Конспект НОД по познавательному развитию «Смоленск город- ключ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Константинова

Открытое занятие по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_smolensk_-_gorod_klyuch.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5«Теремок» города Велижа

Конспект НОД по познавательному развитию

«Смоленск город- ключ»,

с использованием мультимедийной презентации

(подготовительная к школе группа)

Подготовила: Константинова Ирина Николаевна

Воспитатель

2023 год

Цель: пробуждать у детей патриотические чувства, гордость за то, что они родились в городе, который интересен своей историей.

Задачи:

Образовательные: 

- Систематизировать знания детей об исторических событиях и памятниках родного города, дать детям представление о городе как о поселении, помочь представить, как выглядел Смоленск в старину, чем занимались его жители. - - Уточнить знания детей о символике родного города.

Развивающие: 

- Поддерживать у детей интерес к истории Смоленска.

Развивать речь детей, воображение, познавательные интересы.

Воспитательные: 

- Воспитывать любовь к городу Смоленску, гордиться своим городом,  желание делать его красивее.

Предварительная работа:

- рассматривание фотографий, открыток;

- чтение книг.

Оборудование и материалы: разрезные картинки с гербом, открытки с изображением памятников Смоленска, мультимедийная презентация.

Ход: 

Звучит песня о Смоленске, дети входят в зал.(слайд 1)

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!  

Чтение стих. «Мой город» Арсений  Ковалей

Больше тысячи лет на холмах ты стоишь,

И покой всей Руси охраняешь,

На свершенья, на труд, на межзвездный полет

Ты своих сыновей вдохновляешь.

Сколько помнит твоя крепостная стена?

Много горя смоляне терпели.

Но как феникс из пепла мой город вставал,

Вновь лились соловьиные трели.

Я хочу, чтоб мой город и впредь процветал,

Становился богаче и краше,

И, как страж неусыпно всегда охранял

Мир и счастье в Отечестве нашем.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Смоленск. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним, что мы знаем о нем.

Воспитатель: Однажды, в очень-очень давние времена, плыла по реке Днепр расписная ладья, а в ней находились новгородские князья Аскольд и Дир со своими воинами-дружинниками. И увидели они, что на берегу реки, на холмах, расположился город. Был он "велик и многу людьми". Об этом узнали мы из древней книги -летописи. 

Как называется город, о  котором мы сегодня говорим? (Смоленск)

Давайте вспомним, а почему же наш город называется именно так. Есть несколько версий.(рассказы детей)

  1. По берегам реки Днепр росло много сосновых и еловых лесов. У деревьев брали смолу и смолой обрабатывали лодки, чтобы они не пропускали воду. От этого занятия жителей,  город и стал называться Смоленск.
  2. Имя городу дала  речка Смолянка, протекавшая на этой территории.

Город называется Смоленск. Как же называются жители Смоленска? (смоляне) Как называет себя девочка из Смоленска? (смолянка) А как мальчик? (смолянин)

Чаще всего города строили на берегах больших рек. Ведь это большой запас ресурсов и для пищи, и для строительства, и для быта. А на какой реке построен  город Смоленск? (река Днепр)(слайд 2)

Когда большие города развивались, они становились привлекательными для других людей. Но не только для тех, кто хотел переехать туда для дальнейшего развития, но и для  захватчиков из других городов и стран. Как же защищались города от врагов? (строили крепости, заборы, стены, делали овраги). Смоленск в те времена был огорожен деревянной стеной и земляным валом. Неприятельские пушки разбили эти защитные сооружения Смоленска, а то, что от них осталось, не могло защитить город. Поэтому приказу царя в Смоленск послали знаменитого строителя городских укреплений Федора Коня. Он должен был построить вокруг города стену, превратить Смоленск в неприступную крепость.

Затем воспитатель обращает внимание детей на башни и спрашивает, для чего они были нужны. Ответы детей.

Воспитатель: Башни построены так, что они "выступают" вперед. Из одной башни можно было видеть все, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены.

Башен было 38. Каждая имела свое назначение и свое название.

Кто из вас знает, кто был архитектором Смоленской крепостной стены? (Федор Конь) Как люди хранят память о нем? (Установили памятник) (слайды№3,4)

Стена получилась не только очень надёжной, но и красивой. После постройки ее даже стали называть «Ожерелье Земли русской» (слады№ 5-10)

На Смоленск очень часто нападали враги. Они вели жестокие бои. Бывало, почти полностью уничтожали город. Но Смоленск не сдавался. И каждый раз восстанавливался и превращался из пепла в цветущий город. Казалось, что наш город оберегает волшебная птица, которая закрывает крыльями его от разных бед.

Задание. Собери пазл. Однажды было принято решение поместить птицу Гамаюн, символизирующую мир, богатство, благополучие на герб города Смоленска. Давайте соберем пазл и увидим, как же сейчас выглядит герб  и флаг Смоленска. (слайд №11)

А теперь давайте отправимся с вами в одно зеленое живописное место, куда, я думаю, вы часто ходили с родителями. Находится это  место как раз неподалеку от памятника Федору Коню, в самом центре города. Что это за место? А как оно называется? Что там есть? (Центральный парк, Лопатинский сад, там есть парк аттракционов) (слайды №12-15)

Игра «Карусели». Давайте представим, что мы пришли на  прогулку в Лопатинский сад и решили прокатиться на каруселях.

Задание. Выбери памятник. Из всех открыток выберите те, на которых изображены памятники, находящиеся в Центральном парке или рядом с ним.

Памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года  (слайд №16)- Витя

Сквер памяти героев (слайд №17-18)-Лера

Памятник с орлами (слайд №19)-Сережа

Вечный огонь( слайд 20)-Лера

Все эти памятники установлены в честь сражений и людей, которые в них принимали участие. Смоленск пережил войну с Наполеоном и  Великую Отечественную войну. 25 сентября 1943 года Смоленск был освобожден.  На крыше центральной гостиницы «Смоленск» водрузили флаг Красной армии. (слайд №21). Какой праздник отмечается 25 сентября? (отмечают День города)

У города Смоленска, как и у солдат есть награды. (слайд №22) Это – «Орден отечественной войны 1степени»,  «Город-герой» с вручением золотой звезды, «Орден Ленина». Чья это заслуга? (жителей города, военных) Конечно,  жителей, которые любят и ценят свой город.

Чтобы  город Смоленск  всегда оставался цветущим, красивым, радующим глаз, чтобы в нем было хорошо жить и развиваться, нужно любить и беречь его. 

Физкультминутка

Это город. Как высок он (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показываем крыши, распахиваем окна)

Город наш такой большой,(руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимают себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем фонарики)

Город улыбается (улыбаются)

Он нам очень нравится (показываем «класс»)  

 Игра «Можно – нельзя»

Воспитатель: Дети,  давайте с вами поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя.

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч и называет какое – нибудь действие, а дети хлопают, если это делать можно, и топают- если нельзя :

 - Переходить улицу на красный свет.

-Рвать цветы для подружки на клумбе.

- Любоваться цветущей клумбой.

- Сажать деревья и цветы во дворе.

- Бросать обвертки от конфет, мороженого на тротуар.

- Переходить дорогу на зелёный свет светофора и т.п.

Воспитатель: Чтобы  город Смоленск был красивым и уютным, мало его, любить нужно о нем еще и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши горожане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим городом и родным краем.  

Люблю свой город небольшой,
Зеленый, на холмах.
Люблю пасхальный перезвон
В соборе и церквях.

Когда по улицам иду,
Где каждый проходил,
Я думаю о тех, кто здесь
Когда-то раньше жил.

Вот тут Твардовский принимал
Гостей со всей страны.
А здесь Беляев записал
Своих фантазий сны.

По мостовой неспешным шагом,
Совсем как будто невзначай,
Мария Тенишева с князем
Шла к губернатору на чай.

Земли Смоленской сын — Гагарин
Привет из космоса прислал.
На этой площади когда-то
Он поздравленья принимал.

История за каждым камнем
Копилась здесь от века век.
Пусть будет город мой красивым,
В котором счастлив человек!

Полякова Зоя

Воспитатель: Дети, пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для родного города, когда вырастите, начать можно со слов: «Когда я вырасту…» 

   Дидактическая игра «Букет красивых слов».

У детей по одному цветку.   Каждый ребенок ставит свой цветок в вазу и говорит, что он захочет сделать для своего города  когда вырастит.

Воспитатель: Вот ,какой букет красивых слов мы собрали. 

Воспитатель: Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить и воплотить в жизнь.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по Смоленску. Сегодня мы узнали много нового и интересного о родном крае, Родине. Вместе с вами вспомнили о прошлом, поговорили о настоящем, помечтали о будущем. Доказали, что действительно любим город Смоленск. Думаю, что теперь вы вырастите достойными патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Наш город"

Образовательная ситуация для детей средней группы по теме "Наш город" ОО "Познавательное развитие"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Мой город"

Конспект по познавательному развитию...

Конспект НОД по познавательному развитию «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе.

В ходе НОД дети расширяют свои знания о городе Самара, приобщаются к истории родного края. У детей формируется любовь к малой Родине. Направление:- познавательное развитие- речевое развитие...

Конспект НОД по познавательному развитию "Родной город Зея"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Мой город" для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Тема: «Мой город»Программное содержание:Знакомить детей с достопримечательностями города. Воспитывать чувство гордости за свой город. Продолжать работу по формированию доброжелательных вза...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП): «Четыре ключа»

Занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей средней группы, с целью закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....