Особенности чувашских народных сказок для чтения и рассказывания дошкольников, раскрывающие традиции, обычаи народа по сказкам «Нужда», «Чемень», «Улып».
материал (старшая группа)
В значительной степени морально-нравственные устои
у подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа,
формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок.
Однако возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения
средств массовой коммуникации и феноменов поп-культуры, рост
урбанизации, привели к постепенной трансформации подходов и методов
воспитания, неразрывно связанных с национальной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_chuvashskih.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности чувашских народных сказок для чтения и рассказывания дошкольников, раскрывающие традиции, обычаи народа по сказкам «Нужда», «Чемень», «Улып».
Аннотация: В значительной степени морально-нравственные устои
у подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа,
формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок.
Однако возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения
средств массовой коммуникации и феноменов поп-культуры, рост
урбанизации, привели к постепенной трансформации подходов и методов
воспитания, неразрывно связанных с национальной культурой.
У чувашского народа много сказок, и их все можно условно разделить на три группы: волшебные или героические, бытовые и сказки о животных. Первые — это художественный вымысел и большой полет фантазии, а их главный идейный мотив — борьба со злом за правду, за счастье народа. Самый распространенный сюжет этих сказок такой: злые силы крадут у народа благополучие и накликают на него беды, и тогда крестьянин отправляет своего сына на поиски страны счастья, и в пути юноша борется за возвращение украденного благополучия, мстит злым силам за оскверненную честь родных и своего народа.
Нередко сказки переплетаются с народными легендами (халапсем) о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, о булгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, об Емельяне Пугачеве. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе — национальном мифическом добром герое-великане.
В чувашском фольклоре много сюжетов, похожих на сказки других народов. Но в сказках чувашей есть одна особенность — в них благотворная связь с землей становится сакральной, а труд на ней возвеличивается. Встречается также особый жанр народного творчества — заговоры и заклинания, связанные с языческим культом.
В волшебных сказках главные персонажи делятся на положительных
и отрицательных героев. Классическими образами таких героев в
чувашских народных сказках являются богатыри (Улып, Чемень, Юман-
батыр, Ту-батыр и др.). В сказках главный положительный герой проходит
через испытания: предварительное (некая фигура контролирующая знание
героем правил поведения), основное (подвиг, ведущий к ликвидации
первоначальной беды) и дополнительное (испытание на идентификацию).
Во время прохождения испытания герой получает средство для
достижения конечной цели, таким средством является волшебный дар или
необычные способности (острый ум, богатырская сила, ловкость,
способность к преображениям).
У каждого народа есть свои герои. И чувашская земля славилась
своими богатырями. Одним из них является Улып. Он был огромного
роста и обладал богатырской силой. По преданию наших предков, из рода
в род передававших сказания о добром великане Улып, в те древние времена, когда в наших краях шумели только сплошные дремучие леса и
не было людей, спустился к нам с южных Армазейских гор. Улып-Великан
был послан на нашу землю богом-громовержецем Аслати творить добро. В
своих деяниях Улып был поистине трудолюбивым, добрым, и не зря
чувашский народ считал его своим вождём.
Есть и противоречивые образы в чувашской мифологии. Одним из
самых сложных и древних является образ Киремет. В большинстве
тюркских языков слово киремет означает «чудо, благородство,
целительное средство». Наши древние предки чуваши всегда очень
почитали места обитания духов Киремет. К священным местам люди
старались относиться с уважением, боялись своим излишним
любопытством потревожить место обитания другого существа, Старались
вблизи таких мест не говорить громко, не сквернословить и не совершать
что-то непристойное.
Другим не менее известным богатырём был Чемень. Легенда о нём
нам поведала о прекрасном и добром покровителе, к которому любой
человек мог обратиться за помощью. Слава богатырской силе Чеменя
распространилась далеко за пределы чувашской земли, и враги не
решались меряться с ним силой и отвагой. Наш народ не зря о таких людях
говорит: «Ыр çын вилсен ят юлать» («Добрый человек умрет, слава
останется»).
В чувашских сказках и мифах присутствуют и отрицательные
персонажи. Сказка «Нужда» рассказывает о приключениях бедного, но неунывающего Васлея. Причину бедности он видит в фантастическом образе Нужды, которая ни с того ни с сего привязывается к человеку и преследует его, пока не отвяжется. Сказка с юмором раскрывает различие характеров Васлея и его тестя.
Одним из самых страшных и опасных героев является Ултă
хěре çиекен, Вупăр. В сказке этот персонаж является ведьмой (злой
волшебницей). Она живёт среди людей, которые о ней не догадываются.
Временами она превращается в быка, съедает людей и животных. Но в
итоге её разоблачают, и добро в сказке побеждает зло.
В нашем современном обществе сказки однозначно признаны
неотъемлемой важной частью всего того, что призвано в деле воспитания и
формирования культуры поведения у детей. Мы никогда не должны
забывать рассказывать и слушать сказки. Этот хороший, добрый древний
обычай внушает детям основные традиционные ценности развития. Сказки
на своих образах показывают детям, что жизнь жестоко наказывает всех
тех, кто не ценит и не понимает основной ценности человека –
повседневного и упорного труда.
Таким образом, чувашские сказки и легенды оказывают влияние на
нравственно-этическое воспитание дошкольника. Художественное слово,
произведения устного народного творчества содержит в себе
педагогическую мудрость, служат прекрасным средством нравственного
воспитания обучающихся, способствует возникновению ярких
художественных образов, которые вызывают у детей глубокие
переживания, осмысление и эмоциональный отклик. Ценностью
художественного слова является возможность анализа положительных
результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и
моделей поведения положительных и отрицательных персонажей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
для студ. высш. и сред. учеб. заведений. 2 изд., стер. Москва.: изд. центр
«Академия», 2005
2. Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях
народной педагогики : монография / О.В. Коротких. - Москва : ИНФРА-М,
2020. - 128 с.
3. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].Чебоксары : Чуваш.
кн. изд-во, 1993. - 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека чувашских народных сказок
Картотека чувашскихнародных игрБатыр и Чиге-хурсухалЧувашская сказкаДавным-давно жили-были старик со старухой. Весь свой век они мирно трудились, а кроме ветхой избенки на подпорках да...
Логопедическое развлечение-викторина «В гостях у чувашских народных сказок»
Логопедическое развлечение - викторина "В гостях у чувашских народных сказок" может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Картотека чувашских народных сказок
Чувашские сказки...
Педагогический проект «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»
Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патри...
Консультация для воспитателей. Использование чувашских народных игр в работе со старшими дошкольниками.
Консультация поможет воспитателям обогатить игровую деятельность дошкольников народными играми, поможет в подборе приемов для организации....
«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»
laquo;Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»...
Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»
Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...