Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы на тему: «Башкирский национальный костюм»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Крашенинникова Светлана Леонидовна

1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов.3. Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям.  Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать чувство гордости за свою родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bashkirskiy_natsionalnyy_kostyum.docx904.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для  подготовительной группы на тему:
«Башкирский национальный костюм»

 Задачи: 1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.

2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов.

3. Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям.  Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать чувство гордости за свою родину.

Дидактический материал и оборудование: картинки башкирских национальных костюмов, куклы в башкирских национальных костюмах; видеоролик о мужском и женском башкирском костюме ; пластилин, готовые формы нагрудников из картона; платочек.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм», башкирская игра «Платочек-Яулык»

Словарная работа: камзул, елян, бишмет,  салбар, тюбетейка, башмак, кулдек, камзул, кукрэксэ.

 Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Сегодня мы поговорим и рассмотрим башкирский национальный костюм. Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:

Что такое Родина? Дети: Родина – это место, где мы родились.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ. В какой республике мы живем?

Дети: В Республике Башкортостан.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан. Какая у нас республика?

Дети: Красивая, богатая, щедрая…

Воспитатель: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека.         Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекменьМужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – ситэк .

Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдекНа платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия(кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын  платок- покрывало.

Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?

Дети: Да.

Воспитатель: девушки, одевшись в красивые платья , собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте и мы тоже поиграем в игру «Платочек-Яулык».

Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке. В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю кругу со словами:

Спрячу, спрячу я платочек,

Под ракитовый кусточек.

Кто платочек найдет,

Тот со мной пойдет.

И незаметно кладет платок у ног одного из детей. Ребенок берет платок и бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.

Практическая часть занятия:

Воспитатель: Сегодня мы изготовим нагрудник-кукрэксэ при помощи пластилинографии.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

D:\User\Света\Downloads\IMG_20220909_102906_239.jpg

D:\User\Света\Downloads\IMG_20220909_105731_252.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитанников группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет. Образовательная область «Познание». Тема: «Транспорт»

Программное содержание:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении клас...

Конспект непосредственно образовательной деятельности всредней группе на тему "История одного растения".

МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (средняя группа) на тему: "ЗИМУШКА - ЗИМА" (познавательно-речевое направление, образовательная область: коммуникация).

Данный материал представляет собой разработку НОД, направленной на развитиме речи и коммуникативных навыков, а также словесно-логического мышления детей среднего возраста.Своевременное и полноценное о...

конспект непосредственно образовательной деятельности в группе детей третьего года жизни образовательная область:познавательное развитие тема:транспорт

Познавательное развитие. Расширение кругозора.Тема: «Транспорт»Программное содержание.Цель: закрепить знания о разнообразии транспортных средств.Задачи: Образовательные:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (логопедическая группа) в старшей группе по теме: «В гостях у Красной Шапочки»

Цель: Формирование навыка правильного звукопроизношения.Задачи:- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие ...