Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции" ребята знакомятся со старинными предметами, которыми пользовались наши предки, изделиями народных ремёсел, русскими народными играми, сказками и др. Итоговым мероприяттием традиционно является экскурсия в мини-музей "Русская изба", где дети закрепляют полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba_3.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
«Экскурсия в мини-музей «Русская народная изба»»
для детей старшего дошкольного возраста
Цели:
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа; знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством, укладом жизни; обогащать знания детей о русском народном творчестве;
- расширять и активизировать словарь детей по теме, развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память, умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Интеграция образовательных областей:
-«Познавательное развитие».
-«Речевое развитие».
-«Художественно-эстетическое развитие».
-«Социально-коммуникативное развитие».
-«Физическое развитие».
Предварительная работа:
-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».
-рассматривание наглядно-методического пособия: «Русский народный
костюм»,
-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,
-слушание народных мелодий.
-чтение стихотворений, загадок,
-заучивание русских пословиц, поговорок,
-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы,
былины.
-разучивание русских народных песен.
Словарная работа:
- рассматривание иллюстраций, предметов русского народного быта, объяснение значения слов: русская изба, горница, печь, самовар, сито, ложка, лапти, чугунок, ухват, горшок, колодец, каравай, горшок, коромысло, прялка, платок, сарафан, сорочка, кокошник, душегрейка, понёва, передник, рубаха-косоворотка, кафтан, картуз, порты, зипун, сундук, «красный угол», рушник, половики, плетень и др.
Ход:
Воспитатель:
- Ой вы гости дорогие,
Все красивые какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
- Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
- Гостеприимство является старинным русским обычаем. А на правах гостеприимной хозяйки я приглашаю вас к себе в русскую избу.
—Гость на порог —хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
- Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим
ладком»? (Не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.)
- Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
- Как называется комната в избе?
Правильно
–горница.
Посмотрите, в горнице, все деревянное: стол, лавки, посуда.
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
- Обведите взглядом горницу и отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают
–глотает» (печь)
Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как?
– «Печь всему голова».
Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная?
-Греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи изба - не изба». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.
Ответ детей:
В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей.
В сказке «По щучьему велению» -везёт Емелю к царю.
Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним
им сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки;
- Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Какие же предметы еще находились в русской избе? Без них в хозяйстве не обойтись.
- Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
1. «Выпускает жаркий пар
Древний чайник...». (Самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай
с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего
уюта и семейного покоя.
2. «Новая посудина, а вся в дырках». (Сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и
мягким.
3. «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая». (Ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую
вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
4. «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как
сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь
и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
;Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник.
Угадайте, кто?
6. Главной кухонной посудой был горшок
— прямой предшественник кастрюли. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
- А где раньше люди брали воду? (В реке, в колодце)
Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.
7. «Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (Прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне! Как она называется?
- Сарафан, платок, сорочка. А ещё носили кокошник, душегрейку, понёву (юбка), передник. Мужчины носили рубаху-косоворотку, кафтан, картуз, порты, зипун. А где хранили одежду? (В сундуке.)
Ну а обувь не забыли?
Ведь её давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти). А зимой, что обували? (Валенки)
Шили и украшали одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды), каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой. Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
- А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?
мы поиграем в игру «Платочек».
(Дети передают платочек по кругу, произносят текст, выполняют движения по тексту.)
- Наш платочек голубой
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга.
Покружишь, попляши
И платочек покажи.
- Раньше деток маленьких качали в люльках, которые привешивали к потолку.
Дети, как и сейчас, очень любили играть, но только богатые люди могли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Но и детки простого люда не были обделены, ведь игрушки они делали своими руками.
- А как называлось самое почётное место в избе?
- Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами)
- Как называли такие полотенца? (Рушник)
- Что стояло возле красного угла?
Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна.
- На полу стелили самотканые половики.
- А как назывался забор возле избы из плетеных веток? (Плетень)
- А сейчас я проверю, как вы запомнили, что сейчас, а что было раньше.
Сейчас сапоги, а раньше носили …лапти.
Сейчас готовят на плите, а раньше - … в печи.
Сейчас спят на кроватях, а раньше на … лавке, печи.
Сейчас одежду мы храним в шкафу, а раньше…в сундуке.
Теперь вода льётся из крана, а раньше носили … из колодца.
- Молодцы!
- Спасибо, ребята, за интересную встречу! Буду ждать вас с нетерпением снова в гости. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей подготовительной к школе группы....
Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО «В избушке Зимушки-зимы» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием метода обучения в сотрудничестве)
Цель :Создать декоративный образ морозного узора. Задачи: Развивающая- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ми...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Мост для спасения Мартынки» в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) компенсирующей направленности
Конспект занятия...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире профессий» для детей старшей группы, возраст 5-6 лет
Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию«В мире профессий»для детей старшей группы, возраст 5-6 лет...
Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев» для детей старшего дошкольного возраста.
Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев»для детей старшего дошкольного возраста....