Проект «Мой Край Южный Урал»
проект (подготовительная группа)

Котельникова Евгения Александровна

Познавательный информационный долгосрочный, групповой проект для детей подготовительной группы к школе, продолжая формирование знаний детей о родном городе

Актуальность проекта

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Мой Край Южный Урал»

Познавательный информационный долгосрочный, групповой проект для детей подготовительной группы к школе, продолжая формирование знаний детей о родном городе

Выполнила: Котельникова Е.А.

г. Челябинск,2023

Актуальность проекта.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Фазиль Искандер, Василь Быков, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры?

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. По итогам социологического исследования, проведенного в августе 2008 г. информационно-правозащитным конфликтологическим Центром «Аркаим» в рамках проекта «Защита прав населения и иностранных граждан», Челябинская область не находится в зоне повышенного уровня нетолерантных отношений. Тем не менее, негативные моменты все-таки имеют место. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Цель проекта

Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях народной педагогике Южного Урала, помочь детям войти в мир народной куль туры, сделать ее своим достоянием.

Задачи:

- способствовать обогощению первичных представлений о природе, культуре истории народов Южного Урала

-формировать эмоционально-положительное отношение к представителям Южного Урала;

-развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.

-познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.

-дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.

-приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала.

Субъекты проекта:

1. Дети от 6 до7 лет

2. Воспитатели

3. Родители

Ожидаемые результаты:

1. Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала

2. Развитие у детей интерес к русским, башкирским, татарским народным играм.

3. Приобщение к исполнению детьми колыбельных песен, потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках

Срок реализации проекта: 5 месяцев

Этапы:

#1055;одготовительный

этап Сентябрь - Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала

-подготовка дидактических игр, пособий.

-обновление предметно-развивающей среды.

#1054;сновной этап

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь -декабрь - Реализация запланированных мероприятий

- Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.

- Осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениями города путём реализации плана сотрудничества.

#1047;аключительный

Январь - Предоставить результаты и итоги проекта

-обобщить и распространить наработанный материал

(подготовительный школьный возраст).

Реализация проекта через разные виды детской деятельности

Рекомендуемые Мероприятия на 5 месяцев

Сентябрь - Октябрь

Тема: «Одежда Южноуральцев».

Рассказ:

-Одежда древних Южноуральцев

Презентации:

-«Знакомство с русской национальной одеждой»,

-«Знакомство с казачьей национальной одеждой»,

-«Знакомство с татарской национальной одеждой»,

-«Знакомство с башкирской национальной одеждой»,

Художественно- эстетическое развитие

- Аппликация «Русский национальный костюм»

-Аппликация «Сапожки – ичиги»

-Лепка «Уральские мастера-ювелиры»

-Рисование «Уральские горы».

-Рисование «Башкирский национальный костюм»

- Чтение сказки «Ленивый сын»

- С. Васильев «На Урале»

- Л. Татьяничева «Живу я в глубине России»

Тема: «Человек и его семья».

Рассказ:

- Познакомить со смысловым значением слова «человек».

- «Население Челябинской области»;

- «Уральский край»;

- «История рассказа об Урале- батюшке».

-Рассматривание иллюстраций «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия», «Москва».

Художественно- эстетическое развитие

- Аппликация «Наш край Урал»

-Рисование «На Урале живут красивые люди»

-Чтение легенды «Происхождение башкир»

-Конкурс поделок из бросового материала (куклы).

-. Обшить куклу в национальный костюм.

Оформление альбома «Наш край».

-Экскурсия в музей «Родной край»

-Подборка иллюстраций, открыток о крае

-Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России

Ноябрь

Тема: «Жилище и предметы народного быта семьи»

Рассказ:

-«Русская крестьянская изба»;

-«Казачий дом»;

-«Башкирская юрта»;

-«Башкирская деревянная изба»;

- «Башкирские предметы народного быта».

-«Русские предметы народного быта».

Художественно- эстетическое развитие

- «Русская изба» (рисование)

- «Уральская домовая роспись» (рисование)

-«Волшебные узоры Урала» (рисование)

- «Башкирское жилище (юрта)» (рисование)

- «Башкирская домовая роспись» (рисование)

- «Коврик для гостей» (аппликация)

-«Русское полотенце (аппликация)»

Уральские сказы П. Бажова»

Тема: «Природа Южного Урала».

- Почвы и растительность Южного Урала.

-Лекарственные растения Челябинской области.

- Полезные ископаемые Челябинской области.

- Природные зоны Южного Урала.

-Почва Южного Урала. Охрана почвы.

- Путешествие по Уральскому лесу.

- Путешествие по рекам и озерам Урала.

-Путешествие по городу Магнитогорску (с родителями)

- История жизни животных и человека на Южном Урале.

Дидактические игры:

- «Угадай-ка», «Чьи следы?»,

«Найди гнездо», «Кто как кричит».

Художественно- эстетическое развитие

- Сказки уральских писателей Н. Никонов «Певчие птицы»

«Народные промыслы».

С. Васильев «На Урале»,

-Е. Г. Лапатина «Сказка об умной уточке»

«Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись».

-Г. Струве. «Моя Родина»

- Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»

- Подбор русских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.

- Сбор фотографий, предметов народного быта.

- Разучивание с детьми «народных примет о природе»

- Подбор фотографий о природе: (реки. озера, леса).

- Изготовление климатических карт.

- Конкурс рисунков «Мой родной край».

Декабрь Тема: «Народные праздники и фольклор»

Фольклор:

- знакомство с русскими колыбельными песнями «Ай люли люленьки»,

«Баю, баю, забываю»

-пестушками

«Тятеньке - сажеь»

Потягушеньки-порастушеньки»,

«Та, та, та, та»;

- небылицами,

«Из-за тучи, из-за гор», «Рано утром, вечерком», «Ехала деревня мимо мужика».

-русские пословицы и поговорки

-башкирские пословицы и поговорки

-татарские пословицы и поговорки

Художественно- эстетическое развитие

-Лепка «Башкирское угощение»

- Рисование «Масленица»

-Рисование «Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои»

- Аппликация «Пасхальные яйца»

- Н. Кондратковская

Что мы Родиной зовем

- Гимн нашей области (стихи В. С. Алюшкина)

-Л. Татьяничева

«Света и цветы»

Праздники:

-«Калядки»

-«Масленица»

-«Пасха»

-«Троица»

- «Праздник Ивана Купалы»

- «Курбан- байрам»

- «Сабантуй».

- Помощь в подготовке к русскому национальному празднику «Пасха», «Масленица». (Родители)

- Изготовление атрибутов к празднику. (с родителями)

Январь Тема: «Народные игры, забавы семьи»

Подвижные игры:

Русская народная игра

- «Дед Мороз»

- «Чурилки»

- «Грачи летят»

- «Золотые ворота»

- «Овечки»

- «Капуста»

- «А мы Масленицу дожидали».

Башкирская народная игра

-«Ласточки и ястребы»

- «Белая кость»

- «Конное состязание»

Художественно- эстетическое развитие

- Башкирские народные сказки «Ленивый Аусаф», «Человек и его дело»

- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Аленушкины сказки»,

«Сказка про храброго зайца». - Изготовление атрибутики к подвижным играм.

- Конкурс рисунков

«Знаменитые спортсмены Южного Урала».

- Развлечение для родителей «Мы играем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по профессиям Южного Урала – профессия Репортер!

Цель проекта – дать представление детям о профессии Репортер....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия  Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....

Проект «Ознакомление детей с природой родного края. Южный Урал»

Тип проекта: познавательно–творческий. Возраст: дети старшей группы Срок реализации: 5 месяцев (ноябрь-май)....

Интегрированное занятие «Мой родной край – Южный Урал»

Цель:данного занятия: систематизировать и обобщать знания детей о природе  Южного Урала,  о родном крае. ЗадаФормировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностям...

Волкова Н.А. Мой край – Южный Урал. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Картотека бесед и игр с детьми. Расширение знаний детей о родном крае....