ПОДГРУППОВАЯ НОД, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА Р-Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ «В гости к Золушке»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Занятие обобщения и систематизации знаний. Интеграция областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие. Разработка НОД на основе технологии активных методов обучения, обеспечивающей активность мыслительной и практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01052015_v_gosti_k_zolushke.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Мещерякова Ирина Юрьевна

Предмет

НОД учителя-логопеда с детьми

Класс, профиль класса/группа, количество человек

Подготовительная группа, 6 человек

Продолжительность урока (занятия)

30 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Подгрупповая НОД по дифференциации звука Р-Л в словах и предложении «В гости к Золушке»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

-

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Занятие обобщения и систематизации знаний. Интеграция областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Дети подготовительной группы (6 человек, 6-7 лет). 4 ребенка - ФФНР, 2 ребенка – стертая форма дизартрии. Дети обладают смешенным типом восприятия, имеют сниженный познавательный интерес (особенно 2 ребенка – стертая форма дизартрии). Потребность в новых знаниях снижена, интерес быстро угасает. Темп работы от среднего до медленного. Вопрос приходится повторять несколько раз. Использование технологий АМО позволяет включить все органы восприятия, что способствует лучшему усвоению материала, формированию активной позиции, так как в игровой ситуации все процессы активнее. В ходе занятия дети не осознают, что находятся в процессе обучения. Им очень нравится играть, они могут проявлять инициативу и самостоятельность, возможность свободно реализовывать свои способности

Цели урока/ занятия

Создать условия усвоения, обобщения и систематизации знаний и умений по звуковому анализу и синтезу и применение их в новой ситуации

Задачи урока/ занятия

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука Р-Л, продолжать учить правильно произносить звук Р-Л словах и предложении;
  • учить определять наличие и позицию звука в словах;
  • упражнять в образовании относительных прилагательных;
  • учить подбирать к слову- предмету слова-признаки и слова- действия;
  • закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
  • закреплять зрительный образ букв Л и Р;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, правильное речевое дыхание;
  • развивать мелкую  моторику;
  • развивать умения изображать различные эмоциональные состояния с помощью мимики;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать эмоциональный отклик на литературное произведение;
  • воспитывать желание дружить и ценить дружбу;
  • воспитывать умение работать в парах;
  • воспитывать у детей нравственные качества: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Актуализируют:

  • определение наличия и позиции звуков Р-Л в словах и предложениях;
  • образование относительных прилагательных;
  • подбор к слову-предмету слов-признаков, слов-действий;
  • умения звукового анализа и синтеза;
  • восприятие информации при помощи ИКТ;
  • желание дружить и ценить дружбу;

Приобретут:

  • умения изображать различные эмоции с помощью мимики;

Закрепят:

  • артикуляцию и изолированное произношение звука Р-Л, правильное произношение звука Р-Л словах и предложении;
  • зрительный образ букв Л и Р;
  • эмоциональный отклик на литературное произведение;
  • умение работать в парах;

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Домашнее задание на закрепление произношения звуков Р, Л в словах и предложении (карточки с заданиями)


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность этапа

Название метода

Происхождение метода

(выберите и укажите необходимое) Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

2 минуты

«Золотое правило»

Заимствованный

Цель - настрой на рабочий лад

Задачи: установление связи между детьми, установление связи между детьми и педагогом, положительное отношение друг к другу, мотивация деятельности.

Необходимые материалы: нет.

Предварительная подготовка: выучить слова стихотворения «Золотое правило»

Технология проведения Ребята давайте встанем в круг и вспомним наше золотое правило. Встав в круг и взявшись за руки, дети произносят слова из стихотворения…

Примечание: Педагог активный участник

- Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим!

А вы знаете, друзья, что вместе мы справимся с любыми испытаниями и заданиями, которые ожидают нас!

«Когда мы едины, мы непобедимы!» и впереди нас ждут новые приключения!

Личностные (эмоциональность, положительный настрой), коммуникативный (умение взаимодействовать с окружающими)

Коммуникативная (умение общаться)

Отсутствует принуждение и есть возможность у каждого ребёнка найти своё место

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Погружение в тему

Обеспечение мотивации обучения  и осмысленности процесса обучения

2 минуты

«Письмо от волшебницы»

Авторский

Цель - стимулировать познавательную активность

Задачи:погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание.

Необходимые материалы: письмо формата А4, свернутое в свиток, слайды презентации

Предварительная подготовка: нет.

Технология проведения: Рассматриваем свиток с печатью, затем разворачиваем его.

Примечание: Педагог активный участник

Ребята, как вы думаете, что это такое? - Правильно, это письмо. Давайте его прочитаем: (читаю текст письма) .(Слайд 1)

«Дорогие ребята!

Сегодня в Сказочном Королевстве состоится праздничный бал, на который приглашены все жители. Только Золушка не может поехать на бал, ведь злая мачеха приказала ей сделать столько работы, что и за неделю не справиться. Самое неприятное в том, что я заболела, и не смогу, как обычно, помочь Золушке.

Поэтому обращаюсь к вам, дорогие друзья!

Помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал!»

Верно, это письмо от Волшебницы!

Ребята, поможем Золушке?

Но как же нам попасть в Сказочное Королевство, где живет Золушка?

(Дети предлагают различные варианты).

- Посмотрите, что я обнаружила! Волшебница привязала к письму волшебную палочку. Она-то нам и поможет!

коммуникативный (умение взаимодействовать с окружающими)

регулятивные (определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата)

Коммуникативная (умение общаться)

Социальная (приобретение умений и навыков взаимодействия с окружающими)

Непринужденное погружение в тему, активизирование внимания

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Погружение в тему

Обеспечение мотивации обучения  и осмысленности процесса обучения

4 минуты

«Добрые слова»

Авторский

Цель - стимулировать познавательную активность

Задачи: выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.

Необходимые материалы: волшебная палочка, слайды презентации.

Предварительная подготовка: нет.

Технология проведения:

Дети закрывают глаза и слушают музыку(Слайд 2)

Примечание: Педагог активный участник

После того, как я взмахну волшебной палочкой, закройте глаза и слушайте таинственную музыку. Глаза можно открыть только тогда, когда музыка перестанет звучать.

Вот мы и в Сказочном Королевстве!

Кого вы видите? (Золушку).

Почему она такая печальная? (Золушка уже не надеется попасть на бал, ведь у нее много работы!), (Слайд 3)

Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы Золушка все-таки успела на бал? (Поможем выполнить работу, которую приказала сделать мачеха).

А что еще мы должны сделать? Посмотрите на Золушку(Слайд 4)

Ведь Волшебница не зря нам прислала волшебную палочку!

Вспомните, какие превращения совершала Волшебница в сказке?

Нам необходимо превратить тыкву (в карету), мышей (в лошадей), крысу (в кучера), а старое платьице и деревянные башмаки Золушки в прекрасное бальное платье и хрустальные туфельки.

Запомните, чтобы чудо все-таки произошло, работу нужно выполнять быстро и правильно!

«Добрые слова».

А сейчас, чтобы Золушка не грустила, подарите ей хорошие, приятные слова.

 (ласковая, милая, заботливая, трудолюбивая, красивая, прелестная, приветливая, скромная, терпеливая, добрая)

Познавательный (активируем словарь признаков)

коммуникативный (умение взаимодействовать с окружающими)

Коммуникативная (умение общаться)

Социальная (приобретение умений и навыков взаимодействия с окружающими)

Учебно-познавательная (применение ранее полученных знаний в решении практических задач)

Непринужденное погружение в тему, активизирование внимания

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

4 минуты

«Башмачки»

Авторская

Цель – создание условий дифференциации звука Р, Л

Задачи: обрабатывать умение дифференцировать звуки, умение ориентироваться в новой ситуации Необходимые материалы: Башмачки, украшенные цветами (роза, ромашка, лилия, гладиолус, фиалка, ландыш).

Предварительная подготовка: нет.

Технология проведения:

Дети отвечают и расставляют башмачки по полкам (Слайд 5)

Примечание: Педагог активный участник

- Сестры Золушки, Лола и Рузанна, разбрасывают свои башмачки. Нужно их расставить по полочкам. Верхняя полка - Лолы, а нижняя - Рузанны.

Но как разобраться, где чьи башмачки? Как вы думаете, ребята?

Башмачки украшены цветами, в названиях которых есть звуки лл’- рр’.

На башмачках Лолы - цветы, в названиях которых звуки лл’,

А на башмачках Рузанны - цветы, в названиях которых звуки рр’. Посмотрите на свой цветок и догадайтесь, чьи у вас башмачки?

Познавательный (дифференциация звука Р, Л)

коммуникативный (умение взаимодействовать с окружающими)

Коммуникативная (умение общаться)

Социальная (приобретение умений и навыков взаимодействия с окружающими)

Учебно-познавательная (применение ранее полученных знаний в решении практических задач)

Нахождение ребенка в игровой ситуации активизирует внимание и самостоятельную инициативу

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

3 минуты

«Пирог для Золушки»

Заимствованный, но адаптированный

Цель – создание условий снятия напряжений мышц кисти

Задачи: предупреждение утомления кистей рук Необходимые материалы: шарики-су-джок

Предварительная подготовка: закрепление методики проведения пальчиковой зарядки на других занятиях

Технология проведения: повторение за педагогом движений со словами

Примечание: Педагог активный участник

А теперь нам нужно подготовить тесто для пирога. Будем «месить» тесто и фантазировать, с какой начинкой будет пирог.

Нам нужно для Золушки выпечь пирог!

круговые движения по часовой стрелке

Какая начинка в нем будет? Творог!

круговые движения по против часовой стрелки

Он будет куриный! Он будет мясной! А может быть мы испечем с ветчиной?

катаем массажеры вдоль ладоней

Добавим мы ягод и мармелада!

перекатываем массажер пальцами правой руки

Начинке такой будет Золушка рада!

перекатываем массажер пальцами левой руки

- Пока «тесто подходит», мы можем приступить к выполнению следующей работы

Личностные (использование элемента здоровьесберегающей технологии способствуют снятию напряжению мышц кисти)

Коммуникативная (умение общаться)

Социальная (приобретение умений и навыков взаимодействия с окружающими)

Является элементом переключения с одного вида деятельности на другой

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

3 минуты

«Веселые буквы»

Заимствованный, но адаптированный

Цель – создание условий для закрепления зрительного образа букв Р и Л

Задачи: развивать умение зрительного различия букв Р и Л

Необходимые материалы: коробочки с фасолью белого и красного цветов, листы картона (разноцветные)

Предварительная подготовка: нет

Технология проведения: Конструирование букв из фасоли

Примечание: Педагог активный участник

- Мачеха приказала Золушке разобрать красную и белую фасоль. А мы и фасоль разберем, и буквы сконструируем.

Чтобы работа шла быстрее, предлагаю девочкам из белой фасоли выложить букву Л, а мальчикам из красной фасоли - букву Р, (Слайд 9)

Познавательный (закрепление зрительного образа букв Р, Л)

Учебно-познавательная (применение ранее полученных знаний в решении практических задач)

Социальная (участие в совместной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим)

Вовлечение всех детей в выполнение задания приводит к высокой познавательной активности

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

3 минуты

«Волшебное дерево»

Авторский

Цель – создание условий дифференциации звука Р, Л

Задачи: обрабатывать умение дифференцировать звуки, умение ориентироваться в новой ситуации Необходимые материалы: изображение волшебного дерева с плодами в виде слов на звук Р, Л (картинки с магнитными скрепками), корзинки, удочки

Предварительная подготовка: использование метода на других занятиях.

Технология проведения: «ловим слова на звуки Р, Л»

Примечание: Педагог активный участник

- Дифференциация звуков лл’- рр’.(Макет дерева)

Посмотрите, какое волшебное дерево. На нем растут интересные плоды. Золушке нужно собрать их в корзины, разделив на Р, Л. Но так как дерево волшебное, а мы с вами в сказке то собирать плоды мы будем удочкой. Предлагаю разиться на пары мальчик – девочка. Сначала мальчики «ловят» слова со звуком Р, а девочки со звуком Л. А затем меняетесь

Познавательный (дифференциация звука Р, Л)

коммуникативный (способность работать в паре)

Коммуникативная (умение общаться, контролировать свою деятельность и деятельность сверстников)

Социальная (участие в совместной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим)

Учебно-познавательная (применение ранее полученных знаний в решении практических задач)

Метод повышает познавательную активность

Практическая направленность получения информации обеспечивают активность деятельности

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка (разминка)

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

3 минуты

«Мимические шарики»

Авторский

Цель – снять психо-эмоциональное напряжение

Задачи: внести эмоциональный заряд, способность выражать эмоции при помощи мимики

Необходимые материалы: Мимические щарики (воздушные шары с изображением различных эмоций)

Предварительная подготовка: использование метода на других занятиях.

Технология проведения: дети танцуют, а после остановки мелодии изображают с помощью мимики различные настроения: удивление, грусть, обиду, злость, страх.

Примечание: Педагог активный участник

- Давайте отдохнем, ребята! (Слайд 11)

Я предлагаю вам потанцевать под любимую мелодию Золушки и показать настроение, которое вам подскажет «мимический» шарик

Личностные (эмоциональное, позитивное отношение к процессу, партнерские взаимодействия) коммуникативный (умение взаимодействовать с окружающими) Социальный (участвовать в совместной деятельности)

Коммуникативная (умение общаться, контролировать свою деятельность и деятельность сверстников)

Социальная (участие в совместной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим)

Метод позволяет снять напряжение, расслабиться. Его можно использовать не только в завершающей части, но и когда возникает потребность снять эмоциональное напряжение

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка (разминка)

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

3 минуты

«Дыхательная гимнастика»

Заимствованный, но адаптированный

Цель – создать условия для правильного речевого дыхания

Задачи: развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, правильное речевое дыхание

Необходимые материалы: таблица-схема для выполнения дыхательной гимнастики, мягкая игрушка

Предварительная подготовка: использование метода на других занятиях.

Технология проведения: дети лежат на ковре, на животе у каждого мягкая игрушка, смотрят на схему на которой графически изображен вдох и выдох

Примечание: Педагог активный участник

Дыхательная гимнастика (с опорой на схему)

- Восстановите свое дыхание, глядя на схему-подсказку (Слайд 12)

Личностные (эмоциональное, позитивное отношение к процессу, партнерские взаимодействия) коммуникативный (умение взаимодействовать с окружающими) Социальный (участвовать в совместной деятельности)

Коммуникативная (умение общаться, контролировать свою деятельность и деятельность сверстников)

Социальная (участие в совместной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим)

Метод позволяет снять напряжение, расслабиться, получить эмоциональную разрядку. Его можно использовать не только в завершающей части, но и когда возникает потребность снять эмоциональное напряжение

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения или восстановление энергии

3 минуты

«Главное превращение»

Авторский

Цель – выяснить впечатление детей от занятия, их эмоциональное состояние

Задачи: осознание своих чувств, эмоций и эмоций других детей

Необходимые материалы: слайды презентации

Предварительная подготовка: нет

Технология проведения: дети смотрят на слайды презентации и слушают что говорит Золушка

Примечание: Педагог активный участник

Наступила пора самого главного превращения. Закрывайте глаза и слушайте музыку...(Слайд 14)

- Что произошло, ребята?

Старое платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, а деревянные башмаки - в хрустальные туфельки!

Теперь наша Золушка готова ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути.

Ребята, а теперь послушайте, что вам хочет сказать Золушка! (Слайд 15)

Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что помогли осуществить мою мечту - попасть на бал! Вы такие умные, добрые, отзывчивые и дружные! Всегда помните, что дружба помогает совершать настоящие чудеса! Желаю вам, чтобы вы никогда не забывали друзей и всегда приходили им на помощь в трудную минуту!

До свидания!

- До свидания, Золушка!

А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Закрывайте глазки и слушайте музыку! :- Вот мы и вернулись в детский сад! Где мы побывали? Как мы помогли Золушке отправиться на бал? Что вам понравилось в нашем путешествии? Какое задание было самым трудным, какое показалось легким?

Спасибо вам, ребята!

Личностные (осознание уровня и качества усвоения материала)

коммуникативный (умение взаимодействовать с окружающими) Социальный (участвовать в совместной деятельности)

Коммуникативная (умение общаться, контролировать свою деятельность и деятельность сверстников)

Социальная (участие в совместной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим)

Метод позволяет получить педагогу информацию об усвоении материала, планировать индивидуальную работу с детьми

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дифференциация звуков С - Ш в словах и предложениях"

В презентацию входит 26 слайдов, где подобран иллюстративный материал к словам-паронимам, предложениям, небольшим стихотворениям с часто встречающимися звуками С и Ш....

Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и предложениях. Буквы Ш-Ж.»

В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Ав...

Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»

Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может...

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "День Победы!". Дифференциация звуков "Р"-"Л" в словах и предложениях.

Конспект был написан к юбилейному празднованию Дню Победы. Одна из задач мероприятия было воспитание патриотических чувст, гордости за отечество, уважения к ветеранам ВОВ. Дети должны помнить о событи...

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».

Конспект  занятия  на тему: «Дифференциация  звуков[с] – [ш]  в  словах  и предложениях»....

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях»

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях» для различения и закрепления  звуков [р]-[л] в словах и предложениях....