Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследовательского поведения, самостоятельности, творческой и познавательной активности детей. В процессе реализации проектной деятельности имеется возможность интегрировать различные формы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_rodnym_kraem.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследовательского поведения, самостоятельности, творческой и познавательной активности детей. В процессе реализации проектной деятельности имеется возможность интегрировать различные формы и методы.
Цель: осуществление комплексного подхода к духовно – нравственному воспитанию дошкольников, приобщение их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Были поставлены следующие задачи:
- Разработка перспективного планирования по теме;
- Создание развивающей предметно-пространственной среды;
- Развивать представления о «малой Родине» у детей старшего дошкольного возраста;
- Знакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, культурой, традициями родного края;
- Знакомить детей старшего дошкольного возраста с именами знаменитых людей, прославивших свой край;
- Воспитывать у старших дошкольников чувства любви, гордости и бережного отношения к родному краю;
- Формировать и активизировать работу с родителями по духовно – нравственному воспитанию;
- Повысить уровень духовно – нравственного воспитания у взрослого населения (родителей) и у детей.
В соответствии с поставленными целью и задачами был составлен перспективный план.
Срок проведения | Тема | Работа с родителями |
Проект «Моя малая Родина». Сентябрь - Ноябрь |
|
|
Проект «Культурное наследие нашего города» Декабрь - Февраль |
|
|
Проект «Они прославили Нижний…» Март - Апрель |
|
|
Проектная деятельность по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста была представлена 3 краткосрочными проектами: «Моя малая Родина», «Культурное наследие нашего города», «Культурное наследие нашего города».
- Проект «Моя малая Родина»
Цель: познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории родного города; пробудить у них интерес к истории своего города.
- Проект «Культурное наследие нашего города»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, культурой, традициями родного края.
- Проект «Они прославили Нижний…»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с именами знаменитых людей, прославивших свой край.
Каждый проект содержит 3 этапа:
- Предварительный: выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта, изучение и подбор методической литературы, разработка тематического плана для реализации проекта.
- Основной: включение каждого ребенка в совместную или индивидуальную игровую, исследовательскую и познавательную деятельность.
- Заключительный: осмысление собственных результатов, презентация проекта (итог проекта).
На предварительном этапе была создана развивающая предметно- пространственная среда, направленная на развитие интереса и любознательности детей. В групповой комнате были созданы и размещены 4 объемных настенных панно, на которых был представлен Нижний Новгород в разные временные периоды и прослеживалась история становления города. На полочках данных панно были размещены фигуры людей, одетых соответственно, тому временному периоду, которое было представлено на панно (от крестьян до настоящего времени); была создана атрибутика того или иного времени, для того, чтобы дети могли наглядно проследить этапы развития города (фото в приложении №1). В уголке патриотического воспитания подготовили и разместили: различную литературу о Нижнем Новгороде; фотографии и иллюстрации достопримечательностей и памятников города; представлены макет «Нижегородского Кремля», портрет президента, флаг, герб, гимн; при активном участии родителей были созданы альбомы и книжки – малышки о замечательных людях Нижнего, медиатека «Нижний Новгород в сердце моем», в которой был собран материал в виде презентаций на темы: «С чего все начиналось», «Традиции и праздники», «Они прославили Нижний…», «Экскурсия по Нижнему Новгороду», «Вот эта улица, вот этот дом…», «Моя семья» и т.д. Также было создано интерактивное панно «Книга Нижегородского Кремля», все 13 башен оснащены подсветкой (подсветка выведена для каждой башни отдельно), чтобы выделить именно ту башню, о которой идет речь. Была разработана дидактическая игра «Умная сова», направленная на закрепление уже полученных ранее знаний. Так, например, дети нажимают кнопку на панно и включается подсветка Коромысловой башни, а выбранный ребенок, одетый в фартук и шапочку с изображением совы («Умная сова») должен рассказать все, что знает об этой башне и ответить на дополнительные вопросы (так же можно проводить данную игру разбившись на команды). Для пополнения развивающей предметно - пространственной среды родители, совместно с детьми, изготовили лепбуки и макеты различных объектов района (библиотека, парк, стадион и т.д.), а один ребенок, создал макет «Микрорайон будущего».
Таким образом, на первоначальном этапе всех 3 проектов были созданы все условия для формирования представлений о родном крае у детей.
На основном этапе реализации данных проектов были использованы различные формы работы с детьми, такие как:
- Беседы: «Мой родной город», «История возникновения города», «Моя улица» и т.д.
- Просмотр презентаций: «Усадьба Рукавишниковых», «Музей – заповедник «Щелковский хутор» и т.д.
- Дидактические игры с использование ИКТ: «Назови улицу», «Угадай чего не стало» и т.д.
- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Строим город» и т.д.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Продуктивные виды деятельности (фото в приложении № 2).
Совместно с родителями был организован праздник «Масленница» (фото в приложении № 3).
Родители воспитанников также принимали активное участие в реализации данных проектов:
- совместно с детьми изготавливали макеты, поделки, игры, альбомы, дидактические игры и т.д.;
- помогали в организации экскурсий и целевых прогулок;
- оказывали помощь в проведении праздников, фотовыставки «Я - Нижегородец», доски почета «Они прославили Нижний…», мини – музея «Нижний Новгород в сердце моем» (фото в приложении № 4).
Итогом первого проекта «Моя малая Родина» стала Фотовыставка «Я - Нижегородец» (фото в приложении № 5).
Итогом второго проекта «Культурное наследие нашего города» было создание мини-музея «Нижний Новгород в сердце моем» (фото в приложении № 6).
И итогом третьего проекта «Они прославили Нижний…» стала Доска почета замечательных людей нашего города (фото в приложении № 7)
В результате проделанной работы:
- Обобщен опыт работы по теме «Развитие представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»;
- Разработаны, систематизированы и внедрены разнообразные формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей;
- Повысился интерес у детей и родителей к данному вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"
Описан опыт работы по организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...
Формирование представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста средствами народных игр.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позити...
Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине....
Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. Но в наше время ребята живут в условиях постиндустриального информационного общества. С самого ...
Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. Но в наше время ребята живут в условиях постиндустриального информационного общества. С самого ро...
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...
Методическая разработка по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
Интегрированное развлечение с учетом игровой, коммуникативной, познавательной и музыкальной видов деятельности. Данная методическая разработка окажет содействие в создании оптимальных услов...