Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В своей работе мы хотели показать, как важно начинать патриотическое воспитание уже в дошкольном возрасте детей. Так как это сложная тема, мы решили реализовать ее через образовательный проект, который позволяет ненавязчиво заинтересовать каждого ребенка и вовлечь родителей и совместно способствовать формированию у детей патриотических качеств.
Цель проекта: привить нашим детям чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
- вызывать у детей гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;
- знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, памятниками, мемориалами воинской славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;
- формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;
- воспитывать в детях любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну;
- вовлечь в работу по патриотическому воспитанию родителей воспитанников;
- расширить знания детей о героической обороне Ленинграда.
В данной методической разработке представлена поэтапная работа по патриотическому воспитанию дошкольников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты.
Срок реализации проекта: с января по май 2015.
Формы работы:
- беседы, занятия с детьми;
- выставки детского творчества;
- маршруты «Путешествия выходного дня» для родителей;
- викторины, конкурсы, игры;
- фольклорные праздники, досуги, развлечения.
- Совместный ручной труд.
Ожидаемый результат:
- Способность детей выражать собственное мнение, анализировать полученную информацию, реагировать на происходящее.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Сплоченность детского коллектива и родительско-детских взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitanie_chuvstva_patriotizma_0.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»
Автор:
Воспитатель
Акилова Надежда Ивановна
Санкт-Петербург
2015
Оглавление.
- Аннотация
- Содержательная часть:
- Поэтапная работа над проектом
- Выводы
- Список используемой литературы
- Дополнительные материалы и приложение
Приложение 1 «День снятия блокады Ленинграда».Конспект досуга по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Приложение 2 Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню Защитника Отечества «Я и папа – это сила».
Приложение 3 Утренняя гимнастика, посвященная 23 февраля
Приложение 4 Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь»
Приложение 5 Выставки детских работ
Приложение 6 Дидактическая игра «Колесо истории»
Приложение 7 Центр патриотического воспитания
Приложение 8 Мини-музей «Я помню, я горжусь»
Приложение 9 Карта с маршрутами выходного дня по памятным местам города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Приложение 10 Совместные поделки «Создание открытки, посвященной Дню Защитника Отечества»
Приложение 11 Создание альбомов «Война в истории моей семьи»
Приложение 12 Анкета для родителей
Аннотация
Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В своей работе мы хотели показать, как важно начинать патриотическое воспитание уже в дошкольном возрасте детей. Так как это сложная тема, мы решили реализовать ее через образовательный проект, который позволяет ненавязчиво заинтересовать каждого ребенка и вовлечь родителей и совместно способствовать формированию у детей патриотических качеств.
Цель проекта: привить нашим детям чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
- вызывать у детей гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;
- знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, памятниками, мемориалами воинской славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;
- формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;
- воспитывать в детях любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну;
- вовлечь в работу по патриотическому воспитанию родителей воспитанников;
- расширить знания детей о героической обороне Ленинграда.
В данной методической разработке представлена поэтапная работа по патриотическому воспитанию дошкольников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты.
Срок реализации проекта: с января по май 2015.
Формы работы:
- беседы, занятия с детьми;
- выставки детского творчества;
- маршруты «Путешествия выходного дня» для родителей;
- викторины, конкурсы, игры;
- фольклорные праздники, досуги, развлечения.
- Совместный ручной труд.
Ожидаемый результат:
- Способность детей выражать собственное мнение, анализировать полученную информацию, реагировать на происходящее.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Сплоченность детского коллектива и родительско-детских взаимоотношений.
Содержательная часть.
Содержание образовательного проекта по патриотическому воспитанию состоит из трех этапов ( подготовительный, деятельностный, завершающий). Вся работа спланирована по трем блокам:
- Работа с детьми - Работа педагогов
- Взаимодействие с семьей
Работа с детьми:
I. Подготовительный этап (введение детей в тему проекта):
- Просмотр и обсуждение презентации «Мы помним, мы гордимся»
- Рассматривание иллюстраций военных действий и обсуждение
- Встреча с гостем в группе (Дети блокадного Ленинграда)
- Участие в составлении плана мероприятий
II. Деятельностный этап:
- Досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда (см. приложение 1)
- Спортивный праздник к 23 февраля «Я и папа – это сила» (см. приложение 2)
- Утренняя гимнастика, посвященная 23 февраля (см. приложение 3)
- Прослушивание музыкальных композиций
- Заучивание стихотворений ко Дню Победы
- Театрализованные постановки
- Сюжетно-ролевые игры «Российская Армия», «Моряки», «Почта», «Военный госпиталь», «Разведчики», «Военные учения» (см. приложение 4)
- Дидактическая игра «Колесо истории»
- Раскраски, разрезные картинки, настольно-печатные игры
- Проведение экскурсия по мини-музею военной техники для детей из других групп
- Беседы с детьми «Город-Герой Ленинград», «Моя семья», «Мой город, «Моя страна», «Улицы нашего города», «Русские богатыри».
- Рисование к Дню Победы «Как прекрасен этот мир»
- Изготовление моделей военной техники из бросового материала.
III. Завершающий этап:
- Участие в празднике, посвященному Дню победы.
- Просмотр презентации «Как это было…» (Интересные моменты проекта), воспоминания, обсуждения.
Работа педагогов:
I. Подготовительный этап:
- оформление объявления для родителей
- составление анкет для родителей
- Создание папок-передвижек «День снятия Блокады», «День Защитника Отечества», «День Победы».
- Организация прихода гостя в группу (участников, детей блокады)
- Составление плана работы по реализации проекта
II. Деятельностный этап:
- Организация выставки книг, рисунков, поделок (см. приложение 5)
- Создание для детей игры «Колесо истории» (см. приложение 6)
- Создания центра патриотического воспитания (см. приложение 7)
- Создание мини-музея «Я помню, я горжусь» (см. приложение 8)
-Организация конкурса рисунков, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Как прекрасен этот мир»
-Организация конкурса чтецов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Как прекрасен этот мир»
- Создание карты с маршрутами выходного дня по памятным местам города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. (см. приложение 9)
- изготовление атрибут к сюжетно-ролевым играм
III. Завершающий этап:
-Создание мини-музея военной техники ( подбор коллекции моделей военной техники, игрушек , поделок, изготовленных совместно детей и родителей)
- Составление сценария праздника, посвященного Дню Победы
- Представление презентации проекта на Педагогическом совете в мае
- Обсуждение, промежуточных итоговых событий, результатов проекта
Работа с родителями:
I. Подготовительный этап:
- знакомство с планом проекта
- индивидуальные беседы с родителями о ветеранах войны (традиции семьи о передачи памятных событий)
- анкетирование (см. приложение 12)
II. Деятельностный этап:
- Совместные поделки «Создание открытки, посвященной Дню Защитника Отечества» (см. приложение 10).
- Создание альбомов «Война в истории моей семьи» (см. приложение 11).
- Обсуждение карты с маршрутами выходного дня по памятным местам города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
III. Завершающий этап:
- Помощь в создании мини-музея военной техники (подбор моделей военной техники, совместное изготовление с детьми моделей из бросового материала).
- Совместное написание книги «Я за мир на всей планете»
- Обсуждение итогов проекта.
Выводы: На протяжении реализации проекта наблюдается заинтересованность детей в его участии. Дети с большим интересом
В начале проекта мы столкнулись с трудностями в организации работы с родителями: тяжело было вовлечь родителей в работу по созданию альбомов «Война в истории моей семьи»; с трудом удалось организовать путешествия выходного дня родителей с детьми.
Для решения этой проблемы предлагаем:
- подгрупповую организацию путешествий.
- показ презентации «Мы – будущее поколение. Нам необходимо знать историю нашей страны»
- индивидуальные беседы
Список используемой литературы
- Александрова Е.Ю. « Система патриотического воспитания в ДОУ»/ планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ Волгоград. Изд.« Учитель», 2007.
- Алешина Н.В. « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва. ЦГЛ. 2005г.
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва. ЦГЛ, 2005г.
- Алешина Н.В. « Знакомство дошкольников с родным городом и страной» /патриотическое воспитание/. Москва. УЦ «Перспектива»,2011.
- Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова « Как научить детей любить Родину»/ Руководство для воспитателей и учителей/ Москва.: АРКТИ, 2003г.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. « Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».-Москва, изд. «ВАКО»,2005г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» /Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», Москва, изд. « Скрипторий», 2008 г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. « Мир, в котором я живу»./ Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром/Москва.ТЦ « Сфера», 2005г.
- Кондрыкинская Л. А. « Дошкольникам о защитниках отечества» /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Москва ,ТЦ « Сфера», 2006.
- Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Москва, ТЦ «Сфера», 2013 г.
- Натарова В.И. и др. « Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств в ДОУ »/ Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Новицкая М. Ю. «Наследие» /патриотическое воспитание в детском саду/ Москва , изд. «Линка-Пресс», 2003 г.
- Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях», Москва, издательство «Скрипторий», 2006г.
- Шорыгина Т.А. «О детях – героях Великой Отечественной войны», ТЦ «Сфера», 2011год.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о хлебе», ТЦ «Сфера», 2013 год.
- «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» /практическое пособие для воспитателей и методистов/. Воронеж, изд. « Учитель», 2005г.
- «С любовью к России» / методические рекомендации/. – Москва, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"
Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...
Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...
Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...
Методическая разработка. Образовательный проект «Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем» (развитие чувства ритма)
Танец «Чечётка» как способ развития чувства ритма. (через построение ритмического рисунка с помощью конструктора)«В ритме есть нечто волшебное;он заставляет нас верить, чтовозвышенно...
Методическая разработка Лэпбук «Эмоции и чувства»
Знакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием необходимо с самого раннего детства. От умения ориентироваться в сложном мире самых разных чело...
Методическая разработка "Наши помощники - органы чувств"
В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребёнок должен получать элементарные знания о работе органов чувств, т.к., через познание себя он может бережно относиться ...