Познавательно-исследовательский проект "Край в котором мы живем" для детей подготовительной группы
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приобщение к культурным традициям, к природе, фольклору, литературному наследию.
Задачи проекта:
- дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты (их польза и вред), экологическая ситуация в городе.
- расширить знания о флоре и фауне города и области.
- познакомить с именами людей, прославивших город.
- познакомить с культурой города и области, творчеством художников, скульпторов и их произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chistovoy.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта – «Край, в котором мы живем»
Разработчик: Клачкова Екатерина Геннадьевна
Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приобщение к культурным традициям, к природе, фольклору, литературному наследию.
Задачи проекта:
- дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты (их польза и вред), экологическая ситуация в городе.
- расширить знания о флоре и фауне города и области.
- познакомить с именами людей, прославивших город.
- познакомить с культурой города и области, творчеством художников, скульпторов и их произведениями.
- формировать экологическую культуру у детей и их родителей (обратить внимание на украшение города скверами, фонтанами, цветочными композициями). Вызвать желание принимать участие в украшение города – проведение мероприятий по его озеленению, охране окружающей среды.
Вид проекта: творческий, познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели; родители воспитанников.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: учебный год.
Проблема: в подготовительной группе проводилась диагностика знаний о родном городе, области, природе, культуре. Было выявлено: дети испытывают дефицит знаний о малой родине.
Перечень основных мероприятий:
- подбор литературы, произведений русского народного творчества;
- подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации, презентации);
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения мероприятий.
Педагогические принципы: регионализации, непрерывности, доступности, научности, целостности, системности, преемственности, культурообразности, стимулирования детской деятельности.
Ожидаемые результаты: реализация данного проекта позволит заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к малой родине; приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Критерии оценки эффективности проекта: количество привлеченных участников в реализации проекта; разнообразие форм и методов, используемых при реализации проекта; соответствие поставленных целей и задач полученным результатам реализации проекта.
Пояснительная записка:
Сдружить любовь к Отечеству
с первыми впечатлениями памяти.
(К. Рылеев)
Родной край люби и знай!
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.
Актуальность темы проекта:
Проект «Край, в котором мы живем» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Инза, Ульяновской областью.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Этапы проекта:
Первый этап – подготовительный
- изучение методической литературы
- составление перспективного плана
- создание развивающей среды
- подбор игр и оборудования
- создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности
Второй этап – реализация проекта
В рамках реализации проекта применяются современные методы ознакомления детей с окружающей действительностью:
- методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность;
− методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
- методы обучения и развития творчества
№ | Средства реализации |
1 | Беседы |
2 | Рассматривание альбомов, картин, фотографий; |
3 | Рассказы из истории |
4 | Выставки рисунков |
5 | Разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен |
6 | Рассказ о народных играх и хороводах |
7 | Экскурсии в природу |
8 | Рассматривание произведений художников, иллюстраций природы области |
9 | Дидактические игры, песни о крае |
10 | Слушание аудиозаписи гимна Ульяновской обл. |
11 | Рассматривание символики города и рассказ о геральдике |
12 | Книжные выставки |
13 | Рассказ о народных праздниках |
14 | Развлекательные мероприятия |
Третий этап – презентация проекта
План мероприятий к проекту «Край, в котором мы живем».
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе.
Путешествие по фотографиям.
Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки).
Знакомство с достопримечательностями города, района.
Экскурсии по улицам города.
Рисование на тему «Дом, в котором я живу», «Мой город».
Выставка детских работ.
Оформление макета города.
Проведение открытого обобщающего занятия «Лучший экскурсовод».
Перспективный план реализации проекта
Месяц | Тема | Программное содержание |
Октябрь | Диагностика «Патриотическое воспитание дошкольников» | Выяснить и систематизировать знания детей о своем городе |
Моя малая родина | Обогащать знания детей о родном городе | |
Родина начинается здесь | Познакомить с историей возникновения родного города | |
Экскурсия по улице «Мира» | ||
Ноябрь | Люди и культура Инзы и района | Познакомить детей с многообразием народностей инзенского района, воспитывать толерантность по отношению к окружающим |
Мероприятие, посвященное Дню народного единства | - прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордости; - формировать гражданскую позицию дошкольников через поэтическое слово; - способствовать проявлению познавательной активности детей. | |
Народные промыслы, профессии родителей | Знакомить детей с развитием труда и ремесел в городе, расширять знания детей об основных профессиях города | |
Экскурсия по улице «7й микрорайон» | ||
Декабрь | История в символах и знаках | Познакомить с геральдикой города, значением символов на флаге и гербе, их историей |
Достопримечательности Инзы и Инзенского района | Познакомить детей с памятными местами города | |
Экскурсия к памятнику паровозу | ||
Январь | Праздничное украшение города | Учить самостоятельно придумывать и изображать здания, улицы города, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и городской архитектуре |
Архитектура нашего города | Познакомить с особенностями построек старины и наших дней | |
Февраль | Путешествие по родному краю (географическое положение) | Дать детям элементарное представление о географическом положении области (реки, леса) |
Природа родного края (погода и климат) | Познакомить с сезонными изменениями в природе, характерными для данной местности | |
Природа родного края (животные) | Знакомить детей с фауной, обогащать знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края. | |
Март | Природа родного края (растения) | Знакомить детей с флорой, обогащать знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края. |
Краски родного края | Способствовать расширению и закреплению знаний детей о природе родного края, прививать любовь к художественному слову; закреплять навыки рисования красками. | |
Красная книга Ульяновской области | Дать представления о природе родного края, учить беречь и охранять природу | |
Апрель | Заповедники Ульяновской области | Развивать у детей представления об уникальности природы и природных богатствах области |
Семь чудес Ульяновской области | Познакомить детей с важными природными достопримечательностями нашей области | |
Ждем весну! | Знакомить с народными весенними праздниками, приметами, обрядами | |
Весенние народные праздники: Вербница, Пасха, Красная горка | Знакомить с весенними народными праздниками, обрядами и традициями, играми и кушаньями. | |
Май | «День Героев Отечества» | уточнить и систематизировать знания детей о великом празднике, познакомить с героями военных событий, памятниками погибшим бойцам в Инзе |
Экскурсия в парк им. Морозова | ||
Итоговое занятие «Лучший экскурсовод» | Обобщить и систематизировать знания о городе Инза, области, природе, культуре. Учить рассказывать о родном крае самостоятельно. Воспитывать патриотические чувства. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Содержание работы |
Октябрь | Анкетирование «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» с целью выявить отношение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию |
Проведение родительского собрания «Родной свой край люби и знай» | |
Ноябрь | Консультация для родителей «С чего начинается Родина» |
Информационная листовка «Народное творчество – кладезь народной мудрости» | |
Декабрь | Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю» |
Наглядная информация «Где можно интересно отдохнуть с ребенком в каникулы» | |
Январь | Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения группового уголка нравственно-патриотического воспитания |
Февраль | Оформление выставки детской художественной литературы |
Март | Консультация для родителей «Народные праздники и забавы» |
Оформление выставки творческих работ детей и родителей «Природа родного края» | |
Апрель | Информационная листовка «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье и ДОУ» |
Проведение родительского собрания «Как мы воспитываем нравственно-патриотические чувства у детей (опыт семейного воспитания)» | |
Май | Подготовка фотовыставки – фотографии детей на прогулках и экскурсиях по городу и родному краю. |
Привлечение родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «День народного единства», «День героев Отечества», «Лучший экскурсовод» с вручением дипломов, призов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – исследовательская деятельность Образовательная ситуация. Тема: «Путешествие по России» Подготовительная группа
Познавательно – исследовательская деятельностьОбразовательная ситуация. ...
Познавательно - исследовательская деятельность " От чего и почему?" с детьми подготовительной группы.
laquo;Расскажи – и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму»...
Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через и...
Занятие по познавательно – исследовательской деятельности с использованием оригамми. «Тайны воздуха» в подготовительной группе
Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность. Образовательные:1.Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;2.Формировать уме...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в форме образовательного квеста для детей подготовительной к школе группы «Приключения в заколдованном театре»
Данное занятие выполнено по технологии квест-игры, в ходе которой дети знакомятся с устройством театра, театральными профессиями, основными этапами работы актера перед выходом на сцену....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей подготовительной группы.
Конспект образовательной деятельносьти по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество"....