Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Gala8panferova
Проект
исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста
На тему: «Полезные свойства соли"
 
Вид проекта – исследовательский, ознакомительный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели группы
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
4. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
6. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
7. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
НАХОЖДЕНИЕ СОЛИ В ПРИРОДЕ
Соль — это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита — каменной соли. Природный галит редко бывает чисто белого цвета. Соль может лежать под землей или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор.
СПОСОБЫ ДОБЫЧИ СОЛИ
Добыча каменных солей осуществляется подземным - в шахте под земле и открытым способами – на поверхности земли.
ВИДЫ СОЛЕЙ
Соль бывает каменная - неочищенный осветленный натуральный продукт.
Соль бывает поваренная - это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы.
Морская соль - один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид. При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.
Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная красителем в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя.
СВОЙСТВА СОЛИ
- Соль белого цвета;
- не имеет запаха;
- на вкус соленая;
- растворяется в воде, но не испаряется;
- соль делает жидкость плотнее;
- соль подвержена кристаллизации.
Опытное подтверждение свойств соли
Опыт № 1. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворите в воде соль. В столовую ложку наберите немного соленой жидкости. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудите ложку и попробуйте порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль. Вывод: соль не испаряется вместе с водой, а остается.
Опыт № 2. Соль делает жидкость плотнее. Поместите в воду яйцо куриное. Оно утонет. А теперь постепенно добавьте в воду соли. Много соли. Аккуратно перемешайте воду, чтобы не разбить яйцо. Оно начинает всплывать. Вывод: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной. Поэтому на море тело легче держится на поверхности воды
Опыт № 3. Соль подвержена кристаллизации. Подготовьте соль мелкого помола, стакан, х/б нить, блюдце. В стакан налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. В стакан поместите нить. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке и краях стакана наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты! Вывод: соль способна кристаллизироваться.
ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ КАЧЕСТВА СОЛИ:
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота учувствует во множестве жизненных процессах организма человека.
Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами.
Одним словом – все должно быть в меру!
ГДЕ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СОЛЬ
Человек чаще всего использует соль в быту – для приготовления пищи. Еда несоленая совсем невкусная, пресная.
Также соль может использоваться, как поделочный материал, если ее смешать с мукой и водой. Получится соленое тесто, из которого можно вылепить очень красивые поделки.
Еще соль можно использовать, как народное средство, когда болит зуб – нужно прополоскать больной зуб соленой водой.
Если в банку с молоком сыпнуть чуть – чуть соли, то оно может дольше не прокиснуть.
А если женщины хотят, чтобы их ногти были крепкими и длинными, то можно делать солевые ванночки.
Соль используют для того, чтобы продукты могли дольше храниться. Например, когда делают соленые огурцы или помидоры, то в банку добавляют много соли, чтобы она с овощами могла простоять до самой зимы.
В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ УЗНАЛИ, ЧТО:
1. Соль – друг, потому что это один из важных элементов в живых организмах.
2. Соль – враг, потому что может нанести вред здоровью человека.
3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
4. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в самых различных целях.
5. Соль растворяется в воде, но не испаряется.
6. Соль – кристаллизующееся вещество.
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедия для детей «Геология».
2. Интернет-ресурсы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy.docx743.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

По теме «В гости к цыплёнку»

(с использование мнемотаблиц)

Программное содержание:

1. Воспитывать познавательный интерес к окружающему природному миру и познавательную активность.

2. Учить узнавать по мнемотаблице время года «Весна».

3. Учить пользоваться графическим изображением, обозначающим весну.

4. Учить ориентироваться по схеме.

5. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны.

6. Развивать умственную активность, наблюдательность.

7. Развивать логику, внимание, мышление.

8. Развивать связную речь.

9. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: карта-схема, картинки с приметами весны и зимы, 2 шара красного и синего цвета, мнемотаблицы «Весна», «Корова», «Волк», мнемотаблицы по сказкам «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», предметные картинки, фигурки зверей, таблица «Зашумленные предметы», мнемотаблицы по загадкам.

 

Ход занятия

I. Оргмомент

В.: Ребята, мы получили приглашение в гости, угадайте к кому «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки».

Дети: Это цыпленок.

В.: Давайте выберем шарик, который соответствует нашему настроению.

Дети выбирают красный шарик с улыбающимся человеком

В.: Ребята, почему вы выбрали именно этот шарик?

Дети: Потому что на нем веселый человечек.

В.: Путь наш далекий, трудный, а поможет нам карта.

II. Основная часть

В.: Ребята, мы находимся в детском саду. Куда нам двигаться?

Дети: Идти надо прямо, до высокого дерева

В.: Смотрите, кто-то сидит на дереве и бросает нам конверты.

Дети: Это сорока.

В.: Давайте, выполним пальчиковую гимнастику «Сорока».

Ты сорока - белобока

Прилетела издалека

Не сказала, где была,

Только письма принесла.

- Берите конверты. Рассмотрите карточки и составьте предложения.

Примерные предложения:

  • Появляется трава. На деревьях распускаются почки.
  • Тает снег, бегут ручьи.
  • Дети пускают кораблики
  • Тают сосульки. Появляются лужи.
  • Солнце светит ярко. На небе облака
  • Прилетели птицы.
  • Проснулись бабочки
  • Появилась трава. Распускаются цветы.

В.:Все, что вы сейчас рассказали можно объединить одним словом. Каким?

Дети: Весна.

В.: Да, все это признаки весны. Давайте сложим таблицу «Весна».

Дети выбирают нужные картинки. Затем рассказывают о весне.

В.: Ребята, куда нам идти дальше, смотрите по карте.

Дети: Надо повернуть направо, пройти по дорожке и найти сундучок.

В.: Он непростой. Это сундучок сказочный. Здесь спрятались 2 сказки, известные вам: «Маша и медведь» и «Заюшкина избушка». Попробуйте навести порядок и собрать сказки. А затем разложить карточки, согласно содержанию сказки. Расскажите сказку, в которой встречается слово «весна».

Дети начинают рассказывать

В.: Ребята, смотрите дальше, где должен пройти наш путь.

Дети: Дальше нужно идти по тропинке до домика бабушки.

В.: Это бабушка - загадушка. Она пропустит нас в том случае, если мы отгадаем ее загадки.

Воспитатель (в роли бабушки): Я вам не скажу, а покажу свои загадки.

На мнемотаблицах зашифрованы загадки:

1.«Под соснами, под елками

Катиться клубок с иголками»

 

2.«Без окон, без дверей

полна горница людей»

 3.«Круглая, а не мяч, желтая, а не солнце, с хвостиком, а не мышь. 

В.: Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. Можем продолжать путь. Посмотрим на карту. Куда нам идти?

Дети: Нужно повернуть направо и дойти до домиков.

В.: Вы знаете, кто там живет?

Дети: Нет

В.: Может узнать, если рассмотрим таблицы.

Дети: Это дом волка

В.: Как вы догадались?

Дети: Это хищник, он живет в лесу, а не дома, у него 4 лапы, челюсти (составляют рассказ-описание волка)

В.: А вот недалеко еще чей-то дом.

Дети: Это корова. Потому что живет не в лесу, а дома, у нее 4 ноги, рога, питается травой, дает молоко.

В.: Молодцы. Где-то поблизости должен находится и цыпленок.

Послушайте рассказ о том, как проходил день рождения цыпленка.

«Жил- был цыпленок. И у него было много друзей. Однажды цыпленок пригласил своих друзей на день рождения. Все они очень обрадовались этому приглашению и стали думать, что бы такое ему подарить. Медвежонок решил, что нужно цыпленку подарить душистый сладкий мед. Ведь все малыши любят сладкое. Ежик захотел сделать цыпленку подарок из одуванчиков, потому что цыпленок был таким же желтым и пушистым, как одуванчик. Утенок предложил подарить цыпленку подсолнух, потому что цыпленок очень любил клевать зернышки и греться на солнышке. А ведь подсолнух так похож на солнышко! Они подумали и решили, что подарят цыпленку и мед, и одуванчики, и подсолнух. А еще они взяли с собой маленькую скрипочку и спели цыпленку веселую песенку».

В.: Отберите картинки, которые относятся к тексту. (медвежонок, щенок, утенок, мед, одуванчик, подсолнух, скрипка). Повторите рассказ. Давайте подарим цыпленку наш шарик хорошего настроения. Давайте найдем цыпленка среди спрятанных предметов. Обведем и раскрасим его.

Дети выполняют задание, за которое цыпленок приготовил угощение. Подсолнух становится волшебным (из мармелада). Дети благодарят цыпленка и возвращаются в детский сад.

В.: Понравилось вам путешествие?

Дети: Да, очень понравилось.

В.: В следующий раз мы с вами еще побываем в гостях.

       

 

http://www.maam.ru/images/14%285%29.jpghttp://www.maam.ru/images/13%286%29.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»

Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием  икт.Программное содержание:        Помочь ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения;четко проговаривать слова.Формировать умение связно, последовательно описыв...


 

Комментарии

Мещанинова Татьяна Владимировна

Спасибо за конспект! Детям очень нравится рассказывать по мнемотаблицам! Я в своей работе использую мнемотаблицы!