Проект «Мой Край Южный Урал»
проект (подготовительная группа)
Познавательный информационный долгосрочный, групповой проект для детей подготовительной группы к школе, продолжая формирование знаний детей о родном городе
Актуальность проекта
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект подготовительная группа "Мой Край Южный Урал | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мой Край Южный Урал»
Познавательный информационный долгосрочный, групповой проект для детей подготовительной группы к школе, продолжая формирование знаний детей о родном городе
Выполнила: Котельникова Е.А.
г. Челябинск,2023
Актуальность проекта.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Фазиль Искандер, Василь Быков, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры?
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. По итогам социологического исследования, проведенного в августе 2008 г. информационно-правозащитным конфликтологическим Центром «Аркаим» в рамках проекта «Защита прав населения и иностранных граждан», Челябинская область не находится в зоне повышенного уровня нетолерантных отношений. Тем не менее, негативные моменты все-таки имеют место. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Цель проекта
Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях народной педагогике Южного Урала, помочь детям войти в мир народной куль туры, сделать ее своим достоянием.
Задачи:
- способствовать обогощению первичных представлений о природе, культуре истории народов Южного Урала
-формировать эмоционально-положительное отношение к представителям Южного Урала;
-развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
-познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.
-дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.
-приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала.
Субъекты проекта:
1. Дети от 6 до7 лет
2. Воспитатели
3. Родители
Ожидаемые результаты:
1. Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала
2. Развитие у детей интерес к русским, башкирским, татарским народным играм.
3. Приобщение к исполнению детьми колыбельных песен, потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках
Срок реализации проекта: 5 месяцев
Этапы:
#1055;одготовительный
этап Сентябрь - Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала
-подготовка дидактических игр, пособий.
-обновление предметно-развивающей среды.
#1054;сновной этап
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь -декабрь - Реализация запланированных мероприятий
- Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
- Осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениями города путём реализации плана сотрудничества.
#1047;аключительный
Январь - Предоставить результаты и итоги проекта
-обобщить и распространить наработанный материал
(подготовительный школьный возраст).
Реализация проекта через разные виды детской деятельности
Рекомендуемые Мероприятия на 5 месяцев
Сентябрь - Октябрь
Тема: «Одежда Южноуральцев».
Рассказ:
-Одежда древних Южноуральцев
Презентации:
-«Знакомство с русской национальной одеждой»,
-«Знакомство с казачьей национальной одеждой»,
-«Знакомство с татарской национальной одеждой»,
-«Знакомство с башкирской национальной одеждой»,
Художественно- эстетическое развитие
- Аппликация «Русский национальный костюм»
-Аппликация «Сапожки – ичиги»
-Лепка «Уральские мастера-ювелиры»
-Рисование «Уральские горы».
-Рисование «Башкирский национальный костюм»
- Чтение сказки «Ленивый сын»
- С. Васильев «На Урале»
- Л. Татьяничева «Живу я в глубине России»
Тема: «Человек и его семья».
Рассказ:
- Познакомить со смысловым значением слова «человек».
- «Население Челябинской области»;
- «Уральский край»;
- «История рассказа об Урале- батюшке».
-Рассматривание иллюстраций «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия», «Москва».
Художественно- эстетическое развитие
- Аппликация «Наш край Урал»
-Рисование «На Урале живут красивые люди»
-Чтение легенды «Происхождение башкир»
-Конкурс поделок из бросового материала (куклы).
-. Обшить куклу в национальный костюм.
Оформление альбома «Наш край».
-Экскурсия в музей «Родной край»
-Подборка иллюстраций, открыток о крае
-Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России
Ноябрь
Тема: «Жилище и предметы народного быта семьи»
Рассказ:
-«Русская крестьянская изба»;
-«Казачий дом»;
-«Башкирская юрта»;
-«Башкирская деревянная изба»;
- «Башкирские предметы народного быта».
-«Русские предметы народного быта».
Художественно- эстетическое развитие
- «Русская изба» (рисование)
- «Уральская домовая роспись» (рисование)
-«Волшебные узоры Урала» (рисование)
- «Башкирское жилище (юрта)» (рисование)
- «Башкирская домовая роспись» (рисование)
- «Коврик для гостей» (аппликация)
-«Русское полотенце (аппликация)»
-«Уральские сказы П. Бажова»
Тема: «Природа Южного Урала».
- Почвы и растительность Южного Урала.
-Лекарственные растения Челябинской области.
- Полезные ископаемые Челябинской области.
- Природные зоны Южного Урала.
-Почва Южного Урала. Охрана почвы.
- Путешествие по Уральскому лесу.
- Путешествие по рекам и озерам Урала.
-Путешествие по городу Магнитогорску (с родителями)
- История жизни животных и человека на Южном Урале.
Дидактические игры:
- «Угадай-ка», «Чьи следы?»,
«Найди гнездо», «Кто как кричит».
Художественно- эстетическое развитие
- Сказки уральских писателей Н. Никонов «Певчие птицы»
«Народные промыслы».
С. Васильев «На Урале»,
-Е. Г. Лапатина «Сказка об умной уточке»
«Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись».
-Г. Струве. «Моя Родина»
- Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»
- Подбор русских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.
- Сбор фотографий, предметов народного быта.
- Разучивание с детьми «народных примет о природе»
- Подбор фотографий о природе: (реки. озера, леса).
- Изготовление климатических карт.
- Конкурс рисунков «Мой родной край».
Декабрь Тема: «Народные праздники и фольклор»
Фольклор:
- знакомство с русскими колыбельными песнями «Ай люли люленьки»,
«Баю, баю, забываю»
-пестушками
«Тятеньке - сажеь»
Потягушеньки-порастушеньки»,
«Та, та, та, та»;
- небылицами,
«Из-за тучи, из-за гор», «Рано утром, вечерком», «Ехала деревня мимо мужика».
-русские пословицы и поговорки
-башкирские пословицы и поговорки
-татарские пословицы и поговорки
Художественно- эстетическое развитие
-Лепка «Башкирское угощение»
- Рисование «Масленица»
-Рисование «Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои»
- Аппликация «Пасхальные яйца»
- Н. Кондратковская
Что мы Родиной зовем
- Гимн нашей области (стихи В. С. Алюшкина)
-Л. Татьяничева
«Света и цветы»
Праздники:
-«Калядки»
-«Масленица»
-«Пасха»
-«Троица»
- «Праздник Ивана Купалы»
- «Курбан- байрам»
- «Сабантуй».
- Помощь в подготовке к русскому национальному празднику «Пасха», «Масленица». (Родители)
- Изготовление атрибутов к празднику. (с родителями)
Январь Тема: «Народные игры, забавы семьи»
Подвижные игры:
Русская народная игра
- «Дед Мороз»
- «Чурилки»
- «Грачи летят»
- «Золотые ворота»
- «Овечки»
- «Капуста»
- «А мы Масленицу дожидали».
Башкирская народная игра
-«Ласточки и ястребы»
- «Белая кость»
- «Конное состязание»
Художественно- эстетическое развитие
- Башкирские народные сказки «Ленивый Аусаф», «Человек и его дело»
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Аленушкины сказки»,
«Сказка про храброго зайца». - Изготовление атрибутики к подвижным играм.
- Конкурс рисунков
«Знаменитые спортсмены Южного Урала».
- Развлечение для родителей «Мы играем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по профессиям Южного Урала – профессия Репортер!
Цель проекта – дать представление детям о профессии Репортер....
Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"
Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...
Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа
Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной край – Южный Урал».
комплексное занятие....
Проект «Ознакомление детей с природой родного края. Южный Урал»
Тип проекта: познавательно–творческий. Возраст: дети старшей группы Срок реализации: 5 месяцев (ноябрь-май)....
Интегрированное занятие «Мой родной край – Южный Урал»
Цель:данного занятия: систематизировать и обобщать знания детей о природе Южного Урала, о родном крае. ЗадаФормировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностям...
Волкова Н.А. Мой край – Южный Урал. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Картотека бесед и игр с детьми. Расширение знаний детей о родном крае....