Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной край – Южный Урал».
план-конспект занятия (старшая группа)

Хусаинова Маужида Музафаровна

комплексное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_moy_rodnoy_kray_-_yuzhnyy_ural.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Мой родной край – Южный Урал».

Вид: комплексное занятие.

Задачи. 1) Образовательные:

 Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты);

 Познакомить с декоративно-прикладным искусством Южного Урала;

 Систематизировать знания детей о сказах П.П.Бажова.

2)Развивающие задачи:

 Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;

 Развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;

 Развивать эстетические чувства через восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.

3)Воспитательные задачи:

 Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.

Оборудование и материалы: карта России, карта Челябинской области, слайды «Города Южного Урала», модели сказов П.П.Бажова, поделочные камни, шкатулка, клей, кисти.

Предварительная работа. Чтение сказов П.П.Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П.П.Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Организация выставки изделий и украшений из уральских самоцветов.

Методы и приёмы. Использование художественного слова. Использование ТСО. Рассказ педагога о городах, природе, ювелирном искусстве Южного Урала. Изготовление ожерелья и украшение шкатулки для Хозяйки Медной горы.

Словарная работа: ювелир, южноуральцы, самоцветы.

Используемая литература:

1. «Знакомим дошкольников с родным краем»: методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2007.-48с.

2. «Мудрое слово»: Русские пословицы и поговорки. Составитель А.А.Разумов, - Москва, 1958.-238с.

3. «Наш дом - Южный Урал»: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Составитель Е.С.Бабукова, - Челябинск: Взгляд, 2007.-239с.

4. «Патриотическое воспитание дошкольников». Сборник материалов. Часть 2. – Снежинск, 2007.

5. «Познай свой край. Челябинская область»: краткий справочник.- Челябинск, 1997.

6. «Сказы». П.П.Бажов: ООО Издательство «Эксмо», 2003.-183с.

Ход занятия.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный момент: обращает внимание на карту России.

- Чем Россия является для нас?

- Много слышал о ней пословиц и поговорок народ, а вы знаете о них?

- Но среди просторов нашей страны есть чудесный край.

Как называют его, узнайте, послушав стихотворение:

«Про него (Урал) говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал

И Бажова читал,

Тот у нас непременно останется».

(Л. П. Владимиров).

- Правильно, молодцы! Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина. Посмотрите на карту.

- Как вы догадались, что это Урал?

- Какие ещё города на Урале вы знаете?

- Хотите отправится на экскурсию по этим городам?

Приглашает детей на видеоэкскурсию. Звучит музыка.

2.Рассказ педагога о городах Урала, о его природных богатствах, полезных ископаемых.

Первая остановка Магнитогорск- второй по величине город Южного Урала. Назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитно железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат.

Вторая остановка - Златоуст - старейший в горнозаводской зоне город. Расположен на границе Европы и Азии, на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали, как искусство украшения оружия золотым орнаментом по тёмно-синему фону.

Следующая остановка – Касли. Тульский купец Я.Р.Коробков основал здесь - на берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни уникальное искусство – художественное литьё, получившее признание далеко за пределами России.

Южный Урал – край озёр. В этом мы можем убедиться, побывав в окрестностях города Миасса. Здесь расположены самые крупные озёра: Тургояк, Кисегач.

Недра Южного Урала богаты полезными ископаемыми: рудами чёрных и цветных металлов, углём, химическим сырьём, разнообразными строительными материалами и камнями-самоцветами.

Драгоценные и поделочные камни встречаются в Ильменских горах, которые называют минералогическим музеем. Здесь встречаются: аметист, опал, топаз, малахит, корунд, яшма, рубин. Уральские мастера – ювелиры раскрыли людям дивную красоту камня. Обработка камня – это большое искусство, а называется оно ювелирным.

Физ. Минутка:

«Ехали мы, ехали и, наконец, приехали. Вышли, потянулись, друг другу улыбнулись. Сели встали, солнце увидали. Сильно зажмурились. Где же очутились мы?»

3.Задаёт вопрос: «Какой уральский писатель рассказывал в своих произведениях про мастеров-умельцев?»

Предлагает по моделям определить, в каком сказе П.П.Бажова упоминается данный предмет или герой.

Появляется персонаж Хозяйка Медной горы: «Здравствуйте мои дорогие южноуральцы. Узнали, кто я?». Читает стихотворение Р.Дашаленковой «Уральские камешки» и раздаёт камни детям.

Педагог предлагает детям сделать ожерелье для гостьи из камней и украсить каменной крошкой шкатулку для хранения ожерелья.

Хозяйка благодарит детей за подарки: «Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносят». Чтобы быть хозяином, настоящим патриотом, нужно знать родной край. Вот вам мой подарок – книга о родном крае».

4. Итог.

Обращается к детям:

В каких городах мы с вами побывали? Чем они прославились? Как мы можем прославить наш родной край?

Верно. А ещё можно прославить родной край песней.

Ответы детей.

-Родиной.

Рассказывают пословицы и поговорки и объясняют их.

Всякому мила своя страна.

Где кто родится, там и пригодится.

Своя земля и в горсти мила.

Человек без родины – что соловей без песни.

Кто любит Родину и народ, то настоящий патриот.

Ответ детей:

- Урал.

Смотрят на карту, находят Урал.

Ответы детей:

- Находится на месте Уральских Гор.

- Находится Челябинск, столица Южного Урала.

- Снежинск, Озёрск, Магнитогорск, Миасс.

- Да.

Садятся в «автобус».

Слушают рассказ педагога.

Отмечают на карте город Магнитогорск.

Отмечают на карте Златоуст.

Отмечают на карте город Касли.

Отмечают на карте город Миасс.

Выполняют инструкции педагога.

Отвечают: «П.П.Бажов».

Рассматривают модели и соотносят их с названием сказа.

Отвечают: «Медной горы Хозяйка».

Рассматривают камни принесённые Хозяйкой медной горы.

Делятся на подгруппы. Договариваются о том, кто какую операцию будет выполнять.Собирают ожерелье. Украшают шкатулку. Дарят подарки Хозяйке.

Благодарят Хозяйку за подарок.

Отвечают на вопросы педагога.

Исполняют песню «Моя Челябинская область». Музыка и слова О.Кульдяева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Хлеб”

Технологии: информационно-коммуникативные, метод моделирования, игровые методы, обучение в сотрудничестве.ПрезентацияХод занятия:Слайд 1 – Деревенский домик,Рядом огород, поле и множество золотых коло...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , тема: прощай осень

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени Задачи: Закреплять знания одеревьях  и их особенностях осенью. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; обогощать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , тема: "Сохрани здоровье смолоду"

Цель: Закрепить расширить знания о здоровье и о здоровом образе жизни.Задачи: Прививать навыки самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, прививать любовь к фи...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой родной город

Продолжать    знакомить    с    историей    родного    города    и    его достопримечательностя...

План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»

План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...