статья "Этнографический театр ДОУ, как интеграция технологий активных методов обучения и музейной педагогики".
статья
Статья посвящена вопросам трансформации краеведческого музея детского сада в полифункциональный центр образования и воспитания дошкольников через интеграцию образовательных технологий АМО и музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyapetrovoy_t_a_etnograficheskiy_teatr.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнографический театр ДОУ, как интеграция технологий
активных методов обучения и музейной педагогики.
Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник» с. Бичура»
с. Бичура Республика Бурятия
Аннотация.
Статья посвящена вопросам трансформации краеведческого музея детского сада в полифункциональный центр образования и воспитания дошкольников через интеграцию образовательных технологий АМО и музейной педагогики.
Ключевые слова:
Воспитание, музей, технология музейной педагогики, технология активных методов обучения, этнографический театр, семейские.
На протяжении нескольких лет в МБДОУ «Подснежник» проводится работа по приобщению детей дошкольного возраста к историческим, духовным и культурным ценностям семейских(старообрядцев) Республики Бурятия по программе «Родники» с использованием технологии музейной педагогики и познавательно-исследовательской деятельности с конкретным содержанием краеведческого материал.
Для реализации задач программы, организации разнообразной социокультурной деятельности детей (игровой, познавательной, исследовательской, художественно-творческой, экскурсионной) [1] была осуществлена интеграция методов образовательной технологии музейной педагогики с методами технологии активных методов обучения. Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и использовании знаний и опыта детей, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, системно -деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии[2].
Благодаря интеграции технологий, работа в краеведческом музее ДОУ приобрела инновационный характер. Изначально превалирующими функциями его были хранение и экспонирование культурного и исторического наследия семейских Республики Бурятия, образовательная функция, а так же детская исследовательская работа. В результате интеграции пространство музея трансформировалось в этнографический театр, создавая тем самым условия для погружения личности ребенка в специально-организованную предметно-развивающую пространственную среду. Ведь еще в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1890 года, дается нам следующее определение: «Музей — так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, то есть науке, поэзии и искусству»[3].
Под театрализацией музейного пространства подразумевается интерактивность- технология вовлечения аудитории в активное взаимодействие с музеем. В ходе ее реализации ребенок-дошкольник приобретает личный опыт, тем самым он не только лучше осваивает музейное пространство, но переживает его, творчески осознает себя в нем. Понятие интерактивности сливается с театрализацией по причине единого игрового элемента в них соучастия, творческого взаимодействия, эмоциональной вовлеченности, развлекательности. Музей и детский коллектив в данном случае стали выступать в качестве партнеров по решению задач программы «Родники».
Этнографический театр представляет собой три взаимосвязанных направления. Первое - это построение экспозиционного пространства по законам драматургического произведения. Экспозиция предстает в качестве сценической площадки, где экспонаты становятся актерами, а ребенок режиссером своего неповторимого уникального спектакля, созданного на основе личностного восприятия экспозиции. Второе - направлено на привнесение в практику экспонирования выразительных элементов из области театрального действия и других видов зрелищности. Применяются звуковые, световые и шумовые эффекты, игровая презентации экспонатов и другие формы интерактивности. Третье направление - это применение элементов так называемой внемузейной деятельности. Речь идет о разнообразных театрализованных действах, проводимых в качестве образовательных практик и мероприятий: перфомансы, исторические сюжетные реконструкции и полноценные театральные спектакли.
В результате этнографический театр поднимается до уровня сложного междисциплинарного явления, проявившегося в предметно-образном контексте. Определяя синтез научно-исследовательских, эстетических и эмоциональных составляющих экспозиции, зрелищность становится понятным проводником между прошлым и настоящим, обусловливает связь между музеем и ребенком, в полной мере позволяет создавать «музеи утраченных событий», музеефицировать явления истории и культуры.
Так, например, в музее мы поставили спектакль «Золотое яичко» с элементами реконструкции старинного зрелища, в котором дети знакомили зрителей с традициями и обычаями празднования праздника Пасхи у семейских. С помощью игры – инсценировки «Затерка с молоком» знакомились с семейской кухней, а «Дедушка Сысой» - с различными орудиями труда.
Историческая сюжетная реконструкция «В гостях у семейских» помогла детям узнать устройство семейской избы, об особенностях мужской и женской работы по дому, а «Один день из жизни семейской женщины» - о укладе жизни семьи. Творческая реконструкция образов исторического прошлого как воссоздание материальных и духовных явлений культуры той эпохи способствовало расширению представлений детей о истории и культуре семейских, стимулируя их мотивацию, познавательные интересы, развивая умственную активность и творческий потенциал. Мы использовали такие формы реконструкции, как словесная, наглядная, практическая, исходя из способов формирования исторических образов.
Разработаны приемы образной реконструкции исторического материала, повышающие эффективность овладения учебным материалом программы «Родники». Сюжетное повествование воссоздает исторические действия в виде ярких динамических картин. Обличенное в художественную форму, сюжетное повествование помогает выделять с опорой на учебный материал наиболее яркие, легко фиксирующие детали, характерные эпизоды, внешний облик людей, передает их чувства, мысли, переживания.
Формирование представлений у детей посредством этих методов активизирует их мышление, задевает их чувства, пробуждает эмоции. Превратившись в очевидцев исторических событий и явлений, дошкольники уже способны анализировать, оценивать поступки и действия их непосредственных участников.
Этнографический театр позволил нам разработать специфический язык музея (в данном случае семейский говор), что способствовало антропологическому подходу в актуализации памяти, усилению роли зрелищных, игровых, обрядовых практик, формированию музея участия как сложного коммуникативного и интерактивного пространства.
Этнографический театр, интегрируя образовательные технологии, объединяет эстетическую, духовную, социальную, научно-интеллектуальную, эмоциональную, аксиологическую сферы бытийствования музея, является посредником между прошлым и настоящим, музеем и посетителем. С точки зрения образовательно-воспитательной и коммуникативной функций, театрализация рассматривается как эффективный метод работы с посетителями, эмоциональный и живой инструмент передачи информации о музейном предмете, как форма сохранения и актуализации нематериального культурного наследия, физическое воплощение и реконструкция элементов истории и культуры семейских.
Использование разных образовательных технологий способствовало преобразованию музея. Став этнографическим театром, он превратился в пространство особой художественной коммуникации, направленной не только на передачу информационного сообщения, но на сотворчество и самокоммуникацию, которая приводит к перестройке, преобразованию, формированию личности, активизации внутреннего диалога как возможности прислушаться к самому себе в условиях современного информационного шума.
Список литературы:
1Баженова О.Ф. Петрова Т.А. Программа «Родники» для детей старшего дошкольного возраста по приобщению к истории и культуре семейских Забайкалья. Учебное пособие. Улан-Удэ, 2018г.
2Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО. 1часть- Петрозаводск, 2012 г.
3Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. klassikaknigi.info. Дата обращения 9 ноября 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»
Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания об анатомо – физиологическ...
Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...
ПОДГРУППОВАЯ НОД, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА Р-Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ «В гости к Золушке»
Занятие обобщения и систематизации знаний. Интеграция областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие. Разработка НОД на основе технологии активных методов обучения, обеспечив...
Интегрированное ООД с использованием технологии Активных методов обучения (АМО) – Тема: «Ёжик с грибами» (подготовительная к школе группа)
Формировать представление детей о многообразии грибов дать понятие «съедобный», «не съедобный»; побуждать к созданию художественного образа – ежа и грибов; воспитывать лю...
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
Квест-технология.Технология активных методов обучения.
Квест-технология....
Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием инновационных педагогических технологий для детей 3 – 4 лет ( технология активных методов обучения В.В. Давыдова)
Тема: Геометрические фигуры. ЗакреплениеКультурная практика: познавательная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познавательные игры.Образовательная область: познавательное развитие.Цель: соверш...