Педагогический проект «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»
проект (младшая группа)

Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, вхождению их в мир чувашской культуры; становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации в условиях социокультурной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_m.ya_.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.). 

Паспорт проекта

Название проекта: «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»

Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, вхождению их в мир чувашской культуры; становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации в условиях социокультурной среды.

Актуальность проблемы: Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.  В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.

Тип проекта: информационно-творческий;

По характеру содержания: игровой;

По числу участников проекта: групповой;

По времени проведения: проект средней продолжительности (2 месяца);

Участники проекта: дети, воспитанники, родители;

Образовательные области: Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Цель проекта: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание на основе использования чувашских народных сказок.

Задачи проекта:

  • создать в группе сказочно-игровое пространство «Мир чувашских народных сказок»: центр народной сказки, мини-библиотеку, театрально-игровой центр;
  • познакомить с произведениями чувашского народного творчества (сказками);
  • формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему;
  • приобщить родителей к активному участию в реализации проекта,
    помочь им понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
  • воспитывать желание сохранять и использовать фольклор, традиции, обычаи народа;
  • разработать систему работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования чувашских народных сказок.

Ожидаемый  результат

Дети:

  • зародятся нравственно-патриотические чувства к малой Родине;
    сформируется понимание своей принадлежности к национальности;
    разовьется интерес к традициям и обычаям чувашского народа;
    сформируется уважение к народному творчеству
  • появится понимание важности начала нравственно-патриотического воспитания личности в дошкольном детстве;
  • удастся вызвать интерес семей к проблемам ребенка, детского сада;
  • появится желание участвовать в праздниках и развлечениях, посвященных традициям чувашской культуры;
  • примут участие в изготовлении чувашских дидактических игр;
  • примут участие в изготовлении чувашских кукол;
  • примут участие в составлении генеалогического древа своего рода .

Родители:

  • появится понимание важности начала нравственного воспитания личности в дошкольном детстве;
  • появится желание участвовать в праздниках и развлечениях, посвященных традициям чувашской культуры;
  • примут участие в изготовлении чувашских дидактических игр;
  • примут участие в изготовлении чувашских кукол;
  • примут участие в составлении генеалогического древа своего рода.

Реализация проекта

Этапы

Пути реализации

Сроки исполнения

1

Подготовительный

  • Разработка проекта;
  • Разработка перспективного плана реализации проекта;
  • Подбор приемов и методов;
  • Подбор художественной литературы для чтения;
  • Разработка анкет для родителей;
  • Анкетирование родителей по выявлению мнений о значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, чувашской культуры в развитии личности детей;
  • Составление картотеки чувашских игр, сказок, потешек, песен и др.

01-20.03. 2017 г.

2

Практический

Работа с детьми:

  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Чувашские игры;
  • Ознакомление с традициями чувашского народа;
  • Рассматривание предметов одежды чувашского костюма;
  • Подготовка презентации проекта.

Работа с родителями:

  • Изготовление кукол в национальных костюмах;
  • Конкурс чувашских блюд;
  • Родительское собрание;
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей;

20.03. – 20.04. 2017 г.

3

Заключительный

  • Защита проекта на педагогическом совете.
  • Разработка плана повышения педагогической культуры родителей и работы с детьми на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок».
  • Показ детям сказки на Неделе чувашского языка и культуры «Дед баба и луна».

20.04 – 25.04.2017

25 апреля

Просветительская работа с педагогами по нравственному воспитанию: знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой с использованием чувашских народных сказок.

Просветительская работа с родителями по нравственному воспитанию:

Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к чувашским народным сказкам). Создать в группе сказочно-игровое пространство «Мир чувашских народных сказок»: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр.

План работы с детьми по нравственному воспитанию:

- чтение чувашских народных сказок. Обсуждение характера героев  сказок, их черты характера.
- беседы по сюжету сказки;
- пересказ сказки;
- решение нравственных ситуаций;
- проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольного, пальчикового театра, и кукол бибабо;
- рассматривание иллюстраций по чувашским народным сказкам;
- слушание сказок в аудиозаписи («Дети ветра», «Хитрая плясунья», «Луна в колодце»;
- просмотр мультфильмов по мотивам чувашских народных сказок: «Как луну из колодца доставали», «Как река начиналась», «Почему сосна всегда зеленая» и др.

- дидактические игры;
- постановка сказки для детей младшего дошкольного возраста «Дед, баба и луна».

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 1-ой младшей группы по изучению нравственных сторон чувашских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов группы, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Выводы: проект должен стать мощным импульсом к развитию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Ведь с помощью сказки, ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью) научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства. В ребенке зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Список литературы:

  1. Дети Ветра: чувашские сказки / перераб. и обраб. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с.
  2. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск № 27, 2013
  3. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  4. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  5. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  6. Старичок с ноготок: сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с.
  7. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  8. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  9. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  10. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993.,  351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....