Цикл игр-занятий по формированию изобразительных навыков у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности
план-конспект занятия по рисованию на тему

Тапаева Лилия Галимзяновна

Игры-занятия по формированию изобразительных навыков способствуют активизации речи, приобретению детьми сенсорного и сенсорно–моторного опыта, а также пробуждают творческую активность малышей в различных видах продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-zanyatiya_po_risovaniyu.docx92.14 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Power\Desktop\рис рамка.jpg

Цикл игр-занятий

по формированию изобразительных навыков

у детей раннего возраста

через продуктивные виды деятельности

Игра-занятие “В гостях у волшебной кисточки”

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками

Задачи:

  1. Познакомить детей с волшебной кисточкой и красками.
  2. Формировать умение детей правильно пользоваться кисточкой.
  3. Формировать умение узнавать и называть цвет.
  4. Воспитывать аккуратность в работе с красками.
  5. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы:

  • большая кисть для воспитателя – “волшебная кисточка” (кисточка похожа на девочку)
  • кисти по количеству детей
  • наборы гуашевых красок (по количеству детей)
  • стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей)
  • клеенка

 Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель готовит на столе материалы для рисования, сопровождая свои действия речью.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!

Какая интересная девочка-кисточка.

Девочка-кисточка здоровается с детьми, показывает и рассказывает какая она необычная, и что она больше всего любит рисовать. Девочка-кисточка приглашает всех ребят посмотреть, как она будет это делать. Педагог показывает детям, как с помощью волшебной кисточки можно рисовать и что получается.

Воспитатель: Сейчас девочка – кисточка наберет вот так желтую краску и опустит ее в стаканчик с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво!

Педагог называет цвет, просит детей повторить - какого цвета получилась водичка. Таким образом, на глазах у детей разводят краски нескольких цветов. Девочка-кисточка побуждает ребят сделать также самим. Дети садятся на стульчики, и берут в руки кисточки (показ – как правильно надо держать кисточки).

Воспитатель: Сейчас вы будете разводить сами краску в воде.

Педагог уточняет у детей, какого цвета они хотят взять краску.

Воспитатель: Катя, ты какую краску выбрала? Красную? (ответы детей, предположения)

Ваня, а ты какую выбрал краску? Вот эту? А как называется цвет этой краски?

Не помнишь? (Педагог вместе с детьми уточняет цвет красок, закрепляет их названия в речи).

Воспитатель: Все выбрали краски? Намочите кисточки – опустите их в стаканчик с водой.

(Показ и объяснения, как правильно держать кисточку). А теперь возьмите на кисточку краску – вот так. Педагог отмечает, что краску нужно набирать на кисточку аккуратно, а последнюю каплю оставлять на краю баночки с краской.

Опустите кисточку с краской в воду и осторожно помешайте. Вот какая красивая цветная вода получается! (уточнить какого цвета вода)

В ходе проведения игры-занятия, если ребенок пролил воду на стол, необходимо попросить вытереть воду тряпочкой. После того как все дети развели краску в воде, обыгрывается ситуация “Кукольный обед”: ребенок ставит стаканчик, усаживает куклу (мишку, зайчика) и угощает различными напитками (как будто это газированная вода, сок, морс…) После игры-занятия в свободной деятельности детям рассказывается сказка

В. Сутеева “Петушок и краски”

Игра-занятие “Колобок”

Цель: развивать речевую активность детей, желание рисовать красками.

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
  2. Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников, рассказывание педагогом сказки.
  3. Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из сказки.
  4. Развивать простейший способ изображения в рисунке “от пятна”; техническим навыкам рисования красками (аккуратно брать краску, правильно держать и промывать кисть).
  5. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:

  • настольный театр по сказке “Колобок”
  • мольберт
  • большая девочка-кисточка для воспитателя
  • 3 листа ватмана, тонированного зеленым цветом с фигурками героев сказки
  • кисточки по количеству детей
  • краска желтого цвета
  • стаканы с водой
  • салфетки

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью.

Педагог ставит на стол домик из сказки “Колобок”.

Воспитатель: Дети, а вот домик, в котором живут дедушка и бабушка. Хотите, я вам расскажу сказку?(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель, рассказывая эмоционально сказку “Колобок”, показывает настольный театр по одноименной сказке. Побуждает детей помогать Колобку петь его песенку, проговаривать слова героев, узнавать их.

Воспитатель: Дети, лисичка съела Колобка. Дедушка с бабушкой очень огорчились. Как же нам им помочь? (предполагаемые ответы детей)

После того, как дети решили нарисовать Колобка, воспитатель создает все условия для продуктивной деятельности.

Воспитатель: Детки, посмотрите, какую я вам волшебную дорожку приготовила!

Дети рассматривают вместе с воспитателем заранее приготовленную дорожку с аппликативными картинками по сказке (три листа ватмана с фигурками героев сказки). Дети высказываются по поводу увиденного, воспитатель не навязчиво помогает рассмотреть дорожку. Используя игровой прием с девочкой-кисточкой, воспитатель, показывает детям прием рисования “от пятна”.

Воспитатель: Дети, с девочкой-кисточкой пришли ее подружки кисточки. Кисточка для Лены, кисточка для Геры... Девочка кисточка дает каждому ребенку кисточку. На столы ставится краска желтого света, дети рисуют колобков.

В процессе рисования проводится индивидуальная работа с детьми по овладению техники рисования красками “от пятна”.

Воспитатель игровыми приемами побуждает детей обыгрывать своих “колобков”. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что после рисования нужно промыть свою кисточку, и обязательно аккуратно положить ее в коробочку.

Игра-занятие “Зайка любит рисовать”

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с волшебной кисточкой
  2. Познакомить с техникой рисование “по мокрой бумаге”
  3. Формировать умение правильно пользоваться кисточкой. Формировать технические навыки в рисовании краской.
  4. Формировать умение узнавать и называть основные цвета, дать понятие оттенков.
  5. Воспитывать аккуратность в работе с красками.
  6. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы:

  • наборы красок
  • большой лист ватмана (или обои)
  • кисти по количеству детей
  • кисть для воспитателя – “волшебная кисточка”
  • стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей)
  • клеенка
  • игрушка “Зайка”

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель кладет на стол большой лист ватмана, проговаривая свои действия.

Воспитатель: Какую я полянку большую зимнюю для Зайчика нашла. А вот и сам Зайка.

Воспитатель рассказывает потешку про зайчика побуждает подговаривать слова потешку:

Заинька, заинька,
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, заинька,
Заинька, трусишка.

Зайка прыгает и нечаянно проливает воду на лист ватмана, плачет.

Воспитатель: Зайка, ты что плачешь, не плачь. Зайка говорит, что он нечаянно пролил воду и ему стыдно очень.

Воспитатель вместе с детьми утешает зайчика. Педагог выясняет у детей, как можно еще утешить зайчика. На помощь приходит волшебная кисточка и предлагает поиграть с красками – это его утешит. Воспитатель помогает волшебной кисточке: распределяет воду губкой по всему листу ватмана, просит помочь детей (губки по количеству детей).

Дети вместе с воспитателем буками смачивают весь лист ватмана. Волшебная кисточка набирает на ворс оранжевую краску и проводит линию по листу.

Воспитатель: Зайка, смотри, что получилось? На, что похоже?

Зайка смотрит и говорит, что похоже на мокрую морковку и успокаивается, прыгает вокруг морковки и радуется. Затем прощается с детьми и убегает.

Воспитатель: Спасибо тебе, волшебная кисточка, что помогла утешить Зайку. Ребята, волшебная кисточка говорит, что она любит, когда всем весело и хорошо. Она предлагает всем детям нарисовать на мокром листе бумаги краской все, что вы захотите.

Воспитатель помогает детям взять кисточки и напоминает, что краску нужно набирать всем ворсом, а последнюю капельку нужно оставить на краю баночки. Дети рисуют.

Педагог обращает внимание детей, что изображения на листе бумаги получаются, словно размытые под дождем или как в тумане. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор. В процессе рисования воспитатель уточняет, какой краской будет рисовать каждый ребенок. Когда краски высохнут, можно вместе с детьми попытаться представить, что бы это могло быть. Дети с воспитателем останавливаются на том, что это похоже на лесную полянку после дождя.

Воспитатель побуждает детей рассказать потешку про дождик:

Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.
Брызни в поле пуще – 
Будет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.

Во время чтения потешки дети показывают пальчиками имитацию дождя.

Воспитатель: Вот, детки, какие молодцы! Дождик закончился, и выглянуло солнышко и на нашу полянку прибежали зайки играть. Давайте вместе с зайками поиграем.

Проводиться игра “На лесной лужайке”

После игры дети берут игрушку зайки и прыгают им по нарисованной полянке.

Игра-занятие “Перышки для Петушка”

Задачи:

  1. Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму.
  2. Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый...
  3. Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; учить приему “скатывания” между ладонями округлых форм.
  4. Формировать умение развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:

  • картинка “Петушок”
  • игрушки: петушок, курочка, цыплятки
  • пластилин желтого цвета
  • необходимый материал для лепки (доски, тряпочки и др.) на каждого ребенка.

 Ход игры-занятия

В групповой комнате оформлена театральная ширма.

Воспитатель: Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок)

Воспитатель с детьми рассматривают петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).

Воспитатель: Как поет петушок? Пожалуйста, изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплятки, как пищат? Громко?

Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки.

Проводится игра “Вышла курочка гулять...” (2 р.)

Воспитатель: Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да, это же петушок.

Воспитатель ставит мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.

Воспитатель: Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить (красное) Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет в прорезь и говорит: “Вот тебе петушок красное перышко!”

Петушок: “Пусть Саша мне подарит перышко…” - просит петушок. Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: “Хочу, другое перышко! Хочу перо зеленое!” В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом.

“Красивый у меня хвост! - радуется петушок”.

“Очень красивый, - радуются дети.”

Воспитатель: Петушок доволен! Он хочет, чтобы вы прочитали про него стихотворение:

Петушок, петушок Золотой гребешок, 
Маслена головушка, шелкова бородушка, 
Что ты рано встаешь, голосисто поешь, 
Насте спать не даешь?

Дети вместе с воспитателем читают стихотворение. Петушок дарит им шоколадные яйца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование изобразительных навыков у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий .Конспекты занятий.

Материал предназначен для творческих воспитателей ясельных групп. Прилагаются конспекты занятий по рисованию, с использованием нетрадиционных техник рисования....

Статья. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структу...

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Проект «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...

«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».

слайд 1Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».слайд 2Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он б...

" Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности»

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук...