Познавательно-исследовательский проект " Зимняя сказка в моем селе" (для детей подготовительной группы 6-7 лет)
проект (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

- Воспитывать бережное отношение к родному селу, его природе, зимним обитателям парка и лесов, стимулировать желание подкармливать птиц на участке детского сада и возле своего дома, устраивать "птичьи столовые" 

-Воспитывать умение замечать красоту зимней природы родного села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-zima_v_rodnom_sele.docx602.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект 

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                             "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"

               Познавательно-исследовательский проект

                           " Зимняя сказка в моем селе"

                           (для детей подготовительной группы 6-7 лет)

                           20221206_124832.jpg

                                                                                                 Составитель:

                                                                                     Жмудь Светлана Анатольевна

                                                                                     учитель-логопед

                                                                                     с. Бакчар. 2023 г.

Паспорт проекта:  

Название проекта: «Зимняя сказка в моем селе»

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Вид проекта: среднесрочный,  групповой.

Срок реализации: с 10.12.2023 по 15.01.2024г.  

Участники проекта: дети подготовительной группы, логопед, воспитатели группы

специалисты ДОУ (Музыкальный руководитель, педагог психолог), родители

воспитанников.

Проблема:

 Все дети любят зиму, но по проведенному опросу оказалось, что многие путают названия времен года; почему времена года сменяют друг друга, что было бы, если зимой не было бы снега, не знают правил поведения во время зимних забав и на прогулке, не знают,  какие опасности могут поджидать их, если не быть осторожным.

Все дети любят зиму, но по проведённому опросу оказалось, что дети путают

названия времен года; почему времена года сменяют друг друга; что было бы,

если бы зимой не было снега.  

Актуальность проекта.

 В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры.

Вот  поэтому,  необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Красота зимней природы, множество народных традиций даёт возможность стимулировать интерес и детей, и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи.

дошкольников об особенностях жизни людей, приспособленности природы, и

животных города в условиях сурового времени года.

Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к

совместной деятельности (зимних видов игр и забав, безопасности на улицах,

трудом, связанным с погодными условиями интересными не только детям, но и

взрослым, и т. д.), ребенок активнее накапливает опыт, усваивает знания,

устанавливает причинно – следственные связи в результате непосредственного

общения с природой и беседами со взрослыми.  

Цель проекта:

 Актуализация знания детей об изменении образа жизни людей, животных и природы села в зимний период.

животных и природы города в зимний период.  

Задачи проекта: 

Образовательные:

- расширять представления детей о сезонных изменениях в природе ( изменение погоды, растений зимой, поведение животных и птиц)

(изменение погоды, растений зимой, поведение животных и птиц);

- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом (свойства)

экспериментирования с водой, снегом и льдом (свойства);

 - формировать представления о безопасном поведении зимой во время прогулки и игры

прогулки и игры.

 

Развивающие:  

- знакомить с пословицами, поговорками, приметами;

- развивать память, речь, умение составлять описательные рассказы о зиме в селе

городе;  

- творческие способности: развивать навыки творческой деятельности с помощью нетрадиционных методов

помощью нетрадиционных методов.

- устанавливать причинно-следственные между действием и результатом.

 

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей ( опасно есть снег, проходить под крышами зданий с сосульками, играть и кататься на санках в близи проезжей части, рядом с крутыми обрывами и т.д.)

детей (опасно есть снег, проходить под крышами зданий с сосульками,

играть и кататься на санках в близи проезжей части, рядом с крутыми

обрывами, и т.д.);

 - воспитывать бережное отношение к родному селу, его природе, зимним обитателям парка и лесов, стимулировать желание подкармливать птиц на участке детского сада и возле своего дома, устраивать "птичьи столовые"

обитателям парков, скверов, стимулировать желание подкармливать их,

устраивать «птичьи столовые».  

-Воспитывать умение замечать красоту зимней природы родного села.

мышления и воображение воспитанников.

✓  Консультации на тему: «Учимся слушать музыку дома».

✓  Памятки сплочение детско-родительских отношений по средствам

организации игр зимой.  

✓  Совместные прогулки на природу (дети и родители).

Формы работы:

С детьми:

1. Организованная образовательная деятельность

2.Беседы

3. Наблюдения

4. Экскурсии

5.Дидактические, словесные, интерактивные игры

6. Подвижные, пальчиковые игры, игры на развитие речевого дыхания

7.Чтение художественной литературы

8. Рассматривание фото, иллюстраций, репродукций по теме

9. Продуктивная деятельность

10. Презентации, видеофильмы, аудиозаписи

С родителями:

Консультации на тему: «Учимся слушать музыку дома». 

  Памятки сплочение детско-родительских отношений по средств

1. Консультация на тему "Как одевать ребенка в зимнее время?"

2. Информация на стенде родительского уголка "Что делать чтобы не заболеть?..."

3. Совместная продуктивная деятельность: родитель + ребенок

4.Соместные прогулки, игры забавы

5. Подготовка к новогоднему празднику

6. Совместное участие родителей и детей в акции "Покормите птиц", "Опасности зимой"

✓  Совместное участие родителей и детей в акции «Покормите птиц зимой»,

«Зимние опасности».  

                       

Предполагаемые результаты:

Для детей

1.  Сформирована система знаний:  

- зимних явлениях и сезонных изменениях в природе (изменения в погоде,

подготовка людьми к зиме, жизни животных и птиц в родном городе);

- зимних забавах, играх, праздниках;  

- безопасном поведении зимой во время прогулок и игр.

2.  Развит интерес:  

- творческой, познавательно - исследовательской деятельности;  

   - наблюдению за объектами и явлениями природы родного села.

3.  Имеется представление:

- здоровом образе жизни;

   - бережном и заботливом отношении к природе.  

Для родителей  

1.  Интерес родителей  к совместной трудовой деятельности,

совместному планированию отдыха;

2.  Пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы;

3.  Прививают бережное отношение к памятникам и архитектуре родного села

города, желание соблюдать чистоту;

4.  Проведение акций: «Покормите птиц зимой», «Опасности зимой»;

классической музыки для всестороннего развития ребенка.

Формы реализации проекта:

1.  НОД.

2.  Беседы.

3.  Наблюдения.

4.  Игровая деятельность.

5.  Исследовательская деятельность. (опыты и эксперименты)

7.  Продуктивная деятельность детей.

8.  Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:  

- определение тем вызывающих у детей  наибольший интерес;

- выявить первоначальные знания детей о зиме в родном селе для постановки цели и задач проекта

постановки цели и задач проекта;

- проинформировать и заинтересовать родителей;  

- донести до участников проекта важность данной темы: (актуализация

правил безопасного поведения во время прогулок в зимнее время года,

необходимости заботиться о животных и птицах, бережно относиться к

красотам родного села);

- организовать предметно-развивающую среду в кабинете логопеда, в группе, создать условия для

эффективной реализации проекта: (сбор информации, подбор

художественной литературы, наглядного материала, подбор дидактических, интерактивных

и подвижных игр; аудио и видео материалов);

  - оформить презентацию по теме проекта: «Зимняя сказка в родном селе»,  

«Зимние забавы»; «Зимние виды спорта».

 

2. Основной этап:

 Данный этап был организован так, чтобы каждый ребенок проявлял интерес к практической и исследовательской деятельности для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. В разнообразных видах  деятельности достигалось значительное накопление  информации благодаря интеграции образовательных областей.

На данном этапе было важно, чтобы каждый ребенок группы проявлял

интерес, к практической деятельности для достижения высокого уровня знаний,

умений, навыков. В разнообразных видах деятельности достигалось

значительное накопление информации благодаря интеграции образовательных

областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –

эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое

развитие.

                                         План мероприятий по реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Логопед, дети

родители

воспитатели

 Беседа "Что ты знаешь о зиме?"

Цель: выявить уровень знаний детей о зиме

Обсуждение темы проекта, форм взаимодействия родителей и детей дома

Оформление книжного уголка по теме "Зима"

Наблюдение за явлениями природы, людьми, животными  и птицами

родного края

2. Основной этап

 Беседы, НОД

Консультации, беседы

Все виды деятельности

1.НОД "Волшебница -зима". Цель: Обобщить и систематизировать знания воспитанников о зиме.

Рассматривание иллюстраций о 3 месяцах зимы

Вырезывание - снежинка

П\игра "Зима"

2.Беседа "Зимние чудеса"

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Презентация на тему "Зимние виды спорта"

Д\игра "Что нужно каждому спортсмену для занятий"

Упражнение на развитие речевого дыхания "Подуй на лыжника, чтобы он продвигался вперед"

3. Беседа на тему: "Зима в нашем селе Бакчар" (презентация по теме)

4. НОД "Жизнь диких животных зимой"+ презентация

Цель: углубление и совершенствование знаний детей о жизни диких животных зимой

Обвести животных по трафарету, раскрасить в нужный цвет

Д\игра "Кто где зимует?"

Пальчиковая ига "Есть у каждого свой дом"

5. НОД "Птицы нашего края зимой"  Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».+ презентация

Пальчиковая игра "10 птичек - стайка"

Составить разрезную картинку по теме
Обвести трафареты птиц, назвать их, рассказать о ее оперении

Упражнение на дыхание "Сдуй птичку с ладошки"

6. Ситуативный разговор:

"Чем тебе нравится зимнее время года?", "Какой бывает снег?", "Вспомни и назови героев новогоднего праздника", "Каких зимующих птиц можно чаще всего встретить на нашем участке и в нашем селе?",  "Почему деревья зимой голые?", "Какие зимние спортивные игры ты знаешь?"

7. Рассказывание по  картине "Зимние забавы детей"и составление описательного рассказа.

Цель: учить детей видеть целостную картину и ее отдельные детали, находить действия и предметы на переднем плане картины и вдалеке; учить составлять рассказ по картине, используя красивые определения, высказывания

8. Рассматривание сюжетных фотографий о зиме:

"Зима в родном селе"

"Зимние забавы детей в нашем селе"

"Зимние виды спорта в Бакчаре"

9. Опыты: «Свойства снега», «Каким бывает снег,«Почему снег мягкий?», «Почему снег греет?»

Изготовление цветных льдинок.

10. Разучивание пальчиковых игр: "Снежок", " Дед Мороз", "Снежный ком", "Зима", "10 птичек- стайка", "Кормушка", "Есть у каждого свой дом"

11. Упражнения на развитие речевого дыхания:

Сдуй снежинку с варежки", "Устрой снегопад в стакане", "Хоровод снежинок", Задуй снежный ком в ворота", "Хлопушка", "Снежинка кружится", Сдуй лыжников с горки"

12. Словесные игры: "Назови ласково", "Кто кем будет?", "Один-много", "Доскажи словечко", "Жадина", "Кому что нужно", "Когда это бывает?"и др.

13. Загадки:

-о времени года "Зима"

- о погодных явлениях

14. Дидактические и интерактивные игры: "Четвертый лишний", "Найди зимние предметы", "Зимние сказки", "Покажи зимующих птиц", "Чудесный мешочек", "Найди отличия у снеговиков", "Где зимуют животные наших лесов?", "Наряди елку игрушками с заданным звуком" и т.д.

15.Изготовление кормушек для птиц из бросового материала

1."Витамины зимой" (значимость витаминов в зимнее время года, развивать желание заботиться о здоровье своего ребенка

 2.Беседа: "Как одевать ребенка зимой"

3.Консультация: "Как избежать травм в зимнее время года"

4. Знакомство с папкой-передвижкой «Прогулки зимой».

5. В рамках реализации проекта участие в акции "Зимние опасности:

"Зимние травмы", "Осторожно - гололед!", "Первая помощь при обморожении"

6. Акция "Птичья столовая" - привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц из любых подручных материалов

7.Посещение зимних развлекательных площадок села и за пределами его для совместных прогулок и зимних забав с детьми

1.Презентация "Зима - прекрасное время года!"

2.Экскурсия по улицам родного села

Цель: помочь увидеть красоту зимнего села, учить наблюдать, сравнивать, сопоставлять явления природы

3. Беседы:

-Почему мне нравится зима?

-Как люди помогают диким животным зимой

-Зачем зимой снег?

4. Беседы (ОБЖ)

"Как вести себя на улице зимой"

"Когда на улице мороз, отморозить можно нос"

"Скользкая дорога"

"Не ешь снег - можешь заболеть!"

Цель: знакомить детей с правилами безопасности и поведения на прогулке в зимний период. Формировать основы здорового образа жизни

5. Аппликация "Мой веселый снеговик"

6. Объемное конструирование  "Снеговик"

7. Рисование "Зима - прекрасное время года!""

8. Лепка "Дед Мороз спешит к нам в гости"

9.Рисование цветными мелками "Украсим елку к празднику"

10. Конструирование (объемное) "Елочка-красавица"

9. Рисование "Зимние забавы  в нашем селе""

10. Аппликация "Снегири"

11. Рисование на тему:"Зимние виды спорта"

11. Конструирование на тему:

"Кролик-символ года"

12. Конструирование из бросового материала "Кормушки для птиц"

13. Чтение художественной литературы:

Андерсен «Снежная Королева» В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г. Снегирёв «Про птиц», Н Сладков Еловая каша», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Лиса и волк», Заюшкина избушка», Зимовье зверей» Братья Гримм «Госпожа Метелица».

14. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

15. Сюжетно-ролевые игры:

Оденем куклу на прогулку

Путешествие по зимнему детскому саду

16. Использование компьютерных технологий:

Презентации по теме:

"Зимние забавы детей"

"Зимние виды спорта"

"Зимний пейзаж"

17. Просмотр мультфильмов "Зима в Простоквашино"

18. Изготовление книг-самоделок на тему «Гостья зима»

19. Подвижные игры: П/и «Два Мороза». «Смелее вперед», «Серенький заинька», «Ловишки», «Затейники», «Ледяные фигуры».

Игры – имитации образов персонажей зимних сказок.

3. Заключительный этап

1. Игра - викторина "Зимушка-зима"

2. Работа по презентации "Зима в родном селе "

Совместное изготовление творческих работ для участия в конкурсе "Зимний хоровод" и в выставке рисунков

1. Оформление выставки детских работ по теме "Зима"

2. Выставка книжек-самоделок по теме "Зимний хоровод"

Подготовительный

▪  Беседа «Что ты знаешь о зиме?».  

▪  Игра-викторина

с педагогом-

психологом

«Зимушка

зима».

•  Цель: развивать логическое мышление и воображение детей

•  Презентация с содержанием пройденного материала, с целью

закрепления полученных знаний.

•  Участие лучших детских рисунков во Всероссийском творческом

конкурсе «Мой друг снеговик»

•  Систематизация материала и создание ЛЭП бука по теме «Зима в моем

городе».

В ходе реализации проекта «Зима в моем селе» были достигнуты следующие результаты. 

Для детей:

Сформированы знания детей о зимних явлениях природы, ее изменениях.

Расширены представления об опасностях в зимнее время года, как избежать их.

Умеют организовывать зимние забавы в безопасных местах своего села.

У детей развит интерес к творческой, познавательно-исследовательской деятельности, наблюдению за объектами и явлениями природы родного села.

Дети понимают необходимость соблюдать здоровый образ жизни, а также бережном и заботливым отношении к природе родного края.

✓  Система знаний детей более сформирована (дети углубили свои знания о

зимних явлениях природы, её изменения. (изменения в погоде, подготовка

людьми к зиме, жизни животных и птиц в родном городе); Расширены

представления об опасностях зимнего города, умеют организовывать

зимние игры-забавы в безопасных местах города.

✓  У детей развит интерес к творческой, познавательно -

исследовательской деятельности; наблюдению за объектами и

явлениями природы родного города.

✓  Дети понимают необходимость соблюдать здоровый образ жизни, а

также бережном и заботливом отношению к природе родного города.  

Для родителей:

- Родители проявляют большой интерес к совместной трудовой деятельности, совместному планированию отдыха

- Пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы

- Прививают бережное отношение к памятникам и архитектуре родного села, желание соблюдать чистоту и порядок

- Приняли активное участие в акциях: "Покормите птиц зимой", "Зимние опасности"

✓  Родители проявляют большой интерес к совместной трудовой

деятельности, совместному планированию отдыха;

✓  Пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы;

✓  Прививают бережное отношение к памятникам и архитектуре родного

города, желание соблюдать чистоту;

✓  Приняли активное участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Зимние

опасности»

  • Приняли участие в конкурсе "Зимний хоровод" и в выставке рисунков.

               

                                             

 

     

   

     

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Край в котором мы живем" для детей подготовительной группы

Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приоб...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в подготовительной группе «Это загадочное – молоко».

Цель: Обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.Программное содержание:Образовательные задачи:Продолжать знакомить детей с этапами исследовани...

Познавательно-исследовательский проект «Реки и моря. Обитатели подводного мира.» в подготовительной группе.

Актуальность проекта:В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка м...

Краткосрочный проект «Герб моей семьи» для детей подготовительной группы

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в фо...

«Уроки безопасности» познавательно-исследовательский проект (12.06.2021г- 16.06. 2023г) в подготовительной группе

Эта тема выбрана неслучайно. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания является задача – сохранение и укрепление здоровья детей. А это невозможно, если ребёнок не научится и не смо...