Конспект занятия "Народы России"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познакомить детей с разными народами,населяющими Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

”Народы России”

                                                         Составила: Качанова В.Н.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России;

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.

- Ребята, а как называется наша страна? В какой стране мы живём?  (Россия, Российская Федерация)
Рассматривание карты России.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна называется … (Россия).
  2. Наша страна очень … (большая, огромная).
  3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
(Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

 Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете?
(Масленица, Рождество, Пасха и др.)

- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс?
(Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
(Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?
(На Севере очень холодно.)

- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду?
(Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
(На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».(Или любая другая-русская народная, например)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.

ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. Потом они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

сказки разных народов России.

- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем?
(Ответы детей.)

- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие народные сказки вы знаете?
(Ответы детей.)

- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.


Рассматривание изделий народных промыслов.

- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Какие русские народные промыслы вы знаете?
(Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?
(Ответы людей.)

- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины.

У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.

У осетин и ингушей – халва, пахлава.

Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Россия - Родина моя!"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Россия - Родина моя", разработан  в соответствии  с ФГТ творческой группой в рамках гор...

конспект развлечения "Россия-наша страна"

конспект развлечения "Россия-наша страна" - как итоговое занятие в тематической неделе иили месячнике, посвящённом нашей Родине. С целью воспитания патриотических чувств, пополнение знаний воспитанник...

Конспект занятия "Россия"

Тематическое занятие в подготовительной группе...

Конспект НОД "Россия- Родина моя".

Формироование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и  стране. Закрепление знаний о символике страны, города....

Конспект «Моя Россия»

Цель: закрепить знания детей о своей стране – России, формировать чувство причастности к истории Родина, родному народу.Задачи: Образовательные: - обобщить представление детей о Родине – Ро...

Конспект занятия "Россия - Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши; Родиной зовём мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам я...