Конспект занятия "Народы России"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Клёнова Екатерина Геннадьевна

Беседа о Родине. Изучение карты "Народы России". Повторение праздников разных народов России.В гости по очереди (выбор с помощью кубика)  приходят куклы в народных костюмах и приглашают детей узнать особенности своего национального костюма. Физ. минутка игра "Юрта". Рассматривание выставки народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_rossii.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Народы  России.

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, колонки. Карта народы России Презентация предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине; национальная татарская песня. книги со сказками народов России; платки, куклы в национальных костюмах.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

 Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».                      На карте мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

 - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  • Наша страна называется … (Россия).
  • Наша страна очень … (большая, огромная).
  • В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  • Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Показываю карту “народы России”

 - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

 - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

 - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Приходит кукла Елена в русском костюме

  • Сегодня  к нам пришла гостья в своем национальном костюме зовут её Елена. Как вы думаете какая у нее национальность (русская)

Кукла Елена предлагает Рассмотреть изображение на слайде русского народного костюма

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Воспитатель: Ребята, хотите познакомиться с народами, которые живут в нашей стране? (ответы) Тогда приготовьтесь отправиться в путешествие по России и познакомиться с ее народами. А поможет нам в этом волшебный кубик. Сейчас мы его подбросим и узнаем куда отправимся сначала.

Подбрасываем кубик и видим изображение заснеженного края.

Кукла в наряде чукчи встречает детей здоровается и предлагает рассмотреть свой национальный костюм.

 - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду.

Слайд чукчи

 Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Воспитатель: Продолжим знакомство с народами России? (ответы) Тогда возьмем кубик и продолжим наше путешествие.

Воспитатель подбрасывает кубик и выпадает картинка с изображением людей в национальном татарском костюме.

Кукла по имени Айгюль в татарском костюме встречает детей, здоровается представляется и предлагает рассмотреть свой костюм.

Показ слайда с изображением национального костюма татар

Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) Девушки носили длинное платье, которое называется кулдэк. Кулдэк украшали лентами, монетами. Посмотрите, какие длинные рукава с воланами.

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физпауза.  Башкирская народная игра «Юрта». Айгюль приглашает детей на игру.

 В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

          Мы, весёлые ребята,

          Соберёмся все в кружок.

          Поиграем, и попляшем,

          И помчимся на лужок.

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

 - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский (песня на мордовском) или татарский (песня на татарском), и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

 - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь. На следующих занятиях мы обязательно почитаем народные сказки.

Гостьи наши предлагают нам рассмотреть изделия народных промыслов.

Рассматривание изделий народных промыслов.

- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят

 - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

 -  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

А я предлагаю показать нашим гостьям какой танец вы выучили совсем недавно и танцевали его в народных костюмах.

Видео нашего танца.

- Ребята вам понравилось наше занятие? Узнали что то новое для себя? (ответы детей)

         - Наши гостьи благодарят вас за гостеприимство и приглашают вас после отдыха нарисовать их национальный костюм и предметы народного промысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Россия - Родина моя!"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Россия - Родина моя", разработан  в соответствии  с ФГТ творческой группой в рамках гор...

конспект развлечения "Россия-наша страна"

конспект развлечения "Россия-наша страна" - как итоговое занятие в тематической неделе иили месячнике, посвящённом нашей Родине. С целью воспитания патриотических чувств, пополнение знаний воспитанник...

Конспект занятия "Россия"

Тематическое занятие в подготовительной группе...

Конспект НОД "Россия- Родина моя".

Формироование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и  стране. Закрепление знаний о символике страны, города....

Конспект «Моя Россия»

Цель: закрепить знания детей о своей стране – России, формировать чувство причастности к истории Родина, родному народу.Задачи: Образовательные: - обобщить представление детей о Родине – Ро...

Конспект занятия "Россия - Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши; Родиной зовём мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам я...