Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции" ребята знакомятся со старинными предметами, которыми пользовались наши предки, изделиями народных ремёсел, русскими народными играми, сказками и др. Итоговым мероприяттием традиционно является экскурсия в мини-музей "Русская изба", где дети закрепляют полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba_3.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
«Экскурсия в мини-музей «Русская народная изба»»
для детей старшего дошкольного возраста
Цели:
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа; знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством, укладом жизни; обогащать знания детей о русском народном творчестве;
- расширять и активизировать словарь детей по теме, развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память, умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Интеграция образовательных областей:
-«Познавательное развитие».
-«Речевое развитие».
-«Художественно-эстетическое развитие».
-«Социально-коммуникативное развитие».
-«Физическое развитие».
Предварительная работа:
-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».
-рассматривание наглядно-методического пособия: «Русский народный
костюм»,
-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,
-слушание народных мелодий.
-чтение стихотворений, загадок,
-заучивание русских пословиц, поговорок,
-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы,
былины.
-разучивание русских народных песен.
Словарная работа:
- рассматривание иллюстраций, предметов русского народного быта, объяснение значения слов: русская изба, горница, печь, самовар, сито, ложка, лапти, чугунок, ухват, горшок, колодец, каравай, горшок, коромысло, прялка, платок, сарафан, сорочка, кокошник, душегрейка, понёва, передник, рубаха-косоворотка, кафтан, картуз, порты, зипун, сундук, «красный угол», рушник, половики, плетень и др.
Ход:
Воспитатель:
- Ой вы гости дорогие,
Все красивые какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
- Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
- Гостеприимство является старинным русским обычаем. А на правах гостеприимной хозяйки я приглашаю вас к себе в русскую избу.
—Гость на порог —хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
- Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим
ладком»? (Не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.)
- Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
- Как называется комната в избе?
Правильно
–горница.
Посмотрите, в горнице, все деревянное: стол, лавки, посуда.
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
- Обведите взглядом горницу и отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают
–глотает» (печь)
Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как?
– «Печь всему голова».
Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная?
-Греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи изба - не изба». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.
Ответ детей:
В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей.
В сказке «По щучьему велению» -везёт Емелю к царю.
Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним
им сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки;
- Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Какие же предметы еще находились в русской избе? Без них в хозяйстве не обойтись.
- Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
1. «Выпускает жаркий пар
Древний чайник...». (Самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай
с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего
уюта и семейного покоя.
2. «Новая посудина, а вся в дырках». (Сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и
мягким.
3. «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая». (Ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую
вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
4. «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как
сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь
и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
;Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник.
Угадайте, кто?
6. Главной кухонной посудой был горшок
— прямой предшественник кастрюли. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
- А где раньше люди брали воду? (В реке, в колодце)
Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.
7. «Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (Прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне! Как она называется?
- Сарафан, платок, сорочка. А ещё носили кокошник, душегрейку, понёву (юбка), передник. Мужчины носили рубаху-косоворотку, кафтан, картуз, порты, зипун. А где хранили одежду? (В сундуке.)
Ну а обувь не забыли?
Ведь её давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти). А зимой, что обували? (Валенки)
Шили и украшали одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды), каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой. Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
- А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?
мы поиграем в игру «Платочек».
(Дети передают платочек по кругу, произносят текст, выполняют движения по тексту.)
- Наш платочек голубой
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга.
Покружишь, попляши
И платочек покажи.
- Раньше деток маленьких качали в люльках, которые привешивали к потолку.
Дети, как и сейчас, очень любили играть, но только богатые люди могли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Но и детки простого люда не были обделены, ведь игрушки они делали своими руками.
- А как называлось самое почётное место в избе?
- Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами)
- Как называли такие полотенца? (Рушник)
- Что стояло возле красного угла?
Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна.
- На полу стелили самотканые половики.
- А как назывался забор возле избы из плетеных веток? (Плетень)
- А сейчас я проверю, как вы запомнили, что сейчас, а что было раньше.
Сейчас сапоги, а раньше носили …лапти.
Сейчас готовят на плите, а раньше - … в печи.
Сейчас спят на кроватях, а раньше на … лавке, печи.
Сейчас одежду мы храним в шкафу, а раньше…в сундуке.
Теперь вода льётся из крана, а раньше носили … из колодца.
- Молодцы!
- Спасибо, ребята, за интересную встречу! Буду ждать вас с нетерпением снова в гости. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО «В избушке Зимушки-зимы» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием метода обучения в сотрудничестве)
Цель :Создать декоративный образ морозного узора. Задачи: Развивающая- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ми...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Мост для спасения Мартынки» в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) компенсирующей направленности
Конспект занятия...
Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев» для детей старшего дошкольного возраста.
Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев»для детей старшего дошкольного возраста....
Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель занятий - формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни....
Конспект образовательной деятельности «Экскурсия по народным промыслам Орловского края» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности«Экскурсия по народным промыслам Орловского края»для детей старшего дошкольного возраста...