Экологическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром
статья (младшая группа)

Елена Фаритовна Командирова

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Наш детский сад реализует примерную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Задачи,которые ставит перед нами программа это: содействовать интересу детей к объектам природы: уточнить представления детей о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами и птицами на участке детского сада; учить различать некоторых диких животных; в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц. Учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространённые овощи и фрукты; наблюдать с детьми за красотой природных явлений; формировать бережное отношение к окружающей природе.

Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.

Для достижения этой цели в дошкольном учреждении необходимо создать все условия, способствующие систематическому и последовательному знакомству ребёнка с ближайшим окружением. Ознакомление с природой складывается прежде всего из постоянных, многократно повторяющихся наблюдений за растениями, животными, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с поисковыми действиями: дружба с книгой, связь с музыкальной деятельностью. Такая интегрированная работа способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения и всестороннего роста малыша. Главное, чтобы процесс приобщения маленького человека к природе осуществлялся в интересной игровой форме, вызывал радостное, весёлое настроение, успех и удивление.

Мой опыт работы показал, что важно специально учить малышей всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу " что вижу, то и познаю". Мероприятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания - нравственное поведение ребёнка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги.

 Выходя на прогулку, воспитатель должен помнить, что для детей это начало путешествия в большой, сказочный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует начальный сенсорный опыт ребёнка, основу его интеллектуального развития.

Впечатления от родной природы в каждое время года разнообразны, удивительны и не забываемы. Наблюдения – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребёнка. Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление. Сезонные изменения обогащают ребёнка своими новшествами, учат всматриваться, восхищаться и любоваться собой. Постепенно появляется желание наблюдать и узнавать.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. В результате применения разнообразных игр дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным.

В своей работе с малышами я использую экологические настольные игры типа " Что растёт на грядке ", " Чья шубка ",» Назови детёныша», «Чей малыш», «Где чья мама,» Посади бабочку на цветок», «Сортировка мусора» «подвижные игры, например, " У медведя во бору ", " Лохматый пёс «; строительные игры: " Построим домик для птички ", " Строим мостик через ручеёк". В процессе дидактических игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни. В группе есть игры с водой и песком, а также мини-коллекции семян, орехов, шишек, камней, материалы для ухода за растениями, для экспериментирования.

Опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает малышам увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру. Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни. У ребёнка с раннего детства не должно быть равнодушного отношения к нашему общему Дому, к Природе. Для этого и следует регулярно проводить с детьми дошкольного возраста специально организованные занятия по экологическому воспитанию.

 

Литература: Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]

ФГОС ДО «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Москва 2014г.

«Организация деятельности уголка природы в детском саду» П.Г. Федосеева, Волгоград 2009г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные нашего края"

Занятие с детими раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные нашего края", с применением ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...

Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Современное образование сегодня ставит пред п...

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Развитие речи детей дошкольного возрастачерез ознакомление с окружающим миром....

План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...