Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной край – Южный Урал».
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Мой родной край – Южный Урал».
Вид: комплексное занятие.
Задачи. 1) Образовательные:
∙ Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты);
∙ Познакомить с декоративно-прикладным искусством Южного Урала;
∙ Систематизировать знания детей о сказах П.П.Бажова.
2)Развивающие задачи:
∙ Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;
∙ Развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;
∙ Развивать эстетические чувства через восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.
3)Воспитательные задачи:
∙ Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.
Оборудование и материалы: карта России, карта Челябинской области, слайды «Города Южного Урала», модели сказов П.П.Бажова, поделочные камни, шкатулка, клей, кисти.
Предварительная работа. Чтение сказов П.П.Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П.П.Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Организация выставки изделий и украшений из уральских самоцветов.
Методы и приёмы. Использование художественного слова. Использование ТСО. Рассказ педагога о городах, природе, ювелирном искусстве Южного Урала. Изготовление ожерелья и украшение шкатулки для Хозяйки Медной горы.
Словарная работа: ювелир, южноуральцы, самоцветы.
Используемая литература:
1. «Знакомим дошкольников с родным краем»: методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2007.-48с.
2. «Мудрое слово»: Русские пословицы и поговорки. Составитель А.А.Разумов, - Москва, 1958.-238с.
3. «Наш дом - Южный Урал»: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Составитель Е.С.Бабукова, - Челябинск: Взгляд, 2007.-239с.
4. «Патриотическое воспитание дошкольников». Сборник материалов. Часть 2. – Снежинск, 2007.
5. «Познай свой край. Челябинская область»: краткий справочник.- Челябинск, 1997.
6. «Сказы». П.П.Бажов: ООО Издательство «Эксмо», 2003.-183с.
Ход занятия.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Организационный момент: обращает внимание на карту России. - Чем Россия является для нас? - Много слышал о ней пословиц и поговорок народ, а вы знаете о них? - Но среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнайте, послушав стихотворение: «Про него (Урал) говорят, что камнями - богат, И умельцами тоже он славится. Кто в краю побывал И Бажова читал, Тот у нас непременно останется». (Л. П. Владимиров). - Правильно, молодцы! Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина. Посмотрите на карту. - Как вы догадались, что это Урал? - Какие ещё города на Урале вы знаете? - Хотите отправится на экскурсию по этим городам? Приглашает детей на видеоэкскурсию. Звучит музыка. 2.Рассказ педагога о городах Урала, о его природных богатствах, полезных ископаемых. Первая остановка Магнитогорск- второй по величине город Южного Урала. Назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитно железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат. Вторая остановка - Златоуст - старейший в горнозаводской зоне город. Расположен на границе Европы и Азии, на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали, как искусство украшения оружия золотым орнаментом по тёмно-синему фону. Следующая остановка – Касли. Тульский купец Я.Р.Коробков основал здесь - на берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни уникальное искусство – художественное литьё, получившее признание далеко за пределами России. Южный Урал – край озёр. В этом мы можем убедиться, побывав в окрестностях города Миасса. Здесь расположены самые крупные озёра: Тургояк, Кисегач. Недра Южного Урала богаты полезными ископаемыми: рудами чёрных и цветных металлов, углём, химическим сырьём, разнообразными строительными материалами и камнями-самоцветами. Драгоценные и поделочные камни встречаются в Ильменских горах, которые называют минералогическим музеем. Здесь встречаются: аметист, опал, топаз, малахит, корунд, яшма, рубин. Уральские мастера – ювелиры раскрыли людям дивную красоту камня. Обработка камня – это большое искусство, а называется оно ювелирным. Физ. Минутка: «Ехали мы, ехали и, наконец, приехали. Вышли, потянулись, друг другу улыбнулись. Сели встали, солнце увидали. Сильно зажмурились. Где же очутились мы?» 3.Задаёт вопрос: «Какой уральский писатель рассказывал в своих произведениях про мастеров-умельцев?» Предлагает по моделям определить, в каком сказе П.П.Бажова упоминается данный предмет или герой. Появляется персонаж Хозяйка Медной горы: «Здравствуйте мои дорогие южноуральцы. Узнали, кто я?». Читает стихотворение Р.Дашаленковой «Уральские камешки» и раздаёт камни детям. Педагог предлагает детям сделать ожерелье для гостьи из камней и украсить каменной крошкой шкатулку для хранения ожерелья. Хозяйка благодарит детей за подарки: «Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносят». Чтобы быть хозяином, настоящим патриотом, нужно знать родной край. Вот вам мой подарок – книга о родном крае». 4. Итог. Обращается к детям: В каких городах мы с вами побывали? Чем они прославились? Как мы можем прославить наш родной край? Верно. А ещё можно прославить родной край песней. | Ответы детей. -Родиной. Рассказывают пословицы и поговорки и объясняют их. Всякому мила своя страна. Где кто родится, там и пригодится. Своя земля и в горсти мила. Человек без родины – что соловей без песни. Кто любит Родину и народ, то настоящий патриот. Ответ детей: - Урал. Смотрят на карту, находят Урал. Ответы детей: - Находится на месте Уральских Гор. - Находится Челябинск, столица Южного Урала. - Снежинск, Озёрск, Магнитогорск, Миасс. - Да. Садятся в «автобус». Слушают рассказ педагога. Отмечают на карте город Магнитогорск. Отмечают на карте Златоуст. Отмечают на карте город Касли. Отмечают на карте город Миасс. Выполняют инструкции педагога. Отвечают: «П.П.Бажов». Рассматривают модели и соотносят их с названием сказа. Отвечают: «Медной горы Хозяйка». Рассматривают камни принесённые Хозяйкой медной горы. Делятся на подгруппы. Договариваются о том, кто какую операцию будет выполнять.Собирают ожерелье. Украшают шкатулку. Дарят подарки Хозяйке. Благодарят Хозяйку за подарок. Отвечают на вопросы педагога. Исполняют песню «Моя Челябинская область». Музыка и слова О.Кульдяева. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Хлеб”
Технологии: информационно-коммуникативные, метод моделирования, игровые методы, обучение в сотрудничестве.ПрезентацияХод занятия:Слайд 1 – Деревенский домик,Рядом огород, поле и множество золотых коло...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , тема: прощай осень
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени Задачи: Закреплять знания одеревьях и их особенностях осенью. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; обогощать...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , тема: "Сохрани здоровье смолоду"
Цель: Закрепить расширить знания о здоровье и о здоровом образе жизни.Задачи: Прививать навыки самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, прививать любовь к фи...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Обогащение знаний детей о родном крае....
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема «О правах - играя» старшая группа (5-6 лет)
Материал полезен для воспитателей ДОУ....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой родной город
Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностя...
План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»
План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...