Конспект образовательной деятельности «Экскурсия по народным промыслам Орловского края» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия
Конспект
образовательной деятельности
«Экскурсия по народным промыслам Орловского края»
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №92 Г. ОРЛА
Конспект
образовательной деятельности
«Экскурсия по народным промыслам Орловского края»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Альшанова Е.Н.
ОРЕЛ, 2024 г.
ОБОРУДОВАНИЕ: Экран, дерево, ковры, скатерти, сундук, Орловский спис, образ «печь русская» с атрибутикой, плешковская и чернышенская игрушка в ассортименте, стулья на количество детей, глиняный кувшин, котелок, старинный утюг, лампа, прялка, фото гармони, кружево в т.ч. мценское, спичборды, краски, салфетки, кисти, гуашь, подставки под кисти, проектор.
Играет русская народная музыка. Дети входят в зал взявшись за руки, образуют круг.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте с познакомимся! Меня зовут Елена Николаевна. А теперь вы ладонь мне давайте и имя свое называйте!
(Воспитатель протягивает ладонь к первому ребенку с вопросам: «Как тебя зовут? Так происходит знакомство со всеми детьми по очереди. В завершении воспитатель говорит: «Очень приятно!»)
Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное и удивительное путешествие. Готовы со мной попутешествовать? (Ответы детей)
Воспитатель: - Куда будет наше путешествие вы узнаете немного позже, а сейчас давайте пройдем на поляну и присядем. Проходите ребята, располагайтесь удобно.
Воспитатель: - Как называется страна в которой мы живем? (Россия)
Воспитатель: - А как называется наш город? (ответы детей) А вы знаете почему наш город имеет такое название? (ответы детей). Воспитатель опираясь на ответы детей дополняет ответ или рассказывает легенду о том, что город назван в честь птицы орел.
Воспитатель: - А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран! Кто это? (фото птицы орел) (Ответы детей)
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам внимательно послушать послание которое для вас оставил орел.
На экране изображение орла и звуковой ряд с его голосом: «Здравствуйте ребята! Издавна на территории области развивались и продолжают развиваться такие виды народного искусства, как вышивка в стиле орловского «списа», создание Плешковской и Чернышенской посуды и игрушки, создание ливенских гармошек, плетение Мценского кружева. Если вы хотите их увидеть и узнать больше, то отправляйтесь в путешествие по народным промыслам Орловщины. Много увлекательного и интересного ждет вас на этом пути. Желаю вам счастливого пути.
Воспитатель: Отправляемся!? Дети и воспитатель встают. – По дорожке пройдем вышивку старинную мы найдем. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы
Воспитатель: Что вы видите? Встречали такую вышивку где-то ранее? (Ответы детей) – В Орловской области существует своя собственная вышивка. Знаете о чем речь? (ответы детей) Давайте откроем сундук и посмотрим! Воспитатель достает полотна с вышивкой «орловский спис» Этой вышивкой украшали костюмы, скатерти, предметы быта.
Дети рассматривают спис.
Воспитатель: - Какие вы видите элементы (фигуры) в вышивке? (дерево жизни + птица Пава. Образцы птицы, ствол, ветки, листья, цветы, плоды)
- «Чтобы освоить мастерство вышивания необходимы определенные инструменты. Как вы думаете какие инструменты использовали мастерицы для вышивания?» (пяльцы, наперсток, игла, нитки, ножницы)
Воспитатель: - Отлично! Давайте отправимся дальше.
Воспитатель: – Все мы дорожки пройдем печь русскую найдем.
Воспитатель: - Дети проходите ближе гости дорогие, присаживайтесь удобно. Посмотрите, на игрушки которые здесь находятся. (Воспитатель указывает на игрушки). Вы встречали раньше такие игрушки? Может у вас дома такие есть? (ответы детей) – Кто знает, как они называются? (ответы детей)
Воспитатель: - «Это Плешковская и Чернышенская игрушки. Названы в честь деревень в которых впервые были изготовлены. Рассмотрите! Из чего они сделаны?
Воспитатель: - Скажите какими узорами расписаны игрушки? (Прямыми и волнистыми линиями, кружочками, пятнышками)
- На что похожи кружочки? (солнце)
-Чем они отличаются?
- Что есть у некоторых игрушках (показывает) и ее можно использовать не только для игры? (отверстие – свисток)
Воспитатель: - Друзья, а сейчас скажите, что еще вы видите? (глиняный кувшин, самовар, старинный утюг, лампа, лапти). Воспитатель: «Для чего нужен был данный предмет и как применялся (опираясь на ответы детей) и чем этот предмет заменен в настоящее время и как работает)
Воспитатель: - Замечательно! Отправляемся тогда дальше! – Все мы по дорожке пойдем – музыкальный инструмент найдем. (фото ливенской гармошки спрятано. Воспитатель просит предположить детей о каком инструменте может идти речь) (ответы детей)
Воспитатель: Это не простая гармошка, а элемент народного промысла Орловщины – «Ливенка». (Видели такую гармошку? Слышали как она звучит?)
- Хорошо, давайте послушаем! (звучит ливенская гармонь в записи)
Воспитатель просит описать музыку.
Воспитатель - А теперь давайте с вами под эти задорные звуки разомнемся!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: - «Спасибо ребята, что с таким интересом путешествуете.
Воспитатель: - «Предлагаю отправиться дальше»
Воспитатель:
- Что я вижу! Что за диво!
- Сколько кружева вокруг!
- Здесь, ребята, так красиво! Аж захватывает дух!
- Дети посмотрите, что вы видите? Как это называется? Вам это знакомо? Видели вы такое раньше? (ответы детей)
Воспитатель: - Да, это кружево. Его плетут из тонких нитей и с помощью специальных инструментов. Каких? (спицы, коклюшки)
Воспитатель: - Как выдумаете для чего нужны кружева? (делали нарядной одежду, изготавливали салфетки и шторы для украшения дома).
Воспитатель просит детей присмотреться и обратить внимание на узоры кружева (листья, бабочки, цветы, завитки, круги и т.д.) Далее просит детей описать его. - Какое оно? (ответы детей). А что оно еще напоминает, вы встречали в природе такие узоры? (морозный рисунок на окне или снежинка)
А сейчас мы можем попробовать себя в роли мастеров, используя наши современные спичборды.
Дети вместе с воспитателем подходят к столам со спичбордами
Воспитатель знакомит детей со спичбордом («Это приспособления для вертикального рисования. Рисовать нужно не сильно надавливая на спичборд, сохраняя его равновесие»). Я предлагаю используя гуашь нарисовать кружевной рисунок, который и будет напоминать нам снежинки или морозный рисунок на окне. Присаживайтесь за столы. Вы можете создать свое уникальное нарисованное кружево или опираться на фото примеров кружевоплетения, которые находятся перед вами.
Анализ впечатлений от работы и получившегося продукта.
Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего (ответы детей). Воспитатель благодарит детей. Воспитатель: «Ну а нам пора прощаться, в свою группу возвращаться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Народные промыслы города Павлово» для детей старшего дошкольного возраста
https://cloud.mail.ru/public/Hwer/iQTLqmaZnТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...
Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследователь...
"ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ "Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста (ЭОР).
Автором представлен ЭОР по закреплению представлений старших дошкольников о народых промыслах России....
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...
Красная книга Орловской области для детей старшего дошкольного возраста
Красная книга для детей старшего дошкольного возраста,создана для того,чтобы дети могли ознакомиться с природой родного края...
Конспект ОД Виртуальная экскурсия в Национальный парк «Орловское полесье» для детей старшего дошкольного возраста
Программные задачи:знакомить детей с растениями и животными Национального парка «Орловское полесье»;формировать у детей предпосылки учебной деятельности – умение внимательно слушать,...