Познание. (формирование целостной картины мира) Проект. Тема: "ЁЖ"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Чижова Татьяна Федоровна

Методический материал по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей саршего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ezh_korotko.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 « Центр развития ребенка – детский сад № 32» г. Владивостока

Тема: «Ёж»

Владивосток 2011г.

Проблема: недостаточные знания детей дошкольного возраста о диком животном Ёж.

Цель: дать детям новую информацию о еже, расширить и углубить уже имеющие знания.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о маленьком звере- еже, учить элементам сравнения двух и более зверей, делать самостоятельные выводы, правильно передавать интонацией, мимикой, жестами характерные особенности животных.

Развивающая: развивать память (стихи), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательная: воспитывать у детей активную, деятельную любовь к природе, расширять их знания о природе, формировать представления о сезонных изменениях в живой природе.

Девиз проект: «Узнаем больше о еже, мы ведь взрослые уже»!

Автор проект: Чижова Татьяна Федоровна

Участники: дети, воспитатели, родители.

Вид проекта: краткосрочный, познавательно творческий.

Ожидаемые результаты:

развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;

обогащение детей знаниями о диких животных и особенностях их обитания в разные времена года.

Этапы проекта:

1 этап

План проекта:

  1. подбор и рассматривание картин, фотографий, открыток и иллюстраций с изображением ежа;
  2. Беседы о еже, загадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение произведений о еже;
  3. Занятие по развитию речи составление рассказа по картине на тему: «Ежиха с ежатами»;
  4. Занятие по рисованию: «Еж готовится к зиме»;
  5. Занятие с нетрадиционной техникой рисования – витраж: «Подарок для Ежи Ежовича»;
  6. Занятие по лепке на тему: «Ёж»;
  7. Занятие по развитию речи «Что мы знаем про осень», работа по картине Ф.Я.Алексеева «Спячка ежа»;
  8. Интегрированное занятие: «Друзья ежика» (пластилинография);
  9. Игра- драматизация: «Еж и Лиса»;
  10. Конкурс для детей и родителей на тему: «Художественные произведения о еже»;
  11. Литературная викторина по произведениям о еже;
  12. Театрализованная постановка: «Еж и лиса» как часть родительского собрания;
  13. Открытое интегрированное занятие: «Беседа о еже».

Художественная литература:

В.Сутеев «Яблоко», «Разные колеса», «Палочка выручалочка», «Сказки и картинки»; Козлов «Волшебная травка зверобой», Братья Гримм «Заяц и еж»; В. Степанов «Заботливый ежик или лесные звезды»; С. Маршак « Тихая сказка», М. Рапов «Еженька  и белочка»; В. Росина «Зачем ежику колючки?»; А. Каминчук «Ежи Ежовичи»;   Н. Сладкова  «Ежик»; Высотская О.И. "Ежихина ошибка", Чарушин «Еж»;  Заходер Б. «Про мохнатых и пернатых»;  Козлов С. « Ежик в тумане»;  Орлов В. «Приключения Каштанчики»;  Поттер Б. «Ухти-Тухти»; Чуковский К. «Ежики смеются».

Подвижные  игры:

  1. «Ежики прячутся от врагов»;
  2. «Еж и мыши»
  3. «У медведя во бору»

Дидактические игры:

  1. «Кто что ест?»
  2. «Чей домик?»
  3. «Помоги найти детеныша»
  4. «Дикие и домашние животные»
  5. «Кто живет в лесу?»
  6. «Угадай по описанию»
  7. «Собери картинку»

2 этап

Практический материал:

художественное слово

, подвижные игры,

 дидактические игры,

 фотографии, иллюстрации,

конспекты занятий

3 этап

 Открытое занятие

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Беседа о еже»

Цель: закрепить и обобщить представление детей о еже, о его образе жизни в разное время года. Формировать представление о том, как выглядит еж, чем питается, как находит пищу, устраивает нору, спасается от врагов, как выводит потомство, какую пользу приносит лесу и человеку. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, используя в своей речи новые слова и выражения.

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Активизация словаря: насекомоядное, хищное, травоядное, всеядное, млекопитающее.

Предварительная работа: чтение произведений В.Сутеева «Яблоко», «Разные колеса», «Палочка выручалочка», Козлов «Волшебная травка зверобой», Братья Гримм «Заяц и еж», В. Степанов «Заботливый ежик или лесные звезды», С. Маршак « Тихая сказка», М. Рапов «Еженька  и белочка». Разучивание стихов и загадок о еже. Подготовка инсценировки «Еж и Лиса».

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением ежа, шапочки для инсценировки.

Ход занятия:

Вот идем мы в зимний лес

Полный сказок и чудес.

А снегу то навалило…..

По сугробам мы идем,

По тропинкам мы шагаем,

Ветер ветви шевелит: ш-ш-ш,

И гудит: у-у-у,

Дикий зверь в глуши рычит: р-р-р.

А у птицы у клеста приключилась беда,

Выпал птенчик из гнезда.

Мы клесту поможем?

Аккуратно птенца поднимаем,

И в гнездо его сажаем.

Вот какие мы молодцы!

А теперь пойдем дальше.

Зайчик быстрый скачет в поле,

Очень весело на воле,

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы, ребятишки,

А плутовка лиса леса зимнего краса.

Мы шагаем дальше в лес,

Ноги выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим равно, глубоко,

Видишь! Как идти легко!

Ой, это чей мы видим дом,

Кто же? Кто хозяин в нем?

Здесь живет лесной народ,

Давайте, зайдем, поглядим,

Присядем, да и поговорим.

Послушайте и угадайте о ком эти загадки.

Загадки:

1.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

 (заяц)

- А какая шуба для зимы? (Белая)

 

2.Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе – летом

(белка)

3. Кто зимой холодной

Бродит злой голодный

(волк)

4. Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(медведь)

5. Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами

(еж)

- Правильно это еж. Вот совсем еще не давно была осень, когда березы и осины  накинули золотые шали, покраснели клены, зарделись гроздья рябин. А кустарники были похожими на яркие пышные букеты. В лесу царил листопад. Листья  устлали землю мягким пестрым ковром. Готовился к встрече с долгой зимой еж. Давайте вспомним, как выглядит еж?

( Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные как бусинки глаза, но видит еж плохо. А вот нюх у него прекрасный. Лапы у ежа короткие с маленькими ноготками. На спине еж носит колючие иголки.)

- А для чего ежу иголки? ( Иголки спасают ежа от врагов. Еж свернется в колючий клубок, ощетинит свои иголки, попробуй-ка съешь его.)

- А кто же враг у ежа? (Лиса. Она может подкатить ежа к воде и он там развернется и лиса может есть ежа.)

- А если нет по близости воды, лиса может причинить ему вред? ( Нет, только напугает его, обнюхает да и убежит.)

- А для чего еще нужны ежу иголки? (Чтобы переносить на иглах листья, грибы, ягоды.)

- Да ежик покатится кубарем по опавшим листьям и наколет листву на иглы и станет похож на копну из разноцветной листвы. Принесет еж душистые листья в свою норку и устелет ими зимнюю постель. А что за зимняя постель у ежа? ( Еж не делает запасов на зиму. А когда наступают холода, он забирается в свой теплый и  уютный домик и крепко спит до весны.)

- Полетят с неба снежинки: снег белым покрывалом укутает землю и норку ежа, и никто его под снегом не найдет и не потревожит его сон. Дети вот медведь когда спит сосет лапу, а еж? (Еж еще летом и осенью наедает и накапливает жир, а зимой только спит.)

- А чем питается еж? (Еж ест червей, жуков, ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)

- Да, это его любимые лакомства. А что еще может есть еж? (Грибы, ягоды, фрукты, овощи, молоко.)

- А если он питается живыми существами, насекомыми травянистыми растениями, то какое это животное? (Хищное, насекомоядное, травоядное, а значит и всеядное.)

- Правильно еж всеядное. А как еж охотится за своей добычей? ( Днем еж спит в своей норе, а ночью выходит на охоту и уничтожает вредных насекомых, мышей, крыс и даже ядовитых змей.)

- Посмотрите на картинку здесь изображено целое семейство ежей. Как мы назовем папу? ( Еж)

- Как маму? (Ежиха)

- А детишек? (Ежата)

- А кто расскажет как ежата появляются на свет и как мама – ежиха за ними ухаживает? (Ежата рождаются весной у них закрыты глаза и ушки. Иголок нет совсем, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама очень любит ежат кормит их молоком, если почувствует опасность, переносит их в другую норку, которую готовит заранее. Когда ежата подрастают родители учат их охотиться и добывать себе пищу.)

- А если ежиха выкармливает детенышей своим молоком, то к каким животным относится еж? (Млекопитающее.)

- Вот какое интересное животное еж. И как много пользы он приносит лесу и людям. А люди не всегда правильно относятся к ежу. Послушайте стихотворение В.Осеевой «Ежинка»

(Ребенок читает стихотворение)

- Видите, что может случиться, если кто-то из любопытства или из-за глупости и шалости задумает принести домой ежа из леса. Всем будет грустно и обидно, и ежу и людям, мало того, еж может погибнуть. И если мы пойдем в лес, и встретим там ежа, что мы будем делать? Мы его возьмем домой? Мы его будет трогать? ( Нет)

- А теперь давайте немного поиграем в игру «Ежик и мыши». Но сначала давайте выберем ежика считалкой про ежа.  

Считалка:  

Ежик, ежик! Выходи!

В небе радуга гляди,

Что не хочешь выходить?

Все равно тебе водить.

(Проводится игра «Ежик и мыши» под музыку М.Картушиной, сл. народные)

-  Вот и поиграли, а теперь занимайте свои места и мы продолжим занятие.

А вы знаете загадки о еже?

(Гребенева Д.)

Что за елочка такая?

Эта елочка живая,

В серенькой одежке

Ходит по дорожке

(Харченко М.)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками

Тихонечко лежала

Потом вдруг убежала

(Коневский Г.)

Недотрога, весь в иголках

Я живу в норе под елкой

Хоть открыты настежь двери

Но ко мне не ходят звери

(Гусейнов М.)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят

 

(Горина Д.)

Идет иглы на себе несет

Чуть кот подойдет

Свернется в клубок

Не головы не ног

(Сурков А.)

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок

Он в иголках острых сплошь

Потому что это …..

(Смирнов В.)

Про него народ лесной

Говорит что он портной

Потму что, словно елка,

Он с рождения в иголках.

- А стихи про ежика знаете? Давайте их послушаем.

Стихи:

«Ежики смеются»

У канавки две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи- то хохотать!

Все не могут перестать:

«Эх вы глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы!»

К.Чуковский

«Сонное»

Спит в норе колючий еж –

Что теперь с него возьмешь?

Ни иголок, ни грибов,

Ни с малиной пирогов.

За окном шумит метель…

В желтых листиках постель,

В красных яблоках штаны…

Спи … колючий, до весны!

«Убери колючки ежик»

Убери колючки ежик,

Не шипи на молоко!

Не мочи ты в блюдце ножек –

На себя прольешь его!

Я тебя лилею, холю,

Яблоко даю с руки.

Будь поласковей со мною –

Спрячь иголочки свои!

Я тебя, мой друг колючий,

Все пытаюсь научить:

Не шипеть и не кусаться,

А слова произносить!

Но напрасны все старанья –

Ты упрям и даже зол!

Молоком опять облился

И … мне палец уколол!

О. Климчук

 

 «Ежихина ошибка»

Забежала в дом ежиха

Посмотреть на двух ежат:

Почему они так тихо

На окне всегда лежат?

- Вы, ежата, мне скажите,

Вы здоровы или нет?

Если да, то выходите

Посмотреть на белый свет

- Ты, ежиха, слеповата!

Мы ежей не держим тут!

Это вовсе не ежата –

Это кактусы растут.

Тут ежихе стыдно стало,

И обидно стало ей,

И ежиха убежала

В лес, подальше от людей.

И в лесу, увидев снова

Своего сынка родного,

Прошептала: - не поймешь,

Кто ты – кактус или еж?

О.И. Высотская

***

Ежик нес грибок домой

У пенька нашел другой

Сколько стало у него

В кузовке грибков всего?

Ежик, ежик ты куда?

Я домой спешу всегда

Яблок  детям принесу

И грибочков припасу.

***

Серый ежик весь в иголках

Словно он не зверь, а елка

Он колюч молчун лесной

Ежик добрый, а не злой

- Очень интересное, умное, полезное, доброе животное еж. И писатели и поэты много пишут рассказов, стихов и сказок о еже. Мы много с вами читали таких произведений, давайте их вспомним. ( В.Сутеева «Яблоко», «Разные колеса», «Палочка выручалочка», Козлов «Волшебная травка зверобой», Братья Гримм «Заяц и еж», В. Степанов «Заботливый ежик или лесные звезды», С. Маршак « Тихая сказка», М. Рапов «Еженька  и белочка»)

- А наши дети приготовили инсценировку, которая называется «Еж и Лиса».

(Звучит песня «Добрый еж» сл. Орловой. Муз. Соснина)

(Появляется еж, лиса и осень. Дети смотрят инсценировку)

Инсцениовка «Еж и Лиса»

Под музыку Ежик носит грибы, яблоки, а Лиса появляется и прячется.

ЕЖ            Много собрано грибов.

Сыроежки – всех цветов.

У меня – то, у меня-то

Есть опята и маслята

ОСЕНЬ     Ты что несешь, колючий еж?

Целый день по лесу рыщешь

Что, скажи, в лесу ты ищешь?

ЕЖ            Шишки, ягоды, грибы запасаю для зимы.

ОСЕНЬ     Ежик, Ежик, не ленись,

Ну-ка, к нам сюда спустись!

ЕЖ            Извините вы Ежа, мне ежат кормить пора.

Надо к ним скорей бежать,

Пока не начали пищать.(уходит)

Из – за кустика появляется Лиса.

ЛИСА       Как сюрпризы я люблю!

Вот сейчас я посмотрю,

Что зарыл здесь ежик…

Вкусненькое, может!

Забирает все, что сложил ежик.

ОСЕНЬ     Это ежика кладовка,

Что ты делаешь, плутовка!

Трогать норку ты не смей,

Убирайся поскорей! (Лиса убегает)

ЕЖИК (ищет свой клад, плачет)

Я тут под кусточком приберег грибочки …

Лето целое трудился, собирал их, не ленился…

Кто со мною пошутил? Кто грибочки утащил? (дети кричат: Лиса!)

ЕЖИК       Ах, это хитрая Лисица? (пых – пых – пых!)

ОСЕНЬ     Не надо, Ежик, так сердиться!

Сейчас тебе я помогу,

Вон, видишь – там растут опята,

Сейчас корзинку я возьму, тебе грибочки соберу.

Осень подает корзинку с грибами.

Вот тебе, Ежик, лесной урожай!

Бери и детишек своих угощай!

ЕЖИК       Спасибо, ребята! А это – для вас

Я тоже в подарок грибочек припас.

Но он не простой, на него посмотрите,

Поглядите, понюхайте – и позвените!

Внезапно появляется Лиса.

ЛИСА       Понюхать – это я могу,

Вообще, с грибами вам помогу.

Вам с таким не справиться!

А он мне очень нравится…

Лиса пытается выхватит из рук Осени большой гриб, он падает и из него высыпаются маленькие звоночки.

ЛИСА       Ах, что за шутки! Я так не играю!

ЕЖИК      Лиса! Я на танец тебя приглашаю! (кланяется)

ЛИСА       Нет, Ежик. Боюсь я иголок твоих…

Уж лучше бы чай предложил … на двоих

Лиса удаляется, помахивая хвостом, как веером.

- Дети вам понравилось наше занятие?

- О ком мы сегодня говорили?

- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание (формирование целостной картины мира) на тему «Весна пришла» в подготовительной к школе группе

Работу с дошкольниками  по развитию связной речи  направляю  на развитие интеллектуальной активности,  формирование коммуникативных навыков, культуры общен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Непосредственно-образовательная деятельность. Познание (формирование целостной картины мира) на тему "Птицы - верные друзья". (открытое занятие для воспитателей)

Непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Формирование экологического воспитания. В ходе непосредственно-образовательной деятельности: отгадывание загадок, песня-игра "Веселые строители", по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) по теме «Хлеб - дар матушки земли»

Материал может быть использован вне зависимости от времени года, как занятие по окружающему миру и интегрированное с развитием речи и продуктивной деятельностью....