Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

     Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
     В своей работе мы хотели показать, как важно начинать патриотическое воспитание уже в дошкольном возрасте детей. Так как это сложная тема, мы решили реализовать ее через образовательный проект, который позволяет ненавязчиво заинтересовать каждого ребенка и вовлечь  родителей и совместно способствовать формированию у детей патриотических качеств.

Цель проекта: привить нашим детям чувство патриотизма  и любви к Родине.

Задачи:

- вызывать у детей гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;

- знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, памятниками, мемориалами воинской славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;

- формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;

- воспитывать в детях любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну;

 - вовлечь в работу по патриотическому воспитанию родителей воспитанников;

-  расширить знания детей о героической обороне Ленинграда.

     В данной методической разработке представлена поэтапная работа по патриотическому воспитанию дошкольников.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты.

Срок реализации проекта:  с января по май 2015.

Формы работы:

  • беседы, занятия с детьми;
  • выставки детского творчества;
  • маршруты «Путешествия выходного дня» для родителей;
  • викторины, конкурсы, игры;
  • фольклорные праздники, досуги, развлечения.
  • Совместный ручной труд.

Ожидаемый результат:

  • Способность детей выражать собственное мнение, анализировать полученную информацию, реагировать на происходящее.
  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  • Сплоченность детского коллектива и родительско-детских взаимоотношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vospitanie_chuvstva_patriotizma_0.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

 «Воспитание чувства патриотизма у детей  старшего дошкольного  возраста»

                         

                                             Автор:

                                                     

                                                    Воспитатель

                                                                                       Акилова Надежда Ивановна        

Санкт-Петербург

2015


Оглавление.

  1. Аннотация
  2. Содержательная часть:
  • Поэтапная работа над проектом
  • Выводы
  • Список используемой  литературы
  1. Дополнительные материалы и приложение

Приложение 1                «День снятия блокады Ленинграда».Конспект досуга по            патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Приложение 2                 Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню Защитника     Отечества  «Я и папа – это сила».

Приложение 3                  Утренняя гимнастика, посвященная 23 февраля

Приложение 4                  Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь»

Приложение 5                  Выставки детских работ

Приложение 6                  Дидактическая игра «Колесо истории» 

Приложение 7                                                                                                                                                                                                                           Центр патриотического воспитания

Приложение 8                   Мини-музей «Я помню, я горжусь» 

Приложение 9                  Карта с  маршрутами  выходного дня по памятным местам города               Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Приложение 10              Совместные поделки «Создание открытки, посвященной Дню   Защитника Отечества»

Приложение 11                     Создание альбомов «Война в истории моей семьи»

Приложение 12                   Анкета для родителей

Аннотация

     Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
    В своей работе мы хотели показать, как важно начинать патриотическое воспитание уже в дошкольном возрасте детей. Так как это сложная тема, мы решили реализовать ее через образовательный проект, который позволяет ненавязчиво заинтересовать каждого ребенка и вовлечь  родителей и совместно способствовать формированию у детей патриотических качеств.

Цель проекта: привить нашим детям чувство патриотизма  и любви к Родине.

Задачи:

- вызывать у детей гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;

- знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, памятниками, мемориалами воинской славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;

- формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;

- воспитывать в детях любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну;

 - вовлечь в работу по патриотическому воспитанию родителей воспитанников;

-  расширить знания детей о героической обороне Ленинграда.

     В данной методической разработке представлена поэтапная работа по патриотическому воспитанию дошкольников.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты.

Срок реализации проекта:  с января по май 2015.

Формы работы:

  • беседы, занятия с детьми;
  • выставки детского творчества;
  • маршруты «Путешествия выходного дня» для родителей;
  • викторины, конкурсы, игры;
  • фольклорные праздники, досуги, развлечения.
  • Совместный ручной труд.

Ожидаемый результат:

  • Способность детей выражать собственное мнение, анализировать полученную информацию, реагировать на происходящее.
  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  • Сплоченность детского коллектива и родительско-детских взаимоотношений.


Содержательная часть.

       Содержание образовательного проекта по  патриотическому воспитанию состоит из трех этапов ( подготовительный, деятельностный, завершающий). Вся работа спланирована по трем блокам:


- Работа  с детьми                                                                                                                                          - Работа  педагогов                                                                                                                                  
- Взаимодействие с семьей

  Работа с детьми:

I. Подготовительный  этап (введение детей в тему проекта):

- Просмотр и обсуждение презентации «Мы помним, мы гордимся»

- Рассматривание иллюстраций военных действий и обсуждение

- Встреча с гостем в группе (Дети блокадного Ленинграда)

- Участие в составлении плана мероприятий

II. Деятельностный этап:

-  Досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда (см. приложение 1)

- Спортивный праздник к 23 февраля «Я и папа – это сила» (см. приложение 2)

- Утренняя гимнастика, посвященная 23 февраля (см. приложение 3)

- Прослушивание музыкальных композиций

- Заучивание  стихотворений ко Дню Победы

- Театрализованные постановки

- Сюжетно-ролевые игры «Российская Армия», «Моряки», «Почта», «Военный госпиталь», «Разведчики», «Военные учения»  (см. приложение 4)

- Дидактическая  игра «Колесо истории»

- Раскраски, разрезные картинки, настольно-печатные игры

-  Проведение экскурсия по мини-музею военной техники для детей из других групп

- Беседы с детьми «Город-Герой Ленинград», «Моя семья», «Мой город, «Моя страна», «Улицы нашего города», «Русские богатыри».

- Рисование к Дню Победы  «Как прекрасен этот мир»

 - Изготовление моделей военной техники из бросового материала.

III. Завершающий этап:

- Участие в празднике, посвященному Дню победы.

- Просмотр презентации «Как это было…» (Интересные моменты проекта), воспоминания, обсуждения.

Работа педагогов:

I. Подготовительный  этап:

- оформление объявления для родителей

- составление анкет для  родителей

- Создание папок-передвижек «День снятия Блокады», «День Защитника Отечества», «День Победы».

- Организация прихода гостя в группу (участников, детей блокады)

- Составление плана работы по реализации проекта

II. Деятельностный этап:

- Организация выставки книг, рисунков, поделок (см. приложение 5)

- Создание для детей игры «Колесо истории» (см. приложение 6)

- Создания центра патриотического воспитания (см. приложение 7)

- Создание мини-музея «Я помню, я горжусь» (см. приложение 8)

-Организация конкурса рисунков, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Как прекрасен этот мир»

-Организация конкурса чтецов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Как прекрасен этот мир»

- Создание карты с  маршрутами  выходного дня по памятным местам города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. (см. приложение 9)

- изготовление атрибут к сюжетно-ролевым играм

III. Завершающий этап:

-Создание мини-музея военной техники ( подбор коллекции моделей военной техники, игрушек , поделок, изготовленных совместно детей и родителей)

- Составление сценария праздника, посвященного Дню Победы

- Представление презентации  проекта на Педагогическом совете в мае

- Обсуждение, промежуточных итоговых событий, результатов проекта

Работа с родителями:

I. Подготовительный  этап:

- знакомство с планом проекта

- индивидуальные беседы с родителями о ветеранах войны (традиции семьи о передачи памятных событий)

- анкетирование (см. приложение 12)

II. Деятельностный этап:

- Совместные поделки «Создание открытки, посвященной Дню Защитника Отечества» (см. приложение 10).

- Создание альбомов «Война в истории моей семьи» (см. приложение 11).

- Обсуждение  карты с  маршрутами  выходного дня по памятным местам города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

III. Завершающий этап:

- Помощь в создании мини-музея военной техники (подбор моделей военной техники, совместное изготовление с детьми моделей из бросового материала).

-  Совместное написание книги «Я за мир на всей планете»

- Обсуждение итогов проекта.

Выводы: На протяжении реализации проекта наблюдается заинтересованность детей в его участии.  Дети с большим интересом

В начале проекта мы столкнулись с трудностями в организации работы с родителями: тяжело было вовлечь родителей в работу по созданию альбомов «Война в истории моей семьи»; с трудом удалось организовать  путешествия выходного дня родителей с детьми.

Для решения этой проблемы предлагаем:

- подгрупповую организацию путешествий.

- показ презентации «Мы – будущее поколение. Нам необходимо знать историю нашей страны»

- индивидуальные беседы

                                                     

Список используемой  литературы

  • Александрова Е.Ю. « Система патриотического воспитания в ДОУ»/ планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/  Волгоград.  Изд.« Учитель», 2007.
  • Алешина Н.В. « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва. ЦГЛ. 2005г.
  • Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва. ЦГЛ, 2005г.
  • Алешина Н.В. « Знакомство дошкольников с родным городом и страной»      /патриотическое воспитание/. Москва. УЦ «Перспектива»,2011.
  • Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова « Как научить детей любить Родину»/ Руководство для воспитателей и учителей/  Москва.: АРКТИ, 2003г.
  • Горькова Л.Г., Обухова Л.А. « Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».-Москва, изд. «ВАКО»,2005г.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.  «Мы живём в России» /Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», Москва, изд. « Скрипторий», 2008 г.
  • Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. « Мир, в котором я живу»./ Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром/Москва.ТЦ « Сфера», 2005г.
  • Кондрыкинская Л. А. « Дошкольникам о защитниках отечества»  /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.  Москва ,ТЦ  « Сфера», 2006.
  • Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Москва, ТЦ «Сфера», 2013 г.
  • Натарова В.И. и др. « Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств  в  ДОУ »/ Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  • Новицкая М. Ю.  «Наследие» /патриотическое воспитание в детском саду/  Москва , изд. «Линка-Пресс», 2003 г.
  • Скоролупова О.А.  «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях», Москва,  издательство «Скрипторий», 2006г.
  • Шорыгина Т.А.  «О детях – героях Великой Отечественной войны», ТЦ «Сфера», 2011год.
  • Шорыгина Т.А.  «Беседы о хлебе», ТЦ «Сфера», 2013 год.
  • «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»  /практическое пособие для воспитателей и методистов/.  Воронеж, изд. « Учитель», 2005г.
  • «С любовью к России» / методические рекомендации/. – Москва, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

Методическая разработка. Образовательный проект «Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем» (развитие чувства ритма)

Танец «Чечётка» как способ развития чувства ритма. (через построение ритмического рисунка с помощью конструктора)«В ритме есть нечто волшебное;он заставляет нас верить, чтовозвышенно...

Методическая разработка Лэпбук «Эмоции и чувства»

Знакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием необходимо с самого раннего детства. От умения ориентироваться в сложном мире самых разных чело...

Методическая разработка "Наши помощники - органы чувств"

В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребёнок должен получать элементарные знания о работе органов чувств, т.к., через познание себя он может бережно относиться ...