«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»
консультация
«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»
«Если вы хотите узнать душу народа,
приглядитесь, как и во что играют ваши дети»
народная мудрость.
В настоящее время актуальной и очень важной задачей является сохранение национальной культуры и традиций, формирование национального самосознания человека. И делать это необходимо с раннего возраста.
ФГОС ДО 1.4. Основные принципы дошкольного образования:
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Значение Народной игры:
- укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;
- знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность
и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов; - формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки
к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу; - развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
- развивает эмпатичные способности;
- формирует чувства принадлежности к своему народу.
Народные игры позволяют решать следующие задачи:
- развитие умений выполнять игровые образы;
- развитие творческой индивидуальности;
- развитие музыкального и эстетического вкуса;
- развитие всех психических процессов;
- формирование понимания красоты речи;
- формирование духовной сферы, патриотических чувств;
- развитие эмоциональной сферы;
- формирование физических качеств, здоровья;
- формирование коммуникативных качеств;
- приобщение к народной культуре, традициям.
Игра – способ познания окружающего мира. Развивали кругозор. В народной игре малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми , их повадками , движениями, местами обитания, издаваемыми звуками.
Единой классификации народных игр – нет. Каждый исследователь предлагает свой взгляд.
На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);( игры на Масленицу, святочные игры, игры на Пасху)
в) по отношению к природе (природные); про животных, растения деревья, природные явления).
г) трудовые (бытовые) («Мы капусту рубим», «Прялица», «Сошьем Дуне Сарафан»)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий (Вертепные представления, выступления ряженых. Колядки...)
З) игры – забавы ( пальчиковые, на коленках(«По кочкам…»)
Классификация из книги «народные игры в детском саду» Лялина Л. А.
- Хороводные
- Сидячие ( Колечко)
- Подражательные ( имитационные) ( Заинька топни ножкой)
- С выбором с диалогом
- С преследованием ( Догонялки)
- Игры с предметами ( игры с народной куклой, народными игрушками( Бирюльки, Кольцебросы, закидушки)
Рассмотрим некоторые виды народных игр .
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка
и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.
В народной игре раскрывается трудовая деятельность народа, образ жизни, место проживание, его быт, традиции ( охотник, приносивший из леса зайца, хвостик отдавал играть детям, так появились игры «Подуй на хвостик» , «Поймай»
В хороводных играх видно, как общаются представители того или иного народа России, здороваются, прощаются с какими словами и какими способами. В обрядовых играх выделяются кому и как поклоняются народы, какие дары преподносят . В народных играх передаётся опыт старшего поколения . Через народные игры формируются нравственные качества , ценимые в народе.
Игры с народными игрушками:
Народные игрушки успокаивали малыша, согревали (тряпичные куклы, положенные в люльку), развивали слух (звуковые, музыкальные игрушки и инструменты: рожки, свистульки, трещетки, Жужжалки. Фуркалки) механические игрушки типа деревянный волчок, мельница, каталка -знакомили с элементами техники. Игрушки – забавы – веселили и отвлекали малышей. Это игрушки с движением (Мужик и медведь», «курочки», «заяц – барабанщик») Игрушки стимулировали движения, активизировали слух и зрение, внимание, помогали ориентироваться в пространстве.
Погремушка – первая игрушка новорожденного ребенка. Назывались у разных народов по-разному: грямушки, тарахтушка, шаркуны, складушки, брякулки, брякушки. Делались из бересты, щепы, дерева, глины, из рыбьих пузырей, и кожи животных. Наполнялись сушёным горохом, бобами, камешками. Имели ручку – держатель или приспособление для крепления над детской люлькой. Вид и звук погремушки помогали отвлечь плачущего ребенка, развивали мелкую моторику, и двигательные функции.
Игры с природным материалом - игры с камешками , игра в кости, в ножички (захват земли) – развивали внимание, меткость, сообразительность.
Народные игрушки у каждого народа изготавливались из материалов характерных месту проживания. Мех и кость у народов севера, в средней полосе России – дерево, глина, лен, на юге России – хлопок, глина, металл, шерсть. Игрушки делали в виде характерных для места проживания народа животных, обитающих на территории, куклы одевали в национальные костюмы и украшения.
Игрушками являлись предметы быта и труда в уменьшенном варианте, что способствовало приобщению к труду через игру. Уменьшенная посуда, тележки, веретена, прялочки, уменьшенный столярный инструмент , упряж для игрушечной лошадки.
Специально созданное оборудование для игры:
Изготовленное изначально для взрослых состязаний или обрядов постепенно такое оборудование адаптировалось для детей. Потому что дети переносили досуг взрослых в свою игровую деятельность. ( Качели. Столб. Карусель, горки)
Таким образом можно подвести итог: Выразительность и доступность народных игр и игрушек активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений
об окружающем мире, развитию психических процессов.
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это
не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Игры дают детям навык совместной работы. Во всех коллективных играх решается единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели. Действуя в рамках установленных форм и правил.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»
Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа
В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области...
01.2022 Искусство, традиции и обычаи народов России. Пономарёва А.Г., Зайцева М.А., Тюлькова Н.Г.
Учебно-методическая копилка приемов и методов логопедического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи...
01.2022 Искусство, традиции и обычаи народов России. Утёмова Г.В.
Учебно-методическая копилка приемов и методов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития психических проц...
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа
Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...