Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа
Цель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о
родном крае.
Задачи.
1. Формировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Закреплять умение украшать узорами предметы декоративного искусства.
2. Развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие, творческую фантазию, интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края, интерес к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuzhnyy_ural.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Мой родной край – Южный Урал»
Старшая группа
Воспитатель: Ольга Николаевна Глинина
г. Куса, 2017г.
Цель.Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о
родном крае.
Задачи.
- Формировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Закреплять умение украшать узорами предметы декоративного искусства.
- Развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие, творческую фантазию, интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края, интерес к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа:
Чтение сказов П.П.Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П.П.Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.
Методы и приемы:
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, художественное слово);
- практические (создание окна с резными наличниками, игровая ситуация).
Используемые материалы.
Раздаточный: доска для лепки, соленое тесто, стека, клеенка, салфетка, силуэт деревянной избы из картона (на каждого ребенка).
Демонстрационный: иллюстрации с изображением наличников, иллюстрации с изображением элементов узора на наличниках, презентация «Города Южного Урала», макет деревянной русской избы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и гости. Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй!».
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета. (Глобус)
- Ребята, давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.
- Как называется наша страна? (Россия).
- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину.
- Основная часть.
- Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём.
- Скажите, пожалуйста, как называется наш край? (Урал)
Слайд №1.
- Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские.
Слайд №2,3, 4,5,6.
- Какие Уральские горы? Что можно про них сказать? (Высокие, холмистые).
Про него говорят, что камнями - богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал и Бажова читал,
Тот у нас непременно останется». (Л. П. Владимиров).
- Павел Петрович Бажов уральский писатель. Слайд №7.
- Он очень любил свой край.Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали люди. А потом эти легенды перелагал в сказы.Рассказывал в своих произведениях про мастеров Урала.Первая книга его называлась «Уральские были».
- Назовите, пожалуйста, Сказы Бажова, которые мы читали.
Физминутка.
Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то, вперемешку с пылью.
- Наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется то место в России, где мы живем? (Южный Урал).
- Столица Южного Урала – Челябинск. Слайд №8.
- Я приглашаю вас отправиться на экскурсию по городам и природным богатствам Южного Урала.Магнитогорск- назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитного железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат.Большая часть железа в России приготовляется из магнитного железняка. Слайд №9, 10, 11, 12.
- Златоуст – старейший город. Расположен на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали.
Слайд №13, 14, 15.
- Какие ещё города на Южном Урале вы знаете? Чем они знамениты?
- Касли. Тульский купецосновал здесь - на берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни – художественное литьё.Каслинское литьё из чугуна.
Слайд №16, 17, 18.
- Следующий город Южного Урала. Догадались какой? (Куса) Слайд №19.
- Небольшой городок Куса. Наверное, мало кто знал бы о существовании этого городка, если бы он не прославился чугунным литьём.
Слайд №20, 21.
- История Кусинского железоделательного завода начинается очень давно, когда один купец купил у местных жителей землю для постройки завода. Место было выбрано отличное: две реки Куса и Ай снабжали завод водой.
Первая продукция завода скобы, гвозди.Затем завод освоил производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту своих форм, требовало немалого умения и опыта. Слайд №22, 23.
- Слава Кусинского литья всегда была в тени славы знаменитого Каслинского литья. Лучшие произведения Кусы часто ошибочно назывались Каслинскими художественными отливками. Традиции мастерства Кусинские литейщики бережно передают из поколения в поколение.
- На Южном Урале живут разные народы: русские, татары, башкиры, казахи, армяне и др.
- Мы поговорим о русском народе. Русский народ селился не только в городах, но и в деревнях. В деревнях жили крестьяне, работающие на земле, и казаки – военнослужащие люди.
- Уральские деревни имели широкие улицы, так как у крестьян было много земли. Дома у крестьян были построены из брёвен и назывались «избы».
Слайд №24.
-Избы, сделанные из брёвен, покрывались соломой и досками. Крыша украшалась коньком. Конь – это воплощение плодородия и богатого урожая. Слайд №25.
- Крепкие дома из дерева строили мастеровые – «древоделы», а строили они топором. Даже поговорка такая есть: «Топор всему делу голова», «Не бравшись за топор, избы не срубишь».
- Были еще и «мастеровые» - это мастера, которые украшали дома резьбой, резными узорами. Слайд №26.
- Посмотрите, какие красивые окна.
- Как вы думаете, почему люди так старались украсить окна?
- Считалось, чтоокна - глаза на лице дома, свет, связь с внешним миром.
Слайд №27.
- Окна обрамлялись резными наличниками –это самая украшенная часть избы.Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Поэтому наличники – это украшение окна. В узорном убранстве наличников можно было увидеть образы растений, животных, фантастических существ.
Защищая своё жилище от злых сил, также изображализнаки – обереги:
круг – солнце, волны – вода, ломаная линия–земля. Образ птицы–это
символдобра, благополучия, счастья. Слайд №28, 29, 30
- На окна навешивали ставни, от слова ставить. Ставнями прикрывали окна от холода. Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы.
- В старину говорили, что днем окна смотрят на все происходящее, а на ночь окна закрываются ставнями и изба погружается в сон.
Физминутка.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём во одном краю.
Всех я вас приветствую!!!
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы хотите стать мастеровыми, соорудить окно и украсить его наличниками с узорами, которые вы сами придумаете.
- Предлагаю вылепить окно с наличниками из соленого теста, поместить на избу, а когда окно подсохнет мы его распишем краской на следующем занятии.
- Давайте вспомним какие узоры изображали мастеровые на наличниках.
Беседа по картинкам с изображением узоров на наличниках.
Показ выполнения окна и наличников из соленого теста
- Раскатываем жгутики – выполняем раму, затем из жгутиков разной формы вылепляем узоры (это может быть круг – солнце, волны – вода, ломаная линия – земля, образ птицы).
Самостоятельная деятельность детей.
- Рефлексия.
- Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
- Ребята, скажите, пожалуйста, из чего строили русские избы?
- Как называют украшение окон?
- Что нового для себя вы сегодня узнали на занятии?
- Назовите, пожалуйста, столицу Южного Урала?
- Чем славится город Куса, город Златоуст?
- Скажем нашим гостям до свидания! Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
2. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
3. Шестаков А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно- творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996. - 1992с.
4.Бабунова Е.С., Багаутдинова С., Едакока И. Наш дом – Южный Урал: программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. - 255с.
5. Бажов П.П. «Сказы»: ООО Издательство «Эксмо», 2003. -183с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной деятельности на тему: «Поляна цветов родного края» для детей старшей группы
Основная цель данного НОД - реализация регионального компонента в старшей группе ДОО (знакомство детей с природой родного края, растительным миром Поволжья)....
Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Татарстан» (ознакомление с окружающим и аппликация)
Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Татарстан» (ознакомление с окружающим и аппликация)...
Конспект викторины «Знатоки родного края» для воспитанников старшей группы
закреплять и расширять знания о родной республике, в которой они живут, о культуре, богатстве Башкортостана; формировать интерес к своему краю, вызвать чувство гордости за свою родину....
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной край – Южный Урал».
комплексное занятие....
Перспективное планирование по программе Наш дом Южный Урал - старшая группа
План работы с детьми - региональный компонент...
Проект «Ознакомление детей с природой родного края. Южный Урал»
Тип проекта: познавательно–творческий. Возраст: дети старшей группы Срок реализации: 5 месяцев (ноябрь-май)....
Интегрированное занятие «Мой родной край – Южный Урал»
Цель:данного занятия: систематизировать и обобщать знания детей о природе Южного Урала, о родном крае. ЗадаФормировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностям...