Особенности чувашских народных сказок для чтения и рассказывания дошкольников, раскрывающие традиции, обычаи народа по сказкам «Нужда», «Чемень», «Улып».
материал (старшая группа)

Петрова Людмила Владимировна

В значительной степени морально-нравственные устои

у подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа,

формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок.

Однако возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения

средств массовой коммуникации и феноменов поп-культуры, рост

урбанизации, привели к постепенной трансформации подходов и методов

воспитания, неразрывно связанных с национальной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_chuvashskih.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности чувашских народных сказок для чтения и рассказывания дошкольников, раскрывающие традиции, обычаи народа по сказкам «Нужда», «Чемень», «Улып».

Аннотация: В значительной степени морально-нравственные устои

у подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа,

формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок.

Однако возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения

средств массовой коммуникации и феноменов поп-культуры, рост

урбанизации, привели к постепенной трансформации подходов и методов

воспитания, неразрывно связанных с национальной культурой.

У чувашского народа много сказок, и их все можно условно разделить на три группы: волшебные или героические, бытовые и сказки о животных. Первые — это художественный вымысел и большой полет фантазии, а их главный идейный мотив — борьба со злом за правду, за счастье народа. Самый распространенный сюжет этих сказок такой: злые силы крадут у народа благополучие и накликают на него беды, и тогда крестьянин отправляет своего сына на поиски страны счастья, и в пути юноша борется за возвращение украденного благополучия, мстит злым силам за оскверненную честь родных и своего народа.

Нередко сказки переплетаются с народными легендами (халапсем) о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, о булгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, об Емельяне Пугачеве. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе — национальном мифическом добром герое-великане.

В чувашском фольклоре много сюжетов, похожих на сказки других народов. Но в сказках чувашей есть одна особенность — в них благотворная связь с землей становится сакральной, а труд на ней возвеличивается. Встречается также особый жанр народного творчества — заговоры и заклинания, связанные с языческим культом.

В волшебных сказках главные персонажи делятся на положительных

и отрицательных героев. Классическими образами таких героев в

чувашских народных сказках являются богатыри (Улып, Чемень, Юман-

батыр, Ту-батыр и др.). В сказках главный положительный герой проходит

через испытания: предварительное (некая фигура контролирующая знание

героем правил поведения), основное (подвиг, ведущий к ликвидации

первоначальной беды) и дополнительное (испытание на идентификацию).

Во время прохождения испытания герой получает средство для

достижения конечной цели, таким средством является волшебный дар или

необычные способности (острый ум, богатырская сила, ловкость,

способность к преображениям).

У каждого народа есть свои герои. И чувашская земля славилась

своими богатырями. Одним из них является Улып. Он был огромного

роста и обладал богатырской силой. По преданию наших предков, из рода

в род передававших сказания о добром великане Улып, в те древние времена, когда в наших краях шумели только сплошные дремучие леса и

не было людей, спустился к нам с южных Армазейских гор. Улып-Великан

был послан на нашу землю богом-громовержецем Аслати творить добро. В

своих деяниях Улып был поистине трудолюбивым, добрым, и не зря

чувашский народ считал его своим вождём.

Есть и противоречивые образы в чувашской мифологии. Одним из

самых сложных и древних является образ Киремет. В большинстве

тюркских языков слово киремет означает «чудо, благородство,

целительное средство». Наши древние предки чуваши всегда очень

почитали места обитания духов Киремет. К священным местам люди

старались относиться с уважением, боялись своим излишним

любопытством потревожить место обитания другого существа, Старались

вблизи таких мест не говорить громко, не сквернословить и не совершать

что-то непристойное.

Другим не менее известным богатырём был Чемень. Легенда о нём

нам поведала о прекрасном и добром покровителе, к которому любой

человек мог обратиться за помощью. Слава богатырской силе Чеменя

распространилась далеко за пределы чувашской земли, и враги не

решались меряться с ним силой и отвагой. Наш народ не зря о таких людях

говорит: «Ыр çын вилсен ят юлать» («Добрый человек умрет, слава

останется»).

В чувашских сказках и мифах присутствуют и отрицательные

персонажи. Сказка «Нужда» рассказывает о приключениях бедного, но неунывающего Васлея. Причину бедности он видит в фантастическом образе Нужды, которая ни с того ни с сего привязывается к человеку и преследует его, пока не отвяжется. Сказка с юмором раскрывает различие характеров Васлея и его тестя.

Одним из самых страшных и опасных героев является Ултă

хěре çиекен, Вупăр. В сказке этот персонаж является ведьмой (злой

волшебницей). Она живёт среди людей, которые о ней не догадываются.

Временами она превращается в быка, съедает людей и животных. Но в

итоге её разоблачают, и добро в сказке побеждает зло.

 В нашем современном обществе сказки однозначно признаны

неотъемлемой важной частью всего того, что призвано в деле воспитания и

формирования культуры поведения у детей. Мы никогда не должны

забывать рассказывать и слушать сказки. Этот хороший, добрый древний

обычай внушает детям основные традиционные ценности развития. Сказки

на своих образах показывают детям, что жизнь жестоко наказывает всех

тех, кто не ценит и не понимает основной ценности человека –

повседневного и упорного труда.

Таким образом, чувашские сказки и легенды оказывают влияние на

нравственно-этическое воспитание дошкольника. Художественное слово,

произведения устного народного творчества содержит в себе

педагогическую мудрость, служат прекрасным средством нравственного

воспитания обучающихся, способствует возникновению ярких

художественных образов, которые вызывают у детей глубокие

переживания, осмысление и эмоциональный отклик. Ценностью

художественного слова является возможность анализа положительных

результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и

моделей поведения положительных и отрицательных персонажей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:

для студ. высш. и сред. учеб. заведений. 2 изд., стер. Москва.: изд. центр

«Академия», 2005

2. Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях

народной педагогики : монография / О.В. Коротких. - Москва : ИНФРА-М,

2020. - 128 с.

3. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].Чебоксары : Чуваш.

кн. изд-во, 1993. - 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чувашских народных сказок

Картотека чувашскихнародных игрБатыр и Чиге-хурсухалЧувашская сказкаДавным-давно жили-были старик со старухой. Весь свой век они мирно трудились, а кроме ветхой избенки на подпорках да...

Логопедическое развлечение-викторина «В гостях у чувашских народных сказок»

Логопедическое развлечение - викторина "В гостях у чувашских народных сказок" может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Педагогический проект «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»

Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патри...

Консультация для воспитателей. Использование чувашских народных игр в работе со старшими дошкольниками.

Консультация поможет воспитателям обогатить игровую деятельность дошкольников народными играми, поможет в подборе приемов для организации....

«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»

laquo;Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»...

Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...