НОД Формирование целостной картины мира "Наши соседи - хакасы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной к школе группе
Формирование целостной картины мира
Тема: Наши соседи-хакасы.
Цель: продолжать формировать представления о многонациональности нашей страны.
Задачи:
- познакомить с соседней республикой Хакасией, с народностью - хакасы, их национальными особенностями, национальной одеждой, культурой, бытом;
- стимулировать развитие интереса детей к изучению культуры других наций
- воспитывать толерантность. Обогащение словаря: хакасская республика, хакасы, юрта, пого, аал. Оборудование: кукла в хакасском костюме, макет юрты, модели домашних животных (овцы, коровы, лошадь, собака), герб Хакасии, мультимедиа «Хакасские пейзажи, хакасские национальные праздники», хакасское женское нагрудное украшение «Пого», макет священного дерева- береза с ленточками «Чаламами». Политико-административная карта России. Наборы плотной бумаги 30-15 см., круги 18-18см. Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: приглашает детей встать в круг и с помощью волшебной палочки «Рассказать о себе». (Фамилия имя, полный адрес: страна. край, город, улица.)
Затем обращает внимание на карту России, спрашивает, что дети знают о своей стране
Дети: она очень большая, разделена на части, которые называют края, области, республики. На этой карте они изображены разным цветом. Воспитатель: давайте найдем, где на карте расположен Красноярский край и наш город. Обратите внимание, дети, что на карте слева от нашего города расположена небольшая территория темно-желтого цвета. Это республика Хакасия. Вы все знаете ее столицу. Это город Абакан. Кто из вас бывал с родителями в этом городе?
Дети: ответы и рассказы детей .
Воспитатель: хотите узнать почему республика называется Хакасия? Конечно, жителя республики я не смогла пригласить, но у меня есть вот такая кукла. (Показывает куклу в хакасском национальном наряде) Посмотрите что в ней необычного?
Дети: на ней красивое необычное платье, яркий платок, интересное нагрудное украшение.
Воспитатель: ее наряд похож на современную одежду? А на русский национальный наряд?
Дети: (Нет)
Воспитатель: это куколка по национальности хакаска. Если бы она умела говорить, то сказала бы вам: «Изеннер» - что значит по хакаски « Здравствуете». Вам понятно это слово?
Дети: Нет.
Воспитатель: потому что оно произнесено на незнакомом вам языке-языке коренных народов республики Хакасии- хакасов. Эта республика расположена от нас очень близко. На машине можно доехать за 15 минут. Местность в этой республике очень красивая. Посмотрите. На телевизионном носителе показать детям видео - зарисовки с пейзажами Хакасии.
По окончанию обратиться к детям:
-Что вам запомнилось? А может вы узнали некоторые места.
Дети: свободные высказывания детей.
Воспитатель: да Хакасии есть бескрайные степи, высокие горы, чудесные леса, широкие чистые реки, красивые озера. Ребята, может, вы с родителями бывали, в этих местах, например на озере Шира, горе Гладенькая, на Саяно-Шушенской ГЭС и даже на море возле поселка Лебяжье?
Детей: свободные высказывания детей.
Воспитатель: да мы, минусинцы, с удовольствием ездим в эти места республики Хакасии отдыхать, а также в ее столицу город Абакан. Скажите, а вы понимаете местных жителей?
Дети: да понимаем хорошо.
Воспитатель: нет, ни какого, затруднения в общении, потому что жители республики знают русский язык. Он им такой же родной, как и свой - хакасский. Они жители огромной страны России. Это их Родина.
Хакасы очень чтут свои национальные традиции. В школе изучают правила хакасского языка, народную культуру, отмечают национальные праздники. 22 марта Новый год, по хакаски Чыл- Пазы, праздник урожая- Тун Байрам и другие. Мы, жители Минусинска, с удовольствием посещаем эти праздники. (На телевизионном носителе представить детям фотографии эпизодов национальных праздников.) На праздниках исполняют народные песни. Звучат хакасские инструменты, угощают национальными блюдами, организовывают соревнования и игры.
Воспитатель: Я хочу с вами сыграть в хакасскую игру «Рукавичка». Показывает рукавицу с национальным орнаментом, рассматривает с детьми узор из пяти разноцветных лепестков. Это женская рукавичка. Хакасы использовали в своих орнаментах растительные мотивы. Предлагает детям встать в круг, и объясняет правила игры «Водящий находится в кругу, а игроки за спиной под музыку передают рукавичку друг другу. По окончании музыки водящий должен угадать у кого рукавичка. Если не угадал, то игроки поддразнивают «Чих, чих суличонок». Игра продолжается. Если угадал, то другой становится водящим. Проиграть несколько раз.
Воспитатель: Я хочу показать вам герб Хакасии. Он выполнен в форме щита амазонок серебряного цвета. В центре крылатый барс « настороже» (голова развернута к зрителю) Над ним золотой солярный знак символ Вселенной. Окружен барс венком из 2х березовых веток.(береза –священное дерево хакасов) Между ветвями на зеленой ленте золотом изображен хакасский орнамент. А теперь я покажу вам жилище древних хакасов. Предлагаю сравнить его с русской избой.
Дети: высказывание детей: оно многоугольное, круглая крыша, нет окон.
Воспитатель: вы совершенно правильно подметили. Хакасский дом отличается от избы. Его называют юрта. Юрта и строилась по другому. Она была разборной, стены сделаны из войлока - сбитой шерсти. Ее легко можно было перевести в другое место. Но позднее хакасы стали мастерить юрты из дерева, коры и не перевозить их с места на место. Сегодня я хочу предложить вам сделать макет юрты из бумажных заготовок: прямоугольника и круга. Полоска прямоугольной формы - для стен, круг- крыша. Необходимо свернуть заготовки трижды, загладить получившиеся грани в одну сторону и соединить заготовку в круг, сверху положить круглую крышу (объяснения сопровождать показом). Строить дом одному несподручно. Объединитесь в пары по желанию и смастерите макет юрты.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: предлагаю вам поставить макеты на одном столе и подобрать домашнее животное из игрушек( овцы, лошади, собаки, коровы) Когда все готово воспитатель говорит детям: Из ваших юрт образовалась хакасская деревня или по хакаски- аал. А таких домашних животных разводили древние хакасы.
Рефлексия:
И так , дети, что нового вы сегодня узнали? (Заслушать ответы, дополнить)
Мы сегодня познакомились с одной из республик нашей Родины. В России 21 республика. В них проживают люди разных национальностей. И у них у всех одна родина, это Россия
Родина - бывает разная.
Но для всех - она одна!
Вы можете многое узнать о каждой республике, ее жителях, национальных особенностях.
Наша гостья куколка сказала бы вам на прощание Аным-чох, дети, что по хакасски означает до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по формирование целостной картины мира для детей старшей и подготовительной групп "День прав ребенка".
Знакомство дошкольников с правами....

Познание. (формирование целостной картины мира) Проект. Тема: "ЁЖ"
Методический материал по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей саршего дошкольного возраста....

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).
Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели: Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.
Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Мы живем в Хакасии» (старшая группа)
Цель: Создание условий для расширения и закрепления представлений детей о Хакасии, как Малой Родине посредством познавательной активности.Задачи: - Создание условий для закрепления представ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений)
Конспект занятия разработан для педагогов, работающих с детьми среднего возраста. Занятие направлено на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жи...