Конспект НОД по познавательному развитию «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В ходе НОД дети расширяют свои знания о городе Самара, приобщаются к истории родного края. У детей формируется любовь к малой Родине.
Направление:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
-физическое развитие
Ведущая образовательная деятельность:
- познавательное развитие
Интегрированные виды деятельности:
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие.
Методы и приемы
Практические: физкультминутка, игры
Наглядные: музыкальное сопровождение.
Словесные: беседы о городе Самара, вопросы, ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_lsamara_-_gorod_moy_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Просвет
муниципального района Волжский Самарской области
Конспект НОД по познавательному развитию «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе
Автор: воспитатель Любаева О.В.
2016 год
Цель: развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного края; развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы; формирование у детей любви к родному городу.
Задачи:
- расширять знания детей о родном городе;
- развивать чувство уважения к труду людей и заботу о родном городе; 3. познакомить детей с историей возникновения города.
Материалы и оборудование:
- иллюстрации о городе Самара;
- портрета Ю.А.Гагарина, Л.Н. Толстого;
- музыкальная запись о Самаре;
- фишки для игры «Угадайка» Предварительная работа:
- Слушание песен о Самаре, таких как «Ах, Самара - городок», «Самара - Родина моя!»
- Чтение стихов о родном городе
- Рассматривание иллюстраций
- Беседы о Самаре
- Сюжетно - ролевая игра «Путешествие на пароходе по р. Волге»
Ход НОД
Звучит песня о Самаре. Иллюстрации развешаны по группе, а также разложены на столах иллюстрации о Самаре настоящей и о Самаре новой.
Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Самара. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним,
что мы о ней знаем. Поиграем в игру «Угадайку». Кто больше наберет фишек, тот победит. Фишка дается за каждый правильный ответ.
• Как называется наш город? (Самара)
- Как называют людей, живущих в Самаре? (самарчане)
- На какой реке стоит наш город? (р. Волга)
- Как еще называют нашу реку Волга? (Волга - матушка, Волга -кормилица)
• Как называли древние люди реку Волга? (одни называли Ра, что значит
«щедрая, добрая, все отдающая», другие же Итиль - «главная, полноводная, могучая,
широкая», а третьи Волгой, что означает «светлая»)
Воспитатель: В 1568 году от слияния рек Волги и Самары за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок для защиты волжского пути от нападения врагов. У Самарской крепости были высокие деревянные стены с дозорными вышками. Вокруг крепости селились ремесленники, беглые крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Территория города расширялась очень медленно.
Посмотрите, как жили люди в Самаре. (Показать иллюстрации с видами старого города.)
Город расположен в удобном месте. Через него проходит главная железная дорога страны. Самара стоит на реке Волга. Знает ли вы, что такая большая и широкая река начинается с маленького ручейка? Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. По дороге к Каспийскому морю ручеек вбирает в себя другие ручейки, и маленькие ручейки постепенно превращаются в многоводную и очень красивую реку. Волга - матушка, Волга - кормилица, Волга - красавица, называют ее в народе.
Река Волга течет медленно и спокойно. Весной от таяния снегов воды в ней становится намного больше, и она широко разливается, затопляя речные поймы. Крупным притоком Волги является Самара.
В ветреную погоду река волнуется, бурлит. Волны бьют о берег, о борта теплоходов.
Давайте, мы с вами изобразим эти волны. Для этого нужно построится в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать в тот момент, когда следующая пара поднимет руки, чтобы получилась волна с бегущей волной.
Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо».
Игра «Хорошо - плохо»
Задача 1. Плывет по Волге теплоход, на нем путешественники. Любуются красотою
реки, слушают про нее рассказы, истории, фотографируют, пьют воду, банки в
Волгу кидают. Один турист пакет с кислым молоком дальше всех бросил. Как вы
думаете, что хорошо, а что плохо в этой картине?
Задача 2. Стоит на берегу город. В нем огромный автомобильный завод.
Автомобили делают удобные, красивые, людям на радость. Из Волги берут воду для
завода, а отработанную, с красками, с вредными порошками, сливают обратно. Но
зато автомобили очень хорошие. Что хорошо, а что плохо?
Воспитатель: Дети, хотите еще поиграть? Тогда я буду задавать вам вопросы, а вы
отвечайте.
- Когда дети купаются в реке? (летом)
- Когда по реке плывут опавшие листья? (осенью)
- Когда река покрывается льдом, и дети катаются на коньках? (зимой)
- Когда по реке начинают плавать пароходы? (весной)
- Дети, на каком транспорте можно попасть в наш город? (прилететь на самолете, приехать на поезде, электричке, автобусе, приплыть на пароходе)
- Где приземляются самолеты? (в аэропорту)
- Куда приходит поезд? (на железнодорожный вокзал)
- Куда приезжает автобус? (на автовокзал)
Воспитатель: В городе Самаре живет очень много людей - детей и взрослых. Чем
же они занимаются? Кем работают ваши родители?
(Дети отвечают)
Воспитатель: В нашем городе вкусные конфеты и различные сладости, шьют
удобную одежду и обувь, делают другие красивые и необходимые для людей вещи.
Чтобы все самарчане имели жилье, надо построить дома, для детей – детские сады, для школьников – школы, и еще нужно много всего, чтобы люди могли жить и работать. Кто же все это построил?
Все это создавали наши прадеды, деды, сейчас строят ваши родители. А придет время – строить будете вы.
Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. Воспитатель: В нашем городе есть улицы, названные в честь великих людей? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает портреты великих людей, задает наводящие вопросы.)
Воспитатель: Кто-нибудь узнал этого человека? (Воспитатель показывает портрет Ю.А.Гагарина.)
Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли, который облетел на корабле «Восток» вокруг нашей планеты. Этот корабль сделали в нашем городе на заводе «Прогресс». День первого полета человека в космос, 12 апреля, стал днем космонавтики. Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть парк его имени.
Воспитатель: Кто знает имя этого человека? (Воспитатель показывает потрет Л.Н.Толстого)
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он написал Азбуку для детей и много добрых интересных рассказов о детях и для детей. Толстой жил в нашем городе, помогал бедным людям. Правда, было это давно. В нашем городе есть улица имени Толстого.
Воспитатель: Дети, давайте на карте найдем наш город. Страна большая, а город маленький. Так что же больше страна или город? Чей он город Самара? Дети: Наш. Мы – хозяева города.
Воспитатель: Хозяева должны беречь свой город, заботиться о нем. Как вы считаете, самарчане хорошие хозяева или не очень хорошие? Почему вы так думаете? (Дети отвечают)
Если бы все – и дети, и взрослые – не бросали на улице обертки от конфет, стаканчики от мороженого, бутылки и пакеты, не ломали бы скамейки, то город был бы чистым, удобным и красивым.
Человек сам решает, как ему поступать, хорошо или плохо. И вы тоже сами решаете: можно ли бросать мусор, вставать на скамейку ногами. Каким будет наш родной город, зависит от нас.
С каждым годом хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живем в таком большом и красивом городе.
Дети, я предлагаю нарисовать наш город, можете нарисовать свою улицу, свой дом. Затем мы все вместе полюбуемся видами нашего города.
Литература:
- Атлас Самарской области. Люби и знай свой край. – Самара, 2004.
- Агалакова В., Агалаков Д. Открой свою Самару. – Самара, 2005.
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М., 2006.
4. Кабитов П.С., Репинецкий Л.И. Моя Самара. Книга путешествий. – Самара, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).
-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...
Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группы
Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино" в подготовительной к школе группы...
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...
Конспект Квест - игры на тему: «Прославляем город Советский» в подготовительной к школе группе
Закрепить знания детей о знаменитых людях, которые способствуют процветанию нашего города.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе ...
Конспект ОД по познавательному развитию, развитию конструктивных способностей в подготовительной к школе группе «Приключения в сказочном городе Светофорске»
Цель: формировать навыки безопасного поведения на улицах города.Задачи:Образовательные:1.Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана-карты, схем, словесной установки.2. Закрепи...
Конспект ООД по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной к школе группе «История Георгиевской ленточки»
Конспект ООД по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной к школе группе «История Георгиевской ленточки»...