Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)
Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, народным промыслом. Расширять знания о характерных особенностях Старооскольской глиняной игрушки, ее узорах.
- Развивать творчество, чувство цвета, формировать эстетический вкус. Закреплять умение украшать декоративными узорами силуэты игрушек (полосочки, кружочки, точки).
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за русский народ.
- Содействовать возникновению чувства радости от проявленного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_patrioticheskoe_vospitanie_-_srednyaya_gruppa.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа
Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе
Подготовил: воспитатель группы № 103 «Знайки» Разумова Е.П.
Старый Оскол, 2024
Название темы. «Старооскольская игрушка»
Возраст детей, образовательная область. 4 - 5 лет, познавательное развитие.
Цель. Воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, народным промыслом. Расширять знания о характерных особенностях Старооскольской глиняной игрушки, ее узорах.
- Развивать творчество, чувство цвета, формировать эстетический вкус. Закреплять умение украшать декоративными узорами силуэты игрушек (полосочки, кружочки, точки).
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за русский народ.
- Содействовать возникновению чувства радости от проявленного творчества.
Планируемые результаты: иметь представление о родном городе, дети воспринимают художественные образы декоративно-прикладного искусства; украшают декоративными узорами силуэты игрушек (полосочки, кружочки, точки), взаимодействуют в коллективе сверстников, проявляют чувства радости от совместной деятельности.
Образовательные ресурсы:
Демонстрационный материал. Глиняные Старооскольские игрушки, альбом «Старооскольская игрушка», образцы росписи Старооскольской игрушки, ИКТ, презентация, флешка с народными мелодиями, скоморошьи колпаки.
Раздаточный материал: шаблоны, гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки (на каждого ребёнка), клеёнка.
Предварительная работа:
- Беседы о народных промыслах, обычаях и традициях русского народа;
- Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;
- Изодеятельность детей на темы народных промыслов;
- Разучивание потешек, песенок, частушек, народных игр;
- Создание уголка «Родной край».
Этапы занятия и время | Формы, методы и приемы работы | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность ребенка | Результат |
Организационный момент (1 мин) | Организация проблемной ситуации | Дети и педагог встают в круг. -Здравствуй, небо голубое, | Согласовывать движение с текстом | Организация мотивации к образовательной деятельности |
Мотивационно-ориентировочный (1 мин) | Звучит народная мелодия Художественное слово Рассматривание фотографий ярмарки | Воспитатель в колпаке скомороха: - Ярмарка! Ярмарка! Широкая ярмарка! Проходите! Заходите! Хотите - смотрите! Деньги есть - купите! | Ответы детей | Выбор детей |
Поисковый (1 мин) | Проблемная ситуация Рассматривание фотографий ярмарки | - Ребята! Хотите пойти на ярмарку да узнать получше, что это такое? - Ярмарка - это радостное, веселое, праздничное настроение, это шутки, игры - Приглашаю вас поучаствовать в ярмарке. - В этом нам помогут вот эти веселые колпаки. Его нужно надеть, и мы сразу окажемся на веселой ярмарке | Ответы детей. Дети одевают колпаки | Координация речи и движений Знакомство с ярмаркой |
Практический (16 мин) | Художественное слово Показ и рассматривание Старооскольской глиняной игрушки Физминутка: игра «Карусель» Коллективная работа. Звучат русские народные мелодии | - Дорогие господа! Посмотрите все сюда! Игрушки Старооскольские На все манеры! Вот вам барыни А вот и кавалеры! У барынь алые щеки и губки, Нарядные платья и теплые шубки. Хоть весь базар обойдете - Лучше барынь не найдете! Игрушки из Оскола всюду славятся, Проходите скорее, вам понравятся! Играть любят все, даже взрослые. -Этими фигурками из глины можно и играть, и свистеть, и любоваться. Раньше такие игрушки были в каждом доме. - Есть такие у вас? Хотите узнать, что это за игрушки? - Называются они Старооскольские. - Родился город на Осколе Давно в седую старину. Став крепостью по царской воле, Он грудью защищал страну. - И назвали люди этот город Старый Оскол. Здесь любили песни, пляски, Здесь рождались чудо - сказки, Вечера зимой длинны- И лепили там из глины. Вокруг города располагались огромные залежи глины. - Целые семьи занимались гончарным делом. Повсюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь, нянь. Даже женщины и дети лепили игрушки и расписывали их после обжига в печах (горнах). Все игрушки не простые, А волшебно-расписные Разноцветные кружочки, И полосочки, и точки. Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Старооскольскую игрушку легко отличить от других - они не красятся и не глазируются. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера. — Вот олень: Через горные отроги, Через крыши деревень, Длиннорогий, желторотый Мчится глиняный олень. - Краше всех индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. — Вот барашек-свисток. Левый рог-завиток, Правый рог-завиток, На груди - цветок. - Посмотри, как хороша Эта девица-душа! Щечки алые горят, Удивительный наряд. - А за ними кони, кони. Вновь за тридевять земель И пестреет от погони Глиняная карусель. - А какая же ярмарка без карусели! Садитесь, ребята! - Еле – еле, еле – еле, Закружились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! 1 и 2, 1 и 2 – вот и кончилась игра! - Хотите стать мастерами и сделать игрушку? Выбирайте любой шаблон и проходите за столы. - Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл: круги – солнце, волнистые линии – вода, маленькие кружочки – семена. Зовут ее народная игрушка. В местных лесах зародилась, Оскольской глиной заводилась, Из песочка нашей речки, Обжигалась в жаркой печке, Краской яркой покрывалась, На ярмарке широкой продавалась! | Ответы детей Дети берут в руки, рассматривают, называют элементы узора. Дети пробуют посвистеть. Дети сравнивают роспись 2-3 барышень. Дети берутся за ленточки, прикрепленные к зонтику, идут и бегут по кругу со словами Дети украшают свои игрушки | Знакомство со Старооскольской игрушкой Знакомство с мастерами, способом изготовления игрушки Знакомство с игрушками Старооскольских мастеров Позитивное настроение Выражение и самореализация в продуктах творчества. |
Рефлексивно- оценочный (1 мин) | Оценка занятия | - Ребята, где мы с вами сегодня побывали? - Что узнали нового и интересного? | Дети выполняют условия задания. | Выводы. Поощрения детей. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по речевому развитию в средней группе Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
Целью данной работы является: Развитие монологической речи детей среднего дошкольного возраста...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"
Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Мы идем на День Рождения к Эльзе»
Цель: дать детям знания о том, как нужно собираться на День Рождения...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию.Средняя группа
Технологическая карта по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста "Поможем гномику".Главной целью является уточнение и расширение представление детей о диких животных...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе "Вода - водица"
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования с водой. с целью выявления свойств воды....
Технологическая карта непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «На арене цирка».
Данная методическая разработка продолжает знакомить детей с профессиями артистов цирка. В ходе занятия воспитывает у детей уважение к артистам цирка. Воспитатель помогает создавать д...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе с применением STEАM технологий
Цель: понимание детьми свойств воды, развитие познавательной активности с помощью STEAM технологий.Задачи:Образовательные:• формировать и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, ...