Непосредственная образовательная деятельность По образовательной области «Познание» «Знакомство с чувашским национальным костюмом»
план-конспект занятия (старшая группа)
Развивать интерес к чувашской национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ellinoy_e._a_.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Андрианова Альбина Алексеевна
Петрова Наталия Юрьевна
Эллина Елена Александровна
Воспитатели МБДОУ «Детский сад №48» г. Чебоксары
Непосредственная образовательная деятельность
По образовательной области «Познание»
«Знакомство с чувашским национальным костюмом»
Цель: Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.
Задачи:
Образовательные: Расширить представление детей о народных костюмах России, народном творчестве. Познакомить детей с чувашским национальным костюмом. Познакомить с элементами чувашского национального костюма: "женский праздничный наряд незамужней девушки"
Расширить словарный запас у детей новыми словами: платье-рубаха, фартук (по чувашски "саппун"), пояс(по чувашски "пищихи"), головной убор ( по чувашски "тухья"), нагрудное украшение (по чувашски "шюлькеме"), поясные подвески ( по чувашски "йесхюре"), лапти (по чувашски "щапата").
Закрепить знания детей о малых фольклорных форм: пословицах, загадках, народных играх.
Развивающие: Развивать художественные навыки творчества - рисование узоров на платье-рубахе. Развивать интерес к чувашской национальной культуре.
Воспитательные: Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с национальным костюмом.
Материалы и оборудование: аудиозапись чувашской народной песни "Илемле" (в переводе на русский- красиво), кукла в чувашском национальном костюме, иллюстрации обозначения символики вышивок на национальном костюме, демонстрационный материал "Народы России", шаблоны платья-рубахи для изобразительной деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами поговорим о той стране, в которой мы с вами живем?
Дети: О России?
Воспитатель: Совершенно верно, ребята! На территории РФ живет более 150 народов. Ребята, предлагаю вам назвать народы, которые живут на территории России.
Дети: русские, татары, украинцы, белорусы и т.д
Воспитатель: Молодцы, ребята. А по вашему мнению, чем отличаются люди разных национальностей?
Дети: разный язык, одежда, песни, стихи
Воспитатель: Правильно, у каждого народа свой язык и своя самобытная культура. Большое значение в культуре народов занимает национальный костюм, который во все времена привлекал к себе особое внимание.
(звучит аудиозапись песни"Илемле").
Живет в самом сердце России, среди вековых дубов,полей, озер-не большой, но удивительный народ- чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение чувашского писателя:
Край чувашский хорош,
Лучше края не найдёшь.
Мы танцуем и поём –
Вот как весело живём.
Çакă çавра çĕр çинче
Чăваш ятлă халăх пур.
Чăваш халăх хушшинче
Çĕр пин тĕрлĕ вăйă пур.
В. Давыдов-Анатри
Чувашский край называют- "Краем 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок".
Ребята, к нам сегодня в гости пожаловала кукла Илемпи,
Воспитатель: Ребята предлагаю с ней поздороваться. Ыра кун пултар, ачасем
Дети: Ыра кун пултар, Илемпи.
Воспитатель: Ребята, у нее очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает-красавица. Давайте рассмотрим ее, какая одежда на кукле?
Дети: нарядная, праздничная, красивая.
Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с элементами чувашского национального костюма, узнаем обозначение символики на одежде. Основными элементам чувашского национального костюма были: платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения и поясные подвески.
Платье-рубаха (по чувашски «кепе»)-главная часть национальных костюмов- это длинная,ниже колен, одежда туникообразной форм. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка. Для красочности и выразительности применялись различные украшения: монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из льняного холста. Расшита платье-рубаха разноцветными нитками.каждый присутствующий цвет имеет свое значение: белый - символ чистоты, справедливости, мудрости. Зеленый-цвет растительности. Желтый - цвет солнца, источник жизни. Красный-цвет счастья, жизни и земли. Ребята, предлагаю вам рассмотреть вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос. Это не просто набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко, квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода. Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им счастье, здоровье,хороший урожай,спасет и убережет от злых сил.
Послушайте, пожалуйста, ребята потешки о воде:
Стань чистым,стань добрым
большим стань и крепким.
Прочнее станут твои ноги
Пусть сильнее станут твои руки
Пусть твое лицо очистится
Стань умным, стань молодым!
Такой узор, ребята ,называется оберег, заклинание в виде знаков.
Дети: А кто такие умелицы?
Воспитатель: Ребята, Умелицы от слова "уметь"- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно-праздничную. Зимой устраивали посиделки в какой-либо избе, где собирались девушки и парни. Девушки вышивали, пряли, а парни плели лапти. Там же водили хороводы, играли в народные игры, рассказывали легенды. Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в чувашскую народную игру- "Чи-чи касая".
Дети соглашаются и проводится игра. После игры дети возвращаются на свои места за столом.
Воспитатель: ребята, послушайте чувашскую легенду "Девушка на луне".
Дети: охотно соглашаются и слушают легенду.
Воспитатель: понравилась сказка? Отдохнули немного, давайте продолжим дальше. Послушайте, чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по чувашски «саппун»). Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорно тканным поясом (по чувашски «пищиххи»). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз кисточками. Поясные подвески-нахвостники ( по чувашски «йесхюре» ). На голове девушки носили головной убор ( по чувашски «тухья). Ребята, посмотрите какой красивый головной убор у Илемпи. Как он назывался ?
Дети: Тухья.
Воспитатель: Молодцы, обратите внимания из чего он?
Дети: Из монет
Воспитатель: Правильно. Головной убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты - прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал социальную и возрастную принадлежность их носителей.
Воспитатель: А вот нагрудное украшение. На чувашском языке он звучит «шюлькеме». Шейная подвязка (по чувашски «май щиххи»).Эти украшения так же как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей. Основной обувью были плетенные лапти. На чувашском языке он «Щапата»
Ребята, предлагаю вам для запоминания элементов одежды отгадать загадки, и также показать на кукле предмет отгадку.
1. Дуйся - не дуйся,
А через голову - суйся.
Попляши день деньской
И пойдешь на покой (Платье-рубаха)
2. Надену - обручем сведет,
Сойму - змей упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно (Пояс)
#1055;еред работой его надевают
И чаще чем платье его,
мама стирает (Фартук)
4. Из липысвито,
дырявое корыто.
Подороге идет-
клеточки кладет (Лапти)
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.
Ребята, Илемпи принесла для вас изображение платье-рубахи.
Дети: берут листы с изображением платье -рубахи.
Воспитатель: Чего же не хватает на рисунке?
Дети: узоров
Воспитатель: правильно, узоров. Ребята, давайте украсим наше платье-рубаху элементами узоров характерные для костюма чувашского народа, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
В завершении занятия продуктивная деятельность детей. Творческая работа по рисованию фартука и узоров на платье-рубахе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» и «Художественное творчество» в старшей группе «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты. Знакомство с акварелью. Рисование «Арбузная долька»
Образовательная область: «Познание. Художественное творчество» Цель: учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о к...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области Познания. Формирование элементарных математических представлений. «Знакомство с числом «3» и треугольником»
Программное содержание:Цели:- познакомить с числом 3;- учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;- относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;- отгадыват...
Непосредственно-образовательная деятельность. Образовательная область: «Познание (знакомство с окружающим)». Тема: «Зимушка пришла - подарки принесла».
Вид деятельности: познавательная. Организация: групповая Материал: Волшебный мешочек, набор снежинок, елочка, картинки с изображением зимней одежды....
Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с чувашским национальным костюмом".
Тема: "Знакомство с чувашским национальным костюмом".Цель: "Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с националь...
План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"
Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...
ЗНАКОМСТВО С ЧУВАШСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ
Конспект НОД для детей младшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы на тему: «Башкирский национальный костюм»
1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов.3. Способствоват...