Главные вкладки
Конспект образовательной деятельности Виртуальная экскурсия в Национальный парк «Орловское полесье» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программные задачи:
- знакомить детей с растениями и животными Национального парка «Орловское полесье»;
- формировать у детей предпосылки учебной деятельности – умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: просмотр видеофильма о «Красной книге».
Оборудование и материал: мультимедийная техника для презентации; картинки с изображениями деревьев, животных, птиц, «Красная книга»; баночки с клеем и салфетки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г.ОРЛА
Конспект ОД
Виртуальная экскурсия в Национальный парк
«Орловское полесье»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
Ремизонцева Ю.Н.
Орел 2023
Виртуальная экскурсия в Национальный парк «Орловское полесье»
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Ремизонцева Ю.Н.
Программные задачи:
- знакомить детей с растениями и животными Национального парка «Орловское полесье»;
- формировать у детей предпосылки учебной деятельности – умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: просмотр видеофильма о «Красной книге».
Оборудование и материал: мультимедийная техника для презентации; картинки с изображениями деревьев, животных, птиц, «Красная книга»; баночки с клеем и салфетки.
I.Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель-экскурсовод.
Чтение стихотворения М.Дудина «Берегите землю!»
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите!
-Дети, как вы думаете, к чему призывает нас автор стихотворения? (Беречь землю.)
-Дети, что же делают люди, для того, чтобы сберечь нашу землю?
-Для охраны редких растений и животных в нашей стране созданы заповедники, национальные парки.
-Вы знаете, для чего создана Красная книга? (В эту книгу заносятся редкие растения и животные нашей страны, которых необходимо сохранить, чтобы они не исчезли.)
Дети, эта книга имеет красный цвет, потому что это цвет тревоги, опасности, призыв о помощи. В Красную книгу помещают те виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. Красный цвет книги сигнализирует. Всем! Всем! И взрослым и детям. Сделайте все возможное, чтобы сохранить природу.
На Орловщине тоже есть место, где охраняют природу – это национальный парк «Орловское полесье». Это особо охраняемая территория, которая создана не только для охраны и восстановления животного и растительного мира, но и для различных исследований, для организации туристических маршрутов и экскурсий.
-Дети, может быть кто-то из вас уже там побывал? (Высказывания детей.)
-Предлагаю вам совершить экскурсию в парк «Орловское полесье», но наша экскурсия будет необычная, а виртуальная, т.е. мы её совершим с помощью ноутбука, для того, чтобы познакомиться с редкими растениями и животными, которых мы занесем в Красную книгу.
Воспитатель показывает подготовленную книгу.
Я сделала заготовку Красной книги заранее, вы мне поможете вклеить картинки животных и растения, обитающих в национальном парке «Орловское полесье».
II.Практический этап.
Воспитатель определяет роли: экскурсовод – воспитатель, дети – посетители.
Во время экскурсии я буду экскурсоводом, а вы – посетителями парка. Приглашаю всех в автобус!
Дети садятся на стулья перед экраном, демонстрация видеофрагмента «Дорога в Полесье».
Итак, мы с вами едем по дороге, которая нас приведет в парк. Обратите внимание. Дорога широкая, двух полосная. По обочине видим деревья. Какие деревья видите вы? Сосны - высокие, стройные, с темно-коричневыми стволами.
Показ детям презентации «Национальный парк Орловское полесье».
Воспитатель-экскурсовод. Приглашаю вас в лес. Прислушайтесь к звукам леса. Здесь можно услышать шум листвы, пение птиц, голоса животных, журчание воды.
1). «Деревья» - презентация.
Воспитатель-экскурсовод. Посмотрите, как много деревьев здесь растет.
Произрастают в парке деревья, которые нуждаются в особой охране. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из них.
- Сосна обыкновенная – это хвойное растение, высота дерева 25-40 метров, поэтому сосна относится к деревьям первой величины. Ствол прямой, покрыт он красновато-бурой, с бороздками корой. У основания ствола кора намного толще той, которая расположена вверху. Такая «задумка» природы несет в себе защитную функцию, защищая дерево от перегрева и пожара. Пока дерево молодое, крона имеет конусовидную форму. С возрастом она круглеет, становится шире, а в старости приобретает плоскую или зонтиковидную форму. Дети, как называются листья у сосны? – хвоинки. А семена? – шишки. Отвар из хвои применяется в медицине: для лечения горла, для ингаляций (т.е. для прогревания), для ванн. Сосновая древесина широко применяется в производстве мебели: столов, стульев. Используется она в строении судов и вагонов.
- Ель европейская – хвойное вечнозеленое дерево. Дети, символом какого праздника является ель? (Нового года.) А какую загадку вы знаете про ель? (Зимой и летом одним цветом). Высота ели может достигать с семиэтажный дом. Как вы думаете, сколько живет ель? - продолжительность жизни 600 лет. Крона напоминает пирамиду, листья игловидные (Какие?), семена (Какие?) – шишки. В первые годы жизни ель растет медленно, затем ель растет быстрее. Отвар почек ели помогает при воспалении дыхательных путей (ингаляции), отвар шишек полезен для полосканий ротовой полости, при насморке, для закапывания носа. Из древесины делают бумагу, картон. Она используется в строительстве, мебельном деле, идет на различные поделки. Древесина ели легкая, мягкая, обладает хорошим свойством для изготовления музыкальных инструментов (скрипок, пианино). Наше пианино тоже сделано из ели.
- Дуб черешчатый – лиственное, крупное дерево, высота с пятиэтажный дом, огромная крона и мощный ствол. Ствол дуба толстый, чтобы его обхватить необходимо несколько человек. Ветки дуба непрямые, изогнутые, тянутся к свету и поэтому меняют направление в зависимости от периода года, погоды и времени суток. Листья у дуба продолговатые. Дети, как называются семена дуба? - желуди. Продолжительность жизни дерева 400-500 лет. Отвары из коры дуба используют для полосканий при воспалении полости рта, ожогах, ранах, воспалении кожи. Древесина используется в судостроении, изготовлении мебели, мостов, домов.
Мы познакомились с растениями, которые нуждаются в охране. Назовите деревья, которые необходимо вклеить в Красную книгу. Приглашаю вас выполнить задание.
2). «Птицы» - презентация.
Воспитатель-экскурсовод. В нашем лесу обитает большое количество птиц.
Я познакомлю вас с некоторыми птицами, живущими в парке, которые тоже нуждаются в охране.
- Глухарь – крупная птица, имеет округлённый хвост, длинные перья, живет в хвойных лесах, тяжело хлопает крыльями, не делает больших перелетов. Голова и хвост имеет пестрое оперение. Обитает глухарь в хвойных лесах. День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен, обладает хорошим слухом и зрением. Питается почками, листьями, травами, насекомыми. Зимой, когда наступают лютые морозы, он ныряет в снег и зарывается в нем. Свою ночлежку никогда не использует дважды, чтобы уберечься от хищников. В природе у него немало врагов. Дети как вы думаете, какие у глухаря враги в лесу? – волки, лисы, рыси, хищные птицы. В летний период наблюдается у глухарей линька. В такой период у птиц необычное поведение: они поднимают хвост и опускают его, закидывают голову и увлеченно поют, в этот период становится глухим. Отсюда и пошло его название - глухарь.
- Рябчик – На какую домашнюю птицу похожа эта птица? – курицу. Рябчик дальний родственник глухарей, по размерам он гораздо меньше своих собратьев. Да и характер у рябчиков не такой воинственный. Любят рябчики звонкой песней украсить тишину леса. У него красные брови, на горле черное пятно, вокруг которого белая полоса. Верх бурый с пестринками черного и белого цвета. Живот светло-серый в темных пятнах, бока рыжеватые. Такая одежда хорошо маскирует рябчика среди ветвей дерева, а если он ещё и затаится, вы его точно не увидите. Рябчик не совершает долгих перелетов. Летом питается насекомыми, а зимой - хвоей и почками. Зимой рябчик зарывается в снег, проводит там ночь в холодные дни, от хищников прячется.
- Черный дятел – Вы узнали эту птицу? Чем он отличается от дятла обыкновенного? Его отличает черный окрас перьев и “красная шапочка” на голове. Обладает длинным и очень крепким клювом, способным пробивать твердые породы хвойных деревьев. Черный дятел населяет хвойные леса, можно обнаружить его в сосновых борах — эта птица не боится присутствия человека. Наоборот, люди для желны представляют большой интерес. Дятлы могут часами наблюдать за идущим по лесу человеком, перелетая с дерева на дерево. Живет на высоких деревьях, выбирает большие деревья, без сучьев, в которых есть дупло. Питается насекомыми, в том числе муравьями.
Мы познакомились с некоторыми птицами национального парка, которые нуждаются в охране.
Вспомните птиц, которых необходимо вклеить в Красную книгу. Приглашаю вас выполнить задание.
3). «Животные леса и водоема» - презентация.
Воспитатель-экскурсовод. - Посмотрите, сколько животных живет в «Орловском полесье». Я расскажу вам, какие животные живут в парке, их тоже необходимо оберегать.
- Зубр (дикий бык) – А на какое домашнее животное похоже это животное? – бык. Зубр или дикий бык. Самое тяжелое и крупное животное. Шерсть зубров при рождении имеет красноватый оттенок, но с возрастом становится темно-коричневой. Голова животного достаточно короткая в соотношении с остальным телом, опущенная вниз, у быков ярко выражена «борода» и два небольших рога. Зубры большие, очень подвижные животные. Они быстро бегают и способны преодолевать высокие барьеры. В давние времена зубры обитали во многих местах нашей земли. Охота и вырубка лесов сократили территорию обитания животных. Сегодня это животное сохранилось только в заповедниках, именно в заповедных зонах удалось восстановить популяцию быков. Такая заповедная зона создана в национальном парке «Орловское полесье», специально для охраны зубров. Недаром на эмблеме парка нарисован зубр. Посмотрите, такая эмблема есть у меня. Зубры охраняются законом, занесены в Красную книгу России.
- Лось - крупнейший лесной зверь нашей Родины. Его еще называют сохатый. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие – рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Они массивные, имеют отростки. Рост рогов начинается у лосей в середине весны, заканчивается в сентябре, а в середине зимы они их сбрасывают. Питаются лоси в основном травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, осины, молодые деревца сосны.
- Выдра – живет у воды. Зверь крупный с вытянутым телом, лапы короткие, с плавательными перепонками, хвост не пушистый. Строение тела приспособлено для плавания под водой. Ведет полуводный образ жизни, прекрасно плавает, ныряя, добывает себе пищу в воде. Обитает в лесных реках, богатых рыбой. Питается рыбой, охотится за водоплавающими птицами. Не смотря на то, что зверьки прекрасно чувствуют себя в воде, они также хорошо передвигаются и по суше. Движения выдры на суше – бег и скольжение на животе. В зимнее время выдры по земле могут преодолевать большие расстояния.
Мы познакомились с некоторыми животными Национального парка, которые нуждаются в охране. Каких животных нам необходимо вклеить в Красную книгу. Приглашаю вас выполнить задание.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель-экскурсовод. Наша экскурсия подошла к концу. Нам пора прощаться с этим лесом и его обитателями. Но у нас остается «Красная книга», которую мы с вами создали во время экскурсии. В ней собраны животные, птицы, деревья, которые нуждаются в защите человека. Давайте вспомним их названия.
Дети с воспитателем перелистывают страницы Красной книги.
Теперь мы можем познакомить друзей и родных с нашей «Красной книгой» и рассказать о природе парка «Орловское полесье». На память о посещении парка я дарю вам эмблемы.
Нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет автобус.
Дети садятся на стулья перед экраном, демонстрация видеофрагмента «Едет автобус в детский сад».
Воспитатель-экскурсовод.
Дети, вы бы хотели еще съездить в Национальный парк «Орловское полесье»?
Теперь мы можем познакомить друзей и родных с нашей «Красной книгой» и рассказать о природе парка «Орловское полесье».
Последующая работа: познакомить детей с другими представителями флоры и фауны «Орловского полесья» и добавить их в «Красную книгу», совершив еще виртуальную экскурсию.
Литература:
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
- И.Д.Орлик,2017. «Духовное наследие Орловщины» Пригоряну О.М.
- Сайт zapovedniki – mira.com Заповедники и национальные парки мира.
- Сайт ecoportal.info Красная книга Орловской области.
- Сайт uchportfolio.ru Национальный парк орловское полесье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения экскурсии в мини – музее «Была война» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование основ национального самосознания и любви к Родине. Задачи:- Осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей страны;- Воспитывать чув...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Экскурсия по мини музею «Водный мир» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Экскурсия по мини-музею"...
Конспект экскурсии к светофору «Мой друг светофор» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект экскурсии к светофору «Мой друг светофор» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...
Красная книга Орловской области для детей старшего дошкольного возраста
Красная книга для детей старшего дошкольного возраста,создана для того,чтобы дети могли ознакомиться с природой родного края...
Конспект экскурсии в мини-музей «Чудо-дерево» для детей старшего дошкольного возраста
Ход экскурсии:- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.- А вас, дорогие гости, мы приглашаем в мини-музей нашей группы, называется он «Чудо-дерево». А почему дере...