Экологическое воспитание детей раннего возраста через организацию познавательно – исследовательской деятельности
статья
В раннем возрасте, как только ребёнок начинает манипулировать с предметами, начинает зарождаться познавательно-исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей раннего возраста через организацию познавательно – исследовательской деятельности
« Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.А.Сухомлинский
Дети раннего возраста природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания. Именно в этот период дети получают первые элементарные представления в мире природы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Только через действия ребёнок сможет понять многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. В раннем возрасте, как только ребёнок начинает манипулировать с предметами, начинает зарождаться познавательно-исследовательская деятельность. При ознакомлении с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, ребёнок выполняет практически действуя. Развиваются при этом мелкие мышцы, движение руки влияет на развитие речи, интеллекта.
Роль взрослого в этот период не спешить помогать ребёнку, тем более действовать за него, а попробовать дать возможность разных вариантов действия с предметами.
В своей работе с детьми раннего возраста по формированию у детей экологического воспитания в процессе познавательно-исследовательской деятельности выделила несколько направлений:
- расширение у детей представлений о доступных явлениях и объектах живой и неживой природы;
- формирование у детей бережного отношения к природе;
- знакомство с элементарными правилами поведения в природе и необходимостью их выполнения;
- знакомство с элементарными правилами безопасности в процессе игр, наблюдений, экспериментировании.
Одним из основных принципов дошкольного образования определяемых федеральными государственными образовательными стандартами является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности [3] Использование объектов живой и неживой природы происходит во всех видах детской деятельности на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. В группе созданы необходимые условия для наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Создавая уголок природы, учитывали необходимые требования:
- безопасность;
- возрастные особенности детей;
- достаточность;
- доступность расположения;
Уголок природы должен радовать глаз, поэтому старались эстетично оформить. Разведены комнатные растения, рекомендованные в группах раннего возраста: хлорофитум, фикус, бегония, кливия, по 2 вида каждого растения. Привлекаем внимание детей и показываем, как ухаживать за растениями: как правильно поливать растения, рыхлить почву, протирать пыль на листьях ватными дисками, опрыскивать растения. В уголке имеется картотека игр, наблюдений. Подборка иллюстраций из серии «Птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», иллюстрации из серии времена года, муляжи фруктов и овощей. Для проведения опытов и экспериментов имеются необходимое оборудование: формочки, ёмкости, лопатки, совочки, ситечки, мерные ложки, прозрачные ёмкости и стаканчики, сделанные из пластмассы, губки, тряпочки. Можно проводить игры и эксперименты с водой, песком, камнями, ракушками, имеются специальные тазики, мельница для воды и песка. Особенно хорошо пополняется мини-лаборатория с природным материалом: баночки с сыпучим материалом (разные виды круп: горох, рис, пшено, манка, фасоль, бобы, грунт для аквариума., камни, песок, веточки, перья, шишки еловые, шишки кедровые, шишки сосновые. Специально отведён стол для игр с водой и песком, с отверстиями под ёмкости ввиде тазиков. Имеются фартучки для работы с песком и водой.
Многообразие природного материала используется на занятиях по изобразительной деятельности, которые проходят в рамках тематической недели. На занятиях по рисованию, лепке дети выполняли много интересных работ: «Травка для зайчат», «Солнышко светит», «Снег идёт», «Метель метёт», «Мухомор» «Яблоки на дереве», «Заботливый ёжик», и другие. Некоторые работы создавались поэтапно, в течение нескольких дней. Вначале дети раскрашивали работу, потом по желанию наклеивали аппликацию из готовых форм или природного материала, в некоторых работах добавляли элементы барельефной лепки.
Познавательно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Играя с песком, дети начинают лепить из песка разные «угощения», «пирожки», «пирожное» руками и с помощью формочек. Дети подошли к выводу, что мокрый песок принимает любую форму ,а сухой песок может рассыпаться. Исследования помогают ребёнку самому найти ответ «Как?» и «Почему?».
Игры-эксперименты с воздухом позволили детям сформировать представление о его свойстве (невидимый). Не понимая в таком возрасте, что такое воздух, дети могут обнаружить воздух несколькими способами: дули в трубочки, «мыльные пузыри» использовали вертушки, султанчики, разноцветные ленты. Дети видели, что воздух может двигать предметы: бумажный кораблик в воде, сдували листик с ладони, дули на ленточки, придавая им движение.
Игры с водой – это любимое занятие наших детей, в которых они принимают самое активное участие. В свои 2-3 года ребёнок ещё не может понять, что вода принимает форму любого сосуда, но он уже научился понимать, что вода льётся. Её можно перелить из одной ёмкости в другую, что вода может поменять цвет при закрашивании красками, поменять вкус, если добавить сахар. При проведении опытов: «Тонет-не тонет», «Налил-вылил», «Соберём водичку губкой», «Поймай рыбку» дети использовали разные предметы (камень, колечки от пирамидки).
Использую в работе систему игр с сыпучим материалом, развивающие тренажёры для повышения уровня развития сенсомоторных и речевых процессов, навыков коммуникативного общения друг с другом. Игры с различными предметами и материалами: «Спрячь в ладошке», «Пересыпь крупу», «Что внутри», «Бумажные снежки», «Погремушка», «Пересыпь крупу ложкой», игры с сыпучим материалом направлены на развитие мелкой моторики, которые способствуют формированию речевого развития у детей раннего возраста.
Очень нравятся детям шумовые игрушки, «шумелки», маракасы, изготовленные из фасоли, гороха, используемые, как музыкальные инструменты в группе. Дети учатся различать громкий и тихий звук, а так же находить разницу, направление звука, придумывают свою мелодию, одновременно играют на инстументах, создавая оркестр.
Родители являются активными участниками образовательного процесса. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель – организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью остаётся личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру. В нашем детском саду систематически проводятся фотовыставки, «Как мы провели лето», «Солнце воздух и вода, наши лучшие друзья». А так же конкурсы «Чудеса с огородной грядки», где овощи превращаются в разных персонажей, «Лесная сказка», представляли свои работы, выполненные из шишек еловых, кедровых, сосновых, преобразование природного материала в разных животных и птиц. С большим удовольствием родители участвуют в конкурсах, проявляют заинтересованность, а так же привлекают бабушек и дедушек проявить творчество, тем самым семьи сплачиваются. Участие каждой семьи всех воспитанников детского сада не остаётся без внимания, взрослые и дети награждаются благодарственными письмами.
Формирование у детей экологического воспитания процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение нас взрослых, родителей и педагогов. Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Ребёнок начинает видеть впервые, всё удивляет и радует глаз. Необходимо, чтобы ребёнок с раннего возраста умел всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы.
Список литературы:
- Голицына Н.С «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа», Москва, Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2015 год
- Лучич М. В. «Детям о природе», Москва «Просвещение» 1989 год
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
- Соколова Л. А. «Экологическая тропа детского сада» Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2014 год
- Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в первой младшей группе», Мозаика-Синтез, 2013
- Шорыгина Т.А «Беседы о природных явлениях и объектах», Москва Творческий центр «Сфера», 2014 год
- Янушко Е. А. « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Москва «Мозаика-Синтез», 2007
- Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста», Москва «Мозаика-Синтез», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...
консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...
Доклад для педагогов Тема: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром»
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию детей....
Опыт работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»
Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»...
Экологическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...