Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
статья по теме

Васильева Елена Аркадьевна

   Коммуникативная деятельность выступает  в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком.  Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности.

Коммуникация, как область образовательной деятельности, имеет свои специфические задачи, связанные с усвоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, которые не всегда можно решить в ходе режимных моментов,  и требует  выделения специального времени в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gbou_detskiy_sad_no_711_svouo.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Ст.воспитатель ГБОУ д.с.№ 711

   Коммуникативная деятельность выступает  в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком.  Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности.

Коммуникация, как область образовательной деятельности, имеет свои специфические задачи, связанные с усвоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, которые не всегда можно решить в ходе режимных моментов,  и требует  выделения специального времени в ходе непосредственно образовательной деятельности.

  При организации  образовательной деятельности  детей раннего возраста следует учитывать  фактор преобладание у них возбуждения над торможением, поэтому  маленький ребенок с трудом переносит ожидание и ограничение двигательной активности. По результатам мониторинга ЮНЕСКО, проведенного в европейских странах, только 10% людей обучаются через слово. Было установлено , что у современных детей при подачи  видео-звукового представления материала повышается эффективность запоминания до 50% Т.е новое поколение детей визуалисты. Это лишний раз доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения.

Больший эффект дают такие формы организации, содержание которых связано с самостоятельностью  детей. Малыши  должны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать  говорить. Используя традиционные методы и приемы, поддерживая интерес  и внимание детей, повышая их речевую активность рассматривание иллюстраций, игрушек, картин.  Мы попробовали ввести в занятия компьютерные игры. (Приложение №1)Использование компьютерных технологий позволило  сделать занятия более динамичными. Дети     не только овладевают словарем (игры на называние предметов питания, частей у машины или одежды), грамматическим строем речи, но и включаются в диалог со взрослым, приобретают навыки игрового действия. При использовании компьютера в группах раннего возраста мы выработали ряд методических рекомендаций:

  1. Игра должна содержать персонажи понятные  и знакомые ребенку раннего возраста (медведь, мышонок).
  2. Животные должны произносить  те звуки, которые они произносят на самом деле(можно встретить игры, где лошадь гудит, а гусь щебечет).
  3. Игра не должна быть усложнена дополнительной информацией или заданием, которую ребенок не может понять или выполнить (часто дополнительно в ходе игры производитель просит ребенка написать цифру или букву, или игра решает сразу несколько задач, которые не соответствуют возрасту).
  4. В игре не должно быть агрессивности   и устрашающих героев.
  5. Игра должна подбираться к тематике занятия или его части.

Так же следует помнить, что, организовывая занятие с  использованием компьютера, не должно быть лишних проводов и приспособлений (лучше использовать сенсорную панель, а не мышку, ноутбук без провода питания). Это очень отвлекает детей, не дает им возможности сосредоточиться на главном и нарушает технику безопасности.

  Если компьютер используется в качестве  технического средства для показа иллюстрации или игры, не надо  акцентировать внимание детей  на самом компьютере . Это сократит полезное время занятия, уведет детей и воспитателя от цели .

Компьютер можно внести в группу заранее,  в ходе режимных моментов рассмотреть его с детьми,  спросить, пользуются ли они им  дома .

Еще один вид работы ИТ это интерактивная доска. Её возможности    гибко преобразовывать, видоизменять,  дополнять материал, что создает новые возможности для творческого экспериментального и проблемно-поискового исследования. Возможность работать без провода, просто касаясь пальцем поверхности увлекательна даже для взрослого. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, а самое главное выводить результат деятельности на принтер. В ходе работы с интерактивной доской все дети оказываются вовлеченными в процесс активного познания.     Форма подачи материала ИД соответствует  способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в  визуальной информации и зрительной стимуляции.

  Таким образом, можно говорить о том, что уже в раннем возрасте при продуманных действиях педагога компьютер может быть полезным при решении специфических задач  развития речи: отработка правильного дыхания, знакомство со свойствами и функциями предметов, обогащение словаря детей, знакомство с пространственными и временными отношениями.

Приводя ребенка впервые в детский сад, многие родители возлагают большие надежды на то, что детский сад даст все необходимые навыки и умения.

   Компьютерные игры являются замечательным посредником при вовлечении родителей во взаимодействие с педагогом. Задача педагога не только рассказать о правилах использования компьютера для детей раннего возраста, но и продемонстрировать игры, содержание которых позволит ребенку развиваться. Кроме того, можно предложить родителям  создать картотеку игр, полезных интернет ссылок на сайты, где  можно скачать игру  или играть он-лайн.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуальной и дифференцированной работы  при организации непосредственно образовательной деятельности в группах раннего возраста своей новизной и увлекательностью, но  не стоит забывать о том, что никакая компьютерная технология не заменит живого общения, чтение и листание книг, рассматривание предметов, особенно в детстве.

Приложение№1

Общие задачи непосредственно образовательной деятельности: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.

Задачи области «Коммуникация»: укреплять мышцы артикуляционного аппарата, учить производить выдох через рот плавно и протяжно, обогащать словарь детей (быстро - медленно, сильный - слабый).

Задачи области «Познание»: учить различать цвета спектра и правильно называть их, формировать элементарные представления о  природных явлениях (осенью холодно,  идет дождь, дует ветер).

Задачи области «Социализация»: создавать условия для благоприятной адаптации к дошкольному учреждению, вовлекать детей в игровое взаимодействие.

Ход интегрированной деятельности.

Педагог-психолог вносит игрушку-забаву тигренка. Тигренок «здоровается» с детьми. Педагог – психолог обращает внимание детей на то, что тигренок желтый, очень похож на осенние листочки, бантик у него тоже желтый.

Проводится игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». В ходе игры педагог - психолог обращает внимание детей на то, какого цвета у них одежда (зеленая, красная, желтая). Воспитатель говорит детям о том, что наступила осень, листья стали разноцветными (желтыми, красными), идет дождик, дует ветер. Ветер подует сильно - листочки падают  быстрее, ветер дует слабо - листочки падают тихо и ложатся на землю.

- Посмотрите дети, что это за коробка стоит на столе? – говорит воспитатель, открывает коробку, достает вертушку.

- Кто-то принес нам игрушку - вертушку. Это, наверное, тигренок. Он говорит мне, что не знает, что это такое. Посмотрите, я сейчас позову сильный ветер, и игрушка будет вертеться быстро. А потом слабый ветерок и игрушка закрутится медленно.

- Давайте попробуем!  Воспитатель предлагает каждому ребенку подуть слабо и сильно, обращая внимание детей на то, что, в зависимости от того как дует ветер (сильно или слабо), игрушка крутится быстро или медленно.

- Посмотрите, дети,  тигренок тоже взял вертушку, но у него не хватает сил подуть. – Воспитатель подводит детей к ноутбуку и предлагает помочь тигренку.

Дети дуют в микрофон, воспитатель еще раз уточняет, что если ветер дует сильный то и вертушка крутится быстро, если медленно, то слабо. Затем предлагает детям подуть всем вместе.

- Ой, ребята, а я видела, что в коробке еще что-то лежит! Давайте посмотрим. Что это? - Воспитатель достает мыльные пузыри. Дети отвечают. Воспитатель раздает детям палочки от мыльных пузырей.

- Посмотрите, сейчас я подую сильно, полетят большие пузыри, подую медленно - полетят маленькие пузыри. Все пузыри разноцветные: желтые, красные, зеленые.

- А что же наш тигренок (воспитатель обращает внимание детей на монитор компьютера)? Стоит. У него не получается. Давайте поможем ему!

 Дети дуют в микрофон сначала по одному, затем все вместе. Воспитатель уточняет, что у детей получаются то большие пузыри, то маленькие и все они разноцветные.

- Какие вы, ребята, молодцы! Помогли сегодня тигренку. Он обязательно придет к нам еще!

Компьютер закрывается, появляется Тигренок-игрушка.

- Давайте «попрощаемся» с Тигренком.

В НОД использовалась игры из раздела «Просодика». Л.Р. Лизунова Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие ,Изд.2- доп. и перераб.-Пермь,2009.-60с.

Литература

1.Арушанова  А.Г.   Речь  и  речевое   общение  детей.   М.,  Мозаика-Синтез, 2000    

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

3.Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А. Парамонова. М.:ТЦ Сфера,2011.-320с.

4.Павлова    Л.Н. Раннее    детство:    развитие    речи    и    мышления. М., Мозаика-Синтез, 2000

5. Л.Н. Павлова  «Раннее детство: развитие речи и мышления» (1 –3 года)». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

6.Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова  «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

7.Л.Н. Павлова « Воспитание и обучение детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1986.

8.Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

9.Л.Р. Лизунова Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие ,Изд.2- доп.и перераб.-Пермь,2009.-60с.

10.Г.М.  Лямина « Воспитание и развитие детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1981.

11.В.М. Сотникова «Действия с предметами и предметные игры для детей». Москва.  «Мипкро». 2000.

12.Д.В.№4-2009 Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие мышление», стр.22.

13.Д.В. №2-2009г., стр.22:  Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста"

В данной презентации показаны нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков, которую мы проводим в нашем МАДОУ...

Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей»

представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей....

Мастер – класс «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде».

Цель мастер – класса: представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде....

Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников....

План по самообразованию 2019-2021гг. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и...