«Региональный компонент в литературном образовании дошкольников, как эффективное средство формирования читательского интереса к художественной литературе»
статья (подготовительная группа)

Марценюк Татьяна Михайловна

Дошкольное детство — это особый период в жизни человека, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы умственного, трудового и эстетического развития, активно познается окружающий мир. Этот багаж является фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни и как важно именно в этот период помочь ребенку развить свои способности чтобы лучше реализоваться в будущем. А уровень развития речи –это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

Тема выступления: «Региональный компонент в литературном образовании дошкольников, как эффективное средство формирования читательского интереса к художественной литературе»

Выступление подготовила воспитатель: Марценюк Т.М.

        

г.Новый Уренгой, 2024-2025уч.г. г

Тема: «Региональный компонент в литературном образовании дошкольников, как эффективное средство формирования читательского интереса к художественной литературе»

 

«ЧТЕНИЕ – ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ

ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»

                                                                               В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

Дошкольное детство — это особый период в жизни человека, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы умственного, трудового и эстетического развития, активно познается окружающий мир. Этот багаж является фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни и как важно именно в этот период помочь ребенку развить свои способности чтобы лучше реализоваться в будущем. А уровень развития речи –это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Проблема родного языка всегда была в центре внимания педагогов и ученых. К ней обращались классики педагогики А.Я. Каменский и Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцции и Ф.Фребель, К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой . Особое место в речевом развитии дошкольников занимает художественная литература. Именно художественная литература, открывает и обьясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чуств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции. Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературепосвящено немало работ педагогов и психологов. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Актуальность состоит в том, что в дошкольном возрасте активно усваивается разговорный язык, проходит становление и развитие всех сторон речи. И чтобы ребенка увлечь чтением, нам, педагогам, приходится использовать различные средства чтобы привлечь внимание детей к книге.

Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, воображение и нравственность человека.

 Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

Сохранение интереса к книге, к чтению – проблема, стоящая перед человечеством в последнее время. Интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно, быть интересно», - утверждал А.Н.Толстой.

Однако проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Чтение литературы заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания.

Значение художественной литературы трудно переоценить. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка. Именно поэтому книга должна войти в жизнь детей как можно раньше, обогатить их мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Кто же должен ввести дошкольника в мир книги? Конечно же взрослые: родители и мы, педагоги детских садов.

Задача педагога - привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы, прививать любовь к родному краю.

Для решения задачи мы, в первую очередь, пересмотрели предметно - пространственную среду в группе. Создали книжный центр «Книжкин дом». С помощью родителей в группе собрали и постоянно пополняем книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу. Устраиваем выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном центре присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов родного края, разные альбомы: «Художники иллюстраторы детской книги» и др., Дидактические игры «Найди из какой сказки?», «Из какой сказки этот элемент?», авторские книги_ сделанные своими руками (книжки-малышки, книжки-игрушки), выставки книг писателей и поэтов, картотека книг и др.

Здесь же находятся сюжетно - ролевые игры: «Библиотека», «Театр». Для театрализованной деятельности в группе есть костюмы, маски, различные виды театров. Также в книжном уголке у нас есть полочка для книжек – самоделок, книжек – малышек, сделанных руками самих детей или в совместной деятельности со взрослыми. Их тематика очень разнообразна, также есть книги- самоделки писателей Севера. Дети с огромным удовольствием представляют своё творчество. Была собрана картотека книг разных писателей, совместно с детьми оформлены альбомы с иллюстрациями к сказкам. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.

Ознакомление с Северными сказками также способствовало накоплению представлений у детей о Ямале, о том, что они сами – северяне, возникновению положительно-эмоционального отношения к людям разных национальностей, любви к малой родине – Новому Уренгою, где ребёнок родился и живёт.

На севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком округе, коренными народами являются ненцы, ханты, селькупы, на юге – татары

Ямал - прекрасный северный край с красивейшей природой и интереснейшими фольклорными традициями коренных малочисленных народов Севера.

Наш округ является настоящей сокровищницей народного языка. Ямал в силу своего географического положения и исторических судеб стал своего рода перекрёстком на путях различных этносов и культур. Этнические контакты обусловили взаимопроникновение, взаимообогащение, а не только заимствование фольклорных мотивов, сюжетов, часто и героев фольклорных жанров.

          Показательным в этом смысле является русская сказка с красноречивым названием «Лиса и серый волк», которая стала прототипом известной северной сказки «Почему у медведя хвост короткий?». После прочтения

сказок выясняется, что многие похожи на аналогичные русские народные

сказки, которые по понятным причинам нашим детям ближе и понятнее, но каждая народная сказка уникальная в своём роде.

Сказки, созданные народами Севера, должны войти в круг детского чтения и рассказывания, т. к. имеют богатый потенциал для духовно-нравственного развития дошкольников, знакомят детей с окружающей родной северной природой, национальными традициями и обычаями и являются эффективным средством развития речи детей.

Фольклор ненцев, ханты, селькупов разнообразен — это волшебные и бытовые сказки, мифы и легенды, загадки, пословицы, поговорки, приметы. В сказках коренных народов Севера животные часто выступают в роли учителя и наставника человека. Сравнительно до недавнего времени эти сказки просто передавались из уст в уста, пока их не стали записывать и издавать. Мы считаем, что раз мы и наши дети живём в краю, где коренные жители до сих пор не утратили свой колорит, не растеряли свой фольклор, и живут по тем же законам тундры, как и их предки много лет назад. То нам просто необходимо знакомиться с их миром и начинать нужно через сказки и мифы.

  Как уже говорилось выше, сравнительно недавно все сказки начали

издаваться и печататься очень хорошими изданиями, да и стало много

писателей из числа коренных жителей севера, всё равно купить книгу в

свободном доступе можно не всегда, а тем более книжку-малышку или книжку-игрушку, из одной сказки. Выход: просто сделать небольшие по объёму (одна сказка) книги самим.

Это увлекательная, результативная инновационная форма работы по приобщению детей к книге и чтению ---создание рукописных книг, когда дети самостоятельно, под руководством воспитателя или родителей придумывают рассказы или сказки. Собран материал по теме: «Сказки из чума». Знакомство детей с творчеством писателей Севера, сказками, стихами, рассказами, иллюстрациями помогло в воспитании внимательного слушателя, а также способствовало развитию интереса к художественной литературе, и тем самым пополнить библиотеку в уголке «Родной край».

Особенно важным является включение родителей в работу в данном направлении.

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной считаем работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе. В своей работе использовали следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- Наглядно-информационные: родительские собрания, круглые столы, открытые занятия. Родители знакомятся с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ, а также с приёмами домашнего воспитания.

- Познавательные: консультации, памятки, буклеты. Повышается компетентность родителей в вопросах формирования практических навыков чтения книг с учётом возраста и психологического развития детей.

- Досуговые: викторины, конкурсы чтецов, выставки самодельных книг. Создание книги рецептов «Вкусные блюда Коротчаево». Они способствуют объединению всех участников образовательного процесса.

Данное взаимодействие ДОУ с родителями приносит свои результаты.

Разумеется, не все северные сказки доступны пониманию детьми, поэтому мы должны были ориентироваться на критерии отбора художественных произведений для чтения и рассказывания дошкольникам, разработанных видными исследователями в области речевого развития детей О. И Соловьёвой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. Н. Гурович и др.:

• Идейная направленность художественного произведения;

• Высокое художественное мастерство, литературная ценность;

• Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

• Конкретные педагогические задачи.

Данные критерии отбора позволяют эффективно использовать разнообразные методы, приёмы и формы приобщения детей к чтению.

Использовались следующие методы ознакомления детей с художественной литературой:

- словесные (чтение, рассказывание, пересказ художественных произведений, заучивание стихотворений);

- игровые (дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность);

- практические (отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности);

- наглядные (показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок).

Использование данных приёмов позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.

Дети, ориентируясь в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов. Высказывают своё отношение к персонажам, событиям. Участвуют в играх, драматизациях. Дети и семьи участвуют в конкурсах чтецов, где занимают первые и призовые места, дома создаются книжные уголки, проводятся ежедневные чтения.

  Приобщение детей к чтению художественной литературы, позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к произведениям художественной литературы, в приобщении детей к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к художественной литературе в дошкольном образовании.

Организация книжного уголка в группе, для формирования у дошкольников интереса к художественной литературе....

Буктрейлер, как средство формирования читательского интереса у старших дошкольников.

Данная работа посвящена проблеме повышения уровня читательской активности среди дошкольников. Проблема имеет глобальный масштаб, поскольку наша страна постепенно теряет статус самой читающей в мире.Та...

«Знакомство с творчеством детских писателей как средство формирования читательского интереса и развития творческих способностей у дошкольников»

Цель: формирование у детей читательского интереса, развитие творческих способностей, в процессе ознакомления с творчеством детских писателей и приобщению к театру....

Литературные игры, как средство развития читательского интереса у детей дошкольного возраста.

Проблемой современного мира является нежелание детей читать. В связи с чем страдает грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие другие составляющие гармоничного развития ...