам.
Посмотрите, какая ёлочка на картине. Давайте её рассмотрим. (Зеленая, пушистая, красивая, нарядная.) А чем украшена ёлочка? (Шариками.) Какой формы шарики? (Круглые) Сколько шариков на елочке? (Много) А какого цвета шарики? (Красные, зеленые, желтые, синие)
А теперь посмотрите, как мы будем украшать ёлочку. Возьмем кисточку в правую руку, держать её будем тремя пальцами, выше металлической части. Набирать клей нужно на самый кончик кисточки. Кружок положим на клеенку цветной стороной вниз, намазывать будем белую сторону кружка. Кружок кладем на елку клеем вниз. На приклеенный кружок нужно положить тряпочку и прижать ладошкой, чтобы убрать лишний клей, вот так.
Посмотрите, какая нарядная елочка получилась у меня.
Физкультминутка «Ёлочка»
У маленьких детишек ёлочка большая. (Дети поднимают руки вверх) Огоньками, шариками ёлочка сверкает. (Дети сжимают и разжимают кулачки) Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево).
Не коли нас, ёлочка, веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки подальше от ребяток. (Дети отмахиваются от ёлочки)
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши).
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево).
А теперь, вы украсьте свою ёлочку, только прежде чем, наклеивать круги их надо красиво разложить. (Дети раскладывают круги на силуэте елки и начинают приклеивать) Воспитатель напоминает детям, чтобы работы получились аккуратными, не забывайте пользоваться тряпочкой.
Выполнение работы.
Воспитатель хвалит детей, готовые елочки ставит на подставочки-втулочки, предлагает полюбоваться на нарядные ёлочки и предлагает подарить их бельчатам.
«Новогодние ёлочки» (аппликация из салфеток)
Программное содержание: Учить раскатывать предметы круглой формы из салфеток ладошками, наклеивать готовые формы на лист бумаги. Создавать условия для развития воображения, мышления, художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость, вызывать интерес к творчеству.
Материал: Новогодняя елка в группе, белый лист бумаги размером А4, готовая форма елочки, клей ПВА, салфетки разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Я росла в лесу дремучем,
Поднималась к синим тучам.
Но теперь меня срубили,
И в игрушки нарядили (елочка).
Воспитатель: Верно, ребята! А зачем же елочку в игрушки нарядили?
Дети: Потому что Новый год.
Воспитатель: Правильно. Помните, как мы с вами украшали нашу елочку. Полюбуйтесь еще раз какая она красивая, нарядная, яркая. А кто к нам на новогодний праздник приходил?
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Да, Дед Мороз приносил всем подарки и угощения.
А еще в Новый год принято дарить всем открытки. Давайте мы с вами сделаем сейчас красивую открытку, и вы сможете ее подарить своим родным или друзьям.
А, чтобы наши пальчики хорошо потрудились, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика.
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и разжимать кулачки)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями рук)
В гости Дед Мороз идет (Пальцы шагают по коленям)
Всем подарки он несет. (Потереть ладони друг об друга)
Воспитатель: Посмотрите на картинку с изображением наряженной ёлки.
Воспитатель читает стихотворение:
Приходил к нам Дед Мороз,
Ёлку зеленую принес.
Снеговик не растерялся,
Тут же в садик он помчался.
Эй ребята, помогите.
Нашу ёлку нарядите.
Воспитатель: Перед вами лежат разноцветные салфетки, нужно раскатать их круговыми движениями ладоней, потом обмакнуть в клей и наклеить их на готовую основу.
Выполнение работы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые у вас открытки получились для друзей и знакомых.
Физкультминутка «Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, (Поднять руки вверх)
Колючие иголочки, как будто в белом инее. (Опустить через стороны вниз)
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. (Наклоны вправо-влево)
Во всех домах по всей стране ребята улыбаются! (Улыбаясь, шагать на месте)
«Пушистый котенок» (рисование жесткой полусухой кистью)
Программное содержание: Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить делать тычки внутри контура. Учить создавать выразительный образ животных в работе с данным материалом. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать у детей любовь к животным.
Материал: нарисованный на листе контур котенка, жёсткая кисть для клея гуашь, салфетки, игрушка-Котик.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «Котята»:
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ – котёнок самый белый,
ДВА – котёнок самый смелый,
ТРИ – котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам ребята, Посмотреть и посчитать.
-Воспитатель: Ребята, а у кого дома живёт котёнок?
- Какие они у вас, расскажите!
- А что едят кошки, вы знаете?
- А во что они любят играть?
- А вы любите играть с котятами?
-Давайте поиграем с пальчиками.
Физкультминутка «Котята»
Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)
На него котёнок кинется. (Прыжок вперёд)
Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)
За него котёнок схватится. (Хватательные движения рук вперёд)
Прыг-скок! (Прыжки вверх)
Цап-царап! (Движения рук вперёд)
Не уйдёшь из наших лап! (Взяться руками
за противоположные плечи)
Воспитатель: Молодцы, весело играете!
Ой, посмотрите, кто к нам в гости пришел, это же котик Мурзик.
Мурзик, а что ты такой грустный. Мурзик мне сказал, что у него нет друзей в детском саду. Жалко, что у нас нет котят, с которым можно было бы Мурзику поиграть. А давайте нарисуем своих пушистых котят с которыми будет играть наш котик. Присаживайтесь на места и подумайте, какого котёнка вы хотите нарисовать. А вот посмотрите, какого котенка нарисовала я.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать.
Да, колючей, жёсткой. И рисовать мы будем сухой кистью, без использования воды. Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котёнок получится пушистым.
Выполнение работы.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите какие у вас котята получили красивые. (Рассматривают рисунки). Теперь Мурзик сможет с ними поиграть.
«Поздравляем папу» (рисование пальчиками)
Программное содержание:
Продолжать знакомить с новой техникой рисования: рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
Материал: ватман, гуашь, салфетки.
Ход занятия:
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки.
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Ребята, совсем скоро мы будем поздравлять с праздником «День защитника Отечества» всех мужчин: пап, дедушек и мальчиков .
Как вы думаете, вашим папам понравится, если мы им подарим подарок?
Давайте, мы нашим папам подарим большую картину. На ней мы изобразим небо, на котором летят самолеты, море, где плывут корабли и землю, по которой едут машины.
А сейчас я предлагаю ненадолго всем превратиться в солдат.
Физ. минутка.
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - прыжок,
Два - прыжок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Рисовать сейчас нам нужно.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята перед вами лежат картинки и изображением самолетиков, корабликов, машинок. Возьмите кто что хочет закрашивать. А закрашивать мы будем пальчиками. Вам нужно набрать гуашь на кончик пальца и прижать его на картинку, делая точки.
Выполнение работы.
Воспитатель: Сегодня мы потрудились на славу! Вы были внимательными и умелыми, картинки получились очень красивые. Сейчас все наклеим на большой ватман, дорисуем небо, море, землю и вывесим наш подарок в раздевалке. Папы будут рады. Старайтесь всегда радовать своих родных.
А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.
«Любимым мамам» (аппликация из салфеток)
Программное содержание: Учить раскатывать кусочки салфеток круговыми движениями ладоней и наклеивать их на готовую основу. Учить создавать в аппликации декоративные композиции. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
Материал: Цветочки, вырезанные из бумаги, салфетки зеленого цвета, клей, кисточки, тряпочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какое время года наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, а какой самый весенний, самый радостный и самый яркий праздник весны вы знаете?
Дети: Праздник «8 марта».
Воспитатель: Правильно, а чей это праздник, кому он посвящён?
Дети: Маме!
Воспитатель: Молодцы. А еще в это день поздравляют всех бабушек, и девочек. Мама самый дорогой человек в жизни каждого из вас. Давайте мы сейчас с вами покажем, что мы делаем, как мы маме помогаем.
Физ. минутка
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем делать маме в подарок большую открытку. Я вам разложила заготовки для открытки, и ватман на который мы будем их клеить. Сначала выкладывают на листе вазу, сверху цветочки. Потом приступаем к выполнению листочков. Между ладошками раскатываем кусочки салфеток, окунаем их в клей и приклеиваем их на основу. Только потом приклеим на ватман наши цветочки и листочки.
Выполнение коллективной работы.
Пальчиковая гимнастика
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это – я,
Это - бабушка моя,
Это -папа,
Это -дед.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая открытка у нас получилась Молодцы, все вы постарались для мам. Ваши мамочки с радостью примут такую красивую открыточку!
«Пасха» (лепка на киндер яйце)
Программное содержание: Вызывать интерес к лепке. Познакомить с праздником Пасхи. Учить отламывать маленькие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и присоединять к игрушке. Развивать мелкую моторику.
Материал: Пластилин, дощечка для лепки, игрушки Киндер яйцо, игрушка-курочка.
Ход занятия:
Чтение сказки «Курочка ряба»
Воспитатель: Дети, а давайте мы поиграем с курочкой.
Физ. минутка.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней – ребятки,
Жёлтые цыплятки:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышко ищите!»
Воспитатель: Есть такой праздник - Праздник Пасха. Означает победу добра над злом. Люди готовились к этому празднику заранее. Они наводили порядок в своих домах, во дворах, пекли куличи, пасху из творога, красили яйца. А еще в пасхальную неделю любили одевать самую красивую одежду, петь, плясать, играть, ходить в гости, поздравлять друг друга, обмениваться пасхальными яйцами. А почему яйцами? Яйцо– символ новой чистой, светлой жизни.
Сегодня мы с вами, будем украшать яйца при помощи пластилина. От пластилина разного цвета нужно отщипнуть кусочки произвольной формы и нанести их на яйцо. Каждое цветовое пятно располагать рядом с предыдущим.
Выполнение работы.
Воспитатель: Молодцы мои цыплятки! Вы все сегодня постарались и посмотрите какая красота у нас получилась.
Получились действительно чудесные яички!
«Угощение для кукол» (Лепка из соленого теста с использованием крупы)
Программное содержание: Продолжать знакомить с пластическим материалом – соленое тесто. Учить раскатывать комочек теста круговыми движениями, сплющивать комочек, украшать крупой. Воспитывать аккуратность.
Материал: Соленое тесто, разные крупы, дощечки для лепки.
Ход занятия:
Воспитатель и дети играют в игру «Большие, маленькие ноги». Слышится стук в дверь.
Воспитатель: Я пойду, посмотрю, кто к нам пришел. (Воспитатель открывает дверь, заходит кукла).
Кукла: Здравствуйте ребята. Меня зовут кукла Катя.
Дети: Здравствуй кукла Катя.
Кукла Катя: Ребята, у моей бабушки скоро день рождения и я не знаю чем ее угостить.
Воспитатель: Давайте поможем Кате. Чем можно угостить бабушку в день рождения?
Дети: Конфетами, пирожками, тортом, печеньем, яблоками.
Воспитатель: Молодцы ребята. А из чего можно приготовить угощение?
Дети: Из пластилина, из теста, из песка.
Кукла Катя: Я не умею делать торт, печенье, пирожки.
Воспитатель: Не переживай Катя, мы с ребятами поможем тебе слепить печенье из теста.
Чтобы мы хорошо слепили печенье, давайте наши пальчики потренируем. Поиграем в игру «1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять»
Воспитатель: Ребята, на столах лежит тесто. Сначала отщипываем кусок теста, катаем круговыми движениями. Затем кладем шарик в одну руку, а второй рукой давим шарик. Получилось у нас печенье. Затем украсим печенье крупинками.
Выполнение работы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы слепили очень красивое печенье, хотите поиграть.
Дети: да
Воспитатель: Посмотрите, какая красота! Я думаю, что Катя обрадуется и запрыгает вот так. Как, Катя запрыгает от радости, покажите.
А еще я думаю, она обрадуется и захлопает в ладоши вот так. Покажите ребята!
А бабушка ее обнимет вот так. Покажите как.
Кукла в руках воспитателя танцует.
Кукла Катя: Теперь я угощу бабушку и поздравлю ее с Днем Рождения.
Спасибо вам ребята за помощь. Я понесла печенье для бабушки. До свидания.
Весна пришла (рисование ладошкой)
Программное содержание:
Знакомить с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать чувство композиции.
Материал: ватман, гуашь разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Весна) А как вы узнали?
Давайте посмотрим, что же происходит весной в лесу.
(Просмотр видеоролика)
Воспитатель: Расскажите, что бывает весной.
Весной ярко светит солнце.
Весной появляются проталинки.
Весной тает снег.
Весной бегут ручьи.
Весной распускаются подснежники.
Весной просыпаются животные.
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете приметы весны. Давайте поиграем.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
Прилетело сто грачей.
И сугробы тают, тают,
И цветочки вырастают!
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем красивую весеннюю картину с ярким солнышком, веселыми птичками, радостными ежиками. А каким цветом мы будем рисовать солнышко? Для рисования солнышка можно использовать только желтый, красный и оранжевый цвет. Эти цвета мы называем теплые цвета потому, что они греют нас, дают нам тепло.
Воспитатель: Сначала подготовим наши пальчики к работе.
Мы ладошки потянули
И на солнышко взглянули.
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.
Наши пальчики-малютки
Не хотят ждать ни минутки,
Не хотят уж больше ждать,
Начинают рисовать!
Воспитатель: Ребята, подойдем к столу. А как мы будем рисовать, где наши кисточки? Мы будем рисовать как волшебники, без кисточки. Нарисовать картину помогут наши ладошки.
Сколько лучиков у солнца? (Много)
Нас тоже много и мы нарисуем много-много лучиков. Будем рисовать по очереди. Идем в гости ладошкой к желтой краске и прикладываем ладошку к солнышку. Берем салфетку и вытираем ручку.
Выполнение коллективной работы.
Воспитатель: Вот какое замечательное, доброе солнышко у нас получилось. Посмотрите, как светло и тепло стало в нашей группе. Ну, теперь уж ежики и птички точно проснутся. Давайте посмотрим, как нарисовать ежика и птичку. Надо отпустить всю ладонь в мисочку с гуашью и сделать отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.
Выполнение работы.
Молодцы, ребята, смотрите, какая красивая весенняя картина у нас получилась. Можно повесить ее у нас в группе.
Первые цветы (лепка с использованием ватных палочек)
Программное содержание: Учить раскатывать кусочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов округлой формы, закреплять пластилин на готовую основу, украшать ватными палочками. Учить аккуратно пользоваться материалами. Развивать воображение, творчество.
Материал: Вырезанные из картона цветы, дощечки для лепки, пластилин, ватные палочки, игрушка Мишка.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь. Заходит Мишка.
Мишка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости.
Воспитатель: Мишка. А почему ты такой нарядный? (на шее у медведя завязан бант).
Мишка: Потому, что у меня сегодня День рождения.
Воспитатель: Поздравляем тебя, Мишутка! Но какой же День рождения без подарков? Ты садись и посмотри на деток, а мы для тебя сделаем подарки.
Воспитатель предлагает детям сделать цветочек и подарить его Мишутке.
Воспитатель: Какого же цвета будут наши цветочки? Из чего мы их сделаем? Сам цветочек из бумаги, серединка у нас будет разноцветная, из пластилина. Берем пластилин, раскатываем между ладошками шарик и надавливаем указательным пальцем на серединку цветочка, а затем украшаем палочками.
Но для начала мы разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«На лужок».
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!0
(Сгибать пальцы поочередно на обеих руках)
Под спокойную музыку дети выполняют работу.
Воспитатель: Какие красивые цветочки получились. Тебе нравятся, Мишутка?
Мишка: Очень, большое спасибо вам. Теперь у меня настоящий День рождения!
Дети дарят цветочки. Мишутка благодарит детей за цветы.
Воспитатель: Мишутка, а мы тебе еще и «Каравай» сыграем.
Дети встают в круг, Мишутка в центре. Дети вместе с воспитателем поют:
Как на Мишуткин День рожденья
Испекли мы каравай!
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины!
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!
Мишутка выбирает всех детей и танцует с ними по очереди.
Мишутка благодарит детей за подарки и прощается с детьми.
Одуванчики (Аппликация из ватных дисков)
Программное содержание:
Познакомить с аппликацией из ватных дисков. Учить выкладывать на листе бумаги готовые детали, составляя изображение. Формировать интерес к этому виду деятельности. Воспитывать аккуратность.
Материал: Картинки с изображением весны, клей, тряпочки, вырезанный из цветной бумаги стебелек и листочки, ватные диски.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Правильно, весна. Весна - прекрасное время года. Природа проснулась от зимнего сна. Какие изменения произошли в природе весной?
(Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску с картинками с преображением природы).
Воспитатель: Вы правильно сказали, что солнце светит ярче, сильнее греет, появилась нежная травка, деревья оделись в зелёные наряды, прилетели птицы, распустились первые цветы.
Воспитатель читает стихотворение О. Высотской.
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик, первый молодой,
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца золотой портрет.
Воспитатель: Ребята, мы смотрим на этот чудесный цветок и радуемся. Весна приносит радость, хорошее настроение. А давайте поделимся своим хорошим настроением со своими близкими людьми: мамами, бабушками. Сделаем для них красивую открытку. Вы согласны?
Воспитатель: Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землёй корешки.
Дети подходят к магнитной доске, вместе с воспитателем, рассматривают картинку, на которой изображен одуванчик.
Воспитатель: Вот какой красивый одуванчик. На что похож одуванчик? Из каких частей состоит одуванчик? А теперь скажите, какой формы головка цветка? Ребята, на что похожи стебельки и листья? Молодцы.
Воспитатель: Предлагаю вам выложить цветок на листе цветного картона, а потом наклеить. Сначала мы выкладываем стебелек и листочки из цветной бумаги, а потом головку растения из ватного диска. Сначала выложите весь цветок, а потом будем наклеивать, не снимая каждую часть одуванчика, а беря по одной части, аккуратно намазывать клеем и приклеивать.
Звучит музыка.
Выполнение работы.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, какие красивые цветы у вас получаются. Несите свои открытки, мы их прикрепим на магнитную доску и полюбуемся одуванчиками.
Воспитатель читает стихотворение Е. Серовой "Одуванчик":
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель: Я думаю, что ваши родители обрадуются, когда вы подарите им открытки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...
Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...
Проект: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов рисования".
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что сл...
ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ» (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)
ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ»(развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования)...
Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...
Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"
Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании.
Рисование являетсяодним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетическоговосприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческойдеятельностью ребенка.Обучение рис...