Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
консультация

Имангулова Жанна Геннадьевна

Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_forume.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю вам послушать!

Опыт мой вам перенять

И в работе применять!

Знания в системе дать

Мир окружающий понять!

        Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Стараюсь добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Уделяю внимание не только формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучению через совместный поиск решений. Все дети от природы любознательны. Как поддержать и развить любознательность – одна из задач всех педагогов, в том числе и моя. На протяжении многих лет работы я находилась в поиске технологий, методов и приемов  ее развития. Но в тоже время столкнулась с проблемой, что несмотря на достаточный объем знаний моих детей, им было тяжело понять, что все в окружающем мире между собой взаимосвязано. В практике работы широко применяю макеты. В процессе их создания организую познавательно – исследовательскую деятельность, в том числе экспериментальную. Результаты опытов, наблюдений, исследований, поисков необходимой информации оформляем в лэпбуки по отдельным свойствам окружающего мира. Но детям, несмотря на большой познавательный материал, трудно установить взаимосвязь между объектами природы так, как материал размещается на отдельных макетах и лэпбуках.  Поэтому пришло решение создания макетбука, как модели формирования у воспитанников целостной картины окружающего мира, которое помогло в  решении данной проблемы. Например, макетбук «Времена года» был создан с целью формирования у детей знаний  о цикличности явлений природы, времен года.

        Макетбук создается и наполняется постепенно, по результатам образовательной деятельности: в ходе наблюдений, проведения опытов, экспериментов, продуктивной деятельности. Для этого создала развивающую предметно пространственную среду в группе, которая содействует тому, чтобы дети были активными инициаторами игровой деятельности и самостоятельного исследования окружающего мира. Наполнила среду различными материалами для игры и экспериментирования. Оборудование постоянно дополняю, меняю, вношу разнообразие с учетом индивидуальных потребностей, темпов развития и интересов детей.  Макетбук может иметь различные конструкции, в зависимости от тематики и творчества самого изобретателя. Конструкцию макетбука изготавливает взрослый, а непосредственное наполнение содержания происходит в процессе совместной деятельности педагога с детьми. Например: при заполнении времени года «Зима» проводился эксперимент «Цветные льдинки», в ходе которого дети совместно с воспитателем закрашивали воду разными цветами с помощью гуаши. В ходе эксперимента был сделан вывод, что вода может быть в жидком и твердом состоянии, результаты зафиксировали на карточке и поместили в макетбук. Для закрепления знаний, на макетбук, вместе с детьми, были изготовлены льдинки из крупной морской соли,  раскрашенные цветной гуашью. Дети получили возможность вспоминать проделанный опыт и его результат, а главное учитывать знания о состоянии воды в жизненной ситуации (при создании ледяной горки, снежной скульптуры).  На карточках зафиксированы не только процесс проведения опыта, но и рисунки детей, их высказывания, а также стихи, пословицы, поговорки о временах года. Для того, чтобы  детям было интереснее проводить опыты и эксперименты я сочинила стихи о проводимых опытах и о временах года. Для удобства в работе оформила эти стихи в брошюру.

Материалы, карточки, расположенные на макетбуке жестко не закреплены и их можно разнообразно использовать в другом виде деятельности, что отвечает принципу полифункциональности. Саму конструкцию макетбука можно видоизменить и трансформировать в любой другой макет, материалы менять в зависимости от тематики изучаемого предмета, заинтересованности воспитанников.

Постепенно, от шага к шагу, на каждом занятии, режимном моменте, в ходе любой познавательно – исследовательской деятельности  происходит наполнение макетбука, углубление и пополнение знаний воспитанников об окружающем мире.

В заключении хочу вам пожелать

Макетбук вы применяйте,

Формы, темы изменяйте,

Модель вам очень пригодится,

С детьми работать, не лениться,

Мир окружающий понять

Системы новые узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"

Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...

Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...