Конспект занятия НОД " Камчатка -край рек и озёр"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Камчатка –край озёр и рек»
Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами Камчатки
Задачи:
- Формировать у детей знания о реках и озёрах, их внешнем виде, местонахождении, природе, происхождении, животном и растительном мире.
- Развивать психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание, монологическую и диалогическую речь детей.
- Способствовать формированию привычек охранять и не загрязнять окружающую среду
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические
Оборудование: мультимедийная установка (слайд-шоу), аудио заставка «Клуба путешественников».
Материалы: загадки о реках и озёрах, разрезные картинки речных, озёрных, морских и сухопутных животных, птиц Камчатки.
Словарная работа: гидроэлектростанции, «сухая» речка, «голубые» озёра, туризм, гидролог
Индивидуальная работа: закрепить названия животных, птиц, рыб, представителей растительного мира Камчатского края с Русланом, Максиком.
Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, беседы «Животный и растительный мир Камчатки», понятия «река» и «озеро»: отличия, сходства.
Сюрпризный момент: Ребята, сегодня мы с вами побываем в «Клубе кинопутешественников» (звучит аудио заставка к передаче «Клуб путешественников»)
И хотя мы и живём на Камчатке, но узнаем много интересного о ней…
Хотите? (Ответы детей)
Ход занятия:
Воспитатель: Камчатка –это не только край вулканов и гейзеров, но это ещё и край рек и озёр.
Посмотрите на карту, ребята, Камчатка – это полуостров в северо-восточной части Евразии на территории России. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.
Посмотрите, на что похожа наша Камчатка? (предположительные ответы детей)
Воспитатель обозначает схожесть с большой рыбой.
А рыбы где водятся?
-Правильно, в водоёмах: реках и озёрах.
-Попробуйте, угадайте загадку:
« Полями, лесами, лугами
Она бежит меж берегов
Петляет от обрыва к мели
Тут быстро, где-то еле-еле.
Она течёт уже века
Полноводная…»
Ответы детей: река
Большинство камчатских рек берут начало у подножья гор и в ледниках. Поэтому эти реки холодные и чистые.
Я остановлюсь на самой крупной реке нашего края: она так и называется Камчатка.
Самая большая река — Камчатка — в нижнем течении пригодна для того, чтобы там ходили суда.
На реках действуют гидроэлектростанции, они использует энергию падающей воды, преобразуя её в электрическую энергию. Таков механизм их работы
Реки Камчатки имеют такой же бурный характер, как и сама Камчатка, с порогами и водопадами. Наиболее крупные из них: Камчатка и Большая.
По одной из версий наш полуостров получил название от корякского наименования долины реки Камчатки — Кончат.
Она впадает в Тихий океан. Впадая в Тихий океан, Камчатка образует проток, соединяющий ее с озером Нерпичье — крупнейшим на полуострове. По всему своему пути река имеет небольшие острова, в основном состоящие из песка и не имеют растительности, кроме травы и кое-где ивняка. Река питается от грунтовых вод, осадков, снега.
Зимой Камчатка замерзает. Камчатка течет и в горной, и в равнинной местности, ее По берегам реки растут аянская ель или лиственница.В верхнем и близком к нему среднем течении реки кроме хвойных растут тополь, ольха, ива.Нижнее течение более болотисто, здесь по берегам преобладают кустарники и травы.
Территория вокруг реки богата фауной. Много птиц, среди которых можно видеть чаек, бакланов, куропаток. В прибрежных лесах обитают лоси, олени, волки, ондатры. Хозяином здешних мест является камчатский медведь.
Река Камчатка богата рыбой: нерка, кижуч, кета, чавыча. Здесь происходит как промышленная ловля рыбы, так и любительская. Кроме рыбной ловли, на реке можно увидеть много туристов, которые приезжают не только полюбоваться красотами реки, но и совершают целые водные походы. (слайд)
- А кто такие туристы? Чем они занимаются?
-Люди, которые любят путешествия, ходят в походы называются туристами. У них специальное снаряжение, одежда.
Представляете, в нашем крае есть и «сухие» речки?
Воспитатель обращается к детям:
«А как вы думаете, что это за реки такие?» (предположения детей)
«Сухая» речка- это такая речка, где вода появляется во время того, когда начинает таять снег и только на это время... «Сухая речка» живёт только в вулканических районах Камчатки.
- Угадайте, ещё одну загадку:
«Ледниковое, речное,
Горное, провальное,
И на зеркальце похоже,
Его основание!»
Ответы детей: Озеро
У нас на полуострове много озёр.
Можно сказать, что озёра Камчатки –это достопримечательность нашего края. Они диковинной красоты.
В нашем городе Петропавловске-Камчатском, в самом его центре находится небольшое озеро Култучное.
В озере обитают трехигловая и девятиигловая колюшка, карась, а также лягушки и ондатры. –-
-Давайте, вспомним, вы довольно часто там прогуливаетесь в солнечные деньки, кого вы наблюдаете на берегах озера?
-Правильно, это чайки… утки…
А самое большое озеро на Камчатке –Кроноцкое озеро. Озеро входит в состав Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника. Озеро образовалось около 10 000 лет назад в результате запруды долины реки Кроноцкой продуктами лавового извержения.
В озере обитает 2 вида рыб: особая пресноводная форма нерки кокани и озёрный голец.
У берегов озера также гнездятся такие хищные птицы, как беркуты, сапсаны и орланы.
Одним из символов озера являются лебеди. В летнее время их немного, они тщательно выбирают места для гнездовья, чтобы укрыться от чужих глаз. Но в зимнее время к постоянным жителям присоединяются лебеди с севера полуострова. В этот период исток реки Кроноцкая заселяют огромные стаи лебедей. На берега озера приходят покормиться бурые медведи.
Кроме этих озёр на Камчатке огромное множество различных по происхождению озёр: вулканические, ледниковые, «голубые» озёра, морские и много, много других.
Все они уникальны и очень красивы! (слайд)[
Физкультминутка:
«Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Ребята мы уже раньше сказали, что с одной стороны Камчатка омывается Охотским, с другой стороны –Беринговым морем и Тихим океаном.
Вспомните наши беседы и нашу экскурсию в Камчатский Краеведческий музей каких морских животных Камчатки вы знаете, о какаих животных узнали сегодня?
Давайте, поиграем в игру «Собери картинку и угадай животное»
Детям предлагаются разрезные картинки морских, речных, озёрных обитателей Камчатки, ( нерка, кижуч, чавыча чайки, лебеди среди них как будто случайно оказались: птицы (вороны, сороки), лиса, медведь.
- А разве медведи – морские или может речные животные? (ответы детей)
- Нет, они могут встречаться по берегам рек во время нереста рыбы.
- А вы никогда не наблюдали у нас розовую чайку, ребята?
-Представляете, у нас даже есть розовые чайки..
А ещё каких животных, рыб, птиц мы узнали?
Ребята, вам посчастливилось путешествовать в сопровождении взрослых по Камчатке? Ходили в походы? Может вы были на вулканах? Или видели другие озёра? (ответы детей)
-А вы помните, что после походов нужно за собой убирать, не оставлять мусор и пищевые отходы.
Конечно, существуют предприятия, которые сливают промышленные отходы в реки, существуют также природные изменения, что приводят к массовой гибели животных.
- Ребята, есть такие очень важные профессии людей, которые занимаются изучением рек и озер, помогают сохранять здоровье наших речных и озёрных богатств. И профессия это называется ГИДРОЛОГ…
Правда, очень полезная профессия? (ответы детей)
- А есть схожая профессия, только эти люди занимаются изучением океана. Его флоры и фауны.
-Океанолог.
Рефлексия:
-Наше путешествие подходит к концу.
Вам понравилось? А что именно? Что нового узнали для себя?
-У меня к вам просьба, ребята, давайте оформим стенгазету «Камчатка, которую я люблю…» Ваши родители вышлют нам фотографии с ваших совместных путешествий..
Спасибо..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 42.6 КБ |
Презентация | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Ознакомление с окружающим миром»
Тема: «Камчатка –край озёр и рек»
Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами Камчатки
Задачи:
- Формировать у детей знания о реках и озёрах, их внешнем виде, местонахождении, природе, происхождении, животном и растительном мире.
- Развивать психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание, монологическую и диалогическую речь детей.
- Способствовать формированию привычек охранять и не загрязнять окружающую среду
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические
Оборудование: мультимедийная установка (слайд-шоу), аудио заставка «Клуба путешественников».
Материалы: загадки о реках и озёрах, разрезные картинки речных, озёрных, морских и сухопутных животных, птиц Камчатки.
Словарная работа: гидроэлектростанции, «сухая» речка, «голубые» озёра, нерест, туризм, гидролог
Индивидуальная работа: закрепить названия животных, птиц, рыб, представителей растительного мира Камчатского края с Русланом, Максиком.
Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, беседы «Животный и растительный мир Камчатки», понятия «река» и «озеро»: отличия, сходства.
Сюрпризный момент: Ребята, сегодня мы с вами побываем в «Клубе кинопутешественников» (звучит аудио заставка к передаче «Клуб путешественников»)
И хотя мы и живём на Камчатке, но узнаем много интересного о ней…
Хотите? (Ответы детей)
Ход занятия:
Воспитатель: Камчатка –это не только край вулканов и гейзеров, но это ещё и край рек и озёр.
Посмотрите на карту, ребята, Камчатка – это полуостров в северо-восточной части Евразии на территории России. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.
Посмотрите, на что похожа наша Камчатка? (предположительные ответы детей)
Обозначает схожесть с большой рыбой.
А рыбы где водятся?
-Правильно, в водоёмах: реках и озёрах.
-Попробуйте, угадайте загадку:
« Полями, лесами, лугами
Она бежит меж берегов
Петляет от обрыва к мели
Тут быстро, где-то еле-еле.
Она течёт уже века
Полноводная…»
Ответы детей: река
Большинство камчатских рек берут начало у подножья гор и в ледниках. Поэтому эти реки холодные и чистые.
Я остановлюсь на самой крупной реке нашего края: она так и называется Камчатка.
Самая большая река — Камчатка — в нижнем течении пригодна для того, чтобы там ходили суда.
На реках действуют гидроэлектростанции, они использует энергию падающей воды, преобразуя её в электрическую энергию. Таков механизм их работы
Реки Камчатки имеют такой же бурный характер, как и сама Камчатка, с порогами и водопадами. Наиболее крупные из них: Камчатка и Большая.
По одной из версий наш полуостров получил название от корякского наименования долины реки Камчатки — Кончат.
Она впадает в Тихий океан. Впадая в Тихий океан, Камчатка образует проток, соединяющий ее с озером Нерпичье — крупнейшим на полуострове. По всему своему пути река имеет небольшие острова, в основном состоящие из песка и не имеют растительности, кроме травы и кое-где ивняка. Река питается от грунтовых вод, осадков, снега.
Зимой Камчатка замерзает. Камчатка течет и в горной, и в равнинной местности. По берегам реки растут аянская ель или лиственница.
В верхнем и близком к нему среднем течении реки кроме хвойных растут тополь, ольха, ива.
Нижнее течение более болотисто, здесь по берегам преобладают кустарники и травы.
Территория вокруг реки богата фауной. Много птиц, среди которых можно видеть чаек, бакланов, куропаток. В прибрежных лесах обитают лоси, олени, волки, ондатры. Хозяином здешних мест является камчатский медведь.
Река Камчатка богата рыбой: нерка, кижуч, кета, чавыча. Здесь происходит как промышленная ловля рыбы, так и любительская. Кроме рыбной ловли, на реке можно увидеть много туристов, которые приезжают не только полюбоваться красотами реки, но и совершают целые водные походы. (слайд)
- А кто такие туристы? Чем они занимаются?
-Люди, которые любят путешествия, ходят в походы называются туристами. У них специальное снаряжение, одежда.
Представляете, в нашем крае есть и «сухие» речки?
Воспитатель обращается к детям:
«А как вы думаете, что это за реки такие?» (предположения детей)
«Сухая» речка- это такая речка, где вода появляется во время того, когда начинает таять снег и только на это время... «Сухая речка» живёт только в вулканических районах Камчатки.
- Угадайте, ещё одну загадку:
«Ледниковое, речное,
Горное, провальное,
И на зеркальце похоже,
Его основание!»
Ответы детей: Озеро
У нас на полуострове много озёр.
Можно сказать, что озёра Камчатки –это достопримечательность нашего края. Они диковинной красоты.
В нашем городе Петропавловске-Камчатском, в самом его центре находится небольшое озеро Култучное.
В озере обитают трехигловая и девятиигловая колюшка, карась, а также лягушки и ондатры. –-
-Давайте, вспомним, вы довольно часто там прогуливаетесь в солнечные деньки, кого вы наблюдаете на берегах озера?
-Правильно, это чайки… утки…
А самое большое озеро на Камчатке –Кроноцкое озеро. Озеро входит в состав Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника. Озеро образовалось около 10 000 лет назад в результате запруды долины реки Кроноцкой продуктами лавового извержения.
В озере обитает 2 вида рыб: особая пресноводная форма нерки кокани, и озёрный голец.
У берегов озера также гнездятся такие хищные птицы, как беркуты, сапсаны и орланы.
Одним из символов озера являются лебеди. В летнее время их немного, они тщательно выбирают места для гнездовья, чтобы укрыться от чужих глаз. Но в зимнее время к постоянным жителям присоединяются лебеди с севера полуострова. В этот период исток реки Кроноцкая заселяют огромные стаи лебедей. На берега озера приходят покормиться бурые медведи.
Кроме этих озёр на Камчатке огромное множество различных по происхождению озёр: вулканические, ледниковые, «голубые» озёра, морские и много других.
Все они уникальны! (слайд)[
Физкультминутка:
«Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Ребята мы уже раньше сказали, что с одной стороны Камчатка омывается Охотским, с другой стороны –Беринговым морем и Тихим океаном.
Вспомните наши беседы и нашу экскурсию в Камчатский Краеведческий музей каких морских животных Камчатки вы знаете?
Давайте, поиграем в игру «Собери картинку и угадай животное»
Детям предлагаются разрезные картинки морских, речных, озёрных обитателей Камчатки, ( нерка, кижуч, чавыча чайки, лебеди среди них как будто случайно оказались: птицы (вороны, сороки), лиса, медведь.
- А разве медведи – морские или может речные животные? (ответы детей)
- Нет, они могут встречаться по берегам рек во время нереста рыбы.
- А вы никогда не наблюдали у нас розовую чайку, ребята?
-Представляете, у нас даже есть розовые чайки..
А ещё каких животных, рыб, птиц мы узнали?
Ребята, вам посчастливилось путешествовать в сопровождении взрослых по Камчатке? Ходили в походы? Может вы были на вулканах? Или видели другие озёра? (ответы детей)
-А вы помните, что после походов нужно за собой убирать, не оставлять мусор и пищевые отходы.
Конечно, существуют предприятия, которые сливают промышленные отходы в реки, существуют также природные изменения, что приводят к массовой гибели животных.
- Ребята, есть такие очень важные профессии людей, которые занимаются изучением рек и озер, помогают сохранять здоровье наших речных и озёрных богатств. И профессия это называется ГИДРОЛОГ…
Правда, очень полезная профессия? (ответы детей)
- А есть схожая профессия, только эти люди занимаются изучением океана. Его флоры и фауны.
-Океанолог.
Рефлексия:
-Наше путешествие подходит к концу.
Вам понравилось? А что именно? Что нового узнали для себя?
-У меня к вам просьба, ребята, давайте оформим стенгазету «Камчатка, которую я люблю…» Ваши родители вышлют нам фотографии с ваших совместных путешествий..
Спасибо..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами Камчатки Воспитывать бережное отношение, любовь, чувство гордости к природе родного края и её наследию: озёрам и рекам Камчатского края.
Задачи: Формировать у детей знания о реках и озёрах, их внешнем виде, местонахождении, природе, происхождении, животном и растительном мире. Развивать психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание, монологическую и диалогическую речь детей. Способствовать формированию привычек охранять и не загрязнять окружающую среду!
Актуальность темы: в ходе предварительных бесед выяснилось, что дети затрудняются с ответами на вопросы о том, какие реки и озёра они знают у нас на полуострове. Перед проектом поставлены экологические задачи, изучить, беречь, охранять природное наследие.
Река Камчатка
Сплавы по реке Камчатка
Сухая речка
Озёра Камчатки
Озеро Култучное г. Петропавловск-Камчатский
Озёра Камчатки
По берегам рек можно видеть.
Туризм на Камчатке
Все мы с Вами очень любим нашу Камчатку… Давайте же беречь её природные красоты! Спасибо за внимание…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Мой край – Рязанщина».
Конспект занятия в старшей группена тему: «Мой край – Рязанщина».Программное содержание:Обобщить и расширить знания детей о природе родного края, о ее достопримечательностях; находить следы влияния де...
Конспект занятия "Коми край родной"
Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...
Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"
НООД на тему «Арктика, край родной - север мой» В подготовительной груп...
Конспект занятия "Мой край родниковый"
Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослым....
Конспект занятия «Мой край - Мордовия моя»
Заняти проводится в ввиде игры КВН...
Конспект занятия "Заповедный край" в подготовительной группе
Цель: Формировать представление детей о заповедных местах родного края....
конспект занятия "Удивительный край Якутия"
материал может быть полезен для изучения республики Якутия...