Опыт работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»
статья по окружающему миру (младшая группа)
Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vlasovoy_l.m._1.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»
Подготовила: Власова Л.М.,
соответствие занимаемой должности
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Ранний возраст характеризуется повышенным интересом к окружающему. Дети внимательно слушают и запоминают переданную взрослым информацию. Поэтому важно в этом возрасте не упустить момент помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за воспитание и образование растущего человека. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Важно не дать этому стремлению угаснуть.
Задача взрослых помочь детям освоить элементарные природоведческие знания, развить умения познавать мир природы, приобщить ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке и к своим сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
В своей работе с детьми 2-3 лет мы реализуем комплексную образовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией О.В. Акуловой, Т.И. Бабаевой и др. в которой определены цели, задачи, средства экологического воспитания с детьми раннего возраста. Но при этом недостаточно конкретизирована работа педагога по организации и подбору содержания наблюдений и дидактических игр в соответствии с возрастом детей. Наряду с комплексной программой активно внедряем парциальные программы экологического образования: «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Природа и художник» Т. А. Копцевой и др. Но содержание этих программ чаще всего направлено на экологическое развитие детей дошкольного возраста.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место отводится наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природу. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаружить через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка. Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление, от души полюбоваться красивым цветком или цветками, дать ребенку возможность почувствовать, пережить то, что он видит.
Малыш стремиться к взаимодействию с окружающей средой. Овладеть способами познания связи между явлениями и объектами природы позволяет игра. Используя игру, как средство ознакомления с окружающей природой, педагог направляет внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. Руководя игрою, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на чувства и отношения, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры. Особое внимание обращаем на организацию дидактических игр. Дидактическая игра, как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает.
Руководя дидактической игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить. А это все содействует умственному и общему развитию.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия. Дидактическая игра хороша еще тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает у него чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Таким образом, всё вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.
Цель моей работы - экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру.
Для достижения поставленной цели определили следующие задачи:
1. Учить различать главные сенсорные свойства объектов природы: форму, цвет, величину, степень мягкости или твердости;
2. Формировать элементарные представления о возможной деятельности с объектами природы;
3. Воспитывать любознательность и наблюдательность, бережное отношение к объектам природы.
Свою работу начала с составления перспективного плана. (Приложение 1)
Поставленные задачи не могут быть решены без обогащения развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому в уголке природы мы разместили «живую картинку», которая меняется в зависимости от сезона. С помощью ее дети могут не только определить какое время года на картинке, но и поиграть с героями картинки. Макет дерева «Времена года», куклы, характеризующие краски также позволяют закреплять знания детей. Так, например, в соответствии осенью в уголке природы появляется дерево с разноцветными листьями, тучка, дождик, гриб, муляжи овощей и фруктов, засушенные листья. Зимой в уголке живет семья снеговичков с лесными жителями, которых дети любят угощать морковкой, ягодами и лесными орехами, выставляются для рассматривания фотографии животных в зимних шубках.
Дополнительно в речевой уголок внесли наборы картинок с изображением диких животных и картинки с изображением неживой природы, книги познавательного характера: «Животные и их детеныши», «Почему медведь спит зимой», «Времена года», «Животные леса» и т. д. Макеты «Кто живет в лесу», «Зимний лес» привлекают внимание детей. В группе имеются настольные игры: «Чей домик», «Кто что ест», «Детеныши животных», д/и «Сварим вкусный суп», «Кто что делает», «Что где растет?» и др.
Рядом с уголком природы располагается комплекс для игр с водой и песком. Дети с удовольствием играют с ситечками, воронками, пластмассовыми стаканчиками, сачками, удочками, уточками и рыбками. В песке ищут муляжи жучков и червячков. Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику.
Свою работу мы начали с детьми в возрасте двух лет, когда дети поступали в детский сад. Во время адаптации старались создавать для малышей максимально-теплую обстановку, окружив их вниманием лаской и заботой. И поняли, что отвлечь ребенка можно не только с помощью интересной, красивой игрушки, но и с помощью общения с объектами природы. Так, предлагали рассмотреть красивую кошечку: «Посмотрите, кто у нас живет? Какая красивая! Давайте полюбуемся ею». Посмотрите, какой у нее хвостик, какое туловище, какие глазки. Просила пальчиком показать основные части тела, погладить. Проверяла, все ли дети правильно держат игрушку: «Кошку можно взять на ручки, нельзя брать за хвост, за ушки ». Ребята гладили, поили молочком, успокаивали кошку, пели ей песенку. Аналогичным образом, успокаивая детей, разговаривали с цветущими растениями на участке.
Таким образом, малыши не только успокаивались, но и получали первые впечатления о природе.
Обучение осуществлялось в ходе игры. Сначала знакомили с овощами и фруктами, т. к. они наиболее близки детям для узнавания. В гости к малышам приходила Маша и приносила корзинку с овощами или фруктами. Сначала Маша просто показывала детям, что лежит в ее корзинке, и называла овощи. Постепенно дети запоминали названия и уже сами по слову взрослого находили знакомые овощи и фрукты. Далее Маша помогала детям познакомиться со свойствами овощей и фруктов. Обращали внимание на цвет и форму овощей (репка круглая, желтая; морковка – длинная, оранжевая и т.п.). Очень нравилось детям играть в дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Сварим вкусный суп», «Чудесный мешочек», «Где живут витамины». Эти игры способствовали воспитанию у детей умения различать предметы по качествам и свойствам, развивали наблюдательность.
После того, как дети познакомились с овощами, фруктами, обращали внимание на объекты природы ближайшего окружения: комнатные растения, деревья, кустарники, цветы. Первые впечатления дети получали из наблюдений за окружающей природой. Наблюдения проводили как на участке детского сада, так и в группе. Первые наблюдения проводили с небольшим количеством детей, решая при этом задачу формирования у каждого ребенка умения сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте, отвечать на вопросы. Для того, чтобы вызвать у детей интерес к объекту наблюдения использовали разные приемы:
1 игровые приемы: внесение игрушки, приход сказочного героя, мини-инсценировки, сюрпризы и элементы ожидания;
2 словесные приемы: рассказы, потешки, стихи, песенки;
3 поисково-игровые действия.
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Эти особенности малышей мы и использовали в своей работе.
Организуя наблюдения растениями, сначала называли это растение, затем выделяли наиболее яркий признак. Например, говорили малышам: «Это астра. Посмотрите, какие у нее листочки». Просили детей провести пальчиком по листочку: «Листочек маленький, зеленый!» Чтобы удержать внимание детей, предлагали напоить растение водичкой. При организации повторных наблюдений за растениями использовали сюрпризные моменты. Например, приходил Доктор Айболит, Машенька с корзинкой, прилетал Карлсон.
Очень важно обращать внимание детей на красоту цветущего растения, которое украшает помещение, создает хорошее настроение, радует наш взгляд. Так, вместе с малышами мы любовались красотой цветущего бальзамина. Предлагали детям издали посмотреть на бальзамин, чтобы увидеть сходство его красивых цветов, имеющих малиновую окраску, с огоньками. Дети наблюдали, как взрослый заботиться о растении поливает его, опрыскивает, показывая пример бережного отношения к нему. Говорили детям, что все растения живые: они растут, «пьют» воду, любят свет и солнышко. Дети пальчиком трогали землю в горшочке с бальзамином, при этом мы обращали внимание на то, что цветущее растение нужно больше поливать, потому что каждый цветочек хочет воды
Закрепить полученные знания дети смогли в ходе дидактических игр: «Что изменилось», «Где бабочка?», «Чего не стало», «У какого растения красивый наряд», где дети рассказывали о бальзамине.
В зависимости от времени года малыши наблюдали растения и в природе. Например: при знакомстве детей с березой приходил Мишка. Показывал детям, где у березы ствол, веточки, листочки. Обращал внимание на белые и черные места на стволе. Дети гладили ствол у березы.
В следующий раз прилетала лесная птичка. Она знакомила детей с рябиной. Малыши показывали ствол. Птичка говорила: «Ствол не такой как у березы, а темный и гладкий». Покажите, где у рябинки листочки? А это что? /Ягоды/. Ягоды не просто украшают дерево. Их очень любят птицы. В заключении птичка предлагала поиграть с детьми «Раз, два, три дерево найди», «Соберем букет». В этих играх дети закрепляли полученные в ходе наблюдения знания о строении деревьев.
Разбив «Огород на окне» мы организовали участие детей в длительном наблюдении за ростом знакомых детям овощей: лук, огурец, помидор, обращая внимание малышей на появление зеленых перышек, первых листочков. В группу приходил Мишка из мультфильма и говорил: «Я никогда не выращивал овощи дома, в ящике. Мой огород на улице и овощи там растут летом. А вы молодцы, зимой в группе выращиваете овощи». В непринужденной беседе, вместе с детьми, поясняли Мишке– растения растут потому, что были созданы хорошие условия: в группе тепло, на окошке светло, а мы поливали – вот и вырос урожай. Мишка рассказывал о пользе лука. Весной мы высадили рассаду на участке, продолжили ухаживать за ней. Рассматривали, сравнивали плоды огурца и помидора, угощали маленького зайчика.
Важно привлечь внимание к сезонным изменениям в природе. Каждый сезонный период имеет свои неповторимые особенности. Летом мы обращали внимание на многообразие цветов и зеленых растений. Осенью сравнивали листья по форме, замечали, что все вокруг становится желтым, цветы вянут и опадают листья. Зимой рассматривали ветви деревьев, обращали внимание на елочку, которая остается зимой и летом одним цветом, на деревья, припорошенные снегом. В ходе наблюдения отмечали различные свойства снега (рассыпается, лепится в комочки, можно сделать большой снежный ком; в тепле снег тает). Важно познакомить детей с изменениями в одежде людей, в зависимости от сезона, от состояния погоды. Наблюдая во время прогулки или в группе из окна за небом, солнцем, дождем или снегом просили детей найти на небе солнце, показать облака или тучи, говорили о дожде. При этом давали словесные определения всем явлениям, которые демонстрировали: «Солнце на небе светит ярко – даже смотреть трудно. Оно яркое, теплое, высоко на голубом небе», или «Небо серое, все в облаках, солнце не видно, может пойти дождь».
Использование небольших стихотворений помогали не только заинтересовать детей, но и быстрее запомнить то или иное явление природы. Например,
Нарядилось солнышко
В жёлтые одёжки,
Застегнуло солнышко
Жёлтые застёжки.
Листик весело кружился
И за ветку зацепился,
Надо мною он повис
И не хочет падать вниз.
Приходи к нам в гости, солнце,
Загляни в мое оконце,
Поскорее нарисуй
Мне веснушки на носу.
Ручеёк бежит, звеня.
Приглашает он меня:
"Ну-ка, наперегонки!
Кто быстрее до реки?!"
Села птичка на окошко -
Дай ей зёрнышек немножко.
Ей, бедняжке, в холода
Без питания – беда!
Вернувшись с прогулки, раскладывали перед детьми картинки с изображением явлений неживой природы и просили выбрать ту, на которой изображено, то, что они наблюдали. Предлагали детям, с помощью взрослого, составить «живую картинку» в нашем уголке природы. Малыши с удовольствием размещали объекты живой и неживой природы (снег, дождь, облака, животных и т.д.) и любовались совместным творчеством.
Осуществляя наблюдения за сезонными явлениями, включали в них разнообразные действия, которые вызывали у детей интерес к природе. Поднять руки и показать солнышко, повернуть влево, вправо, поискать солнце и лужи, постучать пальчиком по подоконнику – изобразить капли дождя, покружиться как снежинки и т. д. На прогулке организовывали игры, направленные на умение распознавать траву от деревьев. При этом обращали внимание на выполнение правил: спрятаться за дерево, присесть в травку, принести мелкие листочки.
Особый интерес у малышей вызывает животный мир. Учили детей различать и называть не только часто встречающихся домашних животных, но и их детенышей (котенок, поросенок, цыпленок, щенок и т.д.). Более продолжительно наблюдали за птицами, узнавали их по повадкам, находили на картинках. Например, при рассматривании воробья и вороны учили различать их по размеру и окраске. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку и клюют корм. Ворона большая, черно-серая, летает чаще всего одна, на кормушку не садится. Наблюдали за птицами, прилетающих к кормушке. Дети внимательно смотрели, как птицы клюют зернышки, как летают, прыгают и т. д.
Из сказок, песенок и рассказов малыши знают и диких животных (лису, зайца, волка, медведя, белку, ежа). В соответствии с сюжетом сказки дети наделяют животных определенными чертами (лиса — хитрая, волк — глупый и злой, заяц — трусишка и т. п.). Поэтому перед педагогом стоит задача дать детям реалистические представления о диких животных и их повадках. Для этого мы использовали реалистические картинки. Важно научить ребенка при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных (у коровы, козы — рога, у петуха — красный гребешок, у зайца — длинные уши и короткий хвостик, у медведя — маленькие уши и нет хвоста и т. д.). Это необходимо еще и потому, что дети третьего года жизни путают внешне схожих животных и птиц и только после неоднократного наблюдения, вычленения специфических особенностей и ярко проявляющихся повадок начинают правильно их называть. Так, при рассматривании игрушки-кошки, дети показывали, где у нее ушки, глазки, лапки, хвостик. Дети имитировали мяуканье кошки. Отвечали на вопросы: что любит кушать, где живет кошка? Поясняли детям, что кошка – домашнее животное, потому что живет дома. Что у кошки мамы есть маленькие детки-котята, заинтересовывали детей чтением потешки:
Котик мягонький, котик ласковый,
Коготки из лап не вытаскивай.
Ты мурылкалка, ты мяукалка,
Ты пушистая моя куколка!
При рассматривании внешнего вида игрушки-собаки выделяли части тела, чем питается, где живет. Делали конуру из кубиков, рассказывали, что собака умеет сторожить дом. Находили отличительные признаки собаки от кошки. Обобщали, что собака и кошка живут с людьми – значит это домашние животные.
Родители первые помощники в воспитании детей. Поэтому основной целью стало установление партнерских отношений в ходе взаимодействия педагог-ребенок-родитель. Наиболее ценной для нас была такая форма взаимодействия с родителями, как организация игрового практикума «Учимся, играя», где родители:
- отбирали дидактические игры в соответствии с возрастом детей, их интересов;
- осваивали методы и приемы, способствующие росту интереса детей к участию в наблюдениях и осуществлению игровых действий;
- овладевали умением организовать и поддержать интерес малышей к дидактическим играм;
В течение года проводили консультации: «Как маленький ребенок открывает для себя мир природы», «Экологическое воспитание в семье»,
«Добрые друзья», «Зеленый мир на окошке». В группе был оформлен фотостенд «Дети и природа». Очень активно родители приняли участие в создании «Огорода на окне».
Систематическая целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей раннего возраста помогла достичь первых результатов. Дети научились проявлять интерес к объектам природы, радоваться и удивляться, получать эстетическое наслаждение от общения с окружающим миром. У них сформировались первоначальные эмоционально-эстетические представления о живой и неживой природе. Появилось желание вместе со взрослыми участвовать в создании необходимых условий для жизни растений и животных, находящихся в непосредственной близости. Таким образом, занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем детстве, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в дошкольных группах детского сада.
Библиография
- Белая К.Ю. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста). 2001-2002. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – С.148-176
- Богина Т.Л., Казакова Т.Г. и др. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1987. С. 37-45
- Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студ. Сред. пед. учебных заведений /Г.Г. Григорьева, Н.П. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 281-306
- Ермолова Т. В. Игры с детьми раннего возраста.
- Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993 – 64с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2000, - 96 с.
- Маневцова Л. Н. Мир природы и ребенок. (методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание»; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319с.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – С. 201-205.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
11. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
12. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя)
Приложение 1
Перспективный план наблюдений и дидактических игр детей 2-3 лет
Неделя | Тема наблюдения Цель | Игра Цель |
Сентябрь I-II неделя | ||
Понедельник | За рыбкой. Полюбоваться большой яркой рыбкой, рассмотреть ее. | «Поймай рыбку». Учить ловить красивую рыбку сачком. |
Вторник | Отметить части тела рыбки: хвост, туловище, глаза. | |
Среда | За солнышком. Обратить внимание, что солнце яркое, большое, мы греемся на солнышке. | Д/и «Сделаем лучики солнышку» (с прищепками) – развивать мышцы пальцев рук |
Четверг | За небом. Отметить небо серое, все в облаках, солнца не видно, может пойти дождь. | |
Пятница | За травкой. Отметить, что травка зеленая, появляется желтая. | |
III неделя | ||
Понедельник | За цветником. Полюбоваться красивым, ярким цветником. | |
Вторник | Назвать растения по «имени»: «астра», выделяя цвет (красный). | «На какой цветок села бабочка». Учить подбирать цветок такого же цвета, как бабочка. |
Среда | Обратить внимание на строение цветка: стебель, листья, цветы. | |
Четверг | Обратить внимание, что в клумбе растет много бархатцев – красивые оранжевые цветы | «Найди в букете такой же цветок». Находить нужный цветок. |
IV неделя | ||
Понедельник | За воробьями. Рассмотреть характерные особенности внешнего вида: клюв, крылья, хвост. | «Воробушки». Выполнять действия в соответствии с текстом. |
Вторник | Понаблюдать как прыгают воробьи, как чирикают, как клюют зернышки. | |
Среда | За жуком. Рассмотреть жука: туловище, ноги, усы. | «Куда спрятался жук». Находить в песке жука. |
Четверг | За солнцем. Обратить внимание, что солнце яркое, если на него посмотреть – больно глазкам. | |
Пятница | Повтор. | |
Октябрь I неделя | ||
Понедельник | За деревьями. Обратить внимание на дерево, у него много листочков. | |
Вторник | За березой. Обратить внимание на черно-белый ствол, погладить его. | «Поищем березовые листочки». Учить находить листья березы. |
Среда | За травкой. Обратить внимание, что желтой травы стало больше. | «Побежали на травку – убежали с травки» |
Четверг | За листопадом. Обратить внимание на опавшие листья с деревьев, они красивые, их можно собирать. | |
Пятница | За ветром. Понаблюдать, как качаются веточки на деревьях, послушать шелест листьев. | |
II неделя | ||
Понедельник | За небом. Небо серое, хмурое, из-за тучек не видно солнца. | «Найди в букете такой же листок». Различать листья по форме и цвету. |
Вторник | За дождем. Понаблюдать, как капельки дождя падают на землю, послушать «песенку дождя». | |
Среда | Дать знания о том, что во время дождя сыро, прохладно, все прячутся от дождя. | |
Четверг | За лужами. Показать, что после дождя остаются лужи: большие и маленькие. | |
Пятница | За морковкой. Дать представление о том, что морковь растет на огороде, отметить характерные особенности внешнего вида. | «Сварим вкусный суп». Учить находить и называть овощи. |
III неделя | ||
Понедельник | За солнцем. Обратить внимание, что солнце редко появляется на небе. | |
Вторник | За рябиной. Обратить внимание на яркие грозди ягод, закрепить части дерева. | «Оденем деревце». Закрепить знание о том, листья осенью разного цвета. |
Среда | За листьями. Предложить собрать листья в корзину, рассмотреть их. | «Осенние листья». Находить одинаковые листья. |
Четверг | За рыбкой. Познакомить с домиком рыбки – аквариумом. | |
Пятница | За репкой. Рассмотреть внешний вид: форму, цвет, попробовать на вкус. | «Угостим мышку репкой, зайчика – морковкой» Различать морковь и репу. |
IV неделя | ||
Понедельник | За ветром. С помощью игрушки (ветряк) показать детям действие ветра. | |
Вторник | За облаками. Понаблюдать за движением облаков по небу. | |
Среда | За прохожими. Обратить внимание на людей, идущих под зонтами, как они одеты. | |
Четверг | За травой. Дать знания о том, что трава пожелтела и на ней много опавших листьев. | «В лесу осенью» Понимать слово «дерево», «ветка», «трава». |
Пятница | За деревом. Закрепить части дерева. | |
Ноябрь I неделя | ||
Понедельник | За комнатными растениями. На улице холодно, а в групповой комнате продолжают цвести растения. | «Куда спряталась птичка». Закрепить строение растения. |
Вторник | За комнатными растениями. Обратить внимание на строение: стебель, крупные листья. | |
Среда | За небом. Небо серое, хмурое, бегут тучи, наступила осень, стало холодно. | |
Четверг | За вороной. Рассмотреть внешний вид: крупная птица, крепкий клюв, большие крылья. | «Вороны». Развивать звукоподражание, умение выполнять движения. |
Пятница | За деревьями. Листьев на ветках почти нет, их унес ветер. | |
II неделя | ||
Понедельник | За птицами. Дать знания о том, что стало холодно, реже можно видеть птиц. | |
Вторник | За собакой. Называть характерные признаки внешнего вида, части тела: Глова, туловище, ноги, хвост. | «Кто как кричит». Различать животных по внешнему виду и издаваемых звуков. |
Среда | За погодой. Понаблюдать из окна: есть ли солнце на небе, тучки, дует ли ветер. | |
Четверг | За рябиной. Закрепить части дерева, обратить внимание на ягоды, зимой их будут клевать птицы. | |
Пятница | За небом в вечернее время. Небо темное, наступил вечер, скоро будет ночь. | «Закатилось красно солнышко». Развивать зрительное внимание. |
III неделя | ||
Понедельник | За снегом. Полюбоваться красотой снегопада, рассмотреть снежинку на рукавичке. | |
Вторник | За комнатными растениями Закрепить строение: стебель, листья, корешок в земле. | «Куда спряталась водичка». Находить и называть картинки с природными явлениями. |
Среда | За ветром. Внести флажок. Показать детям, что ветер сильный, куда он дует. | |
Четверг | За рыбкой. Понаблюдать, как рыбка плавает в аквариуме, где прячется. | |
Пятница | За кошкой. Рассмотреть признаки внешнего вида, особенности поведения. | «Кто что ест». Правильно выбирать корм для определенного животного. |
IV неделя | ||
Понедельник | За лужами. На лужах появился тонкий лед. | |
Вторник | За рыбкой. Дать знания о том, что рыбка живая. Она плавает и хочет есть. | |
Среда | Домик рыбки. Обратить внимание, что на дне песок, камешки, красивые зеленые растения. | «Устроим рыбке домик» Закрепить знания о том, что есть в аквариуме |
Четверг | За рыбкой. Понаблюдать, как плавает рыбка, где прячется. | |
Пятница | За солнцем. Солнце появляется редко на небе. | |
Декабрь I неделя | ||
Понедельник | За снегом. Понаблюдать, как кружатся снежинки. Они холодные, но тают на ладошке. | «На полянке зимой». Закрепить диких животных. |
Вторник | Как узнать ель. Дать знания о том, что у ели зеленые иголки. | |
Среда | За березой. Веточки голые, без листьев, их нет на земле, они покрыты снегом. | «Зайчик». Понимать слово «дерево», что за него можно спрятаться. |
Четверг | За машиной. У машины есть кабина, кузов, колеса, на ней возят грузы. | |
Пятница | За погодой в морозный день (из окна). Небо чистое, очень холодно, не видно птиц. | |
II неделя | ||
Понедельник | За птицами (в кормушке). Понаблюдать, как клюют зернышки, хлебные крошки. | «Птичка на дереве». Употреблять в речи слова: высоко - низко, большой – маленький и т. д. |
Вторник | За играми старших детей (из окна). Понаблюдать, как катаются с горки, на лыжах и санках. | |
Среда | За комнатными растениями. Сказать, что растение живое, пьет водичку. | «К нам в гости пришел Доктор Айболит». Закрепить умение ухаживать за комнатными растениями. |
Четверг | За работой дворника. Рассказать, что дворник убирает снег с дорожек, используя в работе лопату и метлу. | |
Пятница | За солнцем. Солнце зимой не греет, но светит ярко. Полюбоваться, как искрится снег. | |
III неделя | ||
Понедельник | Поможем ели, она живая. Показать, как стряхивают снег с веточек ели, чтобы ей было легче. | |
Вторник | За снегирем. Рассмотреть внешний вид птицы, сказать, что она не боится мороза. | «Маленькая птичка прилетела к нам». Закрепить правила ухода за птицами |
Среда | За небом. Небо чистое, видны звезды. | |
Четверг | За бальзамином. Рассмотреть яркие цветочки – огоньки. | |
Пятница | За снегопадом. Понаблюдать, как подает снег в тихую погоду. | |
IV неделя | ||
Понедельник | За елью. Показать отличие живой ели от искусственной. | «Как живут деревья». Найти дерево по времени года. |
Вторник | За вьюгой. Понаблюдать, как дует ветер, перенося с места на место снег. | |
Среда | За одеждой людей зимой. Закрепить представление о теплой одежде, ее назначении, правильно называть. | «Оденем куклу на прогулку». Назвать зимнюю одежду. |
Четверг | За водичкой из крана. Закрепить свойство воды: прозрачная, теплая, холодная. | «Искупаем куклу». Закрепить свойства воды. |
Пятница | За украшенной новогодней елкой. Рассмотреть яркие красивые игрушки, полюбоваться ими. | |
Январь II неделя | ||
Понедельник | За птицами (в кормушке). Отметить, что зимой птицам холодно и они хотят есть. Понаблюдать, как старшие дети кормят птиц. | «Птицы». Находить на картинке птиц, изображать птичьи голоса. |
Вторник | За рыбками в аквариуме. Понаблюдать за кормлением рыб. | |
Среда | За снегом. Отметить свойство снега: белый, холодный, покрывает всю землю. | |
Четверг | За детьми, катающимися на санках с горки. Воспитывать интерес к наблюдениям, расширять активный словарь. | «Прокатим куклу с горки». Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Пятница | За погодой. Отметить, что на улице зима, назвать ее признаки. | |
III неделя | ||
Понедельник | За воробьями. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку, клюют корм. | |
Вторник | За вороной. Ворона большая, черно-серая, летает одна, на кормушку не садится. | «Размещение гостей». Развивать представление о местонахождении птиц и зверей в пространстве. |
Среда | За снегом. Снег белый, рыхлый, на нем остаются следы: большие и маленькие, длинные полоски – от санок. | |
Четверг | За деревьями. На веточках лежит снег, внизу – сугробы. | «В гости к лесным зверятам». Различать и называть лесных животных. |
Пятница | Что мы видим за окном. Назвать признаки зимы. | |
IV неделя | ||
Понедельник | За небом. Небо чистое, голубое или облачное. | |
Вторник | За ветром. Учить замечать, качаются ли ветки деревьев. | «Ветер и зайцы». Выполнять движения в соответствии с текстом. |
Среда | За птицами. Понаблюдать, как летают, куда садятся. | |
Четверг | За комнатными растениями. Закрепить названия и строения комнатных растений: стебель, листья, цветы. | |
Февраль I неделя | ||
Понедельник | За снегопадом. Понаблюдать, как падает снег в тихую погоду. | |
Вторник | За снегом. Показать, что снег в тепле тает и становится водой. | «Почему медведь спит зимой». Помочь изучить живую природу. |
Среда | За голубями. Рассмотреть внешний вид, понаблюдать за поведением. | |
Четверг | Что и как птица ест. Показать детям зернышки, крошки, насыпать в кормушку, понаблюдать как птицы клюют. | |
Пятница | Вода льется из крана. Уточнить свойства воды: прозрачная, теплая, холодная. | «Поймай рыбку» (мыло). Закрепить свойство воды. |
II неделя | ||
Понедельник | За посадкой лука. Предложить понаблюдать, как воспитатель сажает лук. | |
Вторник | За льдинками. Понаблюдать, как замерзает вода и образуется лед. | |
Среда | За разноцветными льдинками. Показать, что цветная вода, на морозе превратилась в цветной лед. | |
Четверг | За деревьями. Отметить, что деревья одеты в «белую шубку», им тепло. | «Кто где спрятался». Закрепить названия животных и пространственные предлоги: под, на, за, в. |
Пятница | За рыбками. Понаблюдать, как она плавает, понятие – плавники. | |
III неделя | ||
Понедельник | За погодой. Отметить что на улице мороз, очень холодно. | |
Вторник | За следами на снегу. Обратить на следы птиц, взрослый след и ребенка, след от санок. | «Мои друзья». Закрепить знания о домашних животных. Как выглядят, что едят. |
Среда | За сугробами. Предложить палочкой померить глубину снега. | |
Четверг | За луковицей. Отметить изменения: луковица дала корни. | |
Пятница | За ледяной дорожкой. Понаблюдать за катанием старших детей. Отметить, что дорожка скользкая. | |
IV неделя | ||
Понедельник | За снегом. В теплую погоду снег становится липким, предложить слепить снежки. | |
Вторник | Вода холодная и теплая. Учить различать холодную и теплую воду. | «Поможем лягушке перелить водичку». Закрепить свойства воды. |
Среда | За крышами домов. Отметить, что на крыше лежит снег. | |
Четверг | За небом. Небо голубое. Ярко светит солнышко. Облака белые. | |
Пятница | За луком. Отметить, что корешки стали длиннее, появились зеленные перышки. | |
Март I неделя | ||
Понедельник | За сосульками. Обратить внимание на сосульки: длинные и короткие. | «Какая сосулька длиннее» Закрепить величину. |
Вторник | За капелью. Дать знания о том, что солнце светит ярко, и сосульки тают. | «В гостях у капельки». Закрепить свойства воды. |
Среда | За птицами. Обрадовались весне: скачут весело, чирикают. | |
Четверг | За снегом. Понаблюдать, как снег сверкает, искрится на солнце. | |
Пятница | За проталинами. Обратить внимание, что местами снег потемнел и растаял. | |
II неделя | ||
Понедельник | За комнатными растениями. Обратить внимание, что распустились новые цветы. | «Собери цветок» Закрепить части цветка. |
Вторник | За ветром. Понаблюдать, с помощью ленточек, есть ли ветер, сильный или слабый. | . |
Среда | За разноцветной водой. Показать, как прозрачная вода становится разноцветной. | «Угостим кукол конфетами». Закрепить знания о том, что при окрашивании вода становится разноцветной |
Четверг | За луком. Отметить, что зеленные перышки стали длиннее. | |
Пятница | За проталинами. Показать, что на проталинах видна земля. | |
III неделя | ||
Понедельник | За деревьями. Отметить, что снега на веточках уже нет, и сугробы стаяли. | |
Вторник | За срезанными веточками тополя. Отметить, что на веточках нет листочков. | «К нам приехал доктор Айболит». Уточнить представление о комнатных растениях: фикус, бальзамин. |
Среда | За одеждой людей. Понаблюдать, как одеты прохожие, закрепить название одежды. | «Оденем куклу на прогулку». Закрепить название весенней одежды. |
Четверг | За солнцем. Светит ярко, даже больно глазкам, когда смотришь на солнышко. | |
Пятница | За срезанными веточками тополя. Обратить внимание на набухающие почки. | |
IV неделя | ||
Понедельник | За капелью. Сосульки тают и капает водичка (капель). | |
Вторник | За ветром. Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья. В какую сторону дует ветер. | |
Среда | За солнцем. Понаблюдать, как из-за тучек выглядывает солнце. | |
Четверг | За голубями. Понаблюдать за птицами, послушать, как воркуют. | «Летает, не летает». Учить различать зверей и птиц. Правильно называть действия |
Пятница | За небом в вечернее время. Дать понятие о том, что человек и животные днем бодрствуют, а ночью спят. | «Вот и люди спят». Помочь изучить животных и природу. |
Апрель I неделя | ||
Понедельник | За снегом. Снег тает, появляются лужи. | |
Вторник | За снеговиком. Обратить внимание, что снеговик тоже тает. | «Кто быстрее приплывет». Закрепить представление детей о том, как выглядит кораблик. Уточнить знания детей о силе ветра. |
Среда | За птицами. Птицы радуются весне: весело чирикают, прыгают с ветки на ветку. | «Осторожно, воробей». Закрепить названия цветов, пряча бабочку от воробья. |
Четверг | За срезанными веточками тополя. Рассмотреть распустившиеся листочки. | |
Пятница | За солнечным зайчиком. Вызвать радостное настроение. | |
II неделя | ||
Понедельник | За мини-огородом. Обратить внимание, что появились ростки. | «Прилетела бабочка». Закрепить строение цветка. |
Вторник | Почему чернеет снег. Снег чернеет от грязи, вода тоже грязная. | |
Среда | За ручейком. Понаблюдать, как течет ручеек, сверкает на солнце, журчит. | «Весна» Вспомнить потешки о весне. |
Четверг | За срезанными веточками тополя. Отметить, что листья стали большие. | |
Пятница | За лужами. Кругом очень много луж. | |
III неделя | ||
Понедельник | За солнцем. От яркого солнца тает снег, растет трава, цветы. | |
Вторник | За дождем. Понаблюдать, как идет дождь, стучит по крыше. | «Водяные пузыри». Закрепить свойства воды. |
Среда | За собакой. Рассмотреть внешний вид. Закрепить части тела. | |
Четверг | За вороной. Понаблюдать за действиями вороны, отметить части тела. | «Кто что ест». Закрепить знания о том, кто чем питается. |
Пятница | За проталинами. Показать, что на проталинах видна трава. | |
IV неделя | ||
Понедельник | За ветром. Учить определять признаки, по которым можно сказать, что дует ветер. | «Шелест ветра». Определить сильный ветер или слабый. |
Вторник | За мини-огородом. Обратить внимание, появляются новые листочки. | |
Среда | За цветами мать-и-мачехи. Показать первые цветы, рассмотреть их. | «Куда прилетела пчелка» Закрепить умения детей различать деревья, траву, цветы |
Четверг | За птицами. Понаблюдать как купаются в луже. | |
Пятница | За кошкой. Понаблюдать за ней. Закрепить части тела. | |
Май I неделя | ||
Понедельник | За одуванчиком. Показать новое растение, выделить характерные особенности. | «Посади цветы на полянку». Продолжать учить разнообразным действиям с предметами. |
Вторник | За мать-и-мачехой. Найти сходство одуванчика и мать-и-мачехи (желтые). | |
Среда | За солнцем. Светит ярко, от солнечного тепла природа просыпается. | |
Четверг | За комнатными растениями. Обратить внимание на появление новых листьев . | |
Пятница | За кошкой. Как двигается, мяукает. | «Чудесный мешочек». Различать животных по внешнему виду и издаваемым звуком. |
II неделя | ||
Понедельник | За одуванчиками. Показать превращение одуванчиков в белые цветы (пушистые шарики). | |
Вторник | За дождиком. Отметить, что дождик мелкий, теплый. | «Дождик». Вспомнить стихи про дождик, поливаю кукол из лейки. |
Среда | За лужами. После дождя остались лужи: большие и маленькие. | |
Четверг | За деревьями. На ветках появились зеленые листочки. | «Нарядилось дерево» Закрепить части дерева. |
Пятница | За воробушками. Понаблюдать, как рады птицы теплу: чирикают, купаются в луже. | |
III неделя | ||
Понедельник | За погодой. Выделить признаки весны: солнце светит ярко, небо голубое, чирикают птицы и т. д.. | «Кто спрятался в домике». Узнавать животных и птиц по произношению. |
Вторник | За одеждой людей. Обратить внимание на легкие наряды, потому что на улице стало тепло. | «Оденем Машу на прогулку». Закрепить название одежды в весенний период. |
Среда | За мать-и-мачехой и одуванчиком. Показать отличительные особенности. | |
Четверг | За травой. Отметить, что лужок покрылся зеленой травкой. | «Кто прячется в траве» Найти и назвать насекомых. |
Пятница | За яблонями. Полюбоваться белым нарядом. Сказать, что из цветов вырастут яблоки. | |
IV неделя | ||
Понедельник | За деревьями. Отметить, что листья на деревьях стали большими, закрепить свет. | |
Вторник | За жуком. Рассмотреть жука, показать туловище, ноги, крылья, усы. | «Найди и покажи». Различать бабочку и жука, найти на картинке. |
Среда | За бабочкой. Рассмотреть внешний вид. Понаблюдать, как летает. | «Найди цветок для бабочки» Называть цвет. |
Четверг | За ветром. Отметить, что ветер дует теплый, послушать шелест листочков. | «Где мой дом». Назвать домик пчелки, бабочки и кузнечика. |
Пятница | За кузнечиком. Рассмотреть внешний вид на картинке, а на прогулке предложить послушать песенку кузнечика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"
Природа - наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охоана окружающей среды, разумное отношение к природе, рциональное использование ее богаства, стали в настоящее...
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Природа, окружающая нас, начинает претерпевать изменения, некоторые из них могут носить отрицательный и даже необратимый характер. Повседневная охрана природы должна стать необходи...
опыт работы"Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе
методы и приемы, которые используются в моей работе с детьми раннего возраста, для развития речи малышей....
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация...
Опыт работы. Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Речь является необходимым условием формирования личности ребенка....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Материал опыта работы....