Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "В гости к Ырысту"
методическая разработка (старшая группа)

Темдекова Байару Анатольевна

Цель: создание условий для развития речи дошкольников посредством алтайских народных сказок.

Задачи:

1). Обобщать знания о ранее изученных сказках.

2). Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ.

3). Воспитывать чувство любви к родине, через приобщение к алтайскому народному фольклора.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, социально- коммуникативное, познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yrystu_ts.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «В гости к Ырысту»

Байару Анатольевна Темдекова, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида

города Горно-Алтайска»

Цель: создание условий для развития речи дошкольников посредством алтайских народных сказок.

Задачи:

1). Обобщать знания о ранее изученных сказках.

2). Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ.

3). Воспитывать чувство любви к родине, через приобщение к алтайскому народному фольклора.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, социально- коммуникативное, познавательное развитие.

Образовательныетехнологии: информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, сотрудничества, игровые.

Методы и приемы: сюрпризныймомент, беседа, отгадывание загадок, игра, работа с картой.

Предварительная работа: чтение алтайских народных сказок; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, обыгрывание   сказки «Ырысту» с помощью кукольного театра.

Словарная работа: дудочка- шоор, гора-туу, мост-кур, корова-уй (ийнек), овца-кой, мост- кур.

Материалы и оборудование:раздаточный материал для каждого ребёнка: кажык, войлочные шарики, клей ПВА; аудиозапись гр. «Тала», карта, иллюстрации ипазлы по алтайским сказкам, дощечки с заданиями, голубая ткань (озеро), коричневая ткань (гора), макет луга,алтайский сундук с загадками, кукла из войлока «Ырысту», национальные ковры.

Ход организованной образовательной деятельности

  1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Звучит аудиозапись гр. «Тала», игра на муз.инструменте дудочка-шоор.

Дети с воспитателем проходят в зал, становятся в круг.

Воспитатель: Jакшылар. Здравствуйте ребята.

-Здравствуйте! -  вы нам сказали

-Здравствуйте! – ответим мы.

Нас две ниточки связали: теплоты и доброты.

Воспитатель: - Какое настроение у вас возникло после моих слов, ребята?

Ответы детей: хорошее, веселое.

Воспитатель: - Да, недаром у алтайского народа есть такая пословица «Доброе слово-пол коня стоит».

  1. Основная часть.

Воспитатель: - Когда мы вошли в зал, звучала музыка. Кто из вас знает, какой музыкальный инструмент звучал?

Дети: - дудочка - шоор.

Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно это дудочка – шоор. А скажите пожалуйста в какой алтайской сказке встречается данный музыкальный инструмент? (Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы ребята, этот музыкальный инструмент встречается в алтайской сказке «Ырысту». И сегодня мы с вами отправимся в сказку «Ырысту».

- А как же нам туда попасть? Вы верите в волшебство? Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Возьмемся за руки и произнесем волшебные слова.

-Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза вправо обернись

И в сказке очутись.

Воспитатель: Дети, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти? Нужно оглядеться может, где-то есть подсказка.  

 Воспитатель с детьми оглядываются по сторонам, обращают внимание на лист бумаги, лежащий на полу.

Воспитатель: Ой! Дети, смотрите, что это? Это карта, а здесь цифры 1, 2, 3. И нам нужно выполнить задания. Значит, идем к цифре 1, что там?

Ответ детей: гора!

Воспитатель: Да, гора! А кто знает, как гора будет на алтайском языке? (ответы детей).

Воспитатель: Гора- туу.

Воспитатель с детьми проходят к Горе.

Воспитатель: К горе мы ближе подойдем,

                        Все отыщем, все найдем.

- Ну, так и есть, смотрите: записка!

«Не стерпела, не смогла,

Все картинки порвала.

Если соберете, в сказки их вернете».

(Дети собирают пазлы по алтайским сказкам и называют их)

Воспитатель: -  Молодцы ребята, кто-то здесь набезобразничал, но вы справились с заданием.

- А теперь скорее в путь

Оглядитесь-ка вокруг

Куда дальше мы пойдем?

- Идем к цифре 2, к молочному озеру (кёл)

- А каким образом нам через озеро переправиться?

Ответы детей.

Воспитатель:Ой, дети, смотрите! Что это?

- По- моему, стройматериалы. Как вы думаете, что можно из него сделать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мостик-кур.

- Посмотрите, здесь что-то написано:

«Через озеро перейдете, если мостик соберете,

На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте»

1-я дощечка:

Вспомните и назовите алтайские народные пословицы и поговорки.

2-я дощечка:

Вы за мною повторяйте чистоговорки изучайте:

Ой-ой-ой, отопчыкты кой,

Уй,уй,уй, моороп туру уй.

Воспитатель: Молодцы! Уй –корова, кой- овца.

3-я дощечка:

Вспомните и назовите волшебные слова, которые встречаются в сказке «Ырысту».  (Пып, Тап-Тажлан).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Отправляемся дальше. А куда мы пойдем, смотрим цифра 3, на зеленый луг.

(На лугу стоит сундук- кайырчак).

-Дети, посмотрите сундук, а сундук не простой, волшебный.

 Слова из сказки он нам говорит,

А вы догадайтесь, что там лежит.

В этой сказке на поляне

Он стоит совсем один,-

Птица с красными бровями,

Очень жадный господин.

( Жадный глухарь)

Воспитатель выставляет ширму-декорацию к сказке «Жадный глухарь»

Он далеко решил пойти,

Узнать хотел он по пути

Кто самый сильный на земле?

Он думал, топая во мгле.

И завершая свой пробег

Узнал, что это - Человек!

                                   (Теертпек)

- И такая сказка есть. Выставляется ширма.

Этот мальчик-пастушок,

Легко на дудочке играя,

Великому хану спастись помог,

В сердце своем доброту сохраняя.

                                               (Ырысту)

- И такая сказка есть. Ой, а сколько здесь героев этих сказок, и они все просятся в свою сказку. Давайте, дети, расставим каждого героя к своей сказке.

Дети расставляют героев к своим сказкам (ширмам), называя их.

Воспитатель: Все ли герои собрались в сказках?

Дети:  да!

Воспитатель: Дети, Ырысту, загрустил. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, конечно потому что он потерял овец. Давайте, поможем ему сделать овец, которых он будет пасти на лугу.

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, опишите овцу (воспитатель показывает овцу, сделанную из войлока и кажыка).

Дети составляют описательный рассказ из 2-3 простых предложений.

Воспитатель: Молодцы! А теперь приступим к работе, но прежде чем приступить разомнем пальчики:

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Раз, два, три, четыре, пять,

Давайте пальчики считать!

Башпарак, Бажы-Кырлу, Ортон-Мерген, Куба-Чечен, Кичу-Бий.

Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить!

- Молодцы! Приступим к работе.

Воспитатель ведет прямой показ изготовления овцы из бабок-косточек с объяснением методов и приемов.  Дети выполняют работы. В заключении воспитатель предлагает разместить овец на лугу.

Воспитатель: Молодцы! Вы сделали очень, замечательных овец для Ырысту, он очень рад, спасибо вам большое. Мы выполнили все задания. И нам можно возвращаться в детский сад.

- Дети, вам понравилась сказочная страна?

- С какими  новыми словами познакомились?

- Что мы встретили на пути, к сказке «Ырысту»?

- Что вас сегодня удивило?

Ответы детей.

 3.Заключительная часть.

Рефлексия.

 Молодцы!  Теперь пора возвращаться, а помогут нам обратно вернуться в детский сад вот эти алтайские ковры. Перед вами два ковра. Если вам, было интересно, пройдите по ковру с зелеными орнаментами, а если вам было неинтересно пройдите по ковру с красными орнаментами. И мы окажемся в детском саду.

Дети проходят по ковру, возвращаясь в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)

Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «В гости к паровозику»

      Занятие по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»

Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе -  посредством художественной...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада «В гостях у Сказки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада «В гостях у Сказки»Цель: Закрепление и расширение знаний детей о сказках.Задачи:• Развивать речь детей, расширять...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:"В гости к леснику"

Продолжать формировать грамматический строй речи у детей старшей группы. ...