Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада «В гостях у Сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Попова Екатерина Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада «В гостях у Сказки»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о сказках.
Задачи:
• Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями;
• развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением;
• совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):
• активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений;
• формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
• развитие внимания, памяти, логического мышления.
• воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о сказках, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.
Воспитатель:  А что такое сказки?
Дети: Истории, в которых звери и птицы разговаривают человеческим голосом, оживают предметы, происходит волшебство.
Воспитатель: Правильно, в сказках оживают и звери, и птицы, и различные предметы. В сказках живет волшебство. В сказках добро побеждает над злом. Сказка дает нам много знаний. Скажите, с каких слов обычно начинаются сказки?
Дети: Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; за лесами, за горами и т. д.
Воспитатель: Чтобы добраться до страны сказок, нам нужен какой-нибудь транспорт. А так как мы отправляемся в волшебную страну, значит, и транспорт у нас будет волшебный. Я предлагаю вам полететь на ковре-самолете. Вы согласны? Тогда занимайте свободные места на нашем ковре-самолете!
А пока мы летим, поговорим о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
Воспитатель: - Вот и попали мы с вами в страну сказок.
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
1. Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Воспитатель: Мы попадаем на первую полянку, где есть задание.
2. Дидактическое задание – «Отгадай сказку»
1. Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
 

2. Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

3. Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела. (Колобок)

4. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)

5. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом,
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

6. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились!
- Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей, повторяйте все за мной.
3. Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка.  (прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
- И мы с вами движемся дальше. Посмотрите, какая необычная книга!

4. Дидактическая игра «Исправь название сказки»
— В этой книге много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок — золотой пастушок»;
9. «У смеха глаза велики»;
10. «Лапша из топора».
5. Дидактическая игра «Расскажи слова из сказки»
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
5. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

Дети отгадывают текст, воспитатель и сверстники исправляют, если необходимо, ошибки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! А здесь корзина с пирожками! Кто мог ее тут оставить? (Красная Шапочка). Все пирожки рассыпались! Давайте сложим их аккуратно в корзину. С чем пирожки?

6. Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»
Дети называют начинку пирожков, согласовывая слова в творительном падеже.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, все справились.
— Ну что продолжим наше путешествие?
— Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
 

Сказка «Три медведя»
— Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама — медведица, папа медведь, сын — медвежонок. Как их звали?
— А кто ещё был героем этой сказки? (Машенька)
— А Машенька испугалась трех медведей?
— Конечно, испугалась Машенька.
— Давайте поиграем в игру «Скажите ласково»

7. Дидактическая игра «Скажите ласково»
— У медведицы — лапы, у медвежонка? (лапки).
— А у медведя огромные — (лапищи).
— У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
— А у медведя? (глазищи).
— У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
— А у медведя? (носище).
— У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
— А у медведя? (ротище).
— Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
9. Игра "Назови слово на заданный звук"
[З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
[К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
[М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга,
Итог
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?
А что понравилось больше всего?
Сказка – волшебная страна, с которой не хочется расставаться.
Воспитатель предлагает детям нарисовать на память портрет любимого сказочного персонажа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_skazkam.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей  составлять предложения по картинкам;            ...

"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989186","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе детского сада.

1.Интегрируемые области: Речевое развитие, Социально-коммуникативное    развитие. Задачи: 1. Учить пересказывать небольшой рассказ с опорой на вопросы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Тема: «Путешествие на ковре-самолёте в страну сказок»...