Проект «Ознакомление детей с природой родного края. Южный Урал»
методическая разработка (старшая группа)

Гиниатуллина Марина Анатольевна
Тип проекта: познавательно–творческий. Возраст: дети старшей группы Срок реализации: 5 месяцев (ноябрь-май).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект 

«Ознакомление детей с природой родного края. Южный Урал»

https://puzzleit.ru/files/puzzles/174/173838/_original.jpg

Составила: Гиниатуллина М.А.

Челябинск, 2023

Цель проекта: Обобщить знания детей о природе родного края.

Задачи:

  • Расширить представления детей о разнообразии растительного и животного мира Южного Урала.
  • Познакомить детей с природными объектами Южного Урала.
  • Закреплять умения отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
  • Развивать познавательный интерес к родному краю.
  • Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе родного края.

Актуальность проекта. Каждый человек должен помнить свою малую Родину, она дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать, а впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Проблема состоит в том, что, живя в таком удивительном месте, наши дети, к сожалению, мало знают о природе Южного Урала. Они гораздо лучше знают представителей животного и растительного мира тропиков, саванны и других зон нежели представителей природы своего родного края.

Паспорт проекта. Тип проекта: познавательно–творческий.

Состав проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Возраст: дети старшей группы 

Срок реализации: 5 месяцев (ноябрь-май).

Этапы проекта:

2. Основной (практический).

1 этап проекта – подготовительный (декабрь — январь)

  • Разработка стратегии реализации проекта;
  • Постановка цели и задач;
  • Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, наблюдений, экскурсий;
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды (пособий, наглядности, альбомов и др.).

2 этап – основной (февраль – апрель)

  • Проведение занятий познавательного и художественно – эстетического циклов;
  • Проведение бесед о природе родного края: «Заповедные места Южного Урала»; «Чем богата земля уральская»; «Я природу берегу, я природе помогу».
  • Настольно -дидактические игры: «Что где растет?»; «Экологические цепочки»; «Узнай по описанию»; «Дерево, листья и плоды».
  • Наблюдения за природными явлениями
  • Разучивание стихотворений о природе родного края: цикл стихов Л.Пеображенской: «Ежик», «Мишка», «Рысь», «Дятел», «Снегири», «Косули», «Лисонька».
  • Чтение художественной и познавательной литературы; Сказки-легенды Ю.Подкорытова«Рассказывал Акрам — курайчи про голубое зеркало Семигора»«Рассказывал акрам – курайчи о Таганае и сыновьях его»«Родник»«Как у петуха гребешок красным стал»«про воробья Чивика»; В. Батурин «На озерном Урале»; Р Дышаленковой «Уральская кадриль»«Уральские дали – просторы»; Э. Риб «Мой край родной»«Хор подснежников»«Волшебный колокольчик».
  • Рассматривание альбомов, фотографий, репродукций открыток с изображением природы Южного Урала, растительного, животного мира, природных зон. «Интересные места на Южном Урале»; «Как сохранить природу»; «Заповедные места Южного Урала»; «Уральские самоцветы».
  • Походы: в библиотеку для ознакомления с литературой о природе Южного Урала; в краеведческий музей «Природа Урала».
  • Игры: русские — народные «Ловишки», «Овечки»«Дедушка Мазай»«Два Мороза», башкирские – народные «Штурм города».
  • Слушание аудиозаписи пения птиц и звуков природы: «О чем шумит ручей»; «Голоса птиц»; «Музыка леса».
  • Посадка лекарственных и овощных растений;
  • Экспериментирование с природным материалом и лекарственными растениями.

3 этап – заключительный

  • Создание информационного плаката «Зеленый патруль»;
  • Итоговое занятие «Родной наш края Уральский»;
  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Сбор гербариев«Весенние цветы»;
  • Создание макета «Природа Южного Урала».
  • Взаимодействие с родителями.
  • Беседы с детьми о природе родного края;
  • Совместная творческая деятельность (изготовление елочек разными способами и из разных материалов «Елка–Елочка»);
  • Мастер – класс «Украшение для группы»;
  • Выставка фотографий природы Южного Урала;
  • Участие в проектной деятельности (детские проекты);
  • Поездка с детьми в «Краеведческий музей»;
  • Изготовление скворечников для птиц;
  • Помощь в составлении гербариев;
  • Пополнение художественной и научной литературы;
  • Помощь в уборке и озеленении участка.
  • Развивающая предметно-пространственная среда:
  • Альбомы: «Растительный мир Южного Урала»; «Животный мир Южного Урала»; «Озера и реки Южного Урала»; «Заповедные места Южного Урала»; «Дикие ягоды Южного Урала»; «Лекарственные растения Южного Урала», «Уральские самоцветы»; «Красная книга Южного Урала».
  • Макет «Природа Южного Урала».
  • Гербарий «Весенние цветы».
  • Сбор лекарственных трав и природных материалов для экспериментирования.
  • Экологическая мини – лаборатория (лупы, камушки, песок, листья, шишки и т. д.)

Результаты проекта.

При работе над проектом были учтены ведущие принципы краеведения и системности.

Дети стали проявлять устойчивый, познавательный интерес к познанию природы родного края.

Теперь они могут прогнозировать негативные воздействия человека на природу.

Стали проявлять чувство гордости и уважения за свою малую Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".

Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...

Консультация для родителей "Знакомим детей с природой родного края"

Консультация для родителей  о способах и методах ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного Мордовского края....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.

Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы  по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...

Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"

Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на фор­мирование экологической культуры и...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия  Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....

Интегрированное занятие «Мой родной край – Южный Урал»

Цель:данного занятия: систематизировать и обобщать знания детей о природе  Южного Урала,  о родном крае. ЗадаФормировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностям...