Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "В гости к Ырысту"
методическая разработка (старшая группа)
Цель: создание условий для развития речи дошкольников посредством алтайских народных сказок.
Задачи:
1). Обобщать знания о ранее изученных сказках.
2). Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ.
3). Воспитывать чувство любви к родине, через приобщение к алтайскому народному фольклора.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, социально- коммуникативное, познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yrystu_ts.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «В гости к Ырысту»
Байару Анатольевна Темдекова, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида
города Горно-Алтайска»
Цель: создание условий для развития речи дошкольников посредством алтайских народных сказок.
Задачи:
1). Обобщать знания о ранее изученных сказках.
2). Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ.
3). Воспитывать чувство любви к родине, через приобщение к алтайскому народному фольклора.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, социально- коммуникативное, познавательное развитие.
Образовательныетехнологии: информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, сотрудничества, игровые.
Методы и приемы: сюрпризныймомент, беседа, отгадывание загадок, игра, работа с картой.
Предварительная работа: чтение алтайских народных сказок; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, обыгрывание сказки «Ырысту» с помощью кукольного театра.
Словарная работа: дудочка- шоор, гора-туу, мост-кур, корова-уй (ийнек), овца-кой, мост- кур.
Материалы и оборудование:раздаточный материал для каждого ребёнка: кажык, войлочные шарики, клей ПВА; аудиозапись гр. «Тала», карта, иллюстрации ипазлы по алтайским сказкам, дощечки с заданиями, голубая ткань (озеро), коричневая ткань (гора), макет луга,алтайский сундук с загадками, кукла из войлока «Ырысту», национальные ковры.
Ход организованной образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Звучит аудиозапись гр. «Тала», игра на муз.инструменте дудочка-шоор.
Дети с воспитателем проходят в зал, становятся в круг.
Воспитатель: Jакшылар. Здравствуйте ребята.
-Здравствуйте! - вы нам сказали
-Здравствуйте! – ответим мы.
Нас две ниточки связали: теплоты и доброты.
Воспитатель: - Какое настроение у вас возникло после моих слов, ребята?
Ответы детей: хорошее, веселое.
Воспитатель: - Да, недаром у алтайского народа есть такая пословица «Доброе слово-пол коня стоит».
- Основная часть.
Воспитатель: - Когда мы вошли в зал, звучала музыка. Кто из вас знает, какой музыкальный инструмент звучал?
Дети: - дудочка - шоор.
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно это дудочка – шоор. А скажите пожалуйста в какой алтайской сказке встречается данный музыкальный инструмент? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы ребята, этот музыкальный инструмент встречается в алтайской сказке «Ырысту». И сегодня мы с вами отправимся в сказку «Ырысту».
- А как же нам туда попасть? Вы верите в волшебство? Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Возьмемся за руки и произнесем волшебные слова.
-Три раза хлопни,
Три раза топни,
Три раза вправо обернись
И в сказке очутись.
Воспитатель: Дети, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти? Нужно оглядеться может, где-то есть подсказка.
Воспитатель с детьми оглядываются по сторонам, обращают внимание на лист бумаги, лежащий на полу.
Воспитатель: Ой! Дети, смотрите, что это? Это карта, а здесь цифры 1, 2, 3. И нам нужно выполнить задания. Значит, идем к цифре 1, что там?
Ответ детей: гора!
Воспитатель: Да, гора! А кто знает, как гора будет на алтайском языке? (ответы детей).
Воспитатель: Гора- туу.
Воспитатель с детьми проходят к Горе.
Воспитатель: К горе мы ближе подойдем,
Все отыщем, все найдем.
- Ну, так и есть, смотрите: записка!
«Не стерпела, не смогла,
Все картинки порвала.
Если соберете, в сказки их вернете».
(Дети собирают пазлы по алтайским сказкам и называют их)
Воспитатель: - Молодцы ребята, кто-то здесь набезобразничал, но вы справились с заданием.
- А теперь скорее в путь
Оглядитесь-ка вокруг
Куда дальше мы пойдем?
- Идем к цифре 2, к молочному озеру (кёл)
- А каким образом нам через озеро переправиться?
Ответы детей.
Воспитатель:Ой, дети, смотрите! Что это?
- По- моему, стройматериалы. Как вы думаете, что можно из него сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мостик-кур.
- Посмотрите, здесь что-то написано:
«Через озеро перейдете, если мостик соберете,
На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте»
1-я дощечка:
Вспомните и назовите алтайские народные пословицы и поговорки.
2-я дощечка:
Вы за мною повторяйте чистоговорки изучайте:
Ой-ой-ой, отопчыкты кой,
Уй,уй,уй, моороп туру уй.
Воспитатель: Молодцы! Уй –корова, кой- овца.
3-я дощечка:
Вспомните и назовите волшебные слова, которые встречаются в сказке «Ырысту». (Пып, Тап-Тажлан).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Отправляемся дальше. А куда мы пойдем, смотрим цифра 3, на зеленый луг.
(На лугу стоит сундук- кайырчак).
-Дети, посмотрите сундук, а сундук не простой, волшебный.
Слова из сказки он нам говорит,
А вы догадайтесь, что там лежит.
В этой сказке на поляне
Он стоит совсем один,-
Птица с красными бровями,
Очень жадный господин.
( Жадный глухарь)
Воспитатель выставляет ширму-декорацию к сказке «Жадный глухарь»
Он далеко решил пойти,
Узнать хотел он по пути
Кто самый сильный на земле?
Он думал, топая во мгле.
И завершая свой пробег
Узнал, что это - Человек!
(Теертпек)
- И такая сказка есть. Выставляется ширма.
Этот мальчик-пастушок,
Легко на дудочке играя,
Великому хану спастись помог,
В сердце своем доброту сохраняя.
(Ырысту)
- И такая сказка есть. Ой, а сколько здесь героев этих сказок, и они все просятся в свою сказку. Давайте, дети, расставим каждого героя к своей сказке.
Дети расставляют героев к своим сказкам (ширмам), называя их.
Воспитатель: Все ли герои собрались в сказках?
Дети: да!
Воспитатель: Дети, Ырысту, загрустил. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, конечно потому что он потерял овец. Давайте, поможем ему сделать овец, которых он будет пасти на лугу.
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, опишите овцу (воспитатель показывает овцу, сделанную из войлока и кажыка).
Дети составляют описательный рассказ из 2-3 простых предложений.
Воспитатель: Молодцы! А теперь приступим к работе, но прежде чем приступить разомнем пальчики:
Пальцы - дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Раз, два, три, четыре, пять,
Давайте пальчики считать!
Башпарак, Бажы-Кырлу, Ортон-Мерген, Куба-Чечен, Кичу-Бий.
Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить!
- Молодцы! Приступим к работе.
Воспитатель ведет прямой показ изготовления овцы из бабок-косточек с объяснением методов и приемов. Дети выполняют работы. В заключении воспитатель предлагает разместить овец на лугу.
Воспитатель: Молодцы! Вы сделали очень, замечательных овец для Ырысту, он очень рад, спасибо вам большое. Мы выполнили все задания. И нам можно возвращаться в детский сад.
- Дети, вам понравилась сказочная страна?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что мы встретили на пути, к сказке «Ырысту»?
- Что вас сегодня удивило?
Ответы детей.
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
Молодцы! Теперь пора возвращаться, а помогут нам обратно вернуться в детский сад вот эти алтайские ковры. Перед вами два ковра. Если вам, было интересно, пройдите по ковру с зелеными орнаментами, а если вам было неинтересно пройдите по ковру с красными орнаментами. И мы окажемся в детском саду.
Дети проходят по ковру, возвращаясь в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)
Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «В гости к паровозику»
Занятие по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»
Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе - посредством художественной...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада «В гостях у Сказки»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада «В гостях у Сказки»Цель: Закрепление и расширение знаний детей о сказках.Задачи:• Развивать речь детей, расширять...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:"В гости к леснику"
Продолжать формировать грамматический строй речи у детей старшей группы. ...