Конспект занятия " Народы Камчатки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Народы Камчатки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koryaki.docx | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Алёнушка»
Конспект занятия
Познавательное развитие
«Народы Камчатки»
подготовительная группа
Составил воспитатель:
Лисовенко Ирина Игоревна
г. Елизово 2024
Цель - создание условий для формирования патриотических чувств у воспитанников через интерес к коренным жителям Камчатки.
Задачи:
- обобщить знания воспитанников о коренных жителях Камчатки - коряках;
- познакомить детей с образом жизни коренных народов Камчатки;
- развивать воображение, творческие способности;
- воспитывать толерантное отношение к коренным жителям Камчатки, уважение к их труду и промыслам.
Предварительная работа: рассматривание презентаций и иллюстраций, костюмов коренных жителей Камчатки, просмотр мультимедиа о быте, рисование оленей, людей в национальной одежде.
Словарная работа:
Обогащение: яранга, чукчи, коряки, эвены, оленеводы, кухлянка, малахай, торбаса.
Активизация: мох, тундра, пурга, кочуют.
Оборудование: проектор, ноутбук, цветные карандаши, заготовки силуэтов человека в кухлянке и торбасах.
Предполагаемый результат: воспитание любви к малой Родине, развитие у воспитанников интереса к быту коренных жителей Камчатки, самостоятельности при украшении одежды и обуви традиционными узорами коренных жителей Камчатки.
Ход занятия:
1 этап. Организационный
- Ребята, приглашаю Вас в путешествие. А какое, вы сейчас узнаете. Присаживайтесь на стульчики.
2 этап. Мотивационный
- В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
- О чем это стихотворение? О нашей Камчатке. Сегодня мы с вами совершим наше путешествие на север нашего полуострова.
- Вокруг себя обернитесь в Стойбище "Кайныран" окажитесь.
- Ребята, добро пожаловать в стойбище "Кайныран"!
- Присаживайтесь на стульчики
- В переводе с корякского стойбище "Кайныран" обозначает Дом медведя.
Презентация "Стойбище "Кайныран"
- На севере Камчатки, в суровом краю живут люди - граждане нашей большой дружной страны России - чукчи, коряки, эвены. Посмотрите на этих мужественных людей (показ слайда № 1 на экране).
- Они живут в очень тяжелых природных условиях, но не променяют свою землю на какую-то другую, потому что Камчатка - это их родной дом, малая Родина, которую они любят всем сердцем.
- Давным-давно поселились на Камчатке люди. А жили чукчи и коряки в тундре в специальных удобных домах, похожих на палатки. Называются эти дома яранги (показ слайда № 2). Они сделаны из оленьих шкур. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются.
- Как вы думаете, для чего нужно, чтобы дом легко разбирался и собирался?
- Чукчам и корякам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие - оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют (переезжают) вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место (показ слайда № 3).
- Давайте повторим, как называется дом народов Севера? (дети - яранга)
- Сейчас на севере Камчатки есть небольшие поселки. Построены в них обычные, всем привычные, дома, расположены школы, детские сады, больницы, магазины, рыбзаводы. А в ярангах теперь живут только оленеводы, кочующие по тундре (показ слайда № 4)
- Олень - главное домашнее животное у чукчей и коряков. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелые грузы. Олень дает коренным народам все необходимое для жизни: теплый мех, мясо, жир (показ слайда № 5).
- Как вы думаете, для чего людям тёплый олений мех? (Из меха строят ярангу, шьют одежду, используют мех для украшения жилища) (показ слайда № 6).
- Из молодых рогов оленя (пантов) делают лекарства, старыми - украшают жилище (показ слайда № 7).
- Посмотрите, какой красивый олень! (показ слайда № 8).
- Ребята, расскажите, пожалуйста, какой олень. (Северный олень – быстрый, большой, величавый, рогатый, могучий, гордый, выносливый, сильный, красивый).
- Послушайте стихотворение "Северная дорожка", которое прочитает Ангелина (ребёнок читает стихотворение).
В снежном вихре мчат олени,
По холмистой тундре мчат,
Не бегут мои олени,
А по воздуху летят!
Я люблю езду такую,
Только править поспевай.
И поет душа, ликуя:
"Здравствуй, тундра, милый край".
Игра на воображение "Здравствуй, северный олень"
- Закройте глаза и представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, попали в пургу, встретили оленя. Откройте глазки! Что же вы скажете оленю?
Физминутка "У оленя дом большой"
У оленя дом большой, (руки над головой "домиком")
Он глядит в свое окошко, руки параллельно полу (одна выше головы, другая ниже)
Зайка по лесу бежит, (скачут, как зайцы)
В дверь к нему стучит:
- Тук-тук, дверь открой (изображают стук в дверь)
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка, забегай, (делают приглашающий жест руками
Лапу мне давай. (изображают рукопожатие)
- На севере Камчатки очень холодно (показ слайда № 9).
Одежда людей (шубы – кухлянки, шапки-малахаи, сапоги-торбаса) должна быть и теплой, и красивой, и удобной. Чукчи и коряки делают на ней вышивки из бисера, аппликации из кожи, украшают одежду разными узорами.
- Это могут быть и треугольники, и ломаные линии, и квадраты. А могут быть солнышки или веточки. Как вы думаете, что обозначают узоры-треугольники на одежде? (Вулканы, сопки) А ломаные линии? (быстрые камчатские реки, линию высоких гор, яранги в тундре) (показ слайда № 10).
3 этап. Практический
- Ребята, предлагаю вам присесть за столы.
- Обратите внимание, на столе находится изображение человека в торбасах и кухлянке. Нарисуйте цветными карандашами узоры и раскрасьте одежду в народном стиле коряков (воспитатель помогает воспитанникам, испытывающим затруднения при рисовании узоров на бумажных торбасах и кухлянках. После рисунки размещаются на стенде "Стойбище "Кайныран").
- Ребята, вы такие молодцы! Все украсили одежду коренных жителей.
- Вокруг себя обернитесь, из путешествия в группу вернитесь!
4 этап. Рефлексия
- Расскажите, пожалуйста, понравилось ли вам путешествие на север нашей Камчатки?
(Предложение должно начинаться со слов:
Мне понравилось…
Я научился (научилась)…
Я узнал(а) о …
Я хочу побывать …
Мне было интересно…
Я сегодня расскажу родителям о...)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Народы России"
Познакомить детей с разными народами,населяющими Россию....
Конспект занятия "Народы Поволжья"
Данный материал был разработан с целью решения задач регионального компонента....
Конспект занятия "Народы России"
Беседа о Родине. Изучение карты "Народы России". Повторение праздников разных народов России.В гости по очереди (выбор с помощью кубика) приходят куклы в народных костюмах и приглашают...
Конспект занятия НОД " Камчатка -край рек и озёр"
Тема: «Камчатка –край озёр и рек»Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами КамчаткиЗадачи: Фор...
Конспект занятия "Народы России"
Беседа "Народы России"...
Конспект занятия "Моя Камчатка"
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Моя Камчатка"...
Конспект занятия "Рыбы Камчатки"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Рыбы Камчатки"...