Игра-квест по нравственно-патриотическому воспитанию «Чувашия мой край родной».
методическая разработка (подготовительная группа)

Филиппова Марина Николаевна

Аннотация

«Ты вспомнишь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспомнишь родину такую,

какой ее ты в детстве увидал».

К.М Симонов

Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, много над чем задумываемся. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших, она продиктована самой жизнью, состоянием молодого поколения.

Квест-игра «Чувашия мой край родной» проводится для детей 6-7 лет и имеет ярко выраженную нравственно-патриотическую направленность. Игра «Чувашия мой край родной» способствует воспитанию патриотизма и любви к своей родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashiya_moy_kray_rodnoy_.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Игра-квест

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Чувашия мой край родной».

Аннотация

«Ты вспомнишь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспомнишь родину такую,

какой ее ты в детстве увидал».

К.М Симонов

Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, много над чем задумываемся. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших, она продиктована самой жизнью, состоянием молодого поколения.

Квест-игра «Чувашия мой край родной» проводится для детей 6-7 лет и имеет ярко выраженную нравственно-патриотическую направленность. Игра «Чувашия мой край родной» способствует воспитанию патриотизма и любви к своей родине.

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие

Форма проведения: квест – игра

Предварительная работа:

- Беседа о республике Чувашии, о народных традициях, быте и одежде чувашей.

- Рассматривание энциклопедии «Моя Чувашия», «Выдающиеся люди Чувашии»

-Рассматривание иллюстраций с изображением чувашских национальных костюмов, иллюстрации с убранством чувашских из.

Цель:

- Способствовать обогащению знаний о малой родине (Чувашской Республике, её природе, истории и культуре.

- расширение кругозора и знаний детей об истории чувашского края; приобщения подрастающего поколения к истокам национальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Вызвать желание больше узнавать нового, интересного об истории родного края.

- Уточнить название республики, столицы, города.

- Закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия

- Закрепить знания детей о малой родине (Чувашии, о местоположении Чувашии, активизировать в речи названия рек, городов Чувашской Республики, объектов культуры.

- Формировать элементарное представление о чувашском народе.

Развивающие:

- Развивать у детей интерес и осознанно-правильное отношение к родному краю.

- Развивать навык коллективного общения, умение работать сообща для достижения конечной цели, связанную речь, слуховое восприятие.

- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

- Формировать умение работать в группе.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину.

- Воспитывать чувство гордости за республику, в которой проживаешь, уважение к родному языку, представителям разной национальности, проживающих на территории республики.

Оборудование: компьютер, проектр, колонки, пазлы с изображением достопримечательностей Чувашии, шаблоны флажков для закрашивания, иллюстрации профессий, «чудесный мешочек с предметами», фломастеры, листы для рисования.

Предполагаемый результат:

- Сплочение участников квест -игры;

- Формирование у воспитанников интереса к истории своего города, республики, достопримечательностям, природе;

- Формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свой край, свою малую Родину.

Ход игры:

Здравствуйте, ребята! Мне сегодня пришло видео сообщение, давайте посмотрим, и узнаем от кого же оно?

От Вани Печкина из Сахалина.

«Здравствуйте, меня зовут Ваня Печкин я проживаю в Сахалине. Я юный исследователь, очень люблю исследовать республики нашей страны. На карте я увидел вашу республику. И мне так захотелось узнать больше о ней: какие животные обитают в ней, о достопримечательностях главного города, о чувашской кухне, о природе, о выдающихся людях. Попробуйте узнать и всё мне рассказать. Успехов вам!».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь путешественнику узнать о нашей Родине? Ну, тогда давайте попробуем ответить на его вопросы и расскажем ему про нашу республику.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое Родина?

ответы детей:

Воспитатель: Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди – мама, папа, дедушка, бабушка. Это мест где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека.

- Ребята, в какой стране мы живем? (В России).

- Какая наша страна? (Красивая, богатая, большая, знаменитая).

- Как называемся мы с вами, граждане России? (Россияне).

- Как и у человека у нашей республики есть имя.

- Как называется наша республика? (Чувашия).

- А, мы, живущие в ней? (Чуваши).

Воспитатель: Ребята, как называется город в котором мы живем? ( ответы детей)

Новочебоксарск- молодой город Чувашской республики, который называется городом энергетиков, химиков и строителей. В нем проживает 127000 человек.

Посмотрите внимательно на карту, на ней изображена Чувашская республика. Чебоксары – это столица Чувашии. Этот город находится на берегу реки Волги. Красивый и очень уютный город, в котором много парков и скверов. Здесь проживает почти пятьсот тысяч человек. Основную часть населения составляют чуваши (59%) и русские (32%). Название города на чувашском языке – Шупашкар.

Воспитатель: Ребята , как называется город в котором мы живем? ( ответы детей)

Новочебоксарск- молодой город Чувашской республики, который называется городом энергетиков, химиков и строителей.

Главой чувашской республики является Олег Алексеевич Николаев

Воспитатель: У нашей республики есть свой гимн. Давайте послушаем его. (звучит гимн).

Чувашская республика большая, красивая, гостеприимная. Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Приглашение в Чувашию» П.Хузангая:

Знаете ли Вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа — гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов
Это все проверить с вами вместе.

Воспитатель: Итак, мы указали на карте нашу республику и её столицу Чебоксары. А теперь я предлагаю нам отправиться в квест — путешествие по нашей родине, но не на поезде и не на самолете, а с помощью компьютера, и путь нам укажет вот эта стрелочка. На каждой остановке мы будем находить части мозаики и складывать вот в это сундучок, а в конце путешествия мы эти части сложим. И узнаем, что изображено на мозаике.

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путь надо только сказать:

Стрелка, стрелка покажи.

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель: Итак, в путь.

Все вместе:

Стрелка, стрелка покажи.

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель: И наша первая остановка: «Достопримечательности Чувашии». Ребята, на столе лежат пазлы с изображением достопримечательностей Чувашской республики и нашего города. Вам нужно собрать пазлы и назвать те достопримечательности, которые на них изображены.

(Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно - ли собраны картинки, дети по ходу называют каждую достопримечательность.)

Воспитатель: Все справились с заданием. За выполненные задания — вот ваша первая часть пазла.

Воспитатель: Итак, отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи.

Стрелка, стрелка укажи

Воспитатель: Вторая остановка: «Флаг и герб Чувашской Республики».

Воспитаель: Ребята ,какого цвета наш флаг?

Дети: красный и желтый (показ флага).

Воспитатель: Государственный герб Чувашской Республики представляет собой геральдический щит, на котором мы видим "Древо жизни", растущее из чувашской земли. А также восьмиугольная звезда – это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля, ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии.

Цвета государственного флага – желтый и красный основные цвета чувашского народа.

Желтый (сара) цвет – означает самое прекрасное и светлое.

Красный цвет (херле) – обозначает – достоинство, могущество, сила.

Верхнее желтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает чувашскую землю.

В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца». Символ «Древо жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе есть карандаши и белые флаги, давайте раскрасим их в цвета нашего флага.

Воспитатель: Все справились с заданием. За выполненные задания — вот ваша вторая часть пазла. А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель: Третья остановка: «Национальный костюм».

Игровое задание «Оденем кукол»

(Детям предлагаются силуэты кукол (девочки и мальчики) и силуэты элементов национальной одежды (русской, чувашской, татарской) женской и мужской)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. За выполненное задание — вот ваша третья часть пазла. А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи.

Четвертая остановка «Национальные блюда». Ребята, в Чувашии много национальных блюд. Давайте попробуем их отгадать! Я предлагаю назвать блюда, которые изображены на картинках на слайде

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. За выполненное задание — вот ваша четвертая часть пазла. А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи.

Пятая остановка «Великие земляки».

Назовите выдающихся людей Чувашии, внесших существенный вклад в культуру чувашского народа и всего человечества своими достижениями или влиянием на ход истории. Назовите род их деятельности.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. За выполненное задание — вот ваша пятая часть пазла.

Воспитатель: Я предлагаю продолжить игру с небольшой разминки. Согласны?

Физкультминутка « По родному краю»:

По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте)

Справа от нас- зеленый луг ( поворот)

Слева находится лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок ( прыжки).

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух (взмахи руками).

Солнце над березами светит нам(поворот головы)

Мы рады ягодам, грибам (наклоны)

Воспитатель: И так, в путь !

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи.

Шестая остановка «Профессии моего города»

Перед вами лежат фотографии разных профессий и «чудесный» мешочек, в котором спрятаны предметы этих профессий( повар—половник, водитель- руль, продавец- касса, врач- фонендоскоп, химик- микроскоп, полицейский – рация…)

Задание: необходимо из «чудесного» мешочка достать по одному предмету, рассказать, что это или показать как им работают и выбрать ту фотографию профессию , к которой этот предмет относиться.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. За выполненное задание — вот ваша шестая часть пазла. А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи.

Седьмая остановка «Улицы моего города». Ребята, мы дошли до станции «Улицы моего города», а кто знает свою улицу, на которой живет? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. За выполненное задание — вот ваша седьмая часть пазла. А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Восьмая остановка «Животные Чувашской Республики». Где-то на полянке спрятаны лесные жители. Если вы их отгадаете загадку, то они появятся.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(кабан)

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это...

(лось)

Воспитатель: Молодцы! Всех отгадали! Кто из зверей здесь собрался?

Дети: Лиса, белка, медведь, волк, кабан, лось.

Воспитатель: Правильно, все эти животные обитают у нас в Чувашии.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. За выполненное задание — вот ваша последняя часть пазла. Давайте соберем его, и посмотрим, что у нас получилось!

Дети: карта.

Воспитатель: Ребята, это карта нашей республики

Посмотрите, пожалуйста, сколько тут дорог, рек, сел и городов. В пределах Чувашской Республики полностью или частично протекает 2356 рек и ручьев общей протяженностью 8650 км. Все они относятся к волжскому бассейну. Наибольшая их часть имеет длину менее 10 км, реки длиной 10-25 км. Основными реками, протекающими через территорию республики, являются Волга и Сура. Наиболее значительными из малых рек являются Большой Цивиль, Малый Цивиль, Аниш, Кубня и Була..

На территории Республики Чувашия находится 9 городов, из них:

Здесь живут и чуваши, и татары, и русские и другие народы. Все они живут очень дружно, помогают друг другу и вместе отмечают праздники.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось квест-путешествие? Тогда я предлагаю вам сейчас вспомнить все и рассказать что вы нового узнали, и отправить видео сообщение Ване Печкину.

Литература.

  1. Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 72 с
  2. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1
  3. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: « Мой край родной – частица Родины большой»

Формировать у детей  любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края....

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной».

Конспект  НОД в подготовительной к школе группе.Тема: «Чувашия – мой край родной». Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира»...

Выступление на педагогическом совещании Отчёт подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Россия- край родной»

Патриотизм — это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Работа в этом направлении должна быть системной и целенап...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию, создание макета "Край родной - Камчатка"

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который формирует у детей уважение и любовь к своей малой Родине....