Путешествие в прошлое Алтая.
методическая разработка (подготовительная группа)
- Расширять знания детей о родном крае (от мамонтов к современному человеку), побуждая творчески использовать их в своих играх.
- Продолжать знакомить детей с культурой, традициями и обычаями народа при выполнении игровых действий.
- Развивать самостоятельность и инициативу детей в создании игровой среды посредством использования регионального компонента.
- Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего региона через организацию сюжетно – ролевой игры.
- Воспитывать толерантную личность, любовь и уважение к людям другой национальности, к их культурным ценностям, доброжелательные отношения между детьми.
- Продолжать работу по обогащению словарного запаса детей на материале регионального компонента посредством сюжетно – ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе
«Путешествие в прошлое Алтая»
Цель.
Формировать знания о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.
Задачи.
- Расширять знания детей о родном крае (от мамонтов к современному человеку), побуждая творчески использовать их в своих играх.
- Продолжать знакомить детей с культурой, традициями и обычаями народа при выполнении игровых действий.
- Развивать самостоятельность и инициативу детей в создании игровой среды посредством использования регионального компонента.
- Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего региона через организацию сюжетно – ролевой игры.
- Воспитывать толерантную личность, любовь и уважение к людям другой национальности, к их культурным ценностям, доброжелательные отношения между детьми.
- Продолжать работу по обогащению словарного запаса детей на материале регионального компонента посредством сюжетно – ролевой игры.
Оборудование: экран, проектор, фонограммы пения птиц, журчания воды, книга с изображениями прошлого Алтая, клубок, походная аптечка, фотоаппарат, лупа, элементы костюмов учёного, журналиста, врача, повара,
палочки и щепки для « разведения огня», « следы» древних животных, алтайские костюмы, луки со стрелами, бубны, ленточки, дерево, муляжи грибов и ягод, «глиняная» посуда, выполненная из солёного теста, разноцветные ленточки, прутики и фонарь для костра.
Предварительная работа:
- ООД «Прошлое, настоящее, будущее»;
- рассматривание книг, альбомов о прошлом России и Алтая;
- беседы: «Для чего изучать прошлое?»
- рассматривание и чтение энциклопедии «Я познаю мир» (Как мы узнали о жизни людей в далёком прошлом. Какими были первые люди на земле. Как первобытные люди добывали пищу. Как люди овладели огнём.)
- изготовление книги « Прошлое Алтая»;
- подбор фонограмм, слайдов для проектора;
- изготовление костюмов и атрибутов для игры.
Обогащение словаря:
юрта, шаман, амулет, обычай, древность, первобытные люди.
Игровые действия.
-«разведение» костра;
-распределение ролей в семье, подготовка костюмов;
-«добыча» еды, приготовление еды;
-«обучение» сыновей искусству стрельбы из лука;
-ритуал перед охотой;
- изготовление украшений (амулетов) из кожи.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас неизвестно откуда появился клубок, кто бы мог его оставить? А вдруг он волшебный? Куда же он нас приведёт?
( Дети и воспитатель идут за клубком и приходят к большой книге).
Воспитатель: Посмотрите, это волшебная книга. С её помощью можно совершить путешествие в прошлое, настоящее и будущее Алтая.
– Когда же жили наши прадеды? (В далёком прошлом.)
– А мы с вами, где находимся? (В настоящем.)
– А завтра где будем? (В будущем.)
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”.
Я вам предлагаю путешествие в прошлое.
– Поднимите руки, кто хочет попасть в прошлое? (Дети поднимают руки)
– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (врач – вдруг кто-то заболеет; учёного – он будет изучать прошлое; журналистов – они сделают снимки о прошлом, напишут статью в газету, повара – он будет всех кормить. Дети берут на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь необходимым материалом).
Воспитатель: Давайте, ребята откроем первую страницу этой удивительной книги. Что вы здесь видите? (Мамонтов, древних людей)
Алтай — это регион с богатейшим историческим прошлым. В горах, предгорьях и на равнинах Алтая первобытные люди охотились на мамонтов, бизонов и туров. Сражались с пещерными львами и медведями, гиенами и волками.
Отправляемся в прошлое Алтая, а волшебная книга нам в этом поможет.
Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Гай,тай, гай,тай,
Ждёт древнейший нас Алтай! (Дети повторяют).
Воспитатель: Вот мы и оказались на древнем Алтае!
(с помощью проектора на экране природа: река, лес, горы)
Посмотрите, ребята, природа такая же красивая, как и в наше время.
Воспитатель: Что – то прохладно, вам не кажется, ребята?
Нам нужно согреться. Кто – ни будь, взял зажигалку или спички костёр развести?
Дети: Нет, детям нельзя их брать.
Воспитатель: Молодцы, конечно, детям нельзя брать в руки опасные предметы. А что теперь делать, замерзать?
Дети: Древние люди добывали огонь, когда тёрли палочку об палочку, или высекали искру из камня.
Воспитатель: Так давайте разведём огонь. К нему и звери близко не подойдут, и мы согреемся! Приготовим всё необходимое для костра. (Дети «собирают ветки») Осталось только добыть огонь. ( Дети находят заранее приготовленные палочки и щепки, имитируют трение, внутри костра лежит фонарик, воспитатель незаметно его включает, все греются. Пока дети греются у костра, воспитатель раскладывает огромные следы).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто – то на земле оставил огромные следы. Вспомните, какие животные жили в древности, постарайтесь отгадать, чьи это следы. (Фоторепортёр фотографирует следы, а учёный разглядывает их через лупу)
Дети: Это следы мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.
(Включается проектор, на экране слайды с изображением древних людей, охотящихся на мамонта).
Воспитатель: Ребята, лучше нам не встречаться с огромным мамонтом, давайте быстренько перевернём страничку волшебной книги и окажемся в другом времени.
Закройте глаза и повторяйте все за мной:
Гай, тай, гай, тай,
Книга, всех нас выручай! (Дети повторяют за воспитателем с закрытыми глазами, Воспитатель переворачивает страницу).
(На экране появляются пейзажи Горного Алтая, юрты, алтайцы)
Воспитатель: Опять мы с вами видим горы, реки и леса,
Вот какая красота!
Судя по страницам нашей книги, мы опять попали в прошлое Алтая, но это прошлое ближе к нашему времени.
Посмотрите, люди уже скачут на лошадях, строят юрты. Всё это показала нам волшебная книга.
Но вот только в том месте, где мы оказались, нет ни одного человека, только мы – одна большая семья. Но нам надо выбрать, кто будет папой, мамой, дочерями и сыновьями. (Дети распределяют роли)
Воспитатель: Ребята, а что это за сундук? (Дети открывают сундук, а там одежда, которую носили алтайцы в прошлом, одевают на себя костюмы и элементы костюмов).
Воспитатель: Теперь вы настоящие алтайцы. А что же мы будем есть? За время нашего путешествия все проголодались. Повар у нас есть, костёр есть, а где взять продукты?
Дети: Можно ягоды, грибы, орехи, шишки собрать, сходить на охоту.
Воспитатель: Тогда мама с дочками пусть сходят за дарами природы, а отцу нужно потренировать сыновей перед охотой.
(Мама и дочки собирают муляжи даров природы, а папа и сыновья находят мишень и стреляют в неё из лука.)
Воспитатель: Среди алтайцев жили такие люди, которых называли шаманами (на экране картинка с изображением шамана).
Алтайцы верили, что стуча в бубен, шаман привлекает удачу к охотникам. Под стук бубна охотники изображали животных, на которых охотились и верили, что это им поможет в охоте. А женщины играли на шумовых инструментах (Выбирают шамана, мальчики изображают животных, а девочки играют на бубнах).
Воспитатель: Наш повар приготовит еду на костре, мужчины отправятся на охоту, а мама и дочки будут изготавливать украшения из кожи (повар готовит еду, папа с сыновьями уходят на охоту, а девочки готовят украшения из заготовок, учёный производит исследования, а фоторепортёр фотографирует всё происходящее.)
Воспитатель: Вот и вернулись наши охотники, у некоторых из них раны, но это не страшно, наш врач сделает им перевязку. (Врач перевязывает раненых, девочки одевают на себя украшения, охотники отдают повару дичь, повар приглашает отведать приготовленную еду, дети «едят» из «глиняной» посуды, которую вылепили и раскрасили из солёного теста в процессе предварительной работы).
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в настоящее, в наш любимый детский сад. Но по алтайскому обычаю, для того, чтобы вернуться туда, где находишься, на дерево нужно привязать цветные ленточки. А я думаю, что вы не раз ещё будете путешествовать в прошлое (Дети вешают на дерево разноцветные ленточки, подходят к волшебной книге и говорят волшебные слова).
Воспитатель и дети:
« Гай, тай, гай, тай,
Книга, всех нас возвращай»
(Открывают глаза, рассказывают, что им понравилось в путешествии и что нового они узнали, чему научились).
Список литературы.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание: М.: ЦГЛ, 20004.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом.- М.: Т Ц Сфера, 1999.
Виноградова Н. А. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. – М.: Айрис, 2011.
Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М.: Арктика, 2005.
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Запорожец А.В. Игра и развитие ребёнка.//Психология и педагогика игры дошкольника./ Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 1996.
Я познаю мир: Дет.энциклопедия: История./ Сост. В. Чудикова. – М.: ООО Фирма АСТ, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.
Программные задачи:· Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...
«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия
Обучающие задачиОбогатить представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга 315 лет назадПознакомить с историей строительства Петропавловской крепости...
Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"
В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....
Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».
НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....